Творческий отчет по теме "Патриотическое воспитание учащихся, через дифференцированные формы обучения"
статья по обж по теме

Макеев Андрей Анатольевич

 

В творческом отчете представлен материал (из опыта работы учителя ОБЖ) по теме: "Патриотическое воспитание учащихся, через дифференцированные формы обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchet.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Горковская  средняя образовательная школа

Патриотическое воспитание учащихся через, дифференцированные формы обучения

Развитие и образование ни одному человеку

не могут быть даны или сообщены. Всякий…

должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение.

А .Дистервег

Сегодня и завтра обществу нужен человек-творец. Поэтому задача школы дать ребёнку возможность не только получить готовое, но и открывать что-то самостоятельно; помогать ребёнку построить научную картину мира и создать предпосылки для его (ребёнка) социализации.

Основная методическая цель нашей школы – индивидуализация и дифференциация личности.

Исходя из этой цели, я вижу своё место в школе. Моя цель, как педагога организатора ОБЖ –  патриотическое воспитание учащихся через, дифференцированные формы обучения.  Воспитание чувства любви к школе, к малой Родине, формирование личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту Отечества, на основе боевых традиций наших Вооруженных Сил, славного военно-исторического прошлого России, многочисленных примеров мужества и героизма российских воинов, проявленных при защите Отечества. А воспитание такого человека невозможно без формирования ЗОЖ учащихся, т.к. патриот Родины должен быть здоровым и физически развитым человеком.

При этом решаются следующие задачи:

- формирование у молодежи чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России, особенно к Великой Победе над фашизмом;

- доведение до молодежи боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами;

- воспитание у молодежи готовности к защите Отечества и службе в армии;

- формирование глубокого понимания воинского и гражданского долга перед своим Отечеством;

- формирование у учащихся здорового образа жизни.

         Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, и организации, в том числе и образовательных, по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины.

Основой формирования российского патриотизма является обеспечение государством и всеми гражданами достойных условий экономической жизни и безопасности. Но перед обществом стоят проблемы:

  1. Уклонение от воинской повинности, дезертирство;
  2. Вандализм;
  3. Нарастающая угроза наркомании, алкоголизма, СПИДа.

         События последнего времени подтверждают, что наше общество стало утрачивать традиционно российское патриотическое сознание, обострен национальный вопрос, утрачивается истинное понимание интернационализма, появляется устойчивая тенденция падение престижа военной и государственной службы, поэтому необходимо неотложно решать проблемы системы воспитания патриотизма как консолидации общества и укрепления государства.

Я считаю, что гражданско-патриотическая работа нашей школы «Растим патриотов Отечества» достигнет своей цели, если в ходе ее проведения в сердца и души учащихся будет заложена мысль о том, что они являются наследниками и продолжателями неувядаемых традиций проявления мужества и героизма своих прадедов, дедов и отцов.

  Не открою коллегам-учителям секрета, если скажу, что уроки по основам военной службы особенно притягательны для детей - если, конечно, такие занятия задуманы с интересом и не сводятся к зубрежкам и муштровкам, формальной и нелюбимой школьниками стороне вопроса. В сфере военного дела детей (как мальчиков, так и девочек) интересует буквально все. Прежде всего, конечно, оружие и возможность выстрелить из него, научиться стрелять. Однако не меньший интерес вызывает история и памятные сражения, выдающиеся личности и подвиги, виды Вооруженных Сил и рода войск, несение караульной службы и строевые приемы, награды, знаки отличия и форма одежды. Словом, можно перечислять многое.

При умелом использовании данного арсенала военное обучение и военно-патриотическое воспитание осуществляются непринужденно и эффективно. Разные средства из этого арсенала я стараюсь использовать при любой возможности. А в такие периоды учебного года, как канун Дня защитника Отечества и Дня Победы, - наиболее активно. В это время в школе проходят различные классные и внеклассные мероприятия: встречи и беседы, викторины и конкурсы, соревнования и первенства. Все при этом заняты и довольны. Естественно, и сам чувствуешь удовлетворение.

 Особое место в новой программе по ОБЖ в 10 – 11кл. отводится вопросам военно-патриотического воспитания.

Познакомившись с программой 10 – 11 классов, я понял – чтобы насыщенная, нужная программа заработала на благо самих учащихся, общества и государства, необходимо воспитывать учащихся на российских традиционных ценностях (дружба, товарищество, взаимопомощь, уважение к старшим, терпение, скромность, стыд, совесть…). Необходимо было эти ценности реанимировать в рамках одного предмета в 10-11 классах. Каким образом? – Главная задача предмета ОБЖ в 10-11 классах – это обучение. За выполнение этой задачи я держусь как за якорь. Есть содержательные линии, есть календарный план прохождения учебного материала. Вторая задача – воспитание. Воспитание здорового человека.

Третья задача – развитие способностей. В рамках предмета необходимо развивать способности логического аналитического мышления, коммуникативные, но особое внимание мною уделяется развитию способности рассудительности, сострадания, сопереживания.

Надежной опорой в моей работе по этой проблеме является сформированная система преподавания патриотической направленности в школе, районе, области, стране, которая опирается  на следующие законы: 1) Закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98 г. 2) Письмо Министра общего и профессионального образования Российской Федерации от 14.07.98 г. № 1133/14-12. 3) Концепция «Военно-патриотического воспитания» и Постановление правительства РФ о подготовке граждан РФ к военной службе от 31.12.99 г. 4) Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы». Постановление правительства РФ от 16.02.2001 г. 5) Приказ Министра образования РФ от 30. 10. 2001 г. № 35-11 об утверждении подпрограммы к государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 г.».  

Актуальность проблемы патриотического воспитания, устойчивое внимание государства и общества к ней подтверждается появлением новой Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

 Изучив эти документы, я убедился, что проблема, над которой я работаю, актуальна и имеет длительную перспективу.

В основу моего опыта была положена педагогическая технология (модель) «Русская школа», авторами которой являются Гончаров И.Ф., доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского Педагогического университета и Погодина Л.Н., директор учебно-экспериментального комплекса «Русская школа», действующего на базе школы №141 г. Москва. Ее целевые ориентации:

1. Формирование нового русского человека – высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свое Отечество гражданина;

2. Возрождение традиционной русской культуры воспитания, включение учащихся в этнокультурную традицию как ее носителей и продолжателей;

3. Освоение культурного наследия России, одновременно приобщение к лучшим достижениям мировой цивилизации;

4.Пробуждение русского национального самосознания, русского духовного характера, глубинными чертами которого являются:

- идея единения и согласия, гармония народного бытия,

- идея Великой русской земли,

- ощущение исторического долга и преемственности поколений, служение отеческой Вере, государству, народу,

- идея семьи как частицы рода, в которой сливаются мысли и чувства о народе, долге, верности, духовной крепости и чистоте личных человеческих помыслов,

- идея духовного служения и стремления к истине,

- идея православия как энергии духовного единения, соборности, сострадания, служения высшим ценностям, богослужения,

- идея чинности «слаженности» бытия,

- идея святости и почитания святостроителей Русской земли и жизнетворчества ее народов,

- всечеловечность (всемирная отзывчивость).

Мой опыт переносит на эту модель предмет ОБЖ, где наукой я считаю знания, относящиеся к содержательным линиям программы. Считая составными частями патриотического воспитания такие понятия, как военно-патриотическое, героико-патриотическое, национально-патриотическое, гражданское воспитание, я в своей работе решил опереться и на ту часть, которая до сих пор необоснованно игнорируется – на национально-патриотическое воспитание.

Особенность методики для воплощения этой идеи заключается в том, что предполагается использование разнообразных форм и методов работы и контроля. При изучении одних тем – это может быть рассказ, лекция с использованием наглядных пособий, иллюстраций; для других – сотрудничество, сотворчество, тренировки в парах, группах, участие в общешкольных мероприятиях (День защитников Отечества, День Победы и др.). Могут использоваться индивидуальные методы работы с учащимися (помощь в подготовке сообщения, доклада, реферата). А так же работа с учебником, составление конспекта по предложенному плану или самостоятельно.

В своей работе реализую личностно-ориентированный подход в обучении.

Формы организации учебной деятельности на уроках разнообразны: индивидуальная, групповая, коллективная.

Довольно эффективна групповая работа. Например, предлагаю группе одинаковые задания, допускающие неоднозначное решение, с тем, чтобы завершить работу дискуссией между группами, или даю группам разные задания по одной теме, обсуждение отчёта каждой группы позволяет всем учащимся познакомиться с содержанием темы в целом.

Считаю актуальной коллективную форму организации учебной деятельности, которая развивает умение сотрудничать, кооперировать свои усилия, рационально организовывать совместный труд. В своей работе на уроках использую методики коллективного способа обучения: опрос мнений, турнирная методика,  взаимодиктант и др.

Осуществляю дифференцированный подход к учащимся в обучении ОБЖ, что  обеспечивает каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов. При этом мысленно объединяю учащихся в несколько временных типологических групп в соответствии с их интересами или успехами в изучении ОБЖ..  Использую приёмы обучения, отвечающие особенностям каждой группы. Предлагаю детям задания разного уровня сложности: творческие, проблемные задания или репродуктивные. Осуществляю дифференциацию также и по характеру помощи учащимся.

Применяю демонстрационный материал, таблицы, сигнальные загадки, схемы-конспекты. В их создании участвуют сами школьники. Это позволяет любому ученику реализовать свой творческий потенциал и продемонстрировать его окружающим

Опыт работы по проблеме охватывает вообще большинство изучаемых тем курса ОБЖ 10-11 классов, но более всего он приемлем при изучении содержательных линий «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» и «Основы военной службы». Поэтому далее я буду описывать и свое видение целей и выбор форм и методов работы, которыми эти цели достигаются.

«ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

Начну с того, что, на мой взгляд, является основной целью изучения тем этой содержательной линии. Многие педагоги не задумываются над этим вопросом и просто отрабатывают методику. В результате получается ученик, который, зная теоретический материал, совершенно не владеет духовно-нравственной стороной изучаемых вопросов. Получается своего рода человек-робот, способный все эти знания применять на практике, не задумываясь о последствиях. Поэтому основная педагогическая цель преподавания этих тем, как я считаю, не просто дать информацию, а еще и сформировать у учащихся мотивировку на сохранение и укрепление своего здоровья, на бережное, заботливое отношение к здоровью окружающих. При этом учащиеся должны понимать, что физическое здоровье не может быть самоцелью – это лишь средство для достижения более возвышенных целей в жизни: служению во имя Отечества, исполнению семейного, общественного, гражданского долга, делам милосердия и другим добрым делам. Наличие такого понимания у учащихся и следует понимать как основной показатель здоровья духовного, а вовсе не наличие знаний и широкий кругозор, как это принято было считать совсем недавно. Это моя педагогическая цель, ее я ставлю для себя и ей подчинены все формы и методы работы, типы уроков.

Например, урок «Нравственность и здоровье. Формирование правильного отношения полов». В учебнике эта тема излагается так, что материал не соответствует названию темы. Тема не предполагает обязательного разговора о современной семье. Речь должна идти о правильном взаимоотношении полов. Когда это соблюдается – это нравственно – это безопасно, то есть способствует сохранению здоровья. Когда не соблюдается – это безнравственно – это опасно, то есть может привести к болезни (это очень упрощённая формула, так как в учебнике все сводится к здоровью физическому и мне часто приходится подчиняться этому порядку).

Урок этот мною проводится обычно методом проблемного изложения. Диалог учителя с учащимися в сочетании с самостоятельной работой учащихся (ответы на вопросы, проблемы, поставленные по ходу урока). Плюс элементы поискового характера (работа с учебником по предложенному плану).

Вопросы:

1. Какие взаимоотношения полов неправильные, т.е. безнравственные?

2. Почему у православных, да и вообще у русских негативное отношение к многоженству?

3. Гомосексуализм – один из самых распространенных способов передачи ВИЧ – инфекции (СПИД). С нравственной точки зрения объяснить почему? (это проблема)

Проблема может быть решена на этом уроке, а может и не решиться, так как не всегда учащиеся подготовлены к её решению. Обычно она переходит в домашнее задание. А на уроке для её решения мною излагается отношение основных религий мира (православия в первую очередь) к вопросу взаимоотношения полов, в том числе: - к полигамии;

- к внебрачным половым контактам;

- отношения мужчин и женщин вне брака;

- половые извращения и другие.

Рассматривая нравственность и здоровье в семейных отношениях, я, прежде всего, ставлю проблему:

- Какой из перечисленных браков будет крепче и почему?

И рассказываю о: браке по контракту; браке светском; браке религиозном.

На поставленный вопрос-проблему учащиеся могут отвечать неодинаково. Почему? Потому что одни вообще бравируют, другие рассуждают с точки зрения технократа-потребителя, третьи – нравственности, четвёртые - духовности (это своего рода тест). И третье о чём идёт речь на этом уроке – это взаимоотношения в браке. Рассказываю об основных проблемах семей, особенно молодых; о качествах, которые надо в себе воспитывать; о взаимоуважении, о терпении, о любви.

На этом уроке решаются и учебные и воспитательные задачи. В итоге достигается формирование знаний о правильном взаимоотношении полов в сочетании с нравственным воспитанием и развитием образного мышления.

Логическим продолжением этой темы являются темы:

- Болезни, передающиеся половым путём;

- СПИД и его профилактика.

На изучение каждой из них отводится по одному уроку, которые проводятся также методом проблемного изложения или поисковым методом (самостоятельная работа с опорой на материал учебника). При изложении причин заболевания большее внимание уделяю не на способы предохранения, а на соблюдение нравственных и духовных норм. Поэтому сам собой напрашивается вывод о профилактике этих заболеваний. Какой вывод?

- Я подвожу учащихся к выводу, что:

1) Лучшей профилактикой этих заболеваний является соблюдение не только нравственных, но и духовных законов.

2) Любой половой контакт вне брака – опасен!

Но следует иметь в виду, что учебник отвечает на этот вопрос несколько иначе, а учебники у нас есть. Хотя и говорится о необходимости вести нравственный образ жизни, но здесь же рекомендуется ограничить количество «половых партнеров» и пользоваться презервативами. Думаю, что я не в праве лишать старшеклассников этой информации, но со своей стороны обязательно подчеркиваю, что это информация для падшего человека, что это безнравственно, что это грех, то есть, предохраняясь на физическом уровне, оступившийся человек впускает в свою душу инфекцию, которая несет еще большую опасность и требует врачевания. Так же информирую о том, что ни одно из имеющихся средств профилактики не дает надежной защиты. На этих уроках учащиеся составляют конспект по учебнику и предложенному мной плану основных венерических болезней. Особо подчеркну. Мой опыт работы по этой проблеме в первую очередь направлен на овладение теми знаниями, которые подразумеваются программой. Он лишь способствует смещению некоторых понятий в сторону традиционно русских представлений.

Изучая темы о вредных привычках, и к чему они приводят, я формирую у учащихся представление о том, что именно желание жить в удовольствии, безответственности при попрании духовно – нравственных норм часто приводят к мукам, горю, болезням, уголовной ответственности.… Не страшно, когда законное, естественное удовольствие является вознаграждением за проделанный труд, но опасно стремление подростков к запретным, незаслуженным удовольствиям. Курение, алкоголизм, наркомания, СПИД – всё это результат такого стремления, то есть деформированной жизненной ориентации. Вот, к примеру, элементы урока об алкоголизме, основанного на индуктивном методе и знании психологии.

Учащимся задаются вопросы и даются на них ответы:

1.Каковы причины алкоголизма?

а) желание уйти от проблем (от ответственности)

б) желание получить удовольствие (расслабиться)

в) желание быть раскрепощённым в общении

г) желание быть (выглядеть) взрослым, сильным, независимым.

2. К чему приводит каждое употребление?

а) проблемы добавляются (время потрачено впустую)

б) боль, тяжесть, ломка (синдром похмелья)

в) общение раздражает, никто не нужен

г) хочется быть маленьким, чтобы кто-то помог – зависимость - желание вернуть вчерашнее состояние(!) - только с помощью алкоголя(!)

Вывод: Самая большая ценность – алкоголь!

3. К чему это привело?

а) деградация личности – все устремления сводятся к одному – выпивке.

б) жизнь пустая, короткая, бездуховная, часто трагическая смерть.

в) семьи или нет или сплошная мука.

На этом можно было и остановиться, но это не вся правда. Дело в том, что большая часть антиалкогольной пропаганды в нашей стране основана на лжи и эта традиция продолжается. На словах говорится, что алкоголь даже в малых дозах – это яд, а на деле, большинство населения его употребляют. Может быть, еще и поэтому такая пропаганда не дает ожидаемых плодов? Ведь на самом деле даже многие врачи утверждают о полезных свойствах алкоголя в терапевтических дозах, а польза от умеренного пития вина, особенно красного?… Истина заключается в том, что алкоголь нельзя употреблять с целью изменения сознания, но можно для людей с пониженной секреторной функцией органов пищеварения, то есть для аппетита, можно для веселья в праздники, но в меру.

Вопрос: Неужели употреблять вино совсем нельзя? Два-четыре человека отвечают. Вношу коррективы. И вывод:

1. Да детям нельзя, потому что.… Нельзя вообще тем, кому противопоказано врачами;

2. Взрослым в меру даже полезно, но в меру. А она индивидуальна.

Курение, употребление алкоголя и наркотиков наносят огромный вред человеку в любом возрасте. Особенно эти вредные привычки опасны в юном возрасте, поэтому много внимания уделяю беседам о  том, какой вред, человеку наносят эти коварные разрушители здоровья. Здоровье любого человека – это самый драгоценный дар, который дает человеку природа. Ни за какие деньги нельзя приобрести безотказное сердце, могучие легкие, налитые силой мускулы. Стараюсь уделять большое внимание этим воспитательным моментам, т.к. патриот Родины должен быть физически сильным и здоровым человеком.

Если предыдущая содержательная линия лишь подводит к пониманию необходимости бескорыстного, добровольного служения своему народу, то следующая содержательная линия в 10-ом классе на исторических примерах показывает, как исполняли это служение наши великие предки, а в 11-ом классе – ориентирует на достойное исполнение гражданского долга в качестве военнослужащего.

«Основы военной службы»

 

Основной педагогической целью для себя я считаю формирование у учащихся гражданской позиции, опирающейся на разносторонние общественно-политические и гуманитарные знания, знания по основам военной службы. Как достигается эта цель? Очень тяжело, особенно по той причине, что уроки проходят одновременно с юношами и девушками. И если эти уроки проводить без национальной традиции, без православия, то тогда только традиционная технология (но это обучение немотивированное – авторитарное). Считаю ошибочным представление, что, если юноши будут знать Дни воинской славы, памятники, величие нашей страны, то и сами они смогут в нужный момент стать героями – патриотами. Это не так! Все эти знания работают только в комплексе с глубокой Верой в высшие идеалы. Навязывать здесь ничего не нужно, но информировать учащихся о том, что было и что есть – наша обязанность. Поэтому там, где это возможно, я по крупицам включаю исторические сведения о православной принадлежности, глубокой Вере русских выдающихся полководцев всех времён. Великий русский полководец, генералиссимус Суворов А.В. определял единство обучения и воспитания следующим образом: «Войско необученное, что сабля неотточенная!.. Дух укрепляется в Вере отеческой, Православной. Безверное войско учить, что железо перегорелое точить».

Для достижения поставленной цели обычно пользуюсь общеклассными, групповыми, иногда индивидуальными формами обучения. Использую объяснительно-иллюстративные методы, когда материал теоретический, информационный; методы проблемного обучения; методы самостоятельной познавательной деятельности; элементы репродуктивного метода. Например, урок в 10 кл.: « Памяти поколений – Дни воинской славы». Использую словесно – иллюстративные методы, в том числе метод проблемного изложения, переходящий в беседу и наоборот.

Взять, к примеру, два исторических события: война Отечественная 1812г. И Великая Отечественная война 1941 – 1945г.г. Наполеон и Гитлер, Кутузов и Жуков…и Москва.

Вопросы: 1. Почему тогда Москву оставили и даже сожгли, а в 41 стояли насмерть?

2. Благодаря каким качествам Кутузов принял столь непопулярное решение?

3.А как на ваш взгляд поступили бы наши современники? (объяснить)

Этот блок вопросов, ответы на них и моя корректировка подводят учащихся к осознанию необходимости глубинного духовно – нравственного подхода к изучению темы.

1. Что двигало солдат Кутузова на Бородинском поле идти на смерть?

а) страх наказания, б) материальный интерес, в) что-то другое (назвать)

2. Что заставляло 28 Панфиловцев на Волоколамском шоссе идти на самопожертвование?

а) страх наказания, б) тщеславие, в) материальный интерес, г) что-то другое (назвать).

Так как при оценивании знаний первостепенное значение придается способности высказывать аргументированное мнение, рассуждать, анализировать, то и методы контроля я выбираю соответствующие. Это все методы устного контроля, письменные контрольные работы. Тестирование для оценивания по этим темам использую там, где ответ должен быть лаконичным и однозначным. Может использоваться комбинированная работа: часть вопросов, требующая самостоятельных формулировок, часть в виде тестовых заданий. Так как большинство тем разнопланового содержания, практикуется такая форма контроля, как контрольный срез. Для проведения тестирования с включением вопросов по дням воинской славы я разработал перечень тестовых вопросов, которые одновременно выполняют и контрольные и учебные задачи, расширяют имеющиеся представления. Например:

Тесты по теме "ДНИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ"

1.Александр Невский – выдающийся русский полководец, одержавший победы в битвах: а) на реке Калка; б) на Чудском озере; в) в Невской битве; г) в Курской битве. Найти ошибки.

2.В битве на Куликовом поле принимали участие: а) Дмитрий Донской;

б) Дмитрий Пожарский; в) монах Пересвет; г) монах Ослябя. Найти ошибку.

3.7 ноября – день воинской славы, установленный в честь:

а) победы Великой Октябрьской социалистической революции в 1917г.;

б) установления дня согласия и примирения в 1995г;

в) освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 г;

г) расстрела большевиками царской семьи в 1918 г.

4.Козьма Минин и Дмитрий Пожарский возглавили освобождение Москвы от: а) шведов; б) немцев; в) поляков; г) монголо-татарского ига.

5. Почему Александр Невский, выбирая из двух зол меньшее, уступал монголо-татарам, но воевал с западными врагами?

а) монголо-татары не притесняли зажиточных князей;

б) монголо-татары не создавали духовной угрозы;

в) монголо-татарское иго благоприятно сказывалось на развитии экономики России;

г) монголо-татарское иго способствовало расцвету русской культуры, искусства, зодчества.

6.Народ русский в начале 17 века был далек от политики. Однако Козьма Минин вдохновил людей готовить ополчение против польских интервентов, так как для всех была очевидной угроза:

а) разграбления Москвы поляками;

б) уничтожения поляками веры православной;

в) Уничтожения культурного наследия предков;

г) разрушения мавзолея.

7.При непосредственном руководстве Петра-1 были одержаны победы:

а) В Полтавской битве; б) У мыса Гангут; в) У мыса Тендра; г) У мыса Синоп.

8.Во взятии Суворовым крепости турецкой Измаил участвовал:

а) фельдмаршал Потемкин; б) генерал Кутузов; в) генерал Мусин-Пушкин;

г) генерал Салтыков.

9.Великим русским полководцем А.В.Суворовым не была одержана победа: а) в битве под Рымником; б) в сражении за Туртукай; в) в битве у Козлуджи; г) в поимке Пугачева; д) в битве за Измаил; е) в битве при Фокшанах; ж) в битвах на реках Адде и Треббии.

10.В1812 году в Бородинском сражении принимали участие полководцы:

а) Кутузов; б) Багратион; в) Раевский; г) Барклай-де-Толли; д) Рокоссовский; е) Ермолов.

Определите ошибку.

11. 23 февраля является днем воинской славы. В честь какого события определена эта дата?

а) в честь крупной победы войск Красной Армии над Кайзеровскими войсками;

б) в этот день был подписан Декрет о создании Красной Армии и Флота;

в) в этот день была осуществлена благотворительная акция в целях поддержки Красной Армии, закончившаяся праздником, ставшим впоследствии традицией.

12. 5 декабря 1941 года – это: а) дата начала битвы за Москву;

б) начало контрнаступления под Москвой;

в) начало коренного перелома в Великой Отечественной войне;

г) снятие блокады с осажденной Москвы.

13.Общеизвестно, что контрнаступлением советских войск под Москвой руководил Г.К.Жуков. Кто еще из выдающихся военачальников этого периода сражался под Москвой?

а) Рокоссовский, Доватор, Белобородов;

б) Говоров, Конев, Буденный;

в) Баграмян, Ротмистров, Ватутин;

г) Еременко, Василевский, Белов, Ефремов.

Найти ошибку.

14.В ходе Великой Отечественной войны советскими войсками были одержаны победы в следующих битвах:

а) в Сталинградской битве – 2 февраля 1943 года;

б) в битве под Москвой - январь 1942 года;

в) в битве под Москвой – 5 декабря 1941 года;

г) в Курской битве - 23 августа 1943 года.

15.День снятия блокады города Ленинград 27 января 1944 года является днем воинской славы так как:

а) за этот период в городе погибло около 642 тысяч ленинградцев;

б) Все жители с оружием в руках защищали город;

в) Войска, защищавшие город так и не сдали его противнику.

16.В 1812 году Кутузов ради сохранения армии сдает Москву противнику, а в1941 под Москвой и Ленинградом бойцы ложатся под танки, чтобы отстоять эти города любой ценой. Почему эти города стали такими ценными? /В задании два верных ответа./

а) в них сосредоточилась вся военная промышленность;

б) Из-за памятников и архитектурных сооружений;

в) в 1812 году армия была духовно сильнее и могла не придавать такого символического значения столице;

г) в 1941 году благодаря разрушающему воздействию богоборческого режима бойцы могли подкрепить пошатнувшиеся духовные силы лишь подобными ценностями.

17.День воинской славы в честь победы русского войска под руководством А.Невского над немецкими рыцарями 5 апреля 1242 года установлен:

а) 24 марта; б)18 апреля; в)5 апреля;

18. В настоящее время день победы русского войска во главе с Дм. Донским над монголо-татарами празднуется 21 сентября. Какая историческая дата соответствует этому дню?

а)21 сентября 1380 год; б) 8 сентября 1380 год; в)21 сентября 1382 год;

г)21 сентября 1388 год.

19. П.С.Нахимов, знаменитый русский флотоводец вписал не одну славную страницу в славную историю Отечества. Одна из его славных побед с 1995 года является Днем воинской Славы. Какая?

а)8 сентября 1855 год – защита Севастополя;

б)18 ноября 1853 год – Синопское сражение;

в)7 августа 1714 года – Гангутское сражение;

г)9 августа 1714 года – Гангутское сражение.

20.День воинской Славы 23 августа 1943 года вписан золотыми буквами в историю Великой Отечественной войны. Особым событием этого сражения является: а) танковое сражение под Прохоровкой;

б) подвиг 28 панфиловцев, ценой своей жизни остановивших 50 немецких танков у разъезда Дубосеково;

в) Здесь вела в бой свой танк Таисия Патанина, в одном бою подбившая 3 вражеских танка, уничтожившая 2 пушки, дзот и более 80 гитлеровцев;

г) окружением и пленением танковой группировки Паулюса.

Многие из предложенных вопросов и вариантов ответов на них чрезвычайно сложны для учащихся или вызывают у них противоречия, но благодаря этому возникает проблема, разрешая которую, решаются и учебные и воспитательные задачи.

При изучении военно-патриотической тематики основное внимание обращаю на знание личностей, а не дат. Рассказывая об ордене Александра Невского, ученик должен демонстрировать знания о самом полководце. Говоря о победе на Куликовом поле, - знания о Дмитрии Донском, об отношении к нему православной Церкви, о его связи с другими светочами этого периода. Говоря о Суворове, Ушакове, Кутузове, Жукове и многих других полководцах, знать, что все эти военачальники были людьми высокодуховными (верующими), православными, а потому даже в тех ситуациях, сражениях, где перевес был на стороне противника, находили в себе силы и вдохновляли подчиненных на победу. О том, что российская традиция включает в себя не только советский период, а период более 1000 славных лет, в том числе и современный. Взять, к примеру, подвиг Псковских десантников близ селения Улус-Керт в Чечне, 2000 год… Целая рота, более 80-ти человек осознанно идет на самопожертвование в то время, когда большая часть их сверстников живет беззаботно, в тепле и уюте – ведь по закону страна ни с кем не воюет, мир. Как же должно быть трудно в такое время идти на смерть! Но это уже тот период, когда наших солдат хотя бы перестали «обливать грязью» в СМИ. А в первую Чеченскую? Кругом измена, предательство, ложь и лицемерие. Сплошь и рядом дезертирство. Государственная власть готова идти на любые соглашения с бандитами и убийцами, лишь бы угодить Западу. А тысячи российских солдат чуть ли не брошены на произвол судьбы, не обучены, не воспитаны, плохо вооружены. Многие попадают в плен.… В этих условиях русский солдат Евгений Родионов сохранил свое имя, лицо, достоинство только потому, что не пошел на сделку с совестью, не изменил Вере, не снял крестик. Сними – и тут же придется делать следующий шаг, принять чужую веру, а потом и вовсе стать пособником бандитов, стрелять и мучить своих. Никто не знает, думал ли он об этом, как никто не знает, о чем думал А. Матросов, летчик Гастелло, каждый из 28 Панфиловцев и многие другие. И об этом должны знать учащиеся, обучающиеся в Российской государственной или муниципальной школе. И вообще, образ русского, советского, российского солдата, памятники которому по всей Европе появились после второй мировой войны – ведь это же феноменально: «Страна, которую считали варварской, учит просвещенную Европу христианской любви и милосердию». Ведь это такое богатое наследие! Поэтому Гуманитарному праву учу, опираясь на русскую традицию, имеющую 1000-летнюю историю, на творения великого Суворова, но и уважая современные институты гуманитарного права.

Воспитание любви к родной земле, родному языку начинается с изучения истории своего народа. Это качество можно воспитать, лишь прививая ребенку, уважение к отцу и матери, родным и близким, друзьям. В школе ведется работа по изучению истории поколений, возрождению народных традиций. Учащиеся вместе с родителями составляют свое древо жизни.

У нас сложилась система военно-патриотического воспитания, которая осуществляется через уроки и факультативы, кружки и спортивные секции, деятельность детского объединения «Начальная военная подготовка», взаимодействие с социумом. Брейн-ринги, пресс-конференции, декады и месячники по ГО и ЧС и другие нестандартные формы работы способствуют формированию знаний и умений не только на сознательном уровне, но и на эмоциональном уровне.

1 сентября уроки мира в школе были посвящены нашей Родине, с целью воспитания чувства патриотизма  у школьников.

Каждый год ученики 10-11 классов проходят военные сборы, где показывают свои умения и знания, полученные ранее.

В рамках Дня Единства (4.11.) проведена работа по ознакомлению учащихся с государственной символикой, воспитанию чувств гордости за свою страну и свою малую родину. Проведены беседы «Патриоты России», «О государственной символике», «Государственный Флаг, Герб, Гимн»..

Традиционно с 23 января по 23 февраля в школе проходит месячник военно-патриотической работы. В этом году месячник получился очень насыщенным мероприятиями, встречами, экскурсиями. В рамках месячника военно-патриотической работы прошли мероприятия:

• конкурс «А ну-ка,парни!»,

• спортивная эстафета «Вперед, мальчишки!»,

• конкурс рисунков «Хочется мальчишкам в армии служить»,

• Смотр песни и строя

Зональная «Школа Мужества»,

Коммунарский сбор «Честь имею».

В течение всего учебного года учащиеся посещают ветеранов войны и труда. А в мае месяце работала специальная бригада старшеклассников по оказанию помощи ветеранам и престарелым людям.

Учащиеся школы поддерживают тесную связь с советом ветеранов с. Горки, поздравляют ветеранов войны с праздниками 23 февраля и 9 мая открытками.

По давней традиции школьники принимают участие в районной  игре «Школа Мужества», занимая призовое место среди школ района.

В конце года в школе проводятся соревнования «Безопасное колесо». Ученики нашей школы были призерами районных соревнований.

Ежегодно ученики школы принимают участие в митинге в День Победы. В День скорби, 22 июня, они вновь приходят к памятнику погибшим воинам.

Исследования показывают, что насыщение традиционных форм и методов патриотического воспитания, учащихся во внеклассной работе расширяет кругозор школьников, позволяет активации патриотической деятельности.

 Будем надеяться, что светлые и славные традиции школы еще долгие годы будут способствовать укреплению гражданско-патриотических качеств учащихся и являться предметом гордости и уважения, как учителей, так и учеников.

Главное, чтобы в сердце каждого поселилось чувство ответственности, гордости за свое Отечество, единственную, уникальную для каждого человека Родину, данную ему судьбой, завещанную ему предками.                          

         

В целях определения результативности педагогической деятельности были использованы следующие диагностические методики:

  1. Методика «Мое отношение к учению» (автор – Т.В. Балабкина) для учащихся 10-11 классов;
  2. Анкета «Любишь ли ты ОБЖ?» для учащихся 6-8 классов.

Анализ анкеты, проведенной в 8-11 классах (61 человек), показал, что ведущими мотивами учебной деятельности по ОБЖ  школьники считают:

  1. интерес к предмету, желание узнать больше –21 человек (34%),
  2. желание расширить свой кругозор, повысить общекультурный уровень – 25 человек (41%)
  3. только 6 человек (9,8%) опрошенных в качестве мотива учебной деятельности по ОБЖ назвали опасение получить плохую отметку и связанные с этим неприятные последствия.

Социологическое исследование, проведенное в 10-11 классах по методике Т. В. Балабкиной «Мое отношение к учению», показало, что из 28 опрошенных старшеклассников 67,8% считают, что знают предмет в пределах программы и больше, 96,4% удовлетворены умением учителя донести материал до учащихся, 85,7% не видят необходимости в изменении хода урока. Это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности старшеклассников уроками ОБЖ.

На вопросы анкеты «Любишь ли ты ОБЖ» в 6-8 классах отвечало 54 человека. В частности, на вопрос о рейтинге ОБЖ среди школьных предметов 23 ученика (42,5%) поставили ОБЖ на 1 или 2 место, 5 человек (9,2%) – на 3 место. На вопрос «Что особенно привлекает тебя в предмете ОБЖ?»  12 человек (22,2%) отметили интерес к личности учителя, умение учителя организовать интересную деятельность на уроке – 25 человек (46,2%). На вопрос «Хотели бы вы что-то изменить на уроках ОБЖ?»  положительный ответ дали 4 человека (7,4%).

Исследования, проведенные в классах с низким уровнем учебной мотивации (8  и

9 «а»), показали динамику ее развития в течение учебного года, что отражено в  столбчатой диаграмме.

Каковы результаты моей работы?

Мои ученики постоянные участники и призёры районных и окружных конкурсов.

2005 – 2006 учебный год

  1. 3 место в районном этапе окружного тура 4 Всероссийской акции «Я – гражданин России» (проект «Стрелковый стенд);
  2. 1 место в районном этапе окружного конкурса «Безопасное колесо»;
  3. 1 место в районном конкурсе «Школа Мужества».

2006 – 2007 учебный год

  1. 3 место в районном конкурсе «За здоровый образ жизни», «Неболейка»;
  2. 3 место в районном конкурсе «Школа Мужества»;
  3. 1 место в районном этапе окружного конкурса «Безопасное колесо».

2007 – 2008 учебный год

  1. 1 место в районном конкурсе «Школа Мужества».

Согласен с Яном Амосом Коменским: «Правильно обучать – это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит – раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника потекли ручейки…»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ : «Развитие познавательной активности учащихся через использование разноуровневых заданий».

Творческий отчетТема:«Развитие познавательной активности учащихся через использование разноуровневых заданий»....

Тема «Повышение уровня мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики, через применение индивидуально – дифференцированных форм обучения».

Выступление по теме  «Повышение уровня мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики, через применение индивидуально – дифференцированных форм обучения»....

Развитие познавательного интереса учащихся через групповые формы обучения на уроках математики

Опыт работы по теме:"Групповая форма обучения на уроках математики"...

Обобщение опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся через дифференцированный подход к обучению на уроках математики»

Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на о...

Развитие познавательного интереса у учащихся через активные формы обучения на уроках биологии.

Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к...