Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС
учебно-методический материал по теме

Биденко Елена Сергеевна

Презентация и доклад на педагогическом совете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный урок

как основная форма реализации требований ФГОС

  ( Слайд1)

   Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. 

( Слайд 2)

   Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий.  

  Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.  

    А что говорит о современности урока: мастерство ли педагога, подбор ли методических приёмов или использование технических средств обучения?  Попробуем ответить на это вопрос.

 ( Слайд 3)

    На мой взгляд   современный урок – это нескучный, интересный, деятельностный, связанный с повседневной жизнью урок,    одним словом – актуальный.  

  ( Слайд 4)

    Но в настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

 

  Как проходит обычный традиционный урок? ( Слайд 5)

Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.  

    В отличие от  традиционного  урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД),

( Слайд 6)

т.к.  важнейшей задачей современной системы образования является не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Ведь специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения в виде умения учиться становятся более востребованными.

Выделяют несколько наиболее важных аспектов

современного урока.

( Слайд7)

Первый аспект - Мотивационно – целеполагающий.

 «Начало больше половины целого», - утверждал Аристотель. На уроке всё начинается с постановки цели. Однако цель поставленная учителем, не имеет смысла, пока не станет целью для ученика. Следовательно, нужно пробудить в ученике потребность в знаниях, придать этим знаниям личностный смысл.

       Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой,  её можно отождествить с результатом урока. Но результатом урока  будет   не успеваемость,  не объем изученного материала, а приобретаемые УУД  учащихся (  такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке  не отрицает значения знаний,  он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

 

      Второй аспект современного урока  - Деятельностный аспект

   ( Слайд 8)

 Вся учебная деятельность должна строиться на основе системно -деятельностного подхода. Цель его заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Урок должен вовлекать учеников в активную деятельность. Ведь по данным ученых 20% учащихся удерживают в памяти материал, если слышат; 30%- если видят; 50%- если видят и слышат; 95% если исследуют и создают сами. ( Слайд9)

   

 Именно современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.  Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий: ( Слайд10)   технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа,  дискуссионная технология.

   

      На современном уроке  и подбор заданий,  и вопросов осуществляется на основе деятельностного подхода к обучению.

 Учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся продуктивные (творческие).  Выполняя такие задания, учащиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит  учатся применять знания на практике,  проектируют новые способы действий, формируют собственную жизненную позицию.

В качестве примера можно привести задания традиционных заданий и заданий по ФГОС.    ( Слайд11)    

Традиционные задания

Обновленные задания  

Назови прогрессивные силы, участвовавшие в Гражданской войне.

Представь, что ты оказался на месте своего предка – участника Гражданской войны на стороне белых или красных. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни.

Перечислите отличия растений от животных.

Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк?

Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению.

Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное?

Определите площадь прямоугольника.

Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол.

                         

       Выполняя такие задания,  учащиеся применят имеющиеся знания в новой ситуации, связанной с реальной жизнью.

     Для закрепления материала и самостоятельной работы учитель применяет такие техники, как чтение таблиц, диаграмм, составление интеллект-карт, кластеров, изучение и комментирование иллюстраций (это позволяет включить учащихся в активную мыслительную деятельность)

( Слайд12) Фронтальный опрос, часто используемый на традиционном уроке, не давал возможности включить в деятельность всех  учащихся, поэтому  на современном уроке учитель включает учеников в индивидуальную и групповую виды деятельности.

Итак, современный урок   в условиях введения ФГОС нового поколения, который    будет решать задачи  по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов,    должен включать  следующие    основные этапы: ( Слайд13)

мобилизация ( Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала. );

целеполагание (Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания по схеме «вспомнить →  узнать → научиться»);

осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

коммуникация (Учащиеся самостоятельно выполняют задания,  поиск  новых знаний);

взаимопроверка, взаимоконтроль (Учащиеся осуществляют   самопроверку, сравнивая  с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы);

рефлексия (На этапе рефлексии учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности).

домашнее задание на современном уроке учащиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей.

   

Попробуем вместе сравнить особенности современного и традиционного уроков

( Слайд 14)

Этапы урока

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает обучающимся.

Формулируют сами обучающиеся.

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться.

Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания.

Планирование

Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели.

Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели.

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности).

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы).

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы.

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля).

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию.

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.

Оценивание обучающихся

Учитель осуществляет оценивание обучающихся за работу на уроке.

Обучающиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей).

Итог урока

Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили.

Проводится рефлексия.

Домашнее

задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

    При подробном анализе двух типов уроков становится ясно, что различаются они , прежде всего , деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. ( Слайд15)

 «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа.

Хочется сказать словами поэта Николая Рыленкова:

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется!!!

Какие требования предъявляются к современному уроку:

Слайд 16
•    хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
•    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
•    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
•     учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

 Слайд 17
•    вывод делают сами учащиеся;
•    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
•    времясбережение и здоровьесбережение;
•    в центре внимания урока - дети;
•    учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
•     умение демонстрировать методическое искусство учителя;
•    планирование обратной связи;
•     урок должен быть добрым

Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов  Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»! (Слайд 18)

 В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который

  • демонстрирует универсальные и предметные способы действий
  • инициирует действия учащихся
  • консультирует и корректирует их действия
  • находит способы включения в работу каждого ученика
  • создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий  развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

   (Слайд 19)Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать (Слайд 20)

Список литературы

  1. Бершадский, М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. / М.Е. Бершадский. // Педагогические технологии, №1, 2006.
  2. Бершадский, М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. – М.: Педагогический поиск, 2003.
  3. Вахрушев, А. А. Как готовить учителей к введению ФГОС /А. А Вахрушев //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№5.-С.3-16
  4.  Горбунова, С.В. Опыт подготовки учителей к введению ФГОС основного общего образования на муниципальном уровне /С.В. Горбунова //Методист.- 2011.-№10.-С.24-27
  5. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1996.
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
  7. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М.: Высшая школа, 1998.
  8. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.
  9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. 
  10. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  11. Кузнецов, А. А. Стандарты второго поколения: замысел, исполнение, трудности, риск, внедрение /А. А. Кузнецов //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.-С.6-14
  12. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…». – М., 2011.
  13.  http://festival.1september.ru
  14. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную. Письмо от 21 мая 2004 г. № 14-51-140/13. Министерство образования Российской Федерации.
  15. Петерсон Л.Г. Деятельный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»/ Построение непрерывной сферы образования. – М., 2007.
  16. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.
  17. Ушинский. К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. – М.: Педагогика, 1974.
  18. Якушина,  Е.В. «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС» / «Справочник заместителя директора школы», №10, 2012.- С.19-23

Приложение 2 . Отличие современного урока от традиционного

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Универсальные

учебные действия

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), (учитель консультирует)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, (Учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей),

(Учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

 

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные


Приложение 1

Современный урок – это прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия

  • Личностные – личностное самоопределение, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

  • Регулятивные – обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).

  • Познавательные  - общеучебные (смысловое чтение, рефлексия, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач), логические (анализ, синтез, классификация, установление причинно – следственных связей, подведение под понятие), умение ставить и решать проблемы.

  • Коммуникативные –планирование учебного сотрудничества, лидерство и согласование действий с партнёром, умение участвовать в коллективном обсуждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС.

Подборка теоретических и практических  рекомендаций по проведению урока в рамках ФГОС ООО....

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Реальная ценность урока - его результат, степень усвоения материала обучающимися. Какими бы внешними эффектными приемами ни пользовался педагог, но если ребята не усвоили тему, урок эффективным назват...

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС

Выступление на заседании педагогического совета...

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное &nda...

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить ...

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС...

Современный урок истории как основная форма реализации требований ФГОС

В современной школе все чаще возникает вопрос «Каким должен быть урок, что бы он был интересным и продуктивным?    Ведь одной из важнейших задач школы стоит, формирование личных...