"Кладезь народной педагогики"- путь к личностному росту обучающихся
статья на тему

Мошкина Наталья Алексеевна

Формы ,методы и приёмы народной педагогики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Кладезь народной педагогики»- путь к личностному росту обучающихся

 Можно ли понимать друг друга без слов?  Наверное, можно. Но это  очень сложно!

Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях.

Но, к сожалению , некоторые дети мало читают, увлечены телевидением и интернет, их речь не достаточно развита.
       Как правильно сформировать навыки развития речи ?
 Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками?Для этого необходимо создавать на уроке развивающую речевую среду, где основой является текст.

Текстовый материал может быть разным: пословицы, параграфы учебников, рекламные объявления, публицистические статьи и, конечно, тексты песен и  художественной литературы.

 Тема нашего мастер-класса «Кладезь народной педагогики» Она не случайна, потому что живу и работаю  на родине М.Е.Пятницкого  -  собирателя и пропагандиста  русских  народных песен и создателя народного хора.

На своих уроках я применяю  различные средства народной педагогики: это и тексты пословиц и поговорок,  сказок, былин; элементы декоративно –прикладного искусства, использую видеозаписи народных праздников и игр, приглашаю на уроки участников  местных народных ансамблей «Анастасия» , «Земляки» в связи с изучением тем по программе.

Как всё это происходит  вы сейчас увидите и ,надеюсь, поможете мне воплотить задуманное.

Сейчас я дам задание фокус- группе по декоративно-прикладному искусству. Нужно будет сделать народную куклу-закрутку и описать её наряд несколькими  предложениями.

А мы с вами будем работать в жанре фольклора. Все вы прекрасно знаете  жемчужины народного творчества- пословицы  и поговорки. Их применяли в литературном творчестве  писатели, критики и думаю, многие коллеги,  учителя –предметники , используют их на уроках.  
Я часто  беру  пословицы в качестве эпиграфа к уроку или для темы сочинения. Но не все пословицы дети понимают сразу. Для работы с ними с целью формирования и совершенствования
языковых навыков и речевых умений учащимся предлагаются следующие
задания:
1)Соотнесите пословицы с картинками.
2) Соотнесите пословицу и ее значение.
3) Подберите эквиваленты на родном языке/иностранном языке к
следующим пословицам.
4) Подберите пословицы на родном и изучаемых языках по теме
«Родина», «Труд», «Язык - средство общения»…
5) Найдите /допишите окончание пословиц.
6) Назовите пословицы, где встречается слово «…».
7) Подчеркните глаголы в пословице.
8) Подберите к следующим пословицам эквиваленты на известных
Вам языках и скажите, что их объединяет, а что отличает.
9) Прокомментируйте пословицу
(Согласны ли Вы с данной
пословицей?)
10) Охарактеризуйте персонажей текста пословицей.
11) Напишите рассказ, заголовком которого может быть данная  пословица.12) Опишите ситуацию, используя пословицу.
13) Прослушайте ситуациии подберите соответствующие им
пословицы.
14) Закончите диалог пословицей.
15) Изобразите пословицу с помощью жестов.
16) Придумайте рекламу с использованием пословицы.
Например, даю такой текст:

Шли два человека: сильный и умный. На их пути лежал огромный камень.
Сильный тужился-тужился, не сдвинул камень. А умный положил бревно под камень и, как рычагом, поднял его. Из этого вывод:

«Сила есть-ума не надо»

«Умный в гору не пойдёт-умный гору обойдёт»

 «Сила без ума – обуза».


Летучая мышь по ночам охотилась, а днем спала. Однажды днем у нее
была бессонница, она выглянула из своего дупла и чуть не ослепла из-за яркого света. Спросила мышь у пролетающей мимо птички:

– Что так ярко светит?

Солнце, – ответила птичка.
– Ты его раньше не видела, потому, что ты ночное животное и все время
от него бегала. Мораль:

«Солнце всходит- людям радость»

 «От солнца бегать – света не видать»

«Кто от солнца убегает, тот всегда прозябает»

Мне было приятно работать с вами , потому что вы отвечали правильно и быстро.

Сейчас обратимся к ещё одному жанру фольклора - народной песне.я вам предоставлю уникальную возможность услышать голос нашего замечательного земляка М.Е.Пятницкого. Он исполнит свою любимую песню«Соловей, соловьюшик», которая им записана на фонограф. Эта  песня  звучит и сегодня в исполнении  участников местного хора.

  Конечно, качество записи претерпело изменения, всё же я начинаю урок литературы  «Народные песни» в 8 классе с этой записи, чтобы дети знали истоки народной,  в данном случае, лирической песни.

Тема народной песни звучит во многих произведениях русских писателей, в том числе и в рассказе нашего земляка. Я думаю, вы сможете назвать его фамилию, прочитав фрагмент рассказа:

Они косили и пели, и весь березовый лес, еще не утративший густоты и свежести, еще полный цветов и запахов, звучно откликался им.<…>

В чем еще было очарование этой песни, ее неизбывная радость при всей ее будто бы безнадежности? В том, что человек все-таки не верил, да и не мог верить, по своей силе и непочатости, в эту безнадежность. «Ах, да все пути мне, мо́лодцу, заказаны!» — говорил он, сладко оплакивая себя. Но не плачут сладко и не поют своих скорбей те, которым и впрямь нет нигде ни пути, ни дороги. «Ты прости-прощай, родимая сторонушка!» — говорил человек — и знал, что все-таки нет ему подлинной разлуки с нею, с родиной, что куда бы ни забросила его доля, все будет над ним родное небо, а вокруг — беспредельная родная Русь, гибельная для него, балованного, разве только своей свободой, простором и сказочным богатством. «Закатилось солнце красное за темные леса, ах, все пташки приумолкли, все садились по местам!» Закатилось мое счастье, вздыхал он, темная ночь с ее глушью обступает меня, — и все-таки чувствовал: так кровно близок он с этой глушью, живой для него, девственной и преисполненной волшебными силами, что всюду есть у него приют, ночлег, есть чье-то заступничество, чья-то добрая забота, чей-то голос, шепчущий: «Не тужи, утро вечера мудренее, для меня нет ничего невозможного, спи спокойно, дитятко!»

Кто написал рассказ и как он называется?

Какова тема рассказа?

Вы слушали народную песню, каким чувством она проникнута?

А теперь посмотрим, как справилась с заданием фокус-группа. Как  говорят, кто в куклы не играет ,тот счастья не знает. В старину , когда девушка выходила замуж, брала в дом мужа целую корзину кукол и тайком играла в них, никто не имел права подглядывать за ней и ругать её.

Коллеги сделали куклу-закрутку.

- Вы догадались ,почему она так называется?

- Опишите, пожалуйста,  наряд  кукол.

В 5 классе ,завершая тему фольклора, ребята делают куклу, а потом мы её используем на уроке развития речи «Описание костюма», а в 7 классе вновь можно вернуться к кукле на уроке развития речи «Описание действий»

Итак, русская народная кукла не просто детская забава,, но имеет огромное  воспитательное значениеразвивает творческие способности, выполняет познавательную функцию. Выполняя коммуникативную роль,  кукла является символом  связи поколений и  несёт жизнеутверждающее, гуманное начало!        

Итак, мы завершаем работу и подведём итоги мастер-класса. Все средства народной педагогики способствуют становлению, развитию и воспитанию личности учащихся в современной жизни.

я думаю, нам нужно всегда помнить Золотое правило” этнопедагогики, которое  состоит в следующем: без памяти (исторической) нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры- нет воспитания, без воспитания -нет духовности, без духовности - нет личности, без личности нет народа (как исторической личности).

Спасибо за понимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социальные проекты по историческому краеведению как путь личностного роста обучающихся».

Чтобы не допустить духовного упадка и распространения пессимистических настроений в стране, необходимо заботиться о создании таких условий, которые будут способствовать становлению гражданской п...

Реферат «Развитие ведущих учебных умений и навыков на уроках физической культуры, как путь к личностному росту учащихся».

В этой работе, я описала эффективность применения соревновательно-игрового метода на уроках физической культуры...

Как обеспечить личностный рост обучающихся на уроках английского языка.

Как обеспечить личностный рост обучающихся на уроках английского языка....

«Самостоятельная работа учащихся на уроках физической культуры, как путь к личностному росту».

Непосредственным продолжением урока физкультуры являются домашние задания. Опыт показывает, что результативность их повышается, если содержание заданий планируется учителем в течение учебного года и е...

Статья " Воспитание в традициях народной культуры как путь к личностному росту учащихся"

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передачи подрастающим поколениям житейского, ...

Статья по физкультуре по теме: Реферат «Развитие ведущих учебных умений и навыков на уроках физической культуры, как путь к личностному росту учащихся».

В этой работе, я описала эффективность применения соревновательно-игрового метода на уроках физической культуры...

Организация участия обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня как фактор личностного роста обучающегося и профессионального роста педагога

Задача педагога — вовремя заметить способности ребенка и создать условия для их развития.Активность школьника, его участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах способствуе...