Главные вкладки

    Проектная деятельность как условие личностного роста учащихся
    материал по химии (8,9,10,11 класс) на тему

    Бережная Лариса Витальевна

    Творческая работа педагога - обобщение опыта использования метода проектов при изучении химии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_po_himii.doc937 КБ

    Предварительный просмотр:


    Региональный конкурс



    «Грани педагогического исследования»



































    ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



    КАК УСЛОВИЕ



    ЛИЧНОСТНОГО РОСТА



    УЧАЩИХСЯ

















    Автор: Бережная Лариса Витальевна



    Занимаемая должность: учитель химии,



    заместитель директора по науке.



    Образовательное учреждение:



    ЧОУ «Лицей-интернат естественных наук»



















    Саратов



    2011


    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Стр.

    I

    Введение.

    3

    II

    Организация проектной деятельности.

    4

    III

    Результаты использования метода проектов.

    7

    IV

    Представление опыта работы педагога.

    10

    V

    Источники информации.

    11

    VI

    Приложение.

    12

    ВВЕДЕНИЕ

    Постепенно уходит в прошлое эпоха людей-исполнителей, которые, не раздумывая, выполняли указания начальства.  Социальные проблемы, проблемы производства, науки, быта людей настолько усложнились, что решить их по чьей-то указке становится всё труднее. Человеку самому приходится думать, искать, оценивать различные варианты действий.  

    Сегодня образование ориентировано на развитие личности. Со временному обществу нужен выпускник, самостоятельно мысля щий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.

    Новый государственный образовательный стандарт  ориентирован  на  становление  личностных  характеристик выпускника:

    1.  креативный   и   критически   мыслящий,   активно   и   целенаправленно  познающий   мир,   осознающий   ценность   науки,   труда   и   творчества   для  человека  и  общества,  мотивированный  на  образование  и  самообразование  в течение всей своей жизни;
    2. владеющий  основами  научных  методов  познания  окружающего  мира,  мотивированный       на    творчество     и готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;      
    3.    осознающий себя личностью, социально активный, выполняющий  свои  обязанности  перед  семьей,  обществом,  государством, человечеством;    
    4.     уважающий  мнение      других  людей,  умеющий  вести  конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
    5.     подготовленный    к  осознанному    выбору   профессии,   понимающий значение  профессиональной  деятельности  для  человека  и  общества,   его  устойчивого развития.

    Современное общество, вузы в том числе, требуют умения самостоятельно ставить цели, получать информацию, критически анализировать ее, создавать собственные продукты деятельности. У многих старшеклассников сегодня отсутствуют навыки коллективной деятельности, нацеленной на достижение высоких результатов; нет навыков целеполагания, группового взаимодействия, самооценки, рефлексии.

    Эффективным средством для обеспечения личностного роста школьников является включение их в проектную деятельность.

    Проектная деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нара стающего потока информации, ориентации в нём и систематиза ции материала.

            ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

    Работа над проектом позволяет вырабатывать и развивать  специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно:

    1. формулирование  проблем и постановка задач;
    2. целеполагание и планирование деятельности;
    3. самоанализ и рефлексия;
    4. представление результатов своей деятельности;
    5. презентация в различных формах;
    6. поиск и отбор актуальной информации и усвоение необходимого знания;
    7. практическое применение знаний в различных ситуациях;
    8. проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы и т.д.)

    Я  использую метод проектов в своей педагогической деятельности  более дести лет.  

    Моей  основной целью при организации проектной работы является  формирование у школьников компетенций, определяющих становление личности, отвечающей запросам современного общества.

    При этом я ставлю следующие задачи:

    1. образовательные: вовлечь учащихся в активную исследовательскую деятельность. В процессе создания проекта сформировать определенные знания, умения по профильному предмету;
    2. развивающие: развивать информационные, коммуникативные, организаторские, лидерские навыки;
    3. воспитательные: способствовать социализации личности по составляющим: адекватность самооценки, оценивание и анализ деятельности, понимание своей роли в коллективной деятельности.

    Руководителю проекта необходимо осуществлять следующие направления совместной работы с детьми:

    1. Осознание и оценивание учащимися тех навыков, качеств исследовательской деятельности, которыми они обладают, и того потенциала, который им необходимо проявить, раскрыть. В зависимости от этого определяется характер деятельности учащихся.
    2. Построение маршрута реализации проекта: определение проблемы, цели, шагов по ее достижению, распределение обязанностей участников проекта.
    3. Направление, поддержка при поисковой деятельности.
    4. Совместный анализ и рефлексия действий.
    5. Выстраивание  взаимодействия с другими людьми и организациями для решения поставленных задач.

    Оценить степень реализации поставленных целей и задач можно, прослеживая развитие учащихся в течение длительного отрезка времени (несколько лет). Поэтому я стараюсь вовлекать ребят в  проектную работу, начиная с 8 класса, и продолжать ее на протяжении всего времени их обучения.

    В ходе работы над проектами у ребят формируются необходимые для учебы и личностного развития компетенции.

    Учебно-познавательная компетенция:

    1. навыки самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, общеучебной работы;
    2. навыки целеполагания, планирования, анализа;
    3. владение приемами действий в нестандартной ситуации, эвристическими методами решения проблем.

    Ценностно-смысловая компетенция:

    1. умение осознанно самостоятельно выбрать форму работы;
    2. умение определить собственную роль в проекте: лидер, генератор идей, критик, исполнитель и т.д.;
    3. формирование, выражение собственных ценностных, жизненных позиций при выполнении проекта;
    4. рефлексивная деятельность по оценке пройденных этапов, по итогам работы над проектом

    Информационная компетенция:

    1. работа с различными источниками информации, обработка информации;
    2. поиск определенной информации по проекту с помощью специфических для профиля проекта способов и методов ее получения (наблюдение, эксперимент);
    3. навыки оформления  исследовательской работы (выполнение требований к печатной работе, оформлению библиографического списка и т.д.);
    4. приобретение и развитие навыков работы в различных программах (Word, Power Point, Publisher, Еxel, Flash Macromedia и т.д.).  

    Коммуникативная компетенция:

    1. овладение способами взаимодействия с людьми;
    2. навыки работы в группе;
    3. владение различными социальными ролями в  коллективе;
    4. формирование умения вести диалог, дискуссию;
    5. приобретение навыков ораторского искусства (представление и защита проектов на конференции).

              Социально-трудовая компетенция:

    1. владение знаниями и опытом в области общественной деятельности,

        социально-трудовой сферы;

    1. формирование осознанного подхода к профессиональному самоопределению.

    Компетенция  личностного самосовершенствования:

    1. освоение способов  духовного, интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции;
    2. овладение способами самопознания, развития личностных качеств, необходимых современному человеку.

    Основным критерием выбора  тематики проектов служит практическая значимость исследования для окружающих. В результате работы над  проектами рождались различные продукты, которые далее использовались при ведении уроков химии, биологии, организации внеклассных мероприятий и так далее.

    Примеры практического выхода проектной деятельности учащихся.

    Тема проекта

    Продукт

    1

    «Опасная ртуть»

    Памятка для школьников и родителей о правилах поведения и способах оказания помощи в ситуации утечки ртути.

    2

    «Явление осмоса»

    Мультимедийное пособие для использования на уроках химии, биологии.

    3

    «Главное о хлебе»

    Сборник полезных советов для потребителей о правильном выборе хлеба, о пользе хлеба для организма.

    4

    «Компьютерное тестирование»

    Разработка компьютерного тестирования по химии для использования учащимися при обучении химии.

    5

    «Энциклопедия полезных знаний»

    Серия буклетов, содержащих полезные советы о применении химических веществ в быту.

    6

    «Экология жилища»

    Мультимедийное пособие.

    7

    «Пейте, дети, молоко!»

    Памятка потребителя, содержащая информацию о пользе молочной продукции для здоровья человека, полезные советы по ее правильному выбору.

    8

    «Знакомьтесь – зубная паста!»

    Буклет о правилах ухода за полостью рта и требованиях к выбору средств гигиены.

    9

    «Загораем с пользой!»

    Буклет о влиянии УФ на организм человека, о правилах приобретения красивого и безопасного загара.

    При работе над проектами учащиеся посещали элективный курс «Технология проектной деятельности», организованный в лицее, где приобретали необходимые знания о методе проектов.

    Для овладения приемами работы с различными редакторами и программами ребята посещали курсы компьютерной грамотности.

    В ходе исследований  ребята  освоили методы социологического опроса, интервьюирования, приобрели навыки обработки и представления данных.

    Во время работы над проектами «Главное о хлебе» и «Пейте, дети, молоко!» были организованы экскурсии на предприятия ОАО «Саратовский хлебокомбинат им. Стружкина»  и ОАО «Энгельсский молочный комбинат». Ребята познакомились с производством хлебобулочной и молочной продукции, посетили лабораторию контроля качества, где освоили некоторые методы определения качества продукции и провели ряд экспериментов.

    РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

    При оценке результативности использования метода проектов можно выделить несколько критериев:

    - итоги участия школьников в конференциях и конкурсах различного уровня,

    - развитие личностных качеств,

    - профильное и профессиональное самоопределение.

    Первым этапом презентации результатов работы над проектами является выступление на открытой научно-практической конференции «Твои первые исследования, лицеист», ежегодно проводимой в ЛИЕН.

    Лучшие работы допускаются к участию в международной научно-практической конференции «От школьного проекта – к профессиональной карьере». Ежегодно ребята успешно защищают свои проекты, что подтверждается многочисленными грамотами и дипломами различной степени.

    Традиционно учащиеся становятся гостями студенческой конференции СГАУ им. Н.И.Вавилова, представляя результаты своей деятельности на секции «СГАУ им. Н.И.Вавилова – открытая экспериментальная площадка для творческой молодежи Саратовской области». Статус этого мероприятия ежегодно растет: в 2010 году конференция являлась всероссийской, в 2011 году получила статус международной.

     

    Результаты участия проектов в  конференциях различного уровня.

    Название проекта

    Авторы

    Результативность

    (приложение №1 )

    1

    «Опасная ртуть»

    2005/2006 уч. год

    Суханова А.

    (8 класс)

    1. диплом I  степени

    НПК «Твои первые исследования, лицеист»

    1. грамота МНПК «От школьного проекта – к профессиональной карьере»

    2

    «Явление осмоса»

    2006/2007 уч. год

    Суханова А.,

    Богапова К.,

    Гречишникова М.,

    Рогулина А.

    (9 класс)

    1. диплом II  степени

    НПК «Твои первые исследования, лицеист»

    1. диплом III  степени МНПК «От школьного проекта – к профессиональной карьере»
    2. грамота на студенческой конференции СГАУ

    3

    «Главное о хлебе»

    2007/2008 уч. год

    Суханова А.,

    Тугушев Р.

    (10 класс)

    1. диплом I  степени

    НПК «Твои первые исследования, лицеист»

    1. диплом I  степени МНПК «От школьного проекта – к профессиональной карьере»
    2. грамота на студенческой конференции СГАУ

    4

    «Энциклопедия полезных знаний»

    2005/2006 уч. год

    Панкратов А.

    (8 класс)

    1. грамота

    НПК «Твои первые исследования, лицеист»

    5

    «Компьютерное тестирование»

    2006/2007 уч. год

    Панкратов А.

    (9 класс)

    1. грамота

    НПК «Твои первые исследования, лицеист»

    1. грамота МНПК «От школьного проекта – к профессиональной карьере»

    6

    «Экология жилища»

    2007/2008 уч. год

    Панкратов А.,

    Ермохин Н.

    (10 класс)

    1. грамота

    НПК «Твои первые исследования, лицеист»

    1. грамота МНПК «От школьного проекта – к профессиональной карьере»

    7

    «Пейте, дети, молоко!

    2008/2009 уч. год

    Панкратов А.,

    Конецкая М.

    (11 класс)

    1. диплом II  степени

    НПК «Твои первые исследования, лицеист»

    1. грамота МНПК «От школьного проекта – к профессиональной карьере»

    8

    «Да здравствует мыло душистое!»

    2008/2009 уч. год

    Битюков О.

    (10 класс)

    1. диплом I  степени

    НПК «Твои первые исследования, лицеист»

    1. диплом II степени МНПК «От школьного проекта – к профессиональной карьере»
    2. грамота на студенческой конференции СГАУ

    9

    «Знакомьтесь – зубная паста!»

    2009/2010 уч. год

    Бисенбеева М.

    (9 класс)

    1. диплом I  степени

    НПК «Твои первые исследования, лицеист»

    1. диплом III  степени МНПК «От школьного проекта – к профессиональной карьере»
    2. грамота на студенческой конференции СГАУ

    10

    «Загораем с пользой»

    2010/2011 уч. год

    Бисенбеева М.,

    Баукова Д.,

    Чуранова А.

    (10 класс)

    1. диплом II  степени

    НПК «Твои первые исследования, лицеист»

    1. диплом III  степени МНПК «От школьного проекта – к профессиональной карьере»

    грамота на студенческой конференции СГАУ

     Нельзя не отметить позитивный личностный рост учащихся, принимающих участие в проектной деятельности. Все они становятся более компетентными в вопросах организации, планирования, осуществления исследовательской деятельности. Ребята приобретают лидерские, организаторские  качества, умение держаться перед аудиторией, работать в коллективе. Эти навыки проявляются  не только в работе над проектом, но и в учебной, внеклассной  деятельности. Большинство учащихся со временем втягивались и в олимпиадное движение, становились членами актива класса, принимали участие в организации праздников, конкурсов. Некоторые ребята  включились в работу «Школы юного химика», осуществляемой СГУ им. Н.Г.Чернышевского.

    Учащиеся старших классов курировали исследовательскую работу младших ребят, принимали участие в проведение конференций в роли членов жюри. Ребята, достигшие больших успехов в ведении проектов, были приглашены для обмена опытом на межрайонную конференцию «Шаг в будущее».

    Выпускники лицея, сегодня являющиеся студентами, отмечают, что им проще включиться в научно-исследовательскую работу  вуза, так как они уже приобрели основные навыки  этой деятельности.

    Эффективность метода проектов в становлении личности, в профессиональном определении несомненна. Для многих ребят первые шаги в научной деятельности определили и дальнейший жизненный путь.

    Все учащиеся 8-9-х классов, принимавшие участие в работе над проектами по химии, продолжили обучение в 10-м классе химико-биолого-математического направления.

    Выпускники 11-го класса выбирали химию как предмет по выбору для сдачи ЕГЭ. Все он успешно сдали экзамен и стали студентами вузов, где химия является профильным предметом:

    -  СГУ им. Н.Г.Чернышевского (химический факультет, кафедра общей и неорганической химии, химической технологии нефти и газа);

    - СГАУ им. Н.И.Вавилова (технологический факультет, направление «Технология молока и молочных продуктов»);

    - РХТУ им. Д.И.Менделеева г. Москвы (факультет технологии органических веществ и химико-фармацевтических средств).

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА

    Для каждого педагога важным является участие в различных мероприятиях, способствующих осмыслению, обобщению и распространению своего педагогического опыта. Результаты использования метода проектов в моей деятельности  были представлены при выступлении на семинарах, конференциях различного уровня, а также в форме публикаций (приложение №2).

    Публикации

    1

    Самохина Ю.В., Никитюк А.М., Бережная Л.В. Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся в работе над проектами по химии. / Продуктивное образование: материалы международной конференции. – Саратов: издательский центр «Наука», 2009.

    Выступления

    1

    Конкурс педагогического мастерства педагогов ЛИЕН «Я иду на урок» (2008 год).

    Диплом финалиста в номинации «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности лицеистов».

    2

    Межрайонная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» МОУ «СОШ №1» г. Красный Кут (2009 год).

    Сертификат за распространение передового педагогического

    опыта по организации проектной деятельности.

    3

    Областные дни партнерского взаимодействия экспериментальных площадок ГОУ ДПО СарИПКиПРО (2009 год).

    Сертификат за распространение  передового

    педагогического опыта.

    4

    Научно-методический семинар ГАОУ ДПО СарИПКиПРО «Исследовательская деятельность учителя и ученика: сущность и возможности» (2010 год).

    Сертификат за выступление «Исследовательская деятельность как условие личностного роста учащихся».

    5

    Региональный семинар ГАОУ ДПО СарИПКиПРО «Итоги конкурса «Лучшая муниципальная  лаборатория 2010 года».

    Сертификат за выступление «Технология проектной деятельности

    как средство достижения успешности учащихся»

    6

    Курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы ГАОУ ДПО СарИПКиПРО (2011 год).

    Сертификат за проведение мастер-класса «Проектная деятельность в учебно-воспитательной системе образовательного учреждения».

    В течение двух лет я являюсь членом оргкомитета международной научно-практической конференции «От школьного проекта – к профессиональной карьере», которая ежегодно проводится на базе лицея.

    ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ        

    1. Габриелян О.С., Краснова В.Г. Компетентностный подход в обучении химии.// Химия в школе. - №2, 2007.

    2. Коннычева Г.Г., Симдянкина Е.Е. Образовательная технология лицея: концепция, содержание, механизм реализации. – Директор школы: Научно-методический журнал. – Выпуск 10 (86), 2003.

    3. Коннычева Г.Г., Симдянкина Е.Е. К вопросу об организации продуктивного обучения / Альманах «Продуктивное образование»: Внедрение элементов продуктивного обучения в традиционный учебный процесс / Под ред. Е.А.Александровой, В.А.Ширяевой. Вып.1. Саратов: Научная книга, 2004.

    4. Крылова Н.Б., Леонтьева О.М. Школы без стен: перспективы развития и организация продуктивных школ/М.: Сентябрь, 2002.

    5. http://standart.edu.ru/ - Концепция духовно-нравственного развития  и воспитания личности гражданина России.

    ПРИЛОЖЕНИЕ        

    Приложение №1 «Результаты участия проектов учащихся

    в конференциях»



    Приложение №2 «Представление опыта работы педагога»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Реферат «Развитие ведущих учебных умений и навыков на уроках физической культуры, как путь к личностному росту учащихся».

    В этой работе, я описала эффективность применения соревновательно-игрового метода на уроках физической культуры...

    Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся

    Мастер-класс "Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся" ...

    Научно-исследовательская деятельность как способ личностного роста детей и раскрытия их творческого потенциала. (Из опыта работы педагога- психолога МБОУ гимназии «Перспектива» Кривенковой Е.В.)

    Доклад посвящен актуальной на сегодняшний день проблеме развития научно- исследовательской деятельности детей как эффективного способа раскрытия личностного потенциала и  способствующего их дальн...

    Положение о проектно-исследвательской неделе "Школа Личностного Роста"

    I. Общие положения 1.1. Положение о проектно-исследовательской   неделе  «Школа Личностного Роста» разработано в соответствии с ФЗ «Об образовании», Программой Развития ОУ, Уставом учр...