Современный урок как основной критерий профессионального-личностного роста педагога
статья на тему

Филонова Лариса Ивановна

В современном понимании качество образования — это не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_sovremennyy_urok.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Каждое время рождает свои требования к образовательному процессу. Индикатором этих требований всегда был, есть и будет урок. Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения, раскрывающей идеологию данного времени в соотношении двух процессов: преподавание – учение.

Если обратиться к истории, до 70 годов преобладающим процессом был процесс преподавания. «Театр одного актера», где в главной роли учитель – такова основная характеристика урока этого времени.

Учитель – дирижер, смещение акцентов в сторону познавательной деятельности ученика, повышение роли самостоятельности учащихся - идеал урока 90-х.

Смена акцентов, анализ взаимодействия процессов преподавание-учение позволяет утверждать, что в настоящее время главным критерием урока является совместная деятельность учителя и учащихся на уроке.

 Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними – знания и противоречия. И задачи, которые необходимо совместно решить. Только решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.  

В современной педагогической литературе приводится множество сопоставлений традиционного и развивающего уроков с точки зрения ученых. Они хорошо известны, но не дают ответа конкретному учителю-практику: почему именно сейчас так важно учить ученика, все дальше отходя от классических путей познания? почему это важно не только для ученика, но и для самого учителя? Чтобы получить ответы на эти вопросы, можно провести анализ положительных и отрицательных моментов традиционного образования.

В пользу традиционного образования свидетельствует то, что традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение. Традиционный урок – это известные ученые и не менее известные учителя-практики. В традиционном уроке все привычно, близко и понятно: структура, логика, нормы, задачи…

К сожалению, традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня.

И реально, в первую очередь,  то, что большая часть педагогов (более половины учителей) не собираются ничего менять в своей деятельности, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла.

Но мы можем говорить и о минусах традиционного образования:

Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель.

Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.

Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом. Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.

При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим   школу, труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей.  На вопрос: «Кому легче устроиться в жизни: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди троечников гораздо меньше неустроенных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.

Современный урок, – какой он? Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Современный урок – это, как уже было сказано, в первую очередь, результат совместной деятельности учителя и учащегося. Для рождения такого урока нужны соответствующие целеполагание и мотивация учения. Ставя цель конкретного урока, нужно видеть цель всего учебного процесса. Кроме «официальных» целей урока, учитель сознательно или неосознанно формулирует и личную цель. Какова истинная цель учителя, таков и сам учебный процесс. Если учитель хочет выглядеть хорошим в глазах администрации и родителей, то главная цель – подготовить к ЕГЭ (или добиться того, чтобы этот экзамен сдавали только «сильные в предмете ученики» – они не испортят картины). Иногда учитель (в основном речь идет о молодых, начинающих педагогах) своей скрытой целью ставит понравиться ученикам, быть для них лучше всех остальных. Кажется, что эта цель легко достижима хорошими отметками, «панибратским» отношением с воспитанниками, но такой «успех» ненадолго. Значит, личная цель учителя должна быть выше: привить любовь к научным исследованиям, сформировать научный стиль мышления и т.п. Такая цель, личностно значимая для учителя, становится личностно значимой для учеников. «Закономерность говорит об этом в общем виде: усвоено может быть только то, что значимо для конкретного человека. Бессмысленную информацию усвоить невозможно. Безразличную почти невозможно».

Еще один важный момент в подходах к современному уроку – мотивация учения. «Практика показывает, что главный мотивирующий фактор – увлеченность самого учителя, его предметные интересы, вовлеченность в процесс познания как такового». Совместная деятельность возможна, если есть совместная заинтересованность в предмете изучения, т.е., самому учителю интересно то, что он преподает, и в своих учениках он видит юных сподвижников, с которыми интересно поделиться чем-то очень важным.

Может ли быть интересно то, что хорошо известно, что преподаешь из года в год, «одно и то же», давно выученное и совершенно понятное? Если учитель относится к преподаванию именно так, как это сформулировано в предыдущей фразе, то, скорее всего – нет. Что же делать? Путь только один – сделать каждый урок интересным в первую очередь для себя. Если мне как учителю преподаваемый материал интересен, я вижу в нем непознанные аспекты, загадки, я хочу узнать и доказать себе что-то новое, а в соавторы беру класс, то этот материал станет интересным и для учащихся.

Cовременный урок – это постоянный поиск ответов на вопросы: Как сделать? Как доказать? Как проверить? Вместо более распространенных вопросов: Что? Почему?

"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с грехом пополам подготавливает учеников до уровня, когда с ними начинают работать репетиторы, и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это и является важным показателем истинного профессионализма.

"Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель (К.Д.Ушинский)

Между тем, изучение проблемы самообразования учителей в научной литературе и на практике показывает, что многих учителей характеризует недостаточный уровень потребности в самообразовании, учителя затрудняются в освоении педагогического опыта, оценке эффективности своей работы. Среди учителей имеет место недопонимание того, что именно их самообразование – это путь к творчеству, самовыражению, становлению неповторимого индивидуально-творческого стиля собственной профессиональной деятельности.

Как бы ни были эффективны педагогические советы, заседания МО, психолого-педагогические семинары, курсы, однако они никогда не смогут заменить самостоятельной работы души и ума. Вернее, их можно считать эффективными только тогда, когда они нацеливают учителя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через эти формы методической деятельности и может стать всего лишь хорошей основой для работы педагога. Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Н. Рыленков

      К.Д.Ушинский отмечал, что опыт в чистом виде не внедряется, внедряется идея. Понимая это, можно осуществить переход от парадигмы педагогического воздействия к парадигме педагогического обучения, то есть организовать образовательное пространство с субъект - субъектными отношениями.

Мотив, сдвиг мотива на цель, рефлекс цели, отсутствие боязни, решительность в постановке для себя сложных целей – главные и обязательные  факторы самоорганизации своего самообразования. Источником самообразования учителя является вся его жизнь, жизненный опыт, прочитанные книги, общение с людьми, размышления, способы познания, пережитое, анализ своей профессиональной деятельности, поступков, размышления о удавшихся и неудавшихся уроках. И сам учитель определяет, какие из источников для него главные. Важно, чтобы в самообразовательной деятельности педагога не произошла подмена ценностей и он не ограничил свою самообразовательную деятельность (перекрыл себе дорогу к самообразованию) использованием только такого провокационного источника, как готовые методические разработки уроков. Вред тут как от употребления наркотиков: возникает устойчивая привычка к прямому заимствованию чужих идей, что парализует творчество учителя даже тогда, когда  педагог такой возможностью обладает. Отсутствие информации об авторстве,  квалификации, месте работы, званиях разработчиков; грифов о рекомендации или допуске, какой-либо профессиональной экспертизы; указаний, для каких учителей и для каких детей разработка показала высокую эффективность обучения, воспитания и развития, - заставляет задуматься. Это не должно прозвучать призывом отказаться от чтения методических разработок, возможно, полезно из них что-то заимствовать, но только если учитель помнит, что автор, режиссер и исполнитель урока – он сам, учебные возможности детей знает только он, и потому только он ответсвеннен за успех или провал любого урока, а не таинственный автор. Необходимо помнить, что далеко не все, что является печатной продукцией, отражает прогрессивный, научно-обоснованный, проверенный экспериментальным путем опыт.

Логика требует, чтобы после определения целей и задач, в данном случае, самообразовательной работы педагога, было рассмотрено содержание. Один из возможных вариантов содержания самообразовательной работы учителя представлен на экране:

- расширение культурного кругозора, развитие интеллекта;

- мировоззренческая подготовка;

- дидактическая подготовка;

- воспитательная подготовка;

- психологическая подготовка;

- частнометодическая подготовка;

- развитие артистизма, педагогической техники.

Если такие  направления как дидактическая подговка, частнометодическая подготовка характеризуют профессиональное становление педагога, (и это будет предметом обсуждения на предметных секциях), то остальные имеют отношение к личности учителя. Т.О., имеет смысл говорить о профессионально-личностном становлении педагога как многоаспектном явлении, поскольку в него входят не только специальные базовые научные и методические знания, умения и навыки, но и умение работать с людьми, зависящее от профессиональной и общей культуры педагога, его ценностных ориентаций, представлений о смысле своей деятельности и о себе как специалисте. Способность понимать духовный мир своих воспитанников и воздействовать на него, уважение и доверие к ним, гуманитарная культура – вот те главные качества учителя, которые требуют своего совершенствования на протяжении всей педагогической деятельности.

Работая над содержанием воспитательного  направления, нужно настроиться на долгосрочную деятельность из-за того, что в последние годы образование стало синонимом обучения (что, конечно же, грубая ошибка), зуновская практика стала доминирующей в школе и в большинстве своем вытеснила из полноценного педагогического процесса многое, что связано  с воспитанием. А ведь классическое определение той отрасли науки и практики, которой мы с вами заняты: педагогика – наука о воспитании ребенка, где именно воспитание включает в себя обучение и развитие.

Говоря словами Д.И.Менделеева, «Знание без воспитания – меч в руках сумасшедшего».

В арсенале деятельности  учителя должны работать все каналы воспитания. Их, как минимум четыре:

- через содержание основ наук;

- через методы обучения;

 - через использование случайно возникших или спланированных, срежессированных учителем воспитательных ситуаций, которые предлагает сама школьная жизнь;

- через личность учителя.

        Наконец, доступное сейчас богатство всех музеев мира, экранизации литературных произведений, изучаемых в школе, лучшие драматические спектакли, кинофильмы, - все это можно и должно быть использовано  в воспитательных целях. Чтобы это реализовать, учитель должен работать над собой в данном направлении.

        И последнее, на чем хотелось бы сегодня остановиться, -психологическая подготовка педагогов, которая  является часто западающим аспектом. Недостаточно серьезное отношение студентов к этой дисциплине в ВУЗах, выражающееся фразой «выучить, чтобы сдать экзамен», приводит будущего педагога к тому, что, зная науку, лежащую в основе преподаваемого предмета, методические приемы ее преподавания и т.д., учитель не знает главного – как устроен ребенок. Такой педагог не способен учесть возможности и особенности конкретных учеников, а потому обречен на неграмотные действия. Если он и пытается поправить эту ошибку, то исходит из обыденного: за хорошую учебу – похвала, за плохую – наказание. Вот и вся психология. (М.Поташник).

        Или действуют с позиции здравого смысла, который чаще всего подводит, ибо объект работы – ребенок – достаточно сложен.

        Много ли мы задумываемся и задействуем в процессе обучения различные каналы восприятия материала, учим ли детей приемам понимания и запоминания? Учитываем ли темперамент ребенка, его склонности к наукам, его интересы? Если мы и дифференцируем учеников, то главным критерием выступает его интеллект, иными словами, дифференцируем детей на сильных, средних и слабых, что, по большому счету, вызывают недопонимание ученых-педагогов. Ответьте на эти вопросы для себя. И если среди ответов больше отрицательных – время обратиться к науке, которая дает ответы на подобные вопросы.

        Психологическая подготовка учителя обязательно включает и раскрытие значимости личностного фактора в повышении качества  обучения и воспитания школьников. Многие проблемы современной школы отодвинули на второй план требования к личности учителя. А педагогический потенциал личности учителя огромен, и использовать его нужно в полной мере. Здесь нелишне обратиться к классику: «Учитель – воспитатель  никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая  теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы». (К.Д.Ушинский).

        «Для ребят идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совершенно по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек. Самые высокие идеи в его устах становятся ненавистными» (В.А.Сухомлинский).

        Если говорить о факторах, психологически влияющих на эффективность обучения и воспитания, о которых должен знать, опираться на них и использовать учитель, прежде всего, необходимо отметить влияние внешнего облика учителя. Подтянутость, безупречная  аккуратность, элегантность одежды, прическа, макияж, обувь, парфюм и т.д. – все это образует позитивный образ учителя  при его появлении. Дети в этом случае сами подтягиваются, становятся аккуратнее и ответственнее.

        Яркая, орфоэпически грамотная, образная  речь, обогащенная разнообразием интониций, мимика, жесты, манеры, походка, чувство юмора и т.п. – также слагаемые имиджа. Они характеризуют личность учителя, усиливают ее влияние на детей.

Далее (это самое сильное) – личные эмоции, выражающие отношение учителя к изучаемому материалу, к своему труду. Дети всегда чувствуют, насколько ответственно  учитель готовился к уроку, когда  он добросовестен, когда старается, выкладывается и т.д.

        Позитивно личностный фактор проявляется и в заинтересованности  учителя в успехе учеников, а не в стремлении поймать кого-то на незнании.

        Важно помнить: психосбережение (использование только психосберегающих технологий) зависит исключительно от личности учителя. И если учитель не заботится об этом, происходит разрушение коммуникации между ним и детьми.

        Психологически очень важно использование учителем сильных сторон своей личности. Это может быть талант коммуникатора, обаяние, умение читать стихи, петь, рисовать, иметь какое-то хобби и т.д.

        Если принять во внимание аспект эмоциональной развитости учителя как части его психологической подготовки, то необходимо отметить, что акцент на только (или преимущественно) интеллектуальном восприятии учениками учебного материала, всегда приводит к недооценке эмоционального восприятия. Необходимо помнить, что кроме собственно информирования детей о тех или иных знаниях существуют еще и эмоции, которые могут существенно улучшить восприятии материала (если они положительные), а могут  полностью парализовать это восприятие (если они отрицательные). Ведь эмоции – это тоже информация, нередко не менее важная, чем то знание, которое ребенок должен усвоить. Выбор учителем оптимального сочетания для конкретного урока соотношения рационального (интеллектуального) и эмоционального в работе с детьми, очень важно.

        «Заражение» ученика своим настроением-состоянием, любование учеником после получения хоть малого, но результата -  об этом забывать нельзя. Как нельзя забывать о невозможности потери достоинства, жалобах на жизнь, зарплату, начальство, обстоятельства, оправдывая этим отсутствие позитивных эмоций на работе.

        И, наконец, самое главное – это то, что очень трудно сформулировать, но то, что чувствует ребенок: ощущение глубины, силы духа, выражающее сущность личности. Это то, о чем писал И.Ф.Гете: «Где нет нутра – там не поможешь потом».

        «Для ребят идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совершенно по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек. Самые высокие идеи в его устах становятся ненавистными» (В.А.Сухомлинский).

Завершая свое выступление, хочу еще раз акцентировать, что урок, современный урок, выступает основным критерием оценки профессионально-личностного роста педагога.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок, как основная форма реализации ФГОС

в работе выделены основные отличительные особенности современного урока  в соответствии с требованиями образовательного стандарта...

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС.

Подборка теоретических и практических  рекомендаций по проведению урока в рамках ФГОС ООО....

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС

Презентация и доклад на педагогическом совете....

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Реальная ценность урока - его результат, степень усвоения материала обучающимися. Какими бы внешними эффектными приемами ни пользовался педагог, но если ребята не усвоили тему, урок эффективным назват...

Урок алгебры.Основные тригонометрические тождества.Точка роста.

Конспект урока алгебры в 10 классе по теме «Основные тригонометрические тождества»....