Современный урок истории как основная форма реализации требований ФГОС
статья по истории

Михайлова Полина Маратовна

  В современной школе все чаще возникает вопрос «Каким должен быть урок, что бы он был интересным и продуктивным?    Ведь одной из важнейших задач школы стоит, формирование личных качеств ученика, а значит урок должен быть интересным и увлекательным.      Важным является не только передача знаний, но и формирование активной жизненной позиции, выработка качеств, необходимых для полноценного усвоения личностью различных социальных ролей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sovremennyy_urok_istorii.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок истории как основная форма реализации требований ФГОС

Михайлова Полина Маратовна, учитель истории и обществознания.

"Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму."

Конфуций

В современной школе все чаще возникает вопрос «Каким должен быть урок, что бы он был интересным и продуктивным? Ведь одной из важнейших задач школы стоит, формирование личных качеств ученика, а значит урок должен быть интересным и увлекательным. Важным является не только передача знаний, но и формирование активной жизненной позиции, выработка качеств, необходимых для полноценного усвоения личностью различных социальных ролей. Определим содержание стандарта: - обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию

- ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества

- ориентирован на построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

- осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;».

Необходимо отметить, что при изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной в рамках стандарта ФГОС[1].

На уроке ученики учатся выполнять учебную задачу, планировать ее самостоятельно, развивать регулятивные универсальные учебные действия. По мимо этого урок — это и часть жизни ребенка, на котором о может испытывать различный спектр эмоций. Современный урок открывает перед педагогом возможность ребенку испытать и почувствовать себя успешным, счастливым. Жан Жак Руссо сказал: «Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподаёт, и ко всему преподаваемому». Французский просветитель в детстве и юности настолько ненавидел скучные уроки, что несколько раз бросал учёбу[2]. Урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Это и совершенно новый актуальный сегодня, и не теряющий связи с прошлым. Когда ученик непосредственно участвует в работе на уроке, самостоятельно ставит проблемы, вырабатывает и принимает решения, формулирует выводы и прогнозирует, только тогда материал усваивается в полном объеме.. Главное требование к современному уроку истории в нашей стране - воспитать гражданина России, активного, способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной культуры. Использование новых технологий, с целью достижения образовательных и воспитательных задач для учителя становятся универсальным инструментом.. Для современного урока истории важным и главным становятся технологии и методы творческого характера: поисковые, проблемные, исследовательские, эвристические и проектные — во взаимодействии с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Данные технологии имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов обучающихся. Очень интересным и продуктивным становится урок когда выполняется коллективная работа класса над проектом. В этой работе безусловно проявляется сотрудничество всего класса. У учеников, с различным уровнем подготовки, появляется возможность принять активное участие в деятельности. Метод проектов позволяет во первых усвоить учебный материал на репродуктивном уровне, а во вторых, что не мало важно, дает возможность воспринимать его через свое сознание, определять собственное отношение к изучаемой проблеме. На современном уроке истории важно показать своим ученикам их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Современный учитель обязан не только воспитывать в ученике самостоятельность в мышлении его действий, но и развивать исследовательские и коммуникативные навыки, формулировать проблемы и находить пути их решений, научить его работать с информацией. Конечно, современный урок невозможно представить без применения информационных и коммуникативных технологий использования (ИКТ). Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания. Современный урок истории должен способствовать саморазвитию ученика, умению мыслить, отстаивать свою точку зрения, анализировать. Чтобы процесс обучения был успешным, необходимо повышать уровень мотивации обучающихся. В данном случае, опираясь на интересы учеников, диагностические исследования, особенности возрастного развития, применить такие педагогические технологии и методы, которые позволяют повысить мотивацию и активизировать познавательную активность. Уроки истории тесно связаны со стратегией модернизации российского образования. Они ориентированы не только на усвоение учениками определенных знаний, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей. История не только открывает перед обучающимися картины прошлого, но и наглядно показывает взаимосвязь поколений, роль исторического наследия в современной жизни. Уроки истории должны учить учеников не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению «самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений», находить причинно – следственные связи между историческими явлениями, определять существенное в историческом процессе от второстепенного. Необходимо «воспитать историзм – умение понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязях, для каждого отдельного исторического момента, осознать постоянную изменчивость мира и общества в их целостности, процесс возникновения, развития и исчезновения общественных явлений». В целом, требования к современному уроку истории выглядят так:

1. Дидактические требования: четкое определение целей и задач; учет принципов и правил обучения; оптимизация с учетом социальных и личностных потребностей; опора на достигнутый уровень; установление межпредметных связей; сочетание видов, форм и методов обучения; сочетание коллективной и индивидуальной деятельности учащихся; тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока.

2. Воспитательные требования к уроку: постановка и реализация воспитательных целей на основании воспитательных возможностей учебного материала; формирование жизненно необходимых качеств: внимательности, честности, коллективизма, самостоятельности, усидчивости, ответственности и т.д.; воспитание на основе общечеловеческих ценностей; внимание к личности ученика.

3. Развивающие требования к уроку: формирование и развитие положительных мотивов, интереса, творческой инициативы и активности учащихся; занятия на опережающем уровне, проектирования «зоны ближайшего развития», стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии эмоциональном, физическом, социальном; оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в личностном развитии учащихся.

Таким образом, важная черта качественного современного урока истории это высокий научно-теоретический уровень, так же это соответствие преподавания современному состоянию исторической и педагогической науки, закономерностям учебно — воспитательного процесса. Овладение школьниками знаний об историческом пути человечества, его социальном, духовном нравственном опыте, вооружение обучающихся методами решения практических задач, умение работать с историческими источниками, являются главным результатом. Образность, яркость фактов - обязательное условие эмоционального восприятия, непроизвольного запоминания, активной мыслительной деятельности учащихся. Более того, без образности нет конкретного изображения происходящего. По моему мнению урок истории должен приносить радость как учителю так и ученику, только тогда он будет продуктивным, что в полной мере позволяет сделать современный урок, который для ученика является открытием в мир новых знаний.

Используемая литература:

1. Вяземский Е. Е. , О. Ю. Стрелкова. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие. М: ООО «Русское слово — учебная книга», 2002. 2. Дормаш С.В, Заводова Т. Е. Технология учебного процесса. М. «Красико-Принт»,2004. Основные термины (генерируются автоматически): современный урок, урок, современный урок истории, ученик, учитель, познавательная активность, преподавание истории, урок истории, задача.

3. Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. – М., 1989. – 364 с.

4. Хабарова В.В. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от года № 1897) –М.:Просвещение, 2011 .




[1] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от года № 1897) –М.:Просвещение,2011

[2] Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. – М., 1989. – 364 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС.

Подборка теоретических и практических  рекомендаций по проведению урока в рамках ФГОС ООО....

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС

Презентация и доклад на педагогическом совете....

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Реальная ценность урока - его результат, степень усвоения материала обучающимися. Какими бы внешними эффектными приемами ни пользовался педагог, но если ребята не усвоили тему, урок эффективным назват...

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС

Выступление на заседании педагогического совета...

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное &nda...

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить ...

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС...