"Самоанализ саморазвития и самосовершенствования как условие профессионального и личностного роста педагога"
материал на тему

Зубарева Юлия Анатольевна

Понятие самоанализа личностных и профессиональных качеств педагога. Развитие компетентности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

На современном этапе модернизации российского образования совершенно очевидно, что реализация всех её аспектов связана с личностью педагога, с необходимостью постоянного его совершенствования и повышения уровня профессионализма.  Для этого педагогу необходимо выстроить свою профессионально-образовательную стратегию, которая учитывала бы конкретные индивидуальные  особенности и запросы, а также образовательную траекторию как способ его профессионального и личностного роста, способ, ведущий к вершинам профессионального мастерства. Образовательная траектория – это возможность личности на основе выбора определять свой образовательный путь, удовлетворяя потребности в образовании, в получении квалификации в избранной области, в интеллектуальном, физическом, нравственном развитии с учётом сформированности интересов и склонностей, спроса на рынке труда, самооценки  возможностей.                                                                  Реализация намеченного плана напрямую связана с навыками самоанализа, самоорганизации и саморегуляции. В этом проявляется психологическая подготовленность к профессиональной деятельности. Саморегуляция – это процесс произвольного управления своим поведением, благодаря которому происходит разрешение конфликтов, овладение своим поведением, переработка негативных переживаний. Управление своим развитием и совершенствованием осуществляется посредством самовоспитания. Деятельность самовоспитания формируется  в результате самопознания и осознания реального Я и идеального образа себя в будущем.                                                        Иными словами, для того чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но и личностное развитие.                                                                                                Личностный рост – это качественные изменения личностного развития, затрагивающие основные жизненные отношения, «ядро» личности. Отношение к своей прошлой жизни как к прошлому и направленность в будущее позволяет говорить о таких качественных изменениях в личностном росте. Любая остановка в этой непрерывности может быть чревата наступлением застоя и началом деградации личности.                     С точки зрения деятельностного подхода, оптимальное развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для человека.

 Иными словами, чем больше вы достигаете в профессиональном становлении, тем больше развиваетесь как личность.                          Профессия педагога имеет свою специфику: он работает с Человеком, а, значит, его собственная личность является мощным «рабочим инструментом». И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Поэтому именно в педагогической профессии личностный рост – непременное условие  достижения профессионализма.                                                                               Совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности определяется как профессиональная компетентность педагога.                                         Чтобы обеспечить устойчивый рост профессиональной компетентности необходимо осмысливать себя как личность и профессионала в прошлом (каким был?), в настоящем (какой есть?) и в будущем (каким буду?).                                                          

                                           

                                            Схема самоанализа педагога

              Я был

       Мои «минусы»                       Мои «плюсы»                                                   

Я есть

    Я внутри себя                                                      Я с другими

                                                                                        Я буду

Осмысление происходит через самоанализ.                                             Для его осуществления необходимо ответить на следующие вопросы:

-каких необходимых умений, личностных качеств у меня сегодня нет?

-что необходимо формировать сегодня и что может потребоваться в будущем?

-какие необходимые умения и личностные качества в принципе имеются, но нуждаются в дальнейшем развитии?

Самоанализ и осознание необходимости саморазвития и самосовершенствования является  начальным этапом на пути формирования профессиональной компетентности педагога. Это та отправная точка, с которой начинается путь к вершинам профессии, становление педагога мастером своего дела. Это способ самодиагностики, инструмент самооценки уровня сложившейся у педагога профессиональной педагогической позиции с целью выявления тех элементов, которые требуют совершенствования. Самоанализ может стать мощным мотивирующим фактором самообразования. Если педагог обнаруживает большое отставание уровня собственной профессиональной компетентности, результатов своего труда от социальных ожиданий. В этот момент с помощью педагогического самоанализа у педагога возникает установка на личностное и профессиональное самосовершенствование.                        Далее процесс формирования профессиональной компетентности проходит по следующим этапам:

-планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения)

-самопроявление, анализ (на следующем цикле) и самокорректировка.                

Следует отметить, что самоанализ деятельности обладает рядом функций: диагностической, познавательной, преобразующей, самообразовательной.                                                                                       Педагогический самоанализ обеспечивает индивидуализацию процесса формирования и роста профессиональной компетентности педагога, исключает формализм и шаблонность в такой важной сфере его деятельности как самообразование. Он является «визитной карточкой» профессионализма педагога, способом его самодиагностики, инструментом оценки сложившейся профессиональной педагогической позиции. Т.е. ракурсов самоанализа может быть великое множество.

                                                     

Для самоанализа личностных качеств в своей практике использую:

-анализ собственных поступков в различных жизненных ситуациях

-методику «Самоанализ личности» О.Н. Моткова

-методику «Самоанализ личности педагога дополнительного образования» И.М. Кондакова

-диагностику личностных качеств педагога (по В.И.Зверевой)

-методику изучения качественных эмоциональных характеристик (Л.А.Рабиновича)

-анкеты для обучающихся  («Оценка педагога» А.С. Галанова);

-методику «Ценностные ориентации» Рокича (для обучающихся)

-анкеты для родителей и др.

Это позволяет провести самооценку  профессионально важных качеств личности, список которых весьма значителен:                                      оптимистичность, чуткость и доброжелательность, любознательность и чувство юмора, гибкость, толерантность, воспитанность, выдержка и самообладание, гуманность, добросовестность, инициативность, критичность, ответственность, принципиальность, тактичность, эмоциональность  и др.  Работа над собой с целью «достроить» себя до идеального образа целостной личности заключается в самовоспитании:  изучении соответствующей литературы по психологии и педагогике, тренингах на развитие положительных качеств личности, самоконтроле поведения и сдерживании  проявлений негативных эмоций.                   Одним из важных моментов работы является умение рефлексировать – проводить самоанализ проведённых учебных занятий. Самоанализ провожу по примерному плану:

-содержание занятия (постановка и комплексное решение задач)

-методы и средства обучения, применяемая технология

-характер общения на занятии

-результативность занятия

Самоанализ занятия как процесс осознания и самопознания формирует аналитические способности, развивает интерес, определяет необходимость изучения проблем обучения, повышает качество преподавания.

В периоды между аттестациями занимаюсь анализом собственной профессиональной деятельности, что приводит к осмыслению педагогического опыта, поиску инструментов для преодоления существующих трудностей в работе. В портфолио профессиональной деятельности, подготовленного для прохождения квалификационных испытаний в 2013 году, содержится анализ

- условий работы

-образовательных программ, целей, задач педагогической деятельности, содержания форм и методов работы с обучающимися

-применяемых технологий и методик обучения, воспитания и развития

-сохранности контингента и причин отсева воспитанников

-приоритетных направлений воспитательной работы

-результативности образовательной деятельности

-использования методов педагогической диагностики

-работы с родителями и связей с социумом

-эффективности собственной педагогической деятельности

-проблем и способов их решения

-самообразования, повышения профессионального уровня

-участия в методической работе учреждения, в мероприятиях разного уровня.

В заключительной части самоанализа было предоставлено критическое осмысление своих слабых сторон, существующих недоработок, а следовательно подтверждена способность педагога к планированию и прогнозированию своего профессионального роста.                                              В данном случае, проведённый  самоанализ собственной работы послужил основным источник информации о личности педагога и направлениях его деятельности для осуществления экспертной оценки. В заключении следует ещё раз отметить, что значение педагогического самоанализа состоит в том, что он является средством развития способности оценивать свой труд и своё поведение. Именно через педагогический самоанализ у педагога формируется умение оценивать свою работу по конечному результату. А это одно из важнейших качеств педагога. Но чтобы приобрести его, педагог должен быть не только исключительно внимательным к своему труду, но у него должно быть обострённое чувство самокритичности. А его необходимо не только воспитать, но и систематически развивать и совершенствовать.                        

                                           

                                        ИСТОЧНИКИ:

-Власова Е.А. Проблема процесса саморазвития.-М,2011

-Исаев И.Ф.  Профессионально-педагогическая культура педагога.-М,2002

-ИНТЕРНЕТ-ресурсы    

-Кондаков И.М. Внутренняя мотивация профессионального развития//Проблемы профессиональной социализации личности.-Кемерово, 2009    

   

-Маркова О.И.  Профессиональное саморазвитие педагога.- М, 2007

                   

 МБОУ ДОД ТЁМКИНСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Самоанализ саморазвития и самосовершенствования как условие профессионального и личностного роста педагога

        Подготовила:

                    Педагог дополнительного образования

        Зубарева Юлия Анатольевна

                       2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок как основной критерий профессионального-личностного роста педагога

В современном понимании качество образования — это не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каж...

«Модель непрерывного профессионального образования в учреждении – залог профессионального, карьерного и личностного роста педагога».

В президентской инициативе «Наша новая школа» отмечено, что ключевая фигура образовательного процесса - педагог, ведь именно от уровня его профессионализма зависит решение поставленных задач, а в коне...

"Тренинг личностного роста педагогов в условиях перехода к реализации ФГОС в основной школе".

Методическая разработка тренинга личностного роста будет полезна психологам школы, практикующим практические групповые занятия по развитию личности педагогов. Тренинг способствует развитию умения проя...

Самообразование как основа профессионального и личностного роста педагога.

Профессия педагога особая – она предполагает высокую степень ответственности, ведь от результатов нашей деятельности зависит будущее учеников. Каким же должен быть педагог, чтобы оправдать доверие и о...

Самообразование как основа профессионального и личностного роста педагога.

Самообразование как основа профессионального и личностного роста педагога....

"Личностный рост педагога как основа профессионального мастерства"

Личностный рост педагога как основа профессионального мастерства Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и акт...

Проект "Модель наставничества как фактор профессионально-личностного роста педагога"

Данный проект является попыткой поиска  новых принципов организации деятельности  наставнической работы сельской школы  и форм более интенсивного использования педагогических ресурсов и...