Патриотическое воспитание учащихся через музейную деятельность
статья на тему

Баринова Елена Геннадьевна

Отчет о работе музея на заседании педагогического совета школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_cherez_muzeynuyu_deyatelnost.docx45.53 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание школьников

через музейную деятельность

Средняя общеобразовательная школа№22  Коврова - одна из самых больших и новых школ города, расположенная в центральном микрорайоне, жителями которого в основном являются работники градообразующего предприятия –ЗиДа (завод имени В.А.Дегтярёва).Несмотря на небольшой срок существования школы, в коллективе сложились свои традиции в обучении и воспитании, которые помогают создать условия для воспитания высоконравственной личности через формирование патриотического сознания учащихся. Важным звеном в системе гражданско-патриотического воспитания в нашей школе является школьный музей  истории детских и юношеских организаций.

Работа по созданию школьного музея началась в 2002 году с открытия раздела «Летопись школы». В процессе работы творческой группы, состоящей из учителей и учащихся - членов Совета старшеклассников, возникла идея о создании школьной детской организации, что в свою очередь повлекло за собой обращение к опыту предыдущих поколений.  

В марте 2005 года была открыта экспозиция краеведческой комнаты, в которой силами педагогов, родителей  и учащихся школы  собраны  уникальные документы об истории  создания и деятельности скаутской, пионерской и комсомольской организаций РСФСР, СССР и РФ.  Основные разделы экспозиции рассказывают о скаутском движении, о создании первых пионерских отрядов, о жизни и деятельности пионеров и комсомольцев в предвоенные, военные и послевоенные годы, о Всесоюзных пионерских маршах и о современных детских и юношеских организациях.

В 2008 году музей был  паспортизирован.

Цель работы музея - пробудить у детей интерес к познанию истории своей школы, родного края, познакомить их с историей создания и деятельности значимых детских и юношеских организаций, активизировать нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения, вовлечь в поисковую работу для сохранения и укрепления школьных традиций. Школьный музей соединяет учебную и внеклассную деятельность. Это позволяет выделить общую тенденцию: стремление к системной работе, массовому приобщению учащихся к истории своей страны.

Краеведческая деятельность решает проблему соединения общего и дополнительного образования. Краеведение сохраняет уникальную способность формирования личности через преемственность исторического. Краеведческая деятельность способна помочь ребёнку в социальной и психологической адаптации к условиям реальной жизни, воспитать в нём цельного положительного мировосприятия.

В основе работы музея лежит такая форма,  как организация учебно-воспитательного процесса как образовательного общения,  которое является активной формой освоения знаний, практических умений и социальных навыков в процессе встреч с интересными людьми, экскурсий:  дети учатся самостоятельно работать с архивными документами, оформлять экспозиции, проводить экскурсии, осуществлять связь с учителями-ветеранами школы, устраивать вечера встреч, проводить мероприятия с выходом в классы, используя подлинный музейный фонд.

Образовательные задачи:

  1. приобретение знаний о родной школе;
  2. обучение самостоятельности в работе с краеведческой литературой в поиске необходимого материала;
  3. обобщение и систематизация краеведческих знаний.

Развивающие задачи:

  1. формирование грамотной речи;
  2. развитие самостоятельности и любознательности;
  3. расширение кругозора.

                               Воспитательные задачи:

  1. воспитание гражданско-патриотических качеств;
  2. формирование чувства причастности к истории своей школы;
  3. закрепление коммуникативных навыков и культуры общения.

                                               Ведущие направления деятельности

  1. Создание организационно-педагогических условий для формирования компетентности и установок на активную гражданскую позицию.
  2. Формирование установки на приоритет духовно-нравственных и гражданско – патриотических  основ жизнедеятельности, как в школе, так и в обществе в целом.
  3. Создание организационно-педагогических условий для актуализации активной социальной позиции школьников.

Данные направления реализуются на различных уровнях:

  •  учебном;
  • внеучебном;
  • социально-проектном.

                                         Принципы работы школьного музея

Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:

Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.

Использование в учебно-воспитательном  процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.

  • Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.
  • Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.
  • Связь с общественностью, с ветеранами педагогического труда.
  • Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.
  • Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.

Школа   сотрудничает с городскими и областными краеведческими организациями, музеями, историческими факультетами ВУЗов, библиотеками. С организациями, находящимися далеко от школы, взаимодействие осуществляется на уровне активного участия в городских, областных краеведческих мероприятиях, конференциях, смотрах, экскурсиях.

Для решения поставленных задач учитывается сложившееся социально-педагогическое пространство школы, связанное с краеведением.

Краеведческий музей

                                  О У города        

                ДДТ

               Совет ветеранов                                  ШКОЛА

                               

                               

                                     Музей ЗиДа                                                         Библиотеки

КАДО «Товарищ»

        

        При планировании краеведческой работы учитываются положения о смотрах и конференциях городского центра военно-патриотического воспитания, Совета ветеранов области и города, патриотического центра г.Ковров, созданного на базе патриотических общественных ветеранских организаций «ВОИН» и «Воинское братство».

        Наша школа   активно сотрудничает с экскурсионными бюро, что позволяет создать систему тематических экскурсий по родному краю с учетом возрастных особенностей учащихся.

В фондах музея находятся более тысячи подлинных экспонатов, которые представлены на стендах и в витринах. Среди них – атрибуты детских организаций, предметы быта, фотографии, письменные памятники (книги, газеты, письма, дневники, тетради и др.), личные вещи, документы ветеранов, игрушки. В 2006 году музей получил в дар от администрации города Коврова капсулу с землей Брестской крепости, привезенную делегацией города-побратима Бреста. Совет музея, состоящий из учителей, ветеранов, учащихся и родителей координирует поисково-исследовательскую, образовательно-просветительскую работу. На базе музея работают историко-краеведческий кружок и школа «Юный экскурсовод», члены которых поддерживают тесную связь с сотрудниками городского краеведческого музея, с городским Советом ветеранов, принимают участие в городских мероприятиях.

Знакомство учащихся и родителей со школьным музеем начинается с первого года обучения, расширяя возможности для успешного воспитания человека и гражданина. С младших классов музей предоставляет школьникам реальную возможность изучения истории страны, области, города, улицы, школы, семьи через:  

- получение дополнительной информации в ходе экскурсий, лекций, интегрированных уроков;

- участие в сборе, обработке, оформлении материалов и создании презентаций по изучаемым темам;

- совместную с родителями, педагогами и членами Совета музея работу по исследованию архивов своей семьи;

- знакомство с ветеранами войны и труда, спортсменами, художниками, музыкантами, представителями разных профессий, выдающимися выпускниками школы в рамках работы «Клуба интересных встреч»;

- подготовку и участие в познавательно- развлекательных мероприятиях, конкурсах и проектах историко - краеведческой направленности.

         Советом музея разработаны экскурсия по школе для гостей разного возраста, обзорная экскурсия по экспозиции музея с учетом возрастных особенностей учащихся, тематические экскурсии по каждому стенду и витрине, в ходе которых дети имеют возможность, используя схемы, завязать скаутские узлы; сидя за партой 50-х годов, написать перьевой или поршневой  ручкой 60-х годов своё пожелание музею; изготовить из ткани и пуговиц перочистку, выжечь свои инициалы прибором 70-х годов, пробарабанить простой  ритмический фрагмент в одиночку и в группе, попробовать свои силы в игре на горне, научиться завязывать пионерский галстук правильным узлом, изготовить из тетрадных обложек цветную бумажную цепь для новогодней ёлки. При этом у детей неизменно возникает интерес к тем членам своей семьи, которые могут рассказать подробнее и показать то, что заинтересовало ребёнка во время знакомства с подобными видами деятельности.

Интересно проходят совместные с родителями и старшими родственниками экскурсии по основной экспозиции музея. Часто, кроме интересной дополнительной информации по теме, члены Совета музея узнают о каком-то важном событии или человеке, а также получают в дар предметы быта, документы, игрушки, которые становятся объектом нового исследования.

 Если в первом классе работа с детьми осуществляется в основном на уровне пассивного восприятия  через прослушивание и обсуждение определенных краеведческих тем, через встречи, экскурсии, то уже со второго класса дети исследуют то, что их окружает, изучают родословную своей семьи, своего дома, школы, улицы, города. Учащиеся 5-7 классов знакомятся с историей и деятельностью детских и юношеских организаций в различные периоды истории нашей страны. Совместно с родителями, бабушками и дедушками дети собирают уникальный материал о жизни своей семьи, оформляют альбомы, создают презентации, рисуют плакаты, составляют семейные летописи. Под руководством Совета музея и при активном участии классных руководителей учащиеся 8-11 классов участвуют в поисково-исследовательской работе по направлению «Летопись школы», собирая и оформляя материал о педагогах, выпускниках, медалистах, спортсменах, людях интересных профессий.

В преддверии празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне особое внимание уделяется сбору материалов военно-исторической тематики, что позволяет учащимся ещё больше углубиться в историю своей семьи, а через неё - в историю своей страны. В начальной школе в рамках конкурса «Ученик года» традиционно проводится  представление семейных реликвий. Фотографии военных лет, письма с фронта, грамоты и документы, предметы быта, печатные издания: книги, газеты, журналы, самодельные игрушки - каждый предмет, бережно хранящийся в прабабушкиных шкатулках и сундуках, имеет свою, часто очень интересную историю. Конкурсы на лучшее сочинение, на самое интересное интервью-воспоминание, на выразительное чтение стихов и прозы о войне, на лучший рисунок или плакат, на самый интересный кроссворд, интеллектуальные игровые программы, проекты и компьютерные презентации по военно-исторической тематике, стенные газеты и конкурс инсценированной военной песни-всё это этапы подготовки к 70-му Дню Победы.

 Деятельность школьного музея осуществляется по направлениям: поисково-собирательская, фондовая, экспозиционная, экскурсионно-массовая и просветительская деятельность.

В ходе подготовки празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне поисково-собирательская деятельность предполагает:

1.Сбор материалов по военной тематике для школьного музея (через работу с детским, родительским, педагогическим коллективом  школы)

2.Организацию поиска детей военной поры, пионервожатых, активистов детских и юношеских организаций времён войны

3.Сбор информации об учителе рисования и черчения Дмитриеве Ю.К.-ветеране войны и труда, о родственниках учащихся и работников школы - участниках боевых действий и работниках трудового фронта, о детях войны.  

4.Оказание содействия  в использовании музейных материалов педагогами и детьми  в учебной и внеучебной деятельности.

5.Сотрудничество с работниками городского историко – мемориального  музея, городского отдела культуры, городских и районных школьных музеев, с Советом ветеранов, Патриотическим центром.

6.Создание компьютерных презентаций для «Музея в ноутбуке»,

7.Обновление музейной странички школьного сайта

Экскурсионная деятельность предполагает:

1.Разработку программы проведения мероприятий патриотической направленности, посвященных подготовке к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне

2.Дополнение раздела экспозиции «Пионерская организация в годы Великой Отечественной войны» материалами из семейных альбомов и воспоминаниями детей военной поры

3.Оформление раздела экспозиции о ВЛКСМ с использованием материалов о героическом участии комсомольцев в Великой Отечественной войне

4. Подготовку и проведение тематических экскурсий по разделам экспозиции музея:

- Пионерская организация Советского Союза в 1941 – 45 гг.,

- Пионеры-Герои Великой Отечественной Войны

- Комсомольцы-добровольцы (О героическом  участии комсомольцев и молодежи в Великой Отечественной Войне

- Ковров – Город воинской славы

- Ковровчане - Герои Советского Союза

- Города – герои

- Брестская крепость - герой

- Они ковали оружие Победы (о В.А.Дегтярёве и работниках предприятий

г. Коврова в годы войны)

5. Проведение тематических экскурсий

- для воспитанников ДОУ,

- для учащихся школы (по возрастам),

-для учащихся школ города и района,

- для родителей учащихся школы,

- для жителей микрорайона и гостей школы

6.Участие в подготовке и проведении школьной недели краеведения, школьной научной конференции, организация  тематических выставок, конкурсов, викторин

7.Участие в городских, областных конкурсах, конференциях, семинарах с использованием музейных материалов

8.Пропаганду работы музея и школы через СМИ города и области

9.Организацию встреч с ветеранами войны и труда, проведение акции «Память и забота».

10.Проведение Вахты памяти в День Победы у воинских мемориалов и памятников под девизом «Никто не забыт, ничто не забыто», поздравление ветеранов микрорайона

11.Проведение Всероссийского месячника оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества

12. Выпуск радио - линеек к знаменательным датам, цикла радиопрограмм «Награды Великой Отечественной»

13. Оформление сменных выставок по военной тематике с использованием собранного в результате поисковой работы материала в витринах музея, школьной библиотеки

14. Подготовку и оформление  проектов и презентаций историко-краеведческой тематики

15. Проведение Акции памяти, возложение цветов к памятникам погибших солдат в День памяти и скорби (с детьми летнего школьного лагеря «Улыбка»)

16. Проведение викторины, посвященной 70-й годовщине  Победы в Великой Отечественной войне.

18. Проведение творческих конкурсов, посвященных Великой Отечественной войне: конкурсы кроссвордов, рисунков, плакатов, рисунков на асфальте, стихов и прозы, сочинений, инсценированной военной песни, букетов «Салют Победы», компьютерных презентаций, статей в школьную газету, фотографий, кроссвордов, стенных газет по темам: «Улица имени Героя» (о

названиях улиц Коврова), «Полководцы Великой Отечественной», «Города-герои», «Награды Великой Отечественной»

19. Сбор материала  и подготовка презентаций по теме «Семейная реликвия» в рамках традиционного школьного конкурса «Ученик года»

 20. Подготовку и проведение вечера памяти «Говорят погибшие герои»

21.Проведение конкурсов знатоков истории «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг»

 22.Проведение зонг - митинга «Поклонимся великим тем годам»

( мероприятие для микрорайона)

23.Проведение заочных экскурсий по улицам Коврова, названным именами героев Великой Отечественной войны (в сотрудничестве с методистом ЦГДБ Коротковой Л.Ю.)

24.Проведение пешеходных экскурсий по старому Коврову (с использованием материалов архитектора Купряхиной О.Л., члена родительского комитета школы)

25.Проведение экскурсий в музей истории ЗиД (в сотрудничестве с руководителем музея ЗиД Никулиным В.В.)

26.Подготовка и проведение литературно-музыкальной композиции «Здесь птицы не поют» (бардовские военные песни)

27.Проведение лектория «Имена из Книги Памяти» (в сотрудничестве с руководителем музея ЗиД Никулиным В.В.)

28.Проведение экскурсий по Аллее Славы на Площади Победы (в сотрудничестве с руководителем музея ЗиД Никулиным В.В.)

29.Подготовку и проведение концерта для ветеранов войны и родителей «У войны не женское лицо»

30.Подготовку и проведение устного журнала «По дорогам войны»

31. Подготовку и осуществление проекта в системе INTEL «Пионеры – герои. Правда и вымысел»

        Совет школьного музея работает в тесном сотрудничестве с методическим объединением начальной школы, МО классных руководителей, МО учителей истории, МО учителей русского языка и литературы, школьной библиотекой и учителями музыки. Материалы музея часто востребованы для подготовки открытых уроков, бесед, познавательных и развлекательных мероприятий. Члены Совета музея постоянно используют музейные фонды при проведении традиционных школьных Дней самоуправления.

Под руководством главного музейного органа самоуправления – Совета музея ведется поисково-собирательская работа по изучению истории школы № 22, проводятся экскурсии по всем экспозициям музея и обзорная экскурсия по школе, организовываются выставки творческих и исследовательских работ учащихся и педагогов, массовые мероприятия по материалам музея, конференции «О чем расскажет старая фотография», «Памяти павших будьте достойны», «Герои войны». В рамках работы «Клуба интересных встреч» проводятся «Круглые столы», программы «От всей души», «Люди интересных профессий», «Гордость школы – выпускник» с известными в городе краеведами, работниками культуры, спортсменами, родителями – профессионалами, ветеранами войны и труда, успешными выпускниками, художниками и поэтами.

Традиционно в  школе   проводятся:

1. Встречи с воинами – интернационалистами, членами ветеранских общественных объединений

 2. Литературно-музыкальные композиции «История страны в пионерских песнях»,  «Вожатый – старший, верный и надежный друг ребят», «История моей семьи в пионерском движении», «Взять из прошлого огонь, а не пепел» и др.

3. Заседания литературного салона, посвященные творчеству поэтов, писателей, художников – наших земляков ( Кузнецова Ю.Э. и его дочери Марины, Синицына С.Ю, Б.Н.Седова, Синицына Ю.Н., Никитина С.Н., Голицына С.М., В.А.Солоухину, А.И.Фатьянова и др.)

«Я иду по земле», «На солнечной поляночке», «Мы славяне»

4. Конкурс рисунков  (1-4 классы) и газет (5-8 классы) «Родного неба милый свет»

5. Праздник  игры «Златые игры первых лет»

6. Выставка «Любимая игрушка моей семьи»

7. Конкурс чтецов «Своя земля и в горсти мила»

8. Конкурс инсценированных русских народных сказок

9. Фотовыставка «Ковров – родинка моя…»

10. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по теме  «Мой город»

11.Мероприятие  для микрорайона – встреча с ветеранами  в День пожилого человека

12. Научная конференция учащихся

13. Шефские мероприятия в реабилитационном детском центре

Члены Совета музея активно участвуют в организации и проведении культурно – массовых мероприятий, научных конференций,  конкурсов от школьного до международного уровня:

в интеллектуальных чемпионатах «Что? Где? Когда?», профильных учебных сменах Атом -классов по линии корпорации «Росатом» в гг. Москва и Нижний Новгород, в мероприятиях Всероссийской Малой Нобелевской Академии в г.Сочи.

Успешно была реализована идея «выездного музея» при подготовке и проведении юбилейного празднования 60 – летия детского оздоровительного лагеря «Берёзка» (Ковровский район, д. Репники), в котором были задействованы активисты музея – члены городского детского лидерского объединения «Товарищ». Используя съёмные стенды, мультимедийные материалы школьного музея, архивные материалы лагеря, творческая группа под руководством заместителя  директора ДОЛ «Березка» по воспитательной работе Бариновой Е.Г. подготовила и провела интерактивную экскурсию по территории лагеря для ветеранов, гостей и членов городской администрации. В течении всех 4-х смен юбилейного лета работала «Школа юного экскурсовода», подготовленными экскурсоводами проводились тематические экскурсии для отдыхающих детей и их родителей.

В осенние каникулы на базе школьного музея была организована профильная краеведческая смена. Кроме традиционных экскурсий по экспозиции школьного музея, для участников профильной смены из других школ города учителями – предметниками и старшеклассниками –активистами музея  совместно с работниками музеев города и библиотеки семейного чтения были проведены мастер классы, игровые программы, экскурсии, конкурсы краеведческой направленности. В течение всей смены учащиеся занимались поиском и исследованием материалов о Городах воинской славы России, положив начало работы над новым проектом музея.

          Активистам Совета музея удалось установить интернет - связь с учащимися и руководителем школьного музея Павловым А.А. из ГБОУ СОШ № 429 Города воинской славы Ломоносов, узнать новые факты о жизни и деятельности Дегтярёва В.А., проходившего воинскую службу в гарнизоне города Ораниенбаум - ныне Ломоносов, увидеть улицу и школу его имени, рассказать о его жизни и деятельности в нашем городе.

В июле 2013 года руководитель школьного музея Баринова Е.Г. поделилась опытом работы школьного музея с участниками III Международного педагогического форума в г.Санкт – Петербурге в формате «Открытый микрофон» -«Нам есть чем гордиться».

             Результатом поездки зам. директора по ВР Соловьёвой Е.В.. и руководителя музея Бариновой Е.Г. для участия в очном этапе конкурса воспитательных систем в городах Северной Осетии Владикавказе и Беслане стала дружеская связь с коллективом учителей и учащихся школы №1 г. Беслана, подвергшейся в 2004 году нападению террористов.

Активисты нашего музея, используя фото и видеоматериалы, предоставленные руководителем музея Бесланской школы, организовали мероприятия  по ознакомлению с подробностями  случившегося для младшего и среднего возраста, подготовили материалы по истории Города воинской славы Владикавказа. Кроме того, в ходе конкурса были проведены открытые мероприятия для конкурсантов, педагогов и учащихся Бесланской школы – мастер-класс «Моделирование воспитательной системы на основе основополагающих ценностей» и открытое занятие для учеников 7 класса «Заочное путешествие в Город воинской славы Ковров».

Девиз всей нашей деятельности - «Взять из прошлого огонь, а не пепел»- выбран Советом музея не случайно. Для учащихся, принимающих активное участие в работе Совета, наш музей - не просто склад старых, не нужных современному человеку вещей. Музей для них – это центр общения единомышленников, где сохраняется историческая память нашего народа.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме "Патриотическое воспитание учащихся, через дифференцированные формы обучения"

В творческом отчете представлен материал (из опыта работы учителя ОБЖ) по теме: "Патриотическое воспитание учащихся, через дифференцированные формы обучения"...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ...

ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Статья посвящена работе музея боевой славы 100-й стрелковой дивизии и музея этнографии  МБОУ СОШ №40 г Белгорода, работе педагогов - историков во внеурочное время по историко-патриотическому восп...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Патриотическое воспитание учащихся через урочную деятельность". март 2015 г.

Школьные учебные предметы в своем содержании имеют огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителюэффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развит...

«Гражданско - патриотическое воспитание учащихся через музейную деятельность как реализация основных принципов ФГОС ООО»

В статье рассматривается тема гражданско-патриотического воспитания шокльников на базе работы лицейской Комнаты Боевой славы....

Гражданско - патриотическое воспитание учащихся через музейную деятельность как реализация основных принципов ФГОС ООО

В статье рассматривается тема гражданско-патриотического воспитания школьников  на основе функционирования в лицее Комнаты Боевой Славы....

Патриотическое воспитание учащихся через урочную и внеурочную деятельность.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения все­гда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Ро...