Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС.
статья по алгебре на тему

Подборка теоретических и практических  рекомендаций по проведению урока в рамках ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_statya_urok_fgos_ooo.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС.

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора и эрудиции.
В.Сухомлинский
 

        Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от наших детей умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявлять гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий. Если традиционно считалось, что основной задачей школы являлось образование, то теперь педагоги должны быть направляющей силой для развития природного потенциала обучаемых, самоопределения и самореализации личности, свободной адаптации в современной жизни. Переход на ФГОС в принципе меняет ориентацию педагогов в характере образования - в его направленности, целях, содержании на выявление и развитие творческих способностей обучающихся, на инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность и мобильность будущих выпускников.  Задача современной школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

        Главная задача школы - создать необходимые условия для обучающихся и обеспечить учебный процесс  в соответствии с требованиями нового стандарта. Педагогу - учитывать и создавать такие условия на уроке, которые могли бы способствовать реализации творческого потенциала обучаемых, которые должны уметь придумывать, находить необходимые решения известных проблем, анализировать, работать с различными источниками информации.

        Мы, педагоги, обычно  заинтересованы, прежде всего, в  усвоении учениками  учебного материала в соответствии с образовательным стандартом. На уроке часто  катастрофически не хватает времени, а наша авторитарная позиция сковывает и убивает какую-либо инициативу и самооценку обучающихся, снижая тем самым  уровень их развития и креативности.  Все это чаще всего приводит к пассивности учеников («не мешай», «сиди спокойно» и т.д). Поэтому нам «загруженным, бедным и несчастным» приходится  работать больше самим, при этом дети бездействуют и воспринимают информацию в готовом виде, не прилагая при этом никаких усилий в «добыче знаний».

        В результате традиционного  обучения дети выходят из стен школы с «кучей-кашей знаний», и при этом они теряются и понимают, что их не научили главному: как эффективно общаться, самостоятельно решать проблемы, справляться с отрицательными эмоциями, адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, сказать «нет», уметь отказывать, быть успешными в учебе и работе, в жизни. Из-за несформированности  этих жизненно-важных навыков  многие выпускники в будущем будут иметь низкую самооценку, неуверенность в себе, не смогут  найти себя в социуме.

        Целью обучения математике является не только изучение математики, но и развитие универсальных (общих) способностей, умений и навыков, являющихся основой существования человека в социуме.

        Начиная с 2011года, в школах стали внедрять ФГОС НОО в первых классах, близок год, когда будут вводиться Стандарты и в основной школе. Становиться актуален вопрос об уроке как основной формы реализации требований ФГОС, так как урок современного типа должен строиться на основе принципа системно - деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем обучающихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Процесс обучения должен быть направлен на получение новых результатов, УУД: личностных, метапредметных и предметных. Современное математическое образование в системе общего среднего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.

Требования ФГОС ООО к школьному курсу математики.

       ФГОС ООО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

       ФГОС выдвигает три группы требований:

  1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Итогом обучения должна будет стать совокупность результатов: личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.), метапредметных (межпредметные понятия и универсальные учебные действия), предметных (система основных знаний).
  2. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования. Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности, разрабатывает собственную образовательную программу, которая должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
  3. Требования к условиям реализации основной образовательной  программы основного общего образования. В стандарте четко описываются требования к информационному пространству, материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, кадровым и финансовым условиям.

         Отличительной особенностью нового стандарта является:

  1. Стандарт второго поколения предъявляет новые требования к ожидаемым результатам общего образования: если раньше требования рассматривались только в контексте предметных знаний и умений, то теперь подлежит нормированию совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов.
  2. В стандарте расширено количество субъектов, отвечающих за образовательные результаты. Стандарт вводится как общественный договор, в рамках которого необходимо согласовывать требования личности, общества, государства, семьи и школы к образовательным результатам, учиться определять и выполнять взаимные обязательства и права.
  3. Структура и содержание основной образовательной программы школы - создается для каждого уровня образования и включает примерные программы по отдельным предметам; программу воспитания, социализации, формирования ЗОЖ школьников; программу формирования универсальных учебных действий; систему оценивания учебных достижений; учебный план школы данного уровня, включая обязательную внеурочную работу с детьми, инвариантный и вариативный компоненты. Необходимо перейти от модели «Чему учить?» к модели «Как учить?». Новый стандарт подразумевает ориентацию на желания и потребности обучающихся и их родителей, уход от перегрузки обучающихся за счет разумного выбора ими необходимых предметов, курсов и кружков.

Школа должна формировать:

  1. чувство гражданской идентичности,
  2. воспитывать патриотов России,
  3. раскрывать способности и таланты молодых россиян,
  4. готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире,
  5. формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться,
  6. чувство ответственности за свои решения и поступки,
  7. критическое мышление, толерантность и многое другое.

         В соответствии с ФГОС ООО математика входит в предметную область «Математика и информатика». Изучение математики должно обеспечить: осознание значения математики в повседневной жизни человека; формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах  становления математической науки; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.

        В результате освоения предметного содержания курса математики у обучающихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности, обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию.

        Чтобы математические знания воспринимались обучающихся  как личностно значимые, т. е. действительно нужные ему, требуется постановка проблем, актуальных для ученика данного возраста, удовлетворяющих его потребности в познании. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств.

      На ступени основного общего образования  у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

        Согласно Программе развития универсальных учебных действий (УУД), о формировании которых так много говорится в ФГОС ООО, к формированию которых учитель и должен стремиться на каждом из уроков, речь идет о четырёх видах:

1) познавательные; 2) регулятивные; 3) коммуникативные; 4) личностные.

1. Развитие познавательных УУД:

· самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

· поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

- моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

- построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений;

- доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

- формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

2.  Развитие регулятивных УУД:

- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

3. Развитие коммуникативных УУД:

-  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-  постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4.  Развитие личностных УУД:

умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

УРОКИ

         Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся  главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые ФГОС, урок должен стать новым, современным!

Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов Кондакова А.М. «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который

  1. демонстрирует универсальные и предметные способы действий
  2. инициирует действия учащихся
  3. консультирует и корректирует их действия
  4. находит способы включения в работу каждого ученика
  5. создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий  развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного  подхода, который положен в основу Стандарта.

        Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя  в новой системе образования – это управлять процессом обучения,  а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть ученик становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания  на практике.

        Современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.

  1. Мотивационно – целеполагающий аспект.

Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель  можно отождествить с результатом урока. Результатом урока  является  не успеваемость,  не объем изученного материала, а приобретаемые УУД  обучающихся:

  1. способность к действию;
  2. способность применять знания;
  3. реализовывать собственные проекты;
  4. способность социального действия.

         Такой подход на уроке  не отрицает значения знаний,  он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. К  новым образовательным целям урока относятся  цели, которые обучающиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

  1. Деятельностный аспект.

        Новым смыслом урока является   решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную  познавательную деятельность. Проблемный характер урока  с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. обучающиеся приобретают умения  решения проблем, информационную компетентность  при работе с текстом.

        Развитию УУД  на уроке способствует применение  современных педагогических технологий:  технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа,  дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя  из нее только отдельные приемы.

        Учителю необходимо на уроке вместе с обучающимися на равных вести работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

        Ученику не дается готовый материал, а создается такая ситуация на уроке, где ребёнок должен Сам: сам задать и ответить на вопрос: «Зачем ему это надо? Зачем ему этот материал?»; сам, сталкиваясь с проблемой, находить пути её решения и средства, с помощью чего он их достигнет. Учитель на уроке выступает уже в роли помощника, наталкивая на ту или иную деятельность. Основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно. Давайте вспомним, как проходит обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание. Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.  

        Современный урок содержит:

  1. постановку проблемы; возможные пути её решения, чтобы ученик сам определялся с дальнейшими действиями;  
  2. схемы, классификацию понятий, задания на соотнесение;
  3. задания и действия, условия, которые заставляли обучающегося мыслить.

        Требования ФГОС к метапредметным  результатам освоения основной программы следующие:

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

        Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями  урока, но они рассматривают результат  урока  в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.

Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие.

         ФГОС  вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми  требованиями  перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. 
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: 
• возраста ребенка;
• специфики учебного предмета;
• меры сформированности УУД учащихся. 
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
- предъявить противоречивые факты, теории;
- обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
- использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
         Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д. 
        При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы).
        Структура  современных   уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
        Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.  
        Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен:

• уметь самостоятельно приобретать знания;

• применять их на практике для решения разнообразных проблем;

• работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;

• самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;

• быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Эта задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов.

        Урок - управляемый (целенаправленный, мотивированный, планируемый, организационно обеспеченный, корректируемый), ресурснообеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного диагностируемого образовательного результата, определенного образовательной программой.

Общедидактические принципы конструирования урока

Требования ФГОС ООО к современному уроку

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами обучающиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться

Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание обучающихся за работу на уроке

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Целеполагание

Обучающиеся  должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке(левополушарные);

Они должны знать и план (способы) достижения поставленных задач (правополушарные)

Мотивация

Учитель формирует интерес как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективные мотивы – решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания.

Практическая значимость  знаний и способов деятельности

Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.

Отбор содержания.

Качественно отработаны планируемые результаты урока, определенные программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю

Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности.

 

Построение каждого этапа урока по схеме

Постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения - рефлексия

Использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

     Основная  задача учителя –      создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий:

-характеристика задания;

-мотивационная часть

-содержание (условия, вопрос)

-инструкция по выполнению

-время выполнения

-образец или описание ответа

-критерии оценки

-методический комментарий

Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока

Выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя в целях обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого ученика

Наличие блоков самостоятельного получения знаний

Работа с различными источниками информации

Организация парной или групповой работы

Развитие коммуникативной компетенции и освоение нормы работы в коллективе

Использование системы контроля и взаимоконтроля

Средство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности

Рефлексия

Осознание себя в процессе деятельности.

Качественная положительная оценка.

Деятельности обучающихся.

Формирование положительной учебной мотивации

Психологический комфорт и условия здоровьесбережения

 

         Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся – как активных субъектов деятельности, что становится решающими предпосылками реализации целевых установок Стандарта

            Важно помнить, что широкое привлечение учеников к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, творческому применению их на практике невозможно без четкой целенаправленности этой работы, без постановки перед обучающимися целей и задач каждого урока, показа практической значимости изучаемого материала.

Особое внимание необходимо уделить этапу информации обучающихся о домашнем задании, инструктажу по его выполнению:

  1. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока, до звонка.
  2. Задание должно проходить при полном понимании класса.  

Показатели выполнения успешности данного этапа:

  1. Данное в начале или середине урока домашнее задание поможет направить внимание учеников, подготовит восприятие нового материала.
  2. Правильно организованное задание сможет превратить сам факт домашнего труда из необходимости в увлекательную и полезную с точки зрения самообразования ученика работу.
  3. Сделает последующий урок, на котором оно будет выслушано и проверено, значительно содержательнее и интереснее.
  4. Гармонично свяжет несколько уроков в единую систему.
  5. Сделает приобретение знаний учениками личностным процессом, т.е. превратить знания в инструмент познания.
  6. Может помочь в сплочении классного коллектива.

        Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как  урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности.

        Современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, то, что ребята будут помнить. Например: интересный факт, неожиданное открытие, обращение к жизненному опыту самих детей.

        Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете ФГОС?
Прежде всего, необходимо рассмотреть
этапы конструирования урока.

  1. Определение темы учебного материала.
  2. Тип дидактической цели темы .
  3. Тип дидактической цели урока .
  4. Определение типа урока:

-изучения и первичного закрепления новых знаний

-закрепления новых знаний

-комплексного применения ЗУН

-обобщения и систематизации знаний

-проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся

  1. Продумывание структуры урока.
  2. Обеспеченность урока *.
  3. Отбор содержания учебного материала .
  4. Выбор методов обучения .
  5. Выбор форм организации педагогической деятельности .
  6. Оценка ЗУН .
  7. Рефлексия урока .

* Карта обеспеченности урока

№ п.п

раздел

материально-техническое
оснащение

учитель

ученики

время

 

учебный элемент

количество бумажных источников и компьютеров с необходимым ПО

бумажные

электронные

бумажные

электронные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Главная методическая цель урока при системно- деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Главная методическая цель достигается следующими путями:

  1. Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
  2. Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.
  3. Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности.
  4. Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
  5. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
  6. Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на
четыре группы:

  1. Уроки «открытия» нового знания
  2. Уроки отработки умений и рефлексии
  3. Уроки общеметодологической направленности
  4. Уроки развивающего контроля

Урок» открытия» нового знания .

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Алгоритм конструирования урока открытия нового знания:

1. Выделить и сформулировать новое знание.
2. Смоделировать способ открытия нового знания.
3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.
4. Определить необходимые ЗУН и способы его повторения.
5. Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУНов.
6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации.

7. Смоделировать проблемную ситуацию и диалог.
8. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.
9. Определить приемы организации и проведения первичного закрепления.
10. Подобрать задания для этапа повторения по уровням.
11. Провести анализ урока по конспекту.
12. Внести при необходимости коррективы в план конспекта.

Планирование урока ОНЗ

Тема урока:

Тип урока: ОНЗ

Цель урока:

  1. сформировать представление о…;
  2. сформировать понятие…;
  3. сформировать умение…;
  4. сформировать способность к…;
  5. повторить…,
  6. тренировать…,
  7. закрепить…

Демонстрационные материалы:

Раздаточные материалы:

Учебное содержание, необходимое для изучения нового материала:

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

  1. актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности («надо»);
  2. создать условия для возникновения у них внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
  3. определить содержательные рамки урока («могу»).

Организация учебного процесса на этапе 1:

  1. действия и вопросы учителя, возможные ответы учеников (в том числе и неправильные);
  2. контрпримеры по коррекции возможных неправильных ответов.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Цель:

  1. актуализировать учебное содержание (указать какое), достаточное для восприятия нового знания;
  2. актуализировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования;
  3. зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов (указать, в какой форме);
  4. самостоятельно осуществить пробное действие;
  5. зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.

Организация учебного процесса на этапе 2:

  1. задания и образцы представления их решений;
  2. действия и вопросы учителя;
  3. возможные ответы учеников (в том числе и неправильные);
  4. контрпримеры и способы исправления ожидаемых ошибок.

3. Постановка проблемы.

Цель:

  1. восстановить выполненные операции и зафиксировать место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
  2. соотнести свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявить и зафиксировать причину затруднения – те знания или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  1. вопросы учителя, направленные на  выявление места затруднения (Какие шаги решения вы выполняли? На каком шаге возникло затруднение?), и возможные ответы учеников;
  2. вопросы учителя, направленные  на выявление и фиксирование причины затруднения (Почему возникло затруднение?), и возможные ответы учеников;
  3. контрпримеры по коррекции возможных неправильных ответов.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

  1. согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
  2. выбрать способ реализации цели (уточнение, дополнение);
  3. построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  1. формулировка и способ фиксирования цели и темы урока;
  2. способ, план и средства реализации цели;
  3. действия и вопросы учителя, возможные ответы учеников (в том числе и неправильные);
  4. контрпримеры и способы исправления ожидаемых ошибок.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

  1. реализовать построенный проект в соответствии с планом;
  2. зафиксировать новый способ действий в речи, знаках, схеме.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  1. вопросы учителя, возможные ответы учеников (в том числе и неправильные);
  2. контрпримеры и способы исправления ожидаемых ошибок.
  3. образцы эталонов и методы работы с ними.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

      зафиксировать изученное содержание во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

  1. задания для первичного закрепления и их правильные решения;
  2. текст проговаривания выполненного задания;
  3. формы и способы организации учебной деятельности;
  4. возможные затруднения и способы коррекции.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

      проверить и оценить свое умение применять новое учебное содержание в типовых

      условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Организация учебного процесса на этапе 7:

  1. задания самостоятельной работы и эталоны для самопроверки;
  2. способ представления и самоконтроля выполненных заданий;
  3. возможные ошибки и способы их коррекции;
  4. способ и формы фиксации самооценки выполненной работы.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель:

  1. определить границы применимости нового знания;
  2. тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным материалом (указать темы);
  3. повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках (указать темы).

Организация учебного процесса на этапе 8:

  1. задания и образцы их правильного решения;
  2. способ представления заданий;
  3. возможные ответы учеников (в том числе и неправильные);
  4. контрпримеры по коррекции возможных неправильных ответов и способы исправления ожидаемых ошибок.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

  1. зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
  2. оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей;
  3. зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности;
  4. обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  1. действия и вопросы учителя;
  2. ожидаемые ответы учеников;
  3. способы самооценки собственной деятельности;
  4. фиксирование неразрешенных затруднений;
  5. домашнее задание и способы его представления.

Оформление доски.

Урок отработки умений и рефлексии.

Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.
Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях.
Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки, которые мы поясним на конкретном примере.
Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, чтобы он грамотно описывал сущность выполняемых преобразований и был сконструирован вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания, был понятен им, являлся для них реальным инструментом решения задач данного типа.
Эталон для самоконтроля — реализация способа действия, соотнесённая с эталоном.
При построении эталона для самоконтроля используется подробный образец рядом с эталоном, который построен и согласован в классе на уроке «открытия нового знания».
Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке.
Однако это умение формируется у них постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению. Далее - по подробному решению (образцу), последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки.
Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, оформленного в виде алгоритма исправления ошибок.
Структура урока умений и  рефлексии:

1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности 

Основной целью мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.
Для реализации этой цели требуется:

  1. создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
  2. актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»)
  3. исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»)

2. Этап актуализации и пробного учебного действия 

Основной целью является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.
Для этого необходимо:

  1. организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д.
  2. активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)
  3. организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа
  4. организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок)

3. Этап локализации индивидуальных затруднений 

Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке. Далее учащиеся, которые допустили ошибки:

  1. на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднения
  2. выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений

В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки.

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений 

Основной целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

  1. сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять)
  2. выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.)

5. Этап реализации построенного проекта 

Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен:

  1. самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки
  2. в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки
  3. далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки
  4. решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу)

Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи 

Основная цель — закрепление способов действий, вызвавших затруднения.
Для реализации этой цели:

  1. организуется обсуждение типовых затруднений
  2. проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения

Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.
Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки:

  1. выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки
  2. проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и фиксируют знаковые результаты
  3. фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это время учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу

8. Этап включения в систему знаний и повторения 

Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:

  1. выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой
  2. выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем

При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.

9. Этап рефлексии деятельности на уроке 

Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.
Для реализации этой цели учащиеся:

  1. уточняют алгоритм исправления ошибок
  2. называют способы действий, вызвавшие затруднение
  3. фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности
  4. оценивают собственную деятельность на уроке
  5. намечают цели последующей деятельности
  6. в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества)

          Такой видится структура уроков отработки умений и рефлексии. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач — они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени.
Отметим, что уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку к ним со стороны учителя (особенно на начальных этапах), являются наиболее интересными как для учителей, так и, в первую очередь, для детей. Имеется значительный положительный опыт их системного использования в школах. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач - они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени, но не только. Дети легко переносят накопленный на этих уроках опыт работы над ошибками на любой учебный предмет.
Следует также подчеркнуть, что уроки рефлексии гораздо проще осваиваются учителями, чем уроки «открытия» нового знания, так как при переходе к ним не происходит изменения самого метода работы.

Урок общеметодологической направленности.

Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.

Структура урока общеметодологической направленности:

1. этап мотивации
2. этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии
3. этап закрепления с проговариванием во внешней речи
4. этап включения изученного в систему знаний
5. этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

Урок развивающего контроля. 

        Уроки развивающего контроля проводятся в завершении изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ.

На уроках развивающего контроля, при проведении контрольной работы, акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля.

Поскольку данные уроки подводят итог изучения значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объему в 2–3 раза превышает обычные самостоятельные работы. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа: 1) написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание; 2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок. Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1–2 дней).

В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии), различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.

Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.

При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленной другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

Перейдем теперь к описанию основных требований к этапам уроков развивающего контроля.

проводятся в завершении изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ.

На уроках развивающего контроля, при проведении контрольной работы, акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля.

Поскольку данные уроки подводят итог изучения значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объему в 2–3 раза превышает обычные самостоятельные работы. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа: 1) написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание; 2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок. Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1–2 дней).

В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии), различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.

Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.

При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленной другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата, на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

Структура урока развивающего контроля

Этапы урока развивающего контроля

Цели

Мотивация

  1. определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность («хочу»);
  2. актуализировать требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности («надо»);
  3. установить тематические рамки («могу»).

Актуализация и подготовка мышления учащихся

  1. организовать повторение контролируемых способов деятельности;
  2. актуализировать мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и т. д.), необходимые для выполнения контрольных работ.

Целеполагание контроля

Организовать:

  1. мотивирование учащихся («хочу» – «надо» – «могу») к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля;
  2. осознание ими потребности к контролю и самоконтролю результата.

Контрольная работа

Организовать индивидуальную деятельность учащихся (написание контрольной работы)

Самоконтроль (взаимоконтроль)

Организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов

Самооценка

Предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию

Рефлексия

  1. Проговорить механизм деятельности по контролю.
  2. Наметить цели последующей деятельности.
  3. Фиксировать степень соответствия поставленной цели контрольной деятельности и ее результатов.
  4. Оценить полученные результаты собственной деятельности.
  5. При необходимости определить задание для самоподготовки (домашние задание с элементами выбора, творчества).

Согласование оценок

  1. Знакомство с проверенной работой.
  2. Выражение учеником собственного мнения об оценке

        Итак, в  Концепции модернизации российского образования предусмотрено обновление структуры и содержания общего среднего образования, повышение его роли в обеспечении конкурентоспособности системы образования России в современном мире, в подготовке выпускников школы и самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности в условиях рыночной экономики, в результате чего выпускник современной школы должен:

-гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

-самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения;

-грамотно работать с информацией;

-быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;

-уметь выходить из различных конфликтных ситуаций;

-самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

        Таким образом, выпускник должен уметь думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, то есть применять полученные знания; обладать творческим мышлением.

        Для избежание психических и физических перегрузок обучаемый должен уметь сам организовать свою деятельность и самообразование. Для успешной реализации этих целей была разработана Технология Развития Критического Мышления. Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач. На них процветает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно. Уроки становятся еще более разнообразными, эмоциональными, деятельными и творческими. Ребята с удовольствием посещают такие уроки и активно на них работают.  

        Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

        Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС

Презентация и доклад на педагогическом совете....

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Реальная ценность урока - его результат, степень усвоения материала обучающимися. Какими бы внешними эффектными приемами ни пользовался педагог, но если ребята не усвоили тему, урок эффективным назват...

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС

Выступление на заседании педагогического совета...

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное &nda...

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить ...

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС...

Современный урок истории как основная форма реализации требований ФГОС

В современной школе все чаще возникает вопрос «Каким должен быть урок, что бы он был интересным и продуктивным?    Ведь одной из важнейших задач школы стоит, формирование личных...