Главные вкладки

    "Личностный рост педагога как основа профессионального мастерства"
    статья

    Толстобова Ольга Ивановна
    Личностный рост педагога как основа профессионального мастерства Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда определяет необходимость подготовки педагогов способных к личному самоопределению и саморазвитию, к постоянному личностному росту. У педагога есть три возможности или три пути в определении перспектив своего развития: путь адапта¬ции, путь саморазвития и путь стагнации (распада деятельности, деградации личности).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Личностный рост педагога как основа профессионального мастерства

    Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда определяет необходимость подготовки педагогов способных к личному самоопределению и саморазвитию, к постоянному личностному росту.

    У педагога есть три возможности или три пути в определении перспектив своего развития: путь адаптации, путь саморазвития и путь стагнации (распада деятельности, деградации личности). 

    Адаптация дает возможность приспособиться ко всем требованиям системы образования, освоить все виды деятельности, овладеть ролевыми позициями.

    Саморазвитие позволяет постоянно самосовершенствоваться, изменяться, в конечном итоге полностью реализовать себя как профессионала.

    Стагнация наступает тогда, «когда учитель останавливается в своем развитии,  живет за счет эксплуатации стереотипов, старого багажа». В результате профессиональная активность снижается, возрастает невосприимчивость к новому, утрачивается даже то, что когда-то позволяло быть на уровне требований.

    Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода педагогической деятельности – непременное условие успешной деятельности педагога. Здесь любой спад активности обязательно замечается участниками педагогического процесса, отрицательно сказывается на результатах педагогического труда.

    Каждая личность индивидуальна и неповторима. Она имеет уникальную структуру, в которой объединяются все психологические свойства данного человека.

    В структуре личности психологи выделяют три составляющие, содержание которых свидетельствует о ее зрелости и личностном росте.

    1. Познавательная составляющая - включает представления человека о себе, других и мире; оценивает себя как активного субъекта жизнедеятельности; воспринимает других людей как уникальных и равноправных участников процесса жизнедеятельности. Только тот человек, который способен видеть в других уникальность, может это развивать в себе;
    2. Эмоциональная - через эмоции человек познает мир и делает его ярче.
    3. Поведенческая составляющая - яркий показатель развитой личности, которая состоит из действий: по отношению к себе, другим людям и миру

    Таким образом, личностный рост педагога зависит от степени сформированности каждой структуры.

    Развитая личность, с четко сформированными ценностями, позволяет педагогу:  четко стаять на своих позициях,  иметь собственный взгляд на все происходящее в мире, находить в плохих ситуациях позитив,  жить полной, яркой, самостоятельной жизнью, ценить каждую минуту жизни,  наслаждаться тем, что имеешь, радоваться победам других, отвечать за свои поступки;

    - уметь проигрывать и с достоинством принимать поражения, уметь прощать.

    Сложившиеся ценности педагога составляют его внутренний потенциал.

    Потенциал личности - это комплекс психологических свойств, дающий человеку возможность принимать решения и регулировать свое поведение.

    К ним относятся: внутренняя свобода, осмысленность жизни,  жизнестойкость в сложных обстоятельствах,  готовность к внутренним изменениям, способность воспринимать новую неопределенную информацию, постоянная готовность к планированию и действию.

    Разные ученые по разному определяли главную составляющую  собственного потенциала педагога.

    А. Маслоу назвал эту цель самоактуализацией. Основной закон личностного роста опирается на известную формулу К. Роджерса «если – то». Если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития. Главный смысл личностного роста – обретение себя и своего жизненного пути. Полноценный личностный рост возможен только в том случае, если личность уважает свой собственный внутренний мир, а также другие признают и уважают его внутренний мир.

    Существуют  критерии личностного роста педагога:

    Принятие себя это означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как «личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору»,  адекватная и гибкая «Я - концепция».  Рост личности есть способ ее существования.

    Зрелая личность способна к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценности и доверия им. Важнейшее качество зрелой личности – готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, проявляя «творческую адаптацию к новизне конкретного момента»  и «умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности».

     Наряду с критериями существуют и механизмы личностного роста педагога:

    Человек должен учиться всегда и везде, он должен научиться анализировать свои поступки, учиться принимать себя и других, учиться развивать свои хорошие качества. Самосовершенствующаяся личность должна в любой труд вносить творчество – проявлять индивидуальный подход, иметь личное мнение и уметь вовлекать значимых людей в деятельность. Таким образом, личностный рост важен для педагога, не просто сам по себе, а как способность формировать свою жизненную стратегию.

    Жизненная стратегия - это жизненная программа, «сценарий» о счастье, который есть у каждого человека; это система ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее успешной (в понимании самого человека) и помогает направить учащихся на путь личностного роста. В качестве основных показателей, эффективности стратегии педагогической деятельности  выступают не конкретные достижения, а удовлетворенность жизнью и психическое здоровье. Эти стратегия связанна не столько с адаптацией, сколько с самореализацией педагога в мире. Главный вопрос для него - для чего жить. Такой педагог стремится привести жизнь в соответствие со своим смыслом.

    И только педагог способный развиваться, постоянно самосовершенствоваться, может подготовить  детей к будущей, сложной, интересной необычной и очень счастливой жизни.

    Как на практике рассчитать жизненный потенциал педагога.  Дату дня рождения (день,  месяц, год перемножить. Например, дата рождения -  11.04.1986. Умножим 11*04*1986=87384 (получили жизненные уровни по годам и дням недели). Все полученные цифры сложим- 8+7+3+8+4=30. Ваш потенциал - 30, уровень средний. ________________________________________________________________________________________________________________

    18-22 низкий                              23-30 средний                                      31-54 высокий

    8

    7

    6

    5

    4

    3

    2

    1

              12      24   36   48   60   72  84       96 годы жизни

              ПН     ВТ  СР  ЧТ  ПТ  СБ    ВС дни недели

    Тесты для педагога

    1.Отметьте правильный ответ.

    В дородовой общине передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям:

    а) проходила в специально организованном образовательном процессе;

    б) производилась от случая к случаю;

    в) была «вплетена» в трудовую деятельность;

    г) дети самостоятельно по мере необходимости осваивали имеющийся опыт.     Ответ: в

    2.Отметьте правильный ответ.

    Этимология слова «воспитатель» показывает его следующую основу:

    а) питание;       б) вождь;     в) восхождение;       г) воспрепятствие.   Ответ: а

    3.Отметьте правильный ответ.

    «Отцом» русских учителей называют:

    а) Л.Н. Толстого;         б) К.Д. Ушинского:     в) А.С. Макаренко;    г) В.А. Сухомлинского.

    Ответ: б

    4. Отметьте правильный ответ.

    Первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания, является:

    а) Конфуций;    б) Н.А. Добролюбов;    в) И.Г. Песталоцци;    г) Я.А. Коменский.   Ответ: г

    5. Отметьте правильный ответ.

    Педагогическая профессия по классификации Е.А. Климова относится к группе профессий:

    а) человек-знаковая система;          б) человек-художественный образ;

    в) человек-человек;                          г) человек-техника.           Ответ: в

    6.Отметьте правильный ответ.

    Разработал теорию и методику воспитания в коллективе:

    а) В.А. Сухомлинский;        б) А.С. Макаренко;    в) П.П. Блонский;   г) Л.Н. Толстой.

    Ответ: б

    7. Отметьте правильный ответ.

    Сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, архитектором…, скульптором…, полководцем…;

    а) А. Дистервег;      б) Я. Корчак;      в) Н.И. Пирогов;     г) Я.А. Коменский.         Ответ: г

    7.Дополните предложение.

    Опыт соединения обучения с производительным трудом учащихся провел…..

    Ответ: А.С. Макаренко.

    8. Дополните предложение.

    Педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды называется работа…

    Ответ: воспитательная работа.

    9.Дополните предложение.

    Вид педагогической деятельности, который направлен на управление познавательной деятельностью школьников, называется…

    Ответ: преподавание.

    10.Дополните предложение.

    Деятельность, направленная на установление отношений педагога с воспитанниками и их родителями, другими педагогами школы, называется…

    Ответ: коммуникативной.

    11.Соотнесите понятия с их трактовкой.

    А) Педагогическая специализация                1. уровень и вид профессионально-педагогической                

                                                                               подготовленности, характеризующей возможности  

                                                                              специалиста.

    Б) Педагогическая квалификация              2. определенный вид деятельности в рамках

                                                                              педагогической специальности.

    Ответ: А-2; Б-1.

    12.Установите соответствие выдвинутых положений с именами ученых.

    1.Дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций

    2.Выдвинул важнейшие требования к личности учителя

    3.Предложил классно-урочную систему

    а) Л.С.Выготский     б). Л.Б. Ительсон     в) Я.А. Коменский     г). В.А. Сластенин.

    Ответ: 1б; 2 г; 3 В.

    13.Соотнесите показатели общей культуры педагога и их характеристики

    А. уровень познавательных процессов     1. энергичность; 2. общительность;

    Б. сформированность черт характера     3. мышление;     4. внимание.

    Ответ: А- 3,4; Б – 1,2

    14.Соотнесите этические качества педагога с личностными характеристиками

    А. этические качества                    1. целеустремленность;  2. тактичность;

    Б. личностные характеристики     3. доброта;  4. уравновешенность;

                                                            5. справедливость.

    Ответ: А -2,3,5; Б – 1,4.

    15.Установите правильную последовательность профессионально-личностного становления

    1. самопознание;

    2. осознание цели, профессионального идеала;

    3. осмысление требований к профессии;

    4. разработка программы самосовершенствования;

    5. соотнесение своих возможностей с целью и идеалом профессионала;

    6. овладения способами саморазвития.

    Ответ: 2,1, 3, 5, 4, 6.

    16.Выбрать правильный ответ.

    Владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое профессиональное развитие - … компетентность.

    - социальная;        - личностная;     - специальная;     - индивидуальная.

    Ответ: специальная

    17.К числу коммуникативных умений относятся:

    1. управлять своим психическим состоянием;

    2. действовать публично;

    3. выбрать правильный стиль и тон;

    4. управлять вниманием учащихся;

    5. образно передавать информацию.              ответ: 2, 3,4,5.

    18.Дополнить предложение.

    Единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности характеризующее профессионализм педагога это …

    Ответ: профессиональная компетентность


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Самообразование - основной инструмент профессионального роста педагога и совершенствование его мастерства"

    Сатья к зачной научно-практической конференции по теме: "Самообразование - основной инструмент профессионального роста педагога и совершенстсование его мастерства"....

    Современный урок как основной критерий профессионального-личностного роста педагога

    В современном понимании качество образования — это не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каж...

    «Модель непрерывного профессионального образования в учреждении – залог профессионального, карьерного и личностного роста педагога».

    В президентской инициативе «Наша новая школа» отмечено, что ключевая фигура образовательного процесса - педагог, ведь именно от уровня его профессионализма зависит решение поставленных задач, а в коне...

    Самообразование как основа профессионального и личностного роста педагога.

    Профессия педагога особая – она предполагает высокую степень ответственности, ведь от результатов нашей деятельности зависит будущее учеников. Каким же должен быть педагог, чтобы оправдать доверие и о...

    "Самоанализ саморазвития и самосовершенствования как условие профессионального и личностного роста педагога"

    Понятие самоанализа личностных и профессиональных качеств педагога. Развитие компетентности....

    Самообразование как основа профессионального и личностного роста педагога.

    Самообразование как основа профессионального и личностного роста педагога....

    Презентация "Профессиональный стандарт педагога как основа профессионального роста"

    В презентации "Профессиональный стандарт педагога как основа профессионального роста" содержатся сведения о структуре профессионального стандарта, ссылки на актуальные документы, приводится ...