Главные вкладки

    Материал по химии (8,9,10,11 класс) на тему:
    Проектная деятельность как условие личностного роста учащихся

    Бережная Лариса Витальевна

    Творческая работа педагога - обобщение опыта использования метода проектов при изучении химии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_po_himii.doc937 КБ

    Предварительный просмотр:


    Региональный конкурс



    «Грани педагогического исследования»



































    ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



    КАК УСЛОВИЕ



    ЛИЧНОСТНОГО РОСТА



    УЧАЩИХСЯ

















    Автор: Бережная Лариса Витальевна



    Занимаемая должность: учитель химии,



    заместитель директора по науке.



    Образовательное учреждение:



    ЧОУ «Лицей-интернат естественных наук»



















    Саратов



    2011


    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Стр.

    I

    Введение.

    3

    II

    Организация проектной деятельности.

    4

    III

    Результаты использования метода проектов.

    7

    IV

    Представление опыта работы педагога.

    10

    V

    Источники информации.

    11

    VI

    Приложение.

    12

    ВВЕДЕНИЕ

    Постепенно уходит в прошлое эпоха людей-исполнителей, которые, не раздумывая, выполняли указания начальства.  Социальные проблемы, проблемы производства, науки, быта людей настолько усложнились, что решить их по чьей-то указке становится всё труднее. Человеку самому приходится думать, искать, оценивать различные варианты действий.  

    Сегодня образование ориентировано на развитие личности. Со временному обществу нужен выпускник, самостоятельно мысля щий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.

    Новый государственный образовательный стандарт  ориентирован  на  становление  личностных  характеристик выпускника:

    1.  креативный   и   критически   мыслящий,   активно   и   целенаправленно  познающий   мир,   осознающий   ценность   науки,   труда   и   творчества   для  человека  и  общества,  мотивированный  на  образование  и  самообразование  в течение всей своей жизни;
    2. владеющий  основами  научных  методов  познания  окружающего  мира,  мотивированный       на    творчество     и готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;      
    3.    осознающий себя личностью, социально активный, выполняющий  свои  обязанности  перед  семьей,  обществом,  государством, человечеством;    
    4.     уважающий  мнение      других  людей,  умеющий  вести  конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
    5.     подготовленный    к  осознанному    выбору   профессии,   понимающий значение  профессиональной  деятельности  для  человека  и  общества,   его  устойчивого развития.

    Современное общество, вузы в том числе, требуют умения самостоятельно ставить цели, получать информацию, критически анализировать ее, создавать собственные продукты деятельности. У многих старшеклассников сегодня отсутствуют навыки коллективной деятельности, нацеленной на достижение высоких результатов; нет навыков целеполагания, группового взаимодействия, самооценки, рефлексии.

    Эффективным средством для обеспечения личностного роста школьников является включение их в проектную деятельность.

    Проектная деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нара стающего потока информации, ориентации в нём и систематиза ции материала.

            ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

    Работа над проектом позволяет вырабатывать и развивать  специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно:

    1. формулирование  проблем и постановка задач;
    2. целеполагание и планирование деятельности;
    3. самоанализ и рефлексия;
    4. представление результатов своей деятельности;
    5. презентация в различных формах;
    6. поиск и отбор актуальной информации и усвоение необходимого знания;
    7. практическое применение знаний в различных ситуациях;
    8. проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы и т.д.)

    Я  использую метод проектов в своей педагогической деятельности  более дести лет.  

    Моей  основной целью при организации проектной работы является  формирование у школьников компетенций, определяющих становление личности, отвечающей запросам современного общества.

    При этом я ставлю следующие задачи:

    1. образовательные: вовлечь учащихся в активную исследовательскую деятельность. В процессе создания проекта сформировать определенные знания, умения по профильному предмету;
    2. развивающие: развивать информационные, коммуникативные, организаторские, лидерские навыки;
    3. воспитательные: способствовать социализации личности по составляющим: адекватность самооценки, оценивание и анализ деятельности, понимание своей роли в коллективной деятельности.

    Руководителю проекта необходимо осуществлять следующие направления совместной работы с детьми:

    1. Осознание и оценивание учащимися тех навыков, качеств исследовательской деятельности, которыми они обладают, и того потенциала, который им необходимо проявить, раскрыть. В зависимости от этого определяется характер деятельности учащихся.
    2. Построение маршрута реализации проекта: определение проблемы, цели, шагов по ее достижению, распределение обязанностей участников проекта.
    3. Направление, поддержка при поисковой деятельности.
    4. Совместный анализ и рефлексия действий.
    5. Выстраивание  взаимодействия с другими людьми и организациями для решения поставленных задач.

    Оценить степень реализации поставленных целей и задач можно, прослеживая развитие учащихся в течение длительного отрезка времени (несколько лет). Поэтому я стараюсь вовлекать ребят в  проектную работу, начиная с 8 класса, и продолжать ее на протяжении всего времени их обучения.

    В ходе работы над проектами у ребят формируются необходимые для учебы и личностного развития компетенции.

    Учебно-познавательная компетенция:

    1. навыки самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, общеучебной работы;
    2. навыки целеполагания, планирования, анализа;
    3. владение приемами действий в нестандартной ситуации, эвристическими методами решения проблем.

    Ценностно-смысловая компетенция:

    1. умение осознанно самостоятельно выбрать форму работы;
    2. умение определить собственную роль в проекте: лидер, генератор идей, критик, исполнитель и т.д.;
    3. формирование, выражение собственных ценностных, жизненных позиций при выполнении проекта;
    4. рефлексивная деятельность по оценке пройденных этапов, по итогам работы над проектом

    Информационная компетенция:

    1. работа с различными источниками информации, обработка информации;
    2. поиск определенной информации по проекту с помощью специфических для профиля проекта способов и методов ее получения (наблюдение, эксперимент);
    3. навыки оформления  исследовательской работы (выполнение требований к печатной работе, оформлению библиографического списка и т.д.);
    4. приобретение и развитие навыков работы в различных программах (Word, Power Point, Publisher, Еxel, Flash Macromedia и т.д.).  

    Коммуникативная компетенция:

    1. овладение способами взаимодействия с людьми;
    2. навыки работы в группе;
    3. владение различными социальными ролями в  коллективе;
    4. формирование умения вести диалог, дискуссию;
    5. приобретение навыков ораторского искусства (представление и защита проектов на конференции).

              Социально-трудовая компетенция:

    1. владение знаниями и опытом в области общественной деятельности,

        социально-трудовой сферы;

    1. формирование осознанного подхода к профессиональному самоопределению.

    Компетенция  личностного самосовершенствования:

    1. освоение способов  духовного, интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции;
    2. овладение способами самопознания, развития личностных качеств, необходимых современному человеку.

    Основным критерием выбора  тематики проектов служит практическая значимость исследования для окружающих. В результате работы над  проектами рождались различные продукты, которые далее использовались при ведении уроков химии, биологии, организации внеклассных мероприятий и так далее.

    Примеры практического выхода проектной деятельности учащихся.

    Тема проекта

    Продукт

    1

    «Опасная ртуть»

    Памятка для школьников и родителей о правилах поведения и способах оказания помощи в ситуации утечки ртути.

    2

    «Явление осмоса»

    Мультимедийное пособие для использования на уроках химии, биологии.

    3

    «Главное о хлебе»

    Сборник полезных советов для потребителей о правильном выборе хлеба, о пользе хлеба для организма.

    4

    «Компьютерное тестирование»

    Разработка компьютерного тестирования по химии для использования учащимися при обучении химии.

    5

    «Энциклопедия полезных знаний»

    Серия буклетов, содержащих полезные советы о применении химических веществ в быту.

    6

    «Экология жилища»

    Мультимедийное пособие.

    7

    «Пейте, дети, молоко!»

    Памятка потребителя, содержащая информацию о пользе молочной продукции для здоровья человека, полезные советы по ее правильному выбору.

    8

    «Знакомьтесь – зубная паста!»

    Буклет о правилах ухода за полостью рта и требованиях к выбору средств гигиены.

    9

    «Загораем с пользой!»

    Буклет о влиянии УФ на организм человека, о правилах приобретения красивого и безопасного загара.

    При работе над проектами учащиеся посещали элективный курс «Технология проектной деятельности», организованный в лицее, где приобретали необходимые знания о методе проектов.

    Для овладения приемами работы с различными редакторами и программами ребята посещали курсы компьютерной грамотности.

    В ходе исследований  ребята  освоили методы социологического опроса, интервьюирования, приобрели навыки обработки и представления данных.

    Во время работы над проектами «Главное о хлебе» и «Пейте, дети, молоко!» были организованы экскурсии на предприятия ОАО «Саратовский хлебокомбинат им. Стружкина»  и ОАО «Энгельсский молочный комбинат». Ребята познакомились с производством хлебобулочной и молочной продукции, посетили лабораторию контроля качества, где освоили некоторые методы определения качества продукции и провели ряд экспериментов.

    РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

    При оценке результативности использования метода проектов можно выделить несколько критериев:

    - итоги участия школьников в конференциях и конкурсах различного уровня,

    - развитие личностных качеств,

    - профильное и профессиональное самоопределение.

    Первым этапом презентации результатов работы над проектами является выступление на открытой научно-практической конференции «Твои первые исследования, лицеист», ежегодно проводимой в ЛИЕН.

    Лучшие работы допускаются к участию в международной научно-практической конференции «От школьного проекта – к профессиональной карьере». Ежегодно ребята успешно защищают свои проекты, что подтверждается многочисленными грамотами и дипломами различной степени.

    Традиционно учащиеся становятся гостями студенческой конференции СГАУ им. Н.И.Вавилова, представляя результаты своей деятельности на секции «СГАУ им. Н.И.Вавилова – открытая экспериментальная площадка для творческой молодежи Саратовской области». Статус этого мероприятия ежегодно растет: в 2010 году конференция являлась всероссийской, в 2011 году получила статус международной.

     

    Результаты участия проектов в  конференциях различного уровня.

    Название проекта

    Авторы

    Результативность

    (приложение №1 )

    1

    «Опасная ртуть»

    2005/2006 уч. год

    Суханова А.

    (8 класс)

    1. диплом I  степени

    НПК «Твои первые исследования, лицеист»

    1. грамота МНПК «От школьного проекта – к профессиональной карьере»

    2

    «Явление осмоса»

    2006/2007 уч. год

    Суханова А.,

    Богапова К.,

    Гречишникова М.,

    Рогулина А.

    (9 класс)

    1. диплом II  степени

    НПК «Твои первые исследования, лицеист»

    1. диплом III  степени МНПК «От школьного проекта – к профессиональной карьере»
    2. грамота на студенческой конференции СГАУ

    3

    «Главное о хлебе»

    2007/2008 уч. год

    Суханова А.,

    Тугушев Р.

    (10 класс)

    1. диплом I  степени

    НПК «Твои первые исследования, лицеист»

    1. диплом I  степени МНПК «От школьного проекта – к профессиональной карьере»
    2. грамота на студенческой конференции СГАУ

    4

    «Энциклопедия полезных знаний»

    2005/2006 уч. год

    Панкратов А.

    (8 класс)

    1. грамота

    НПК «Твои первые исследования, лицеист»

    5

    «Компьютерное тестирование»

    2006/2007 уч. год

    Панкратов А.

    (9 класс)

    1. грамота

    НПК «Твои первые исследования, лицеист»

    1. грамота МНПК «От школьного проекта – к профессиональной карьере»

    6

    «Экология жилища»

    2007/2008 уч. год

    Панкратов А.,

    Ермохин Н.

    (10 класс)

    1. грамота

    НПК «Твои первые исследования, лицеист»

    1. грамота МНПК «От школьного проекта – к профессиональной карьере»

    7

    «Пейте, дети, молоко!

    2008/2009 уч. год

    Панкратов А.,

    Конецкая М.

    (11 класс)

    1. диплом II  степени

    НПК «Твои первые исследования, лицеист»

    1. грамота МНПК «От школьного проекта – к профессиональной карьере»

    8

    «Да здравствует мыло душистое!»

    2008/2009 уч. год

    Битюков О.

    (10 класс)

    1. диплом I  степени

    НПК «Твои первые исследования, лицеист»

    1. диплом II степени МНПК «От школьного проекта – к профессиональной карьере»
    2. грамота на студенческой конференции СГАУ

    9

    «Знакомьтесь – зубная паста!»

    2009/2010 уч. год

    Бисенбеева М.

    (9 класс)

    1. диплом I  степени

    НПК «Твои первые исследования, лицеист»

    1. диплом III  степени МНПК «От школьного проекта – к профессиональной карьере»
    2. грамота на студенческой конференции СГАУ

    10

    «Загораем с пользой»

    2010/2011 уч. год

    Бисенбеева М.,

    Баукова Д.,

    Чуранова А.

    (10 класс)

    1. диплом II  степени

    НПК «Твои первые исследования, лицеист»

    1. диплом III  степени МНПК «От школьного проекта – к профессиональной карьере»

    грамота на студенческой конференции СГАУ

     Нельзя не отметить позитивный личностный рост учащихся, принимающих участие в проектной деятельности. Все они становятся более компетентными в вопросах организации, планирования, осуществления исследовательской деятельности. Ребята приобретают лидерские, организаторские  качества, умение держаться перед аудиторией, работать в коллективе. Эти навыки проявляются  не только в работе над проектом, но и в учебной, внеклассной  деятельности. Большинство учащихся со временем втягивались и в олимпиадное движение, становились членами актива класса, принимали участие в организации праздников, конкурсов. Некоторые ребята  включились в работу «Школы юного химика», осуществляемой СГУ им. Н.Г.Чернышевского.

    Учащиеся старших классов курировали исследовательскую работу младших ребят, принимали участие в проведение конференций в роли членов жюри. Ребята, достигшие больших успехов в ведении проектов, были приглашены для обмена опытом на межрайонную конференцию «Шаг в будущее».

    Выпускники лицея, сегодня являющиеся студентами, отмечают, что им проще включиться в научно-исследовательскую работу  вуза, так как они уже приобрели основные навыки  этой деятельности.

    Эффективность метода проектов в становлении личности, в профессиональном определении несомненна. Для многих ребят первые шаги в научной деятельности определили и дальнейший жизненный путь.

    Все учащиеся 8-9-х классов, принимавшие участие в работе над проектами по химии, продолжили обучение в 10-м классе химико-биолого-математического направления.

    Выпускники 11-го класса выбирали химию как предмет по выбору для сдачи ЕГЭ. Все он успешно сдали экзамен и стали студентами вузов, где химия является профильным предметом:

    -  СГУ им. Н.Г.Чернышевского (химический факультет, кафедра общей и неорганической химии, химической технологии нефти и газа);

    - СГАУ им. Н.И.Вавилова (технологический факультет, направление «Технология молока и молочных продуктов»);

    - РХТУ им. Д.И.Менделеева г. Москвы (факультет технологии органических веществ и химико-фармацевтических средств).

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА

    Для каждого педагога важным является участие в различных мероприятиях, способствующих осмыслению, обобщению и распространению своего педагогического опыта. Результаты использования метода проектов в моей деятельности  были представлены при выступлении на семинарах, конференциях различного уровня, а также в форме публикаций (приложение №2).

    Публикации

    1

    Самохина Ю.В., Никитюк А.М., Бережная Л.В. Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся в работе над проектами по химии. / Продуктивное образование: материалы международной конференции. – Саратов: издательский центр «Наука», 2009.

    Выступления

    1

    Конкурс педагогического мастерства педагогов ЛИЕН «Я иду на урок» (2008 год).

    Диплом финалиста в номинации «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности лицеистов».

    2

    Межрайонная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» МОУ «СОШ №1» г. Красный Кут (2009 год).

    Сертификат за распространение передового педагогического

    опыта по организации проектной деятельности.

    3

    Областные дни партнерского взаимодействия экспериментальных площадок ГОУ ДПО СарИПКиПРО (2009 год).

    Сертификат за распространение  передового

    педагогического опыта.

    4

    Научно-методический семинар ГАОУ ДПО СарИПКиПРО «Исследовательская деятельность учителя и ученика: сущность и возможности» (2010 год).

    Сертификат за выступление «Исследовательская деятельность как условие личностного роста учащихся».

    5

    Региональный семинар ГАОУ ДПО СарИПКиПРО «Итоги конкурса «Лучшая муниципальная  лаборатория 2010 года».

    Сертификат за выступление «Технология проектной деятельности

    как средство достижения успешности учащихся»

    6

    Курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы ГАОУ ДПО СарИПКиПРО (2011 год).

    Сертификат за проведение мастер-класса «Проектная деятельность в учебно-воспитательной системе образовательного учреждения».

    В течение двух лет я являюсь членом оргкомитета международной научно-практической конференции «От школьного проекта – к профессиональной карьере», которая ежегодно проводится на базе лицея.

    ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ        

    1. Габриелян О.С., Краснова В.Г. Компетентностный подход в обучении химии.// Химия в школе. - №2, 2007.

    2. Коннычева Г.Г., Симдянкина Е.Е. Образовательная технология лицея: концепция, содержание, механизм реализации. – Директор школы: Научно-методический журнал. – Выпуск 10 (86), 2003.

    3. Коннычева Г.Г., Симдянкина Е.Е. К вопросу об организации продуктивного обучения / Альманах «Продуктивное образование»: Внедрение элементов продуктивного обучения в традиционный учебный процесс / Под ред. Е.А.Александровой, В.А.Ширяевой. Вып.1. Саратов: Научная книга, 2004.

    4. Крылова Н.Б., Леонтьева О.М. Школы без стен: перспективы развития и организация продуктивных школ/М.: Сентябрь, 2002.

    5. http://standart.edu.ru/ - Концепция духовно-нравственного развития  и воспитания личности гражданина России.

    ПРИЛОЖЕНИЕ        

    Приложение №1 «Результаты участия проектов учащихся

    в конференциях»



    Приложение №2 «Представление опыта работы педагога»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся

    Мастер-класс "Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся" ...

    Квалификационная работа "Формирование устойчивого интереса к предмету как путь личностного роста учащегося"

    Может служить помощью начинающим учителям математики. Содержит мои исследования и наработки....

    Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете «Технология»

    В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. Сторонники этого метода далеки от простого перено...

    Проектная деятельность как условие формирования ключевых компетентностей учащихся.

    Проектная деятельность как условие формирования ключевых компетентностей учащихся....

    Доклад. "Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся."

    Рассмотрены основные принципы организации проектной деятельности обучающихся на уроках технологии....

    Научно-исследовательская деятельность как способ личностного роста детей и раскрытия их творческого потенциала. (Из опыта работы педагога- психолога МБОУ гимназии «Перспектива» Кривенковой Е.В.)

    Доклад посвящен актуальной на сегодняшний день проблеме развития научно- исследовательской деятельности детей как эффективного способа раскрытия личностного потенциала и  способствующего их дальн...