Доклад "Личностный рост учащихся как цель и результат педагогического процесса"
статья по английскому языку по теме

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostnyy_rost_uch-sya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

                              Муниципальное общеобразовательное учреждение                        

                                     Средняя общеобразовательная школа № 13

                         с углубленным изучением предметов эстетического цикла

                           Выступление на педагогическом совете

                                               на тему:

            « ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ УЧАЩИХСЯ

                      КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ

               ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»                                      

                                                                                   

                                                                    Подготовила:

                                                       учитель иностранного языка

                                                                 Матюшкина Наталья Николаевна

                                                                            Ноябрь  2010 года

                                                             Н О Я Б Р Ь С К  2010

 Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. Урок подчиняется выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому материалу. Ученики не просто слушают рассказ учителя, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одноклассники.

В современной педагогической науке и практике существуют два основных подхода к проблеме достижений учащихся. Первый, традиционный, трактует достижения учащихся как возрастание объема знаний, умений и навыков учащихся, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.

Второй подход к проблеме достижений учащихся в образовательном процессе исходит из признания необходимости учета динамики личностного развития учащихся. Показателями достижений учащихся в данном случае являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижение в образовательном процессе, формирование личностных образований.

Сегодня, в условиях перехода к новой образовательной парадигме, к новой антропометрической модели образования, педагогическое сообщество осознает, что образование должно ориентироваться не только на потребности общества и государства, но и на возможности и потребности самой личности в социокультурной адаптации и развитии.

Гуманистическая модель образования ориентируется не столько на результат, соотносимый с определенным государственным образовательным стандартом, сколько на личностные достижения учащихся, под которыми понимаются:

  1. Степень прогресса личности по отношению к ее предшествующим проявлениям в образовательной деятельности.
  2. Личное продвижение учащегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств.

Подчеркивая важность контроля и оценивания всех сфер, характеризующих развитие учащегося, ученые тем не менее по-разному подходят к определению структуры достижений учащихся. Так О.Е.Лебедев считает, что достижения учащихся складываются из четырех основных компонентов:

  1. Уровня академической успеваемости с учетом государственного стандарта образования и профиля конкретного образовательного учреждения;
  2. Фонда коммуникативных умений;
  3. Творческой познавательной активности ребенка;
  4. Личных социальных достижений внутри школы и вне ее;  

Е.В.Бондаревская,  занимающаяся проблемой личностно-ориентированного образования, выделяет следующие компоненты достижений учащихся:

- ценностный, мировоззренческий компонент, т.е. систему ценностей или жизненных смыслов;

- культурологический компонент, т.е. освоение культуры;

- компонент социализации, накопления общественного опыта, опыта гражданского поведения личности;

- личностный компонент, связанный с развитием способностей личности к самопознанию, самореализации, самоконтролю, самоорганизации;

- природосообразный компонент, связанный со здоровьем, физическим развитием;

М.С. Каган, исследуя структуру личности с позиций деятельностного подхода выделяет 5 потенциалов личности: гносеологический(познавательный), аксиологический, творческий, коммуникативный и художественный. Как подчеркивает автор, «личность определяется… тем, что и как она знает, что и как она ценит, что и как она созидает; с кем и как она общается; каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет.»

ЮНЕСКО заявляет о том, что главной ценностью новой культуры должна стать ценность устойчивого, стабильного развития человека и общества, а главной целью образования- формирование жизнеспособной личности. Жизнеспособная личность- это личность, которая обладает следующей системой качеств:

  1. Владение минимально необходимым или максимально возможным объемом знаний, обеспечивающим адаптацию к среде и успешную реализацию личностных целей;
  2. Сформированные интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного, социального, гражданского выбора; готовность осваивать и использовать наиболее эффективные интеллектуальные стратегии;
  3. Владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения, продолжения учебы или трудовой деятельности, реализации своих прав и выполнения гражданских, семейных, профессиональных обязанностей;
  4. Социально необходимый для обозримого будущего уровень общей, в том числе информационной, технологической и валеологической культуры;
  5. Интеллектуальную, эмоциональную, нравственную причастность к лучшим проявлениям человеческой, общероссийской и национальной культуры;
  6. Личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соотнесении с правами, потребностями и целями окружающих людей, общества;
  7. Жизненные ресурсы (физические, психофизиологические, духовные, интеллектуальные и т.д.), обеспечивающие жизнеспособность человека через готовность к саморазвитию, умению действовать вопреки неблагоприятным обстоятельствам, изменять их, используя социально приемлемые способы поведения;

Данная идея жизнеспособности общества и личности и исходящая из нее модель личностных качеств человека будет определять и основные черты современного типа образования, и основополагающие цели образовательного процесса, а именно:

  1. Формирование проектно-ориентированного мышления, позволяющего личности эффективно использовать знания для решения своих жизненных проблем;
  2. Формирование способности и готовности к позитивной коммуникации на межличностном, межкультурном, межгосударственном уровне;
  3. Формирование социальной ответственности перед собой, ближайшем окружением, обществом, государством, человечеством, природой;

Такое понимание целей современного образования

  1. Соответствует базовым ценностям современной культуры и потребностям потребителей образовательных услуг;
  2. Соответствует требованиям операционализации и диагностируемости целей образования;
  3. Позволяет гармонизировать личные, социально-групповые и общественные интересы;
  4. Снимает искусственное разделение на учебный и воспитательный процесс.

          Не секрет, что сегодня общеобразовательная школа все чаще сталкивается с проблемой снижения учебной мотивацией и отсутствием познавательной активности учащихся. Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода к ее решению, в частности, разработки более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. Надо помнить, что в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми ребенок уходит с урока.

          В современной педагогической литературе общепризнанной является идея взаимосвязи усвоения материала и отношения к нему учащихся, то есть интеллектуальные процессы напрямую зависят от мотивов деятельности. Конкретные мотивы, побуждающие ребенка учиться, определяют то, чем становятся для него полученные знания и как они усваиваются.

          Большинство детей будут учить английский, только если им интересно им заниматься. В ином случае не помогут никакие доводы об особой значимости английского в настоящее время. Зато при увлекательности и нестандартности занятий языком ученики преодолеют все: и зазубривание слов фразами, и понимание сложного грамматического материала, и разговорные фразы с английской интонацией.

          У детей младшего и среднего школьного возраста развита потребность во впечатлениях и любознательность. Данные факторы, определяющие эмоционально-мотивационную сферу, должны приниматься во внимание учителем при организации уроков, отборе содержания обучения, выборе УМК. Именно впечатления и любознательность должны стать основой для формирования устойчивой учебной мотивации у школьников в процессе обучения иностранному языку. Залог успешной учебной деятельности- личная значимость тех или иных явлений, сообщений, действий, их отношение к интересам, потребностям, жизненному контексту каждого конкретного учащегося.

Высшей оценкой результативности того или иного урока считаю, когда по окончании его слышишь от учеников: «Уже конец? Так быстро!». Для любого творчески работающего учителя не секрет, что, когда обращаешься к личностным резервам обучаемых, активизируешь их память, фантазию, творчество, положительно воздействуешь на их эмоциональное состояние, эффективность обучения значительно возрастает.

На своих уроках использую метод «интенсива». Это методическая система, в основе которой лежит метод активизации возможностей личности и коллектива (Г.А.Китайгородская). Цели этой системы совпадают с современными целями обучения иностранному языку: формирование, совершенствование и развитие личности, способной к достижению необходимого уровня иноязычной коммуникативной компетенции, а также к дальнейшему самообразованию в изучении иностранного языка и использование их для решения важных жизненных проблем.

Основными принципами данной методической системы по Китайгородской являются:

  1. Принцип коллективного взаимодействия;
  2. Принцип личностно-ориентированного подхода;
  3. Принцип ролевой организации учебного процесса;
  4. Принцип полифункциональности упражнений;
  5. Принцип концентрированности в организации учебного материала;

Комфортность взаимодействия учащихся во время общения во многом зависит от организационных форм обучения. Важно, чтобы обучаемый был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя комфортно, принимал активное участие в обсуждении темы урока, выстраивал его сюжет.

          В последнее время все больше сторонников приобретает метод проектов. Использование проектной технологии позволяет:

  1. Затрагивать личность ученика целиком и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;
  2. Делать ученика активным действующим лицом в учебном процессе, которое осознает, что изучение нового языка связано с его личностью и интересами, а не с заданными учителем приемами и средствами обучения;
  3. Создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом;
  4. Предусматривает все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.

          Работа по созданию проекта есть процесс творческий. Дети самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения личностно-значимой для них проблемы, что предполагает самостоятельный перенос знаний, навыков и умений в новую ситуацию. Конечный продукт всегда имеет «материальное» выражение: коллаж, альбом, рисунки, тексты разного характера, в том числе сборники стихов, сказок; инсценировки, выставки, утренники, спектакли и др. Выполняя проектную деятельность, каждый ученик, даже  самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и творчество, активность и самостоятельность.

Проектная работа- один из современных методов, используемый при обучении иностранному языку; ее рекомендуют и авторы интенсивных курсов.

Традиционно наше среднее образование основывается в большей степени на запоминании, чем на поисковой деятельности обучаемых, что имеет и положительные и отрицательные стороны. Часто наши лучшие ученики имеют глубокие теоретические знания, но не всегда они готовы применить эти знания на практике. Процесс восприятия и усвоения иноязычной речи происходит через два основных анализатора, не «включаются» другие каналы усвоения иноязычной речи: запоминание через тактильный контакт, движения тела, цвет или форму. Для преодоления этих недостатков современная методология обучения английскому языку развивается, успешно используя различные подходы, включая и проектную работу.

Ученые подтверждают: человек запоминает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, но 90% того, что делает сам. Проектная работа главным образом основывается на поисковой творческой деятельности учеников для повышения их мотивации, а также на использовании ножниц и клея. Проектная работа позволяет учащимся применить знания, полученные от учителя и из учебника без списывания готовых ответов, потому что задания проектов всегда требуют фантазии и их творческого решения.

Например, урок в 4 классе «Мой любимый сезон». Учащиеся подбирали материалы для создания проекта (картинки, стихи, пословицы, загадки, составляли короткие рассказы).

На более продвинутом этапе обучения английскому языку характер проектной работы меняется в сторону применения большей степени исследовательской деятельности учащихся, на использование дополнительных источников, наблюдении и исследовании. Это развивает не менее важную функцию: прививает привычку к самообразованию, способности находить и обрабатывать информацию, навык выводить свои собственные умозаключения.

Итак, на более продвинутом этапе проектная работа становится более сложной на языковом уровне. По теме «Семья» вместо механического заучивания, делаем постер (презентацию) «Мое семейное дерево» с фотографиями родственников и короткими описаниями их характера, профессии, возраста и т.д. Это уже действительно творческое и коммуникативное задание. Учащиеся 7-ых классов составляли презентации по теме «Моя школа».

C точки зрения мотивации и вовлечения всех обучаемых предпочтительна групповая работа. В группе один из учащихся может быть прекрасным «генератором идей», другой-более артистичен, за работу над содержанием текста несет ответственность учащийся с более глубоким знанием языка, в то время как текст пишет самый аккуратный с лучшим почерком. В результате каждый вносит свой вклад, несет совместную ответственность и выигрывает от этого.

Положительное, что дают проекты:

  1. Значительное повышение мотивации и интереса в изучении английского языка;
  2. Развитие навыков самообразования и независимости от учителя;
  3. Активизация всех видов восприятия и памяти;
  4. Вовлечение в деятельность всех учащихся в классах с разными учебными способностями;
  5. Поощрение детского творчества и изобретательности;
  6. Развитие чувства работы в команде и взаимодействия;

Таким образом, проектная работа способствует активизации резервных возможностей каждой личности, что и является задачей при интенсивном подходе (Г.А.Китайгород-ская) и отражает главное положение интенсивной методики:

  1. Обучение должно быть радостным и ненапряженным;
  2. Обучение следует осуществлять на сознательном и несознательном уровнях;
  3. В обучении следует применять обычно неиспользуемые резервы сознания с целью повышения результативности обучения.

Работая в классах младшего, среднего и старшего звена с различной наполняемостью групп, разными учебными способностями учащихся, учитывая возрастные, личностные и другие особенности групп в целом и каждого учащегося отдельно, а также УМК разных авторов, сказать, что я работаю по какой-то единой методической системе, трудно. Следя за информацией новинок методической литературы, опытом работы коллег, пользуясь рекомендациями преподавателей курсов повышения квалификации, всегда стараюсь на своих уроках попробовать и применять то новое, что позволяет учащимся реализоваться как личностям в условиях коллективных форм обучения. Принципы коммуникативного подхода:

  1. Учащиеся лучше овладевают языком, когда с ними общаешься как с личностями, имеющими свои собственные нужды и интересы.
  2. Учащиеся лучше овладевают языком, когда им предоставлена возможность участвовать в коммуникативном использовании иностранного языка в различных видах деятельности.
  3. Учащиеся лучше овладевают языком, когда имеют дело с коммуникативными фактами, которые они способны воспринять, и они соответствуют их собственным нуждам и интересам.
  4. Учащиеся лучше овладевают языком, когда они осознанно обращаются к различным языковым формам, умениям и стратегиям при овладении иностранным языком.
  5. Учащиеся лучше овладевают языком, когда они обращаются к социокультурным данным и прямому опыту культуры изучаемого языка.
  6. Учащиеся лучше овладевают языком, когда они осознают роль и природу языка и культуры.
  7. Учащиеся лучше овладевают языком, когда они чувствуют соответствующую отдачу своих успехов.
  8. Учащиеся лучше овладевают языком, когда им представлены возможности организовать свое собственное учение.

                                      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Зубова Л.В. Психолого-педагогическая сущность развития в образовательном процессе: Сборник научных статей.-Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000.
  2. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика.-Москва: «Высшая школа»,2009.
  3. Соловова Е.Н., Апальков В.Г. Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы.-Москва: Педагогический университет «Первое сентября»,2006.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный аспект образовательного процесса, направленный на личностный рост учащегося.

Современные реалии развития общества требуют выработки современных подходов к воспитанию детей и юношества на основе решения задач всестороннего развития личности, формирования стратегии активной жизн...

Личный рост учащихся как цель

Выступление на педсовете...

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ УЧАЩИХСЯ КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Сегодня, в условиях перехода к новой образовательной парадигме, к новой  модели образования, педагогическое сообщество осознает, что образование должно ориентироваться не только на потребности об...

презентация педсовета "Личностный рост воспитанника с ОВЗ как цель и результат взаимодействия участников образовательного процесса"

презентация знакомит с формами работы педагогов дошкольного отделения по данному направлению...

Личностное развитие ученика как цель и результат педагогического процесса

В статье представлен опыт работы по личностно ориентированному подходу к обучению и воспитанию учащихся средней школы. Затронуты вопросы организации процесса такого обучения и воспитания, выстраивания...

Структура педагогического процесса и его цели

          Педагогическая система как целостность представляет собой организованную совокупность целей, содержания, условий, форм, методов, направляющих и преобразующих ...

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ И САМОРАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Обретая в процессе жизнедеятельности определенный опыт и качества (на основе внутренних потребностей), человек начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, уп...