ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ И САМОРАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
статья

Ботулева Елена Владимировна

Обретая в процессе жизнедеятельности определенный опыт и качества (на основе внутренних потребностей), человек начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять ею, одновременно совершенствуя и развивая свои способности. Этот процесс определяется содержанием и уровнем психического развития человека в данный период и может быть назван саморазвитием. Важнейший для педагогики факт: человек развивается не только по заложенной в нем биологической программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от его опыта, потребностей, интересов, способностей. Это означает, что необходимо обеспечить развитию ребенка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы к его самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.

Педагогический процесс как передачу и усвоение общественного опыта можно представить в виде двух последовательных фаз: внешней и внутренней.

Внешняя являет собой собственно воспитательное воздействие, его педагогическую организацию, определенную деятельность.

Вторая, внутренняя часть процесса - это психическая деятельность школьника как субъекта учения. Она протекает на личностном уровне. Причем интерпретацию этих воздействий, их оценку, способность на этой основе вырабатывать свои качества осуществляет сам школьник. Это и есть самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение, объединяющиеся в одном понятии - саморазвитие личности.

Саморазвитие происходит обычно в значительной мере на подсознательном уровне. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать происходящие в его психике процессы, вызвать их мотивацию, научить осознанно управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию.

Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться. Этому поможет технология саморазвития личности, организация педагогического процесс, направленная на личностный рост ученика, содержание, методы и средства.

Использование потребностей самосовершенствования в учебно-воспитательном процессе - важнейшая задача технологии саморазвития школьника. Она поможет сделать ведущей мотивацией в среднем звене школьного образования внутреннюю нравстенно-волевую мотивацию. Неразрывно с самосовершенствованием связан и личностный рост обучающихся.

 

Личностный рост – это поиск самого себя и реализация. Это движение вперед, навстречу к своему предназначению. Это постоянное самосовершенствование и саморазвитие личности. Личностный рост есть развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность.

Задачи для учителя:

1.Создавать оптимальные условия.

2.Стимулировать логические механизмы, интуицию, озарение.

3.Формировать самостоятельность.

4.Быть эмоционально гибким.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostnyy_rost.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

« ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ И САМОРАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ  КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

Обретая в процессе жизнедеятельности определенный опыт и качества (на основе внутренних потребностей), человек начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять ею, одновременно совершенствуя и развивая свои способности. Этот процесс определяется содержанием и уровнем психического развития человека в данный период и может быть назван саморазвитием. Важнейший для педагогики факт: человек развивается не только по заложенной в нем биологической программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от его опыта, потребностей, интересов, способностей. Это означает, что необходимо обеспечить развитию ребенка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы к его самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.

Педагогический процесс как передачу и усвоение общественного опыта можно представить в виде двух последовательных фаз: внешней и внутренней.

Внешняя являет собой собственно воспитательное воздействие, его педагогическую организацию, определенную деятельность.

Вторая, внутренняя часть процесса - это психическая деятельность школьника как субъекта учения. Она протекает на личностном уровне. Причем интерпретацию этих воздействий, их оценку, способность на этой основе вырабатывать свои качества осуществляет сам школьник. Это и есть самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение, объединяющиеся в одном понятии - саморазвитие личности.

Саморазвитие происходит обычно в значительной мере на подсознательном уровне. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать происходящие в его психике процессы, вызвать их мотивацию, научить осознанно управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию.

Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться. Этому поможет технология саморазвития личности, организация педагогического процесс, направленная на личностный рост ученика, содержание, методы и средства.

Использование потребностей самосовершенствования в учебно-воспитательном процессе - важнейшая задача технологии саморазвития школьника. Она поможет сделать ведущей мотивацией в среднем звене школьного образования внутреннюю нравстенно-волевую мотивацию. Неразрывно с самосовершенствованием связан и личностный рост обучающихся.

   

Личностный рост – это поиск самого себя и реализация. Это движение вперед, навстречу к своему предназначению. Это постоянное самосовершенствование и саморазвитие личности. Личностный рост есть развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность.

   Задачи для учителя:

1.Создавать оптимальные условия.

2.Стимулировать логические механизмы, интуицию, озарение.

3.Формировать самостоятельность.

4.Быть эмоционально гибким.

   Особо отметим, что оценивая результаты через категорию самореализации и личностного роста, мы подчеркиваем значимость для воспитания позитивной динамики развития личности (то есть развития ценностного отношения ребенка к людям, своему отечеству, труду и т.д.), а не соответствия ее какому-либо эталону, стандарту, норме (быть непременно гуманистом, патриотом, творцом и т.д.). Такой подход позволяет оценить усилия даже плохо воспитанного ребенка стать чуть лучше, не причисляя его к разряду «анормальных», «девиантных» детей. Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности. Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А. С. Макаренко: к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться.

   Одной из основных задач обучения и воспитания в школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка: «Запуск механизма самостроительства личности»

— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");

— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

   Контроль и оценка уровня усвоения учащимися содержания образования является составной частью учебно-воспитательного процесса. При проведении проверки и оценки учебной деятельности обучающихся осуществляется «обратная связь», учитель получает информацию о состоянии этой учебной деятельности. Оценивается также опыт творческой деятельности. Однако, используя только такой подход, учитель не всегда может в полной мере оценить уровень компетентностей обучающихся и их личностный потенциал. На помощь приходит рейтинговая система оценки, которая осуществляется по четырем показателям: учеба, творческие достижения, ответственность и инициатива в учебной работе. Но и она не в силах показать в ученике способности и возможности. В условиях образовательного процесса в школе одной из форм оценивания личных результатов может быть портфолио. Данная форма оценивания школьника помогает не только дополнить традиционную оценку, но и стать стимулом для личностного развития ребенка. Как известно, существует два вида мотивации достижения – мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи. У каждого обучающегося преобладает тот или иной вид мотивации. Портфолио достижений позволяет скорректировать отношение к своим достижениям и настроить ребенка на мотивацию успеха, т.к. фиксирует и представляет только лучшие результаты его деятельности.

   Любая работа детей – большой труд, и цену ее результата в виде документов портфолио ученики хорошо знают. Наполнение портфолио не становится для ребят самоцелью, с его помощью дети становятся более уверенными в себе и получают поддержку от своих одноклассников. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

   Цели формирования портфолио:

   Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

   Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.

   В последнее время все больше сторонников приобретает метод проектов. Использование проектной технологии позволяет:

  • Затрагивать личность ученика целиком и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;
  • Делать ученика активным действующим лицом в учебном процессе, Создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом;
  • Предусматривает все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.

   Работа по созданию проекта есть процесс творческий. Дети самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения личностно-значимой для них проблемы, что предполагает самостоятельный перенос знаний, навыков и умений в новую ситуацию. Конечный продукт всегда имеет «материальное» выражение: коллаж, альбом, рисунки, тексты разного характера, в том числе сборники стихов, сказок; инсценировки, выставки, утренники, спектакли и др. Выполняя проектную деятельность, каждый ученик, даже самый слабый и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и творчество, активность и самостоятельность.

   Проектная работа-один из современных методов, используемый при обучении. Ученые подтверждают: человек запоминает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, но 90% того, что делает сам. Проектная работа главным образом основывается на поисковой творческой деятельности обучающихся для повышения их мотивации, а также на использовании ножниц и клея. Проектная работа позволяет учащимся применить знания, полученные от учителя и из учебника без списывания готовых ответов, потому что задания проектов всегда требуют фантазии и их творческого решения.

            Например, для проекта в 7 классе «Животные на гербах разных стран» обучающиеся подбирали материалы для создания проекта (составляли короткие рассказы о истории гербов, картинки с изображением животных- отпечатанные или нарисованные самими обучающимися).А для проекта по биологии  в 5 классе «Мой Экодом» дети собирали материал о строительных материалах,  бытовой  химии, животных и растениях, которые были бы безопасны для человека и окружающей среды – готовым продуктом являлся макет дома из экологически чистых материалов.

На более сложном этапе характер проектной работы меняется в сторону применения большей степени исследовательской деятельности учащихся, на использование дополнительных источников, наблюдении и исследовании. Это развивает не менее важную функцию: прививает привычку к самообразованию, способности находить и обрабатывать информацию, навык выводить свои собственные умозаключения, определять главное, приводить аргументы в защиту своей точки зрения.

   Положительное, что дают проекты:

  • Значительное повышение мотивации и интереса в обучении
  • Развитие навыков самообразования и независимости от учителя;
  • Активизация всех видов восприятия и памяти;
  • Вовлечение в деятельность всех обучающихся в классе с разными учебными способностями;
  • Поощрение детского творчества и изобретательности;
  • Развитие чувства работы в команде и взаимодействия;

Таким образом, проектная работа способствует активизации резервных возможностей каждой личности, что и является задачей при интенсивном подходе и отражает главное положение интенсивной методики:

  • Обучение должно быть радостным и ненапряженным;
  • Обучение следует осуществлять на сознательном и несознательном уровнях;
  • В обучении следует применять обычно неиспользуемые резервы сознания с целью повышения результативности обучения.

    Работая в классе с обучающимися, разными по способностям и развитию, учитывая возрастные, личностные и другие особенности в целом и каждого обучающегося отдельно, а также УМК. Следя за информацией новинок методической литературы, опытом работы коллег, пользуясь рекомендациями преподавателей курсов повышения квалификации, всегда стараюсь на своих уроках попробовать и применять то новое, что позволяет обучающимся реализоваться как личностям в условиях коллективных форм обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Зубова Л.В. Психолого-педагогическая сущность развития в образовательном процессе: Сборник научных статей.-Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000.
  2. Соловова Е.Н., Апальков В.Г. Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы.-Москва: Педагогический университет «Первое сентября»,2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный аспект образовательного процесса, направленный на личностный рост учащегося.

Современные реалии развития общества требуют выработки современных подходов к воспитанию детей и юношества на основе решения задач всестороннего развития личности, формирования стратегии активной жизн...

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ УЧАЩИХСЯ КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Сегодня, в условиях перехода к новой образовательной парадигме, к новой  модели образования, педагогическое сообщество осознает, что образование должно ориентироваться не только на потребности об...

презентация педсовета "Личностный рост воспитанника с ОВЗ как цель и результат взаимодействия участников образовательного процесса"

презентация знакомит с формами работы педагогов дошкольного отделения по данному направлению...

Личностное развитие ученика как цель и результат педагогического процесса

В статье представлен опыт работы по личностно ориентированному подходу к обучению и воспитанию учащихся средней школы. Затронуты вопросы организации процесса такого обучения и воспитания, выстраивания...

"Самоанализ саморазвития и самосовершенствования как условие профессионального и личностного роста педагога"

Понятие самоанализа личностных и профессиональных качеств педагога. Развитие компетентности....