Статья " Воспитание в традициях народной культуры как путь к личностному росту учащихся"
статья на тему

Мошкина Наталья Алексеевна

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передачи подрастающим поколениям житейского, производственного и духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чём же сила народной традиции? Ответ прост: прежде всего,  в человечности, добром,гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_v_traditsiyah_narodnoy_kultury_kak_put.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Н. А. Мошкина

     ( МКОУ Александровская СОШ Таловсого района )  

     Воспитание в традициях народной культуры как путь

  к личностному росту учащихся.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного и духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чём же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего, в человечности, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

К сожалению, годы реформирования страны сопровождались серьёзными потерями в духовной жизни нашего народа и особенно в воспитании наших детей. Политические, социальные, моральные отношения, формировавшие уклад жизни, были разрушены в одночасье. Развеяны иллюзии, развенчаны идеалы, разрушены нравственные устои. И в этом бушующем водовороте социально-экономических катаклизмов очутились мы с детьми.

Именно школа сегодня – один из немногих островков в стране, где есть всё: науки, литература, искусство и нравственные ценности, к которым учителя могут и должны открыть дорогу.

Выдвижение духовно-нравственного воспитания в качестве национального приоритета и определение духовности и общественной нравственности как одного из ключевых факторов модернизации страны - важнейший  принцип государственной политики сегодня.      

Большая роль при этом, по моему мнению, должна отводиться изучению русской культуры, которая во все времена была «носительницей христианских благочестий». Это драгоценное качество и сейчас является её неотъемлемым достоянием.

Предмет  литература – вид искусства, часть культуры, представляющая великолепные вечные нравственные и эстетические ценности, путь освоения которых детьми и есть основа их духовного личностного становления и развития. Но чтобы это произошло, чтобы дети стали грамотными, заинтересованными читателями, в нашей школе проходят уроки, основанные на традициях нашего небольшого села Александровки, которое летом утопает в роскошной зелени садов, а на фоне ухоженных домов, как остроконечные храмы природы, возвышаются стройные тополя. Недаром наше село воспето в песне Токмакова « На родине Пятницкого», которая стала гимном нашей малой родины.

На уроках я широко использую тексты, отражающие традиции, обычаи, быт, религию русского народа, в целом воссоздающие национально-культурный колорит России. Круг этих текстов включает в себя произведения публицистики и художественной литературы, мифы, предания. Конечно, учащиеся знакомятся с художественными текстами и фольклором,  прежде всего,  на уроках литературы, однако эту же работу следует проводить и на уроках русского языка.

  Особое место, по мнению Ю.Н.Караулова, следует отвести  прецедентным высказываниям, знание которых есть показатель принадлежности к данной эпохе и культуре, незнание их – предпосылка отторженности от соответствующей культуры. Это могут быть цитаты из художественных произведений, пословицы, поговорки: « счастливые часов не наблюдают»; « с корабля на бал»; « на безрыбье и рак рыба» и др.

Большое значение имеют национально окрашенные единицы номинативной системы русского языка. Это эпитеты, сравнения, основанные на сопоставлении с животными,  растениями  и называющие физические характеристики человека, черты его характера  (стройная,  как берёзка, неуклюжий,  как медведь), слова – символы  (берёза-русский символ женственности; полынь - символ горя, горькой жизни, ива - символ печали и др.

В работе применяю как традиционные формы: уроки, лекции, практические занятия, так и нетрадиционные: занятия-экскурсии, семинары-диспуты, защиты творческих проектов.

Например, у ребят вызвал интерес проект по исследованию культуры речи жителей села, в котором они живут.

Роль фразеологизмов в обогащении русской речи трудно переоценить. Их значение не только в художественной ценности, но и, главное, в том нравственном заряде, который они несут в себе. Однако целый ряд библейских выражений, ставших фразеологизмами трудно понять, если не знать их происхождения. Ученики провели исследование по теме «Библейские выражения в русской фразеологии», которое предполагало чтение Библии. В процессе работы школьники удивлялись не только смысловой глубине древних текстов, но и выразительности русского слова.

Больше всего ребятам запомнился классный час, посвященный русской  Масленице, где они подробно узнали  традиции русского народа. На классном часе о христианском празднике Пасхи ребята не только познакомились с историей возникновения праздника, с лирическими текстами о Пасхе, но и сами рассказывали о традициях празднования в семье, делились рецептами приготовления куличей, а потом расписывали яйца и катали их.

На рождественские праздники теперь уже по традиции третий год мои ученицы - участницы фольклорного ансамбля, ходят петь колядки в нарядных русских костюмах.

Праздники песни, которые проводятся в нашем селе, записаны на  диски и используются на уроках литературы в связи с изучением программных тем.

На уроки и классные часы мы приглашаем участников ансамблей «Веснянка», «Соловьюшек» и «Анастасия», в состав которых входят как учителя, так и учащиеся нашей школы.

Ребята принимают активное участие в тематических литературных вечерах, где ярко представляют образы героев разных произведений, выразительно читают стихи на школьных  конкурсах , некоторые дети сами пробуют сочинять. Часто в нашей школе  бывают встречи с поэтами-земляками : С.Винокуровым, Г.Назиной и др.

Развитию речи и нравственности учащихся способствует и то, что ребята являются экскурсоводами в местном народном музее имени М. Е. Пятницкого,  юнкорами в школьной стенгазете. Эти творческие навыки прививаются на уроках русского языка и литературы.

Я не могу не сказать о том, что 7 лет назад вышла в свет уникальная книга наших замечательных земляков:  А. Ф. Кретовой и Н.С.Дёминой, которая называется «История села Александровка. Люди и судьбы». Она издана при  финансовой поддержке бывшего депутата областной Думы Ю.Т.Титова и директора СХА «Родина Пятницкого» А.Г.Коновалова. Эта книга - прекрасный краеведческий материал для уроков и классных часов.

Я думаю, что мы ещё  не раз  будем обращаться к  культурным традициям нашего села, к народному творчеству, будем черпать для себя новое и – мудрое, доброе и - праведное из этого живительного источника бытия.  

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как условие личностного роста учащихся

Творческая работа педагога - обобщение опыта использования метода проектов при изучении химии....

Реферат «Развитие ведущих учебных умений и навыков на уроках физической культуры, как путь к личностному росту учащихся».

В этой работе, я описала эффективность применения соревновательно-игрового метода на уроках физической культуры...

Духовно - нравственное воспитание и развитие учащихся на традициях народной культуры, языковом и литературном наследии родного края

Использование проектной технологии как средство развития духовно - нравственных качеств. Учащиеся создают собственные проекты, используя краеведческий материал....

Проект серии занятий на тему: «Фестивали народной культуры на занятиях декоративно-прикладным искусством, как средство творческого развития и личностного роста учащихся»

В данной работе отражены методические разработки в области декоративно-прикладного творчества, за основу которых взята проектная технология обучения при изучении культуры народов мира. Представлена ра...

КЛУБ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ДРУЖБЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА УЧАЩИХСЯ И ИХ ПОДГОТОВКИ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ОБЩЕНИЮ И ДИАЛОГУ КУЛЬТУР

Возможности клуба интернациональной дружбы для личностного роста учащихся и приобщению их к диалогу культур...

Статья по физкультуре по теме: Реферат «Развитие ведущих учебных умений и навыков на уроках физической культуры, как путь к личностному росту учащихся».

В этой работе, я описала эффективность применения соревновательно-игрового метода на уроках физической культуры...