ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ И САМОРАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
статья
Обретая в процессе жизнедеятельности определенный опыт и качества (на основе внутренних потребностей), человек начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять ею, одновременно совершенствуя и развивая свои способности. Этот процесс определяется содержанием и уровнем психического развития человека в данный период и может быть назван саморазвитием. Важнейший для педагогики факт: человек развивается не только по заложенной в нем биологической программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от его опыта, потребностей, интересов, способностей. Это означает, что необходимо обеспечить развитию ребенка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы к его самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.
Педагогический процесс как передачу и усвоение общественного опыта можно представить в виде двух последовательных фаз: внешней и внутренней.
Внешняя являет собой собственно воспитательное воздействие, его педагогическую организацию, определенную деятельность.
Вторая, внутренняя часть процесса - это психическая деятельность школьника как субъекта учения. Она протекает на личностном уровне. Причем интерпретацию этих воздействий, их оценку, способность на этой основе вырабатывать свои качества осуществляет сам школьник. Это и есть самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение, объединяющиеся в одном понятии - саморазвитие личности.
Саморазвитие происходит обычно в значительной мере на подсознательном уровне. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать происходящие в его психике процессы, вызвать их мотивацию, научить осознанно управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию.
Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться. Этому поможет технология саморазвития личности, организация педагогического процесс, направленная на личностный рост ученика, содержание, методы и средства.
Использование потребностей самосовершенствования в учебно-воспитательном процессе - важнейшая задача технологии саморазвития школьника. Она поможет сделать ведущей мотивацией в среднем звене школьного образования внутреннюю нравстенно-волевую мотивацию. Неразрывно с самосовершенствованием связан и личностный рост обучающихся.
Личностный рост – это поиск самого себя и реализация. Это движение вперед, навстречу к своему предназначению. Это постоянное самосовершенствование и саморазвитие личности. Личностный рост есть развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность.
Задачи для учителя:
1.Создавать оптимальные условия.
2.Стимулировать логические механизмы, интуицию, озарение.
3.Формировать самостоятельность.
4.Быть эмоционально гибким.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostnyy_rost.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
« ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ И САМОРАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»
Обретая в процессе жизнедеятельности определенный опыт и качества (на основе внутренних потребностей), человек начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять ею, одновременно совершенствуя и развивая свои способности. Этот процесс определяется содержанием и уровнем психического развития человека в данный период и может быть назван саморазвитием. Важнейший для педагогики факт: человек развивается не только по заложенной в нем биологической программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от его опыта, потребностей, интересов, способностей. Это означает, что необходимо обеспечить развитию ребенка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы к его самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.
Педагогический процесс как передачу и усвоение общественного опыта можно представить в виде двух последовательных фаз: внешней и внутренней.
Внешняя являет собой собственно воспитательное воздействие, его педагогическую организацию, определенную деятельность.
Вторая, внутренняя часть процесса - это психическая деятельность школьника как субъекта учения. Она протекает на личностном уровне. Причем интерпретацию этих воздействий, их оценку, способность на этой основе вырабатывать свои качества осуществляет сам школьник. Это и есть самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение, объединяющиеся в одном понятии - саморазвитие личности.
Саморазвитие происходит обычно в значительной мере на подсознательном уровне. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать происходящие в его психике процессы, вызвать их мотивацию, научить осознанно управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию.
Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться. Этому поможет технология саморазвития личности, организация педагогического процесс, направленная на личностный рост ученика, содержание, методы и средства.
Использование потребностей самосовершенствования в учебно-воспитательном процессе - важнейшая задача технологии саморазвития школьника. Она поможет сделать ведущей мотивацией в среднем звене школьного образования внутреннюю нравстенно-волевую мотивацию. Неразрывно с самосовершенствованием связан и личностный рост обучающихся.
Личностный рост – это поиск самого себя и реализация. Это движение вперед, навстречу к своему предназначению. Это постоянное самосовершенствование и саморазвитие личности. Личностный рост есть развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность.
Задачи для учителя:
1.Создавать оптимальные условия.
2.Стимулировать логические механизмы, интуицию, озарение.
3.Формировать самостоятельность.
4.Быть эмоционально гибким.
Особо отметим, что оценивая результаты через категорию самореализации и личностного роста, мы подчеркиваем значимость для воспитания позитивной динамики развития личности (то есть развития ценностного отношения ребенка к людям, своему отечеству, труду и т.д.), а не соответствия ее какому-либо эталону, стандарту, норме (быть непременно гуманистом, патриотом, творцом и т.д.). Такой подход позволяет оценить усилия даже плохо воспитанного ребенка стать чуть лучше, не причисляя его к разряду «анормальных», «девиантных» детей. Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности. Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А. С. Макаренко: к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться.
Одной из основных задач обучения и воспитания в школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка: «Запуск механизма самостроительства личности»
— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Контроль и оценка уровня усвоения учащимися содержания образования является составной частью учебно-воспитательного процесса. При проведении проверки и оценки учебной деятельности обучающихся осуществляется «обратная связь», учитель получает информацию о состоянии этой учебной деятельности. Оценивается также опыт творческой деятельности. Однако, используя только такой подход, учитель не всегда может в полной мере оценить уровень компетентностей обучающихся и их личностный потенциал. На помощь приходит рейтинговая система оценки, которая осуществляется по четырем показателям: учеба, творческие достижения, ответственность и инициатива в учебной работе. Но и она не в силах показать в ученике способности и возможности. В условиях образовательного процесса в школе одной из форм оценивания личных результатов может быть портфолио. Данная форма оценивания школьника помогает не только дополнить традиционную оценку, но и стать стимулом для личностного развития ребенка. Как известно, существует два вида мотивации достижения – мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи. У каждого обучающегося преобладает тот или иной вид мотивации. Портфолио достижений позволяет скорректировать отношение к своим достижениям и настроить ребенка на мотивацию успеха, т.к. фиксирует и представляет только лучшие результаты его деятельности.
Любая работа детей – большой труд, и цену ее результата в виде документов портфолио ученики хорошо знают. Наполнение портфолио не становится для ребят самоцелью, с его помощью дети становятся более уверенными в себе и получают поддержку от своих одноклассников. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Цели формирования портфолио:
Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.
В последнее время все больше сторонников приобретает метод проектов. Использование проектной технологии позволяет:
- Затрагивать личность ученика целиком и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;
- Делать ученика активным действующим лицом в учебном процессе, Создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом;
- Предусматривает все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.
Работа по созданию проекта есть процесс творческий. Дети самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения личностно-значимой для них проблемы, что предполагает самостоятельный перенос знаний, навыков и умений в новую ситуацию. Конечный продукт всегда имеет «материальное» выражение: коллаж, альбом, рисунки, тексты разного характера, в том числе сборники стихов, сказок; инсценировки, выставки, утренники, спектакли и др. Выполняя проектную деятельность, каждый ученик, даже самый слабый и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и творчество, активность и самостоятельность.
Проектная работа-один из современных методов, используемый при обучении. Ученые подтверждают: человек запоминает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, но 90% того, что делает сам. Проектная работа главным образом основывается на поисковой творческой деятельности обучающихся для повышения их мотивации, а также на использовании ножниц и клея. Проектная работа позволяет учащимся применить знания, полученные от учителя и из учебника без списывания готовых ответов, потому что задания проектов всегда требуют фантазии и их творческого решения.
Например, для проекта в 7 классе «Животные на гербах разных стран» обучающиеся подбирали материалы для создания проекта (составляли короткие рассказы о истории гербов, картинки с изображением животных- отпечатанные или нарисованные самими обучающимися).А для проекта по биологии в 5 классе «Мой Экодом» дети собирали материал о строительных материалах, бытовой химии, животных и растениях, которые были бы безопасны для человека и окружающей среды – готовым продуктом являлся макет дома из экологически чистых материалов.
На более сложном этапе характер проектной работы меняется в сторону применения большей степени исследовательской деятельности учащихся, на использование дополнительных источников, наблюдении и исследовании. Это развивает не менее важную функцию: прививает привычку к самообразованию, способности находить и обрабатывать информацию, навык выводить свои собственные умозаключения, определять главное, приводить аргументы в защиту своей точки зрения.
Положительное, что дают проекты:
- Значительное повышение мотивации и интереса в обучении
- Развитие навыков самообразования и независимости от учителя;
- Активизация всех видов восприятия и памяти;
- Вовлечение в деятельность всех обучающихся в классе с разными учебными способностями;
- Поощрение детского творчества и изобретательности;
- Развитие чувства работы в команде и взаимодействия;
Таким образом, проектная работа способствует активизации резервных возможностей каждой личности, что и является задачей при интенсивном подходе и отражает главное положение интенсивной методики:
- Обучение должно быть радостным и ненапряженным;
- Обучение следует осуществлять на сознательном и несознательном уровнях;
- В обучении следует применять обычно неиспользуемые резервы сознания с целью повышения результативности обучения.
Работая в классе с обучающимися, разными по способностям и развитию, учитывая возрастные, личностные и другие особенности в целом и каждого обучающегося отдельно, а также УМК. Следя за информацией новинок методической литературы, опытом работы коллег, пользуясь рекомендациями преподавателей курсов повышения квалификации, всегда стараюсь на своих уроках попробовать и применять то новое, что позволяет обучающимся реализоваться как личностям в условиях коллективных форм обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Зубова Л.В. Психолого-педагогическая сущность развития в образовательном процессе: Сборник научных статей.-Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000.
- Соловова Е.Н., Апальков В.Г. Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы.-Москва: Педагогический университет «Первое сентября»,2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Личностный рост учащихся как цель и результат педагогического процесса"
Выступление на педагогическом совете...
Воспитательный аспект образовательного процесса, направленный на личностный рост учащегося.
Современные реалии развития общества требуют выработки современных подходов к воспитанию детей и юношества на основе решения задач всестороннего развития личности, формирования стратегии активной жизн...
ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ УЧАЩИХСЯ КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Сегодня, в условиях перехода к новой образовательной парадигме, к новой модели образования, педагогическое сообщество осознает, что образование должно ориентироваться не только на потребности об...
презентация педсовета "Личностный рост воспитанника с ОВЗ как цель и результат взаимодействия участников образовательного процесса"
презентация знакомит с формами работы педагогов дошкольного отделения по данному направлению...
Личностное развитие ученика как цель и результат педагогического процесса
В статье представлен опыт работы по личностно ориентированному подходу к обучению и воспитанию учащихся средней школы. Затронуты вопросы организации процесса такого обучения и воспитания, выстраивания...
"Самоанализ саморазвития и самосовершенствования как условие профессионального и личностного роста педагога"
Понятие самоанализа личностных и профессиональных качеств педагога. Развитие компетентности....
Роль курсовой подготовки в становлении личностного и профессионального роста и саморазвития педагога.
Презентация-обзор важных моментов курсовой подготовки....