«Социальные проекты по историческому краеведению как путь личностного роста обучающихся».
статья по теме

Морозова Лариса Анатольевна

 

Чтобы не допустить духовного упадка и распространения пессимистических настроений в стране, необходимо заботиться о создании таких условий, которые будут способствовать становлению гражданской позиции и ответственности молодёжи за будущее страны, активизации их участия в развитии российского общества. Одним из путей воспитания молодёжи в духе патриотизма в условиях малого города, на мой взгляд, является приобретение ими позитивного социального опыта через вовлечение в поисково-исследовательскую и проектную деятельность.

Проект «Мы знаем! Мы помним! Мы гордимся!», это не только публикация исторических материалов, это новая форма работы с подростками, направленная на формирование патриотических чувств, развитие познавательного интереса и организацию содержательной досуговой деятельности в условиях малого города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morozoval.a._socialnye_proekty..doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Л. Морозова

«Социальные проекты по историческому краеведению как путь личностного роста обучающихся».

Наша молодость любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие. Сократ, 470-399 гг. до н.э.

Какие знакомые до боли слова! Молодежь становилась все хуже и хуже, а цивилизация не только выжила, но и достигла огромных успехов в своем развитии. Значит, не пропадает то разумное, доброе, вечное, которое сеем мы в душах молодых поколений. И наша задача сегодня такая же, как и много веков назад – прививать детям высокие нравственные ценности, идеалы и принципы; учить их разбираться, что такое хорошо и что такое плохо; учить их любить не только себя, но и всех окружающих. В конечном счете, не так важно, кем наши дети станут во взрослой жизни, а важно – какими людьми они будут.

А между тем, результаты всероссийского социологического исследования показали, что в современном российском обществе формируется своя нормативная система, определяющая повседневные практики людей. Если в советский период доминировали такие нормы, как работа на благо общества, готовность прийти на помощь другому, то сегодня в 1,4 раза уменьшилось число людей, стремящихся работать как можно лучше, в 2,6 раза увеличилось число занятых только собой. Более половины респондентов хотели бы взять от общества как можно больше и дать как можно меньше. Результаты исследования показывают, что нам есть над чем работать.

В нашей школе накоплен положительный опыт гражданско-патриотического воспитания и формирования ценностно-мировоззренческих компетенций через историко-краеведческую работу. Что такое краеведение — это, по большому счету, историческая память. И чаще всего, это память ныне живущих людей о тех, кто ушел, оставив свой след в истории малой Родины. Надо ли заниматься краеведением? И необходимо ли оно кому-то сегодня? С этим вопросом я обратилась к учащимся нашей школы. Вот какие ответы я получила:

  1. это важно знать, чтобы уважать историю предков;
  2. всегда интересно, откуда ты родом;
  3. просто удивительно, как люди могли освоить этот суровый край;
  4. история края помогает почувствовать себя частицей Родины;
  5. зная героическую историю освоения Кольского края, чувствуешь гордость оттого, что ты потомок тех, кто сюда пришел первым;
  6. не зная истории родного края нельзя ощущать себя образованным человеком;
  7. история Полярного – это история создания Северного флота, история нашей малой Родины, о которой я хочу знать.

Эти ответы позволяют мне сделать вывод: для обучающихся нашей школы это интересно.

Чтобы не допустить духовного упадка и распространения пессимистических настроений в стране, необходимо заботиться о создании таких условий, которые будут способствовать становлению гражданской позиции и ответственности молодёжи за будущее страны, активизации их участия в развитии российского общества. Одним из путей воспитания молодёжи в духе патриотизма в условиях малого города, на мой взгляд, является приобретение ими позитивного социального опыта через вовлечение в поисково-исследовательскую и проектную деятельность. 

Рядом с нами живут представители старшего поколения. Они живые свидетели истории. Пожилые люди с удовольствием рассказывают о том, чем была богата и ярка их жизнь. К сожалению, ветеранов Великой Отечественной войны почти не осталось, да и тревожить и бередить души пожилых людей, чаще всего нельзя. К счастью, в прошлые годы членами историко-краеведческой секции был создан проект «Навеки в памяти народной» о ветеранах войны и тружениках тыла, живущих в нашем городе, который хранится в музее школы и городском музее.

Для подростков, патриотизм начинается с малого – любви к месту, где живёшь, изучения истории родного города, знакомства с людьми, которые его прославили. Учащимися 8, 9 классов и студентами I курса ФГОУ СПО «Мурманский колледж имени Месяцева» были разработаны проекты «Дети войны» и «Мы знаем! Мы помним! Мы гордимся!». Уникальность проектов в том, что созданный информационный ресурс не имеет аналогов в городе. Это многогранная деятельность, которая осуществлялась в двух направлениях – с одной стороны, участники проекта имели дело с историческими фактами, а с другой, осваивали возможности программного приложения для создания публикации Microsoft Publischer.

Проект «Мы знаем! Мы помним! Мы гордимся!», это не только публикация исторических материалов, это новая форма работы с подростками, направленная на формирование патриотических чувств, развитие познавательного интереса и организацию содержательной досуговой деятельности в условиях малого города.

Мотивацией к работе над данным проектом послужило отсутствие систематизированного информационного ресурса. Мы решили обобщить собранные материалы и опубликовать сборник о людях, являющимися Почётными гражданами города Полярного, о тех, кто внёс значительный вклад в его развитие и процветание. Горожане вправе ими гордиться, но, к сожалению, не все об этих героях современности знают. О чём свидетельствуют результаты социологического опроса, проведённого нами среди учащихся 4 – 9 классов. Большинство респондентов знают историю возникновения в России института почётного гражданства, но только четвёртая часть (из 150 опрошенных учеников) смогли назвать более пяти имен и фамилий почётных граждан Полярного.

Вот результаты социологического опроса 350 человек. На первый вопрос: знаете ли вы о том, что в нашем городе проживают люди, удостоенные звания «Почётный гражданин города Полярного» ответы распределились следующим образом: знает – 230 человек; не знают – 102; не интересуются – 18.

На второй вопрос: кого, на твой взгляд, можно назвать почётным гражданином города, ответы звучат так. Человек, который сделал для города что-то важное – 74; человека, совершившего геройский поступок – 129; затрудняюсь ответить -  147 человек.

Третий вопрос: кого из почётных граждан города Полярного ты можешь назвать. Ответы звучат так: Леонов В.Н. и Энгельгардт А. П. – 87 человек; Добровольский К.А. – 72; Армянинова Л.И. – 39; Любимников П.С – 18; Черепов В.А. – 14.

Мы попытались выяснить, кто в нашем городе занимался подобного рода исследованиями, как средства массовой информации освещали события, связанные с присвоением звания «Почётный гражданин города Полярный».  Почётный гражданин – привилегированное звание, введённое в России 10 апреля 1832 года. Оно присваивалось лицам, не принадлежащим к дворянскому сословию. Введение такого рода звания было известной уступкой царизма развивающейся русской буржуазии и создавало её представителям привилегированное положение, ограничив в тоже время дворянство от проникновения в него буржуазных элементов. Звание «Почётный гражданин» давало право на освобождение от рекрутской воинской повинности, подушной подати и телесных наказаний.

Декретом от 10 (23) ноября 1917 года отменены чины, сословия, звания, существовавшие в России, в том числе и звание «Почётный гражданин». В 1964 году звание появляется вновь и присваивается людям, внёсшим значительный вклад в развитие какого-либо города. Институт почётного гражданства в Полярном был восстановлен после длительного перерыва (1901 г.) на основании решения Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г. Полярный от 17.12.1998 года накануне 100-летнего юбилея города. Это высокое звание присваивается людям за деятельность, направленную на обеспечение благополучия горожан, высокое профессиональное мастерство и многолетний добросовестный труд, за деятельность, способствующую всестороннему развитию города.

Почётный гражданин города – это особое звание, особая честь. Почётное звание – это признание заслуг человека, много сделавшего для своего города, для людей, живущих в нём. Свои почётные граждане существуют в каждом городе. За период с 1969 года по настоящее время звания «Почетный гражданин города Полярного» удостоены 23 человека. Деятельность каждого из них заслуживает пристального внимания. Это настоящие патриоты своего города, своей страны. Они являются для нас образцом для подражании. Судьбы «Почётных граждан» особенные, но во многом они схожи. Главное, что о них можно сказать – все они большие труженики, будь то моряки, архитекторы, строители, рабочие, учителя. Но самое важное то, что они вселяют в нас надежду, связывают с прошлым, питают нашу историческую память. Всех их объединяет любовь к городу, к работе, которую они делали и делают для блага северян и города Полярного.

Данный проект позволил создать единую информационную базу по институту почетного гражданства в городе Полярном, что позволило более эффективно использовать исторический материал в образовательной и воспитательной работе. Собранный материал поможет упорядочить и систематизировать неохваченные страницы истории города по данной проблеме, так как является востребованным учениками и студентами образовательных учреждений города. Систематизированный информационный ресурс пополнит фонды читальных залов краеведческого музея и централизованной библиотечной системы.

Таким образом, историческое краеведение становится приоритетным направлением работы школы как неотъемлемая часть творческого развития свободной личности с активной гражданской позицией. Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных понятий и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как обеспечить личностный рост обучающихся на уроках английского языка.

Как обеспечить личностный рост обучающихся на уроках английского языка....

Квалификационная работа "Формирование устойчивого интереса к предмету как путь личностного роста учащегося"

Может служить помощью начинающим учителям математики. Содержит мои исследования и наработки....

«Формирование устойчивого познавательного интереса к информатике как путь личностного роста ученика»

В работе раскрываются вопросы по формированию познавательного интереса на уроках информатики....

Нравственное воспитание как основа личностного роста обучающихся

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.Что...

"Проект "Юный психолог", как инструмент для личностного роста подростков с ОВЗ".

  Проект «Юный психолог» представляет собой индивидуальную, творческую межпредметную проектную деятельность учащихся  9-10 классов с тяжелыми нарушениями речи на интегриро...

Организация участия обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня как фактор личностного роста обучающегося и профессионального роста педагога

Задача педагога — вовремя заметить способности ребенка и создать условия для их развития.Активность школьника, его участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах способствуе...