"Проект "Юный психолог", как инструмент для личностного роста подростков с ОВЗ".
методическая разработка по психологии

Пономарева Анастасия Алексеевна

    Проект «Юный психолог» представляет собой индивидуальную, творческую межпредметную проектную деятельность учащихся  9-10 классов с тяжелыми нарушениями речи на интегрированных уроках по психологии и информатике.

    Подростковый возраст является периодом кризиса развития личности, поиска личной идентичности характеризуется обострением внутренних конфликтов.

    Дети с тяжелыми речевыми нарушениями испытывают в это время особые сложности.

    Если учащиеся смогут вербализовать переживаемые психологические проблемы так, как они воспринимают их сами  и проведут самостоятельную работу в сети по поиску информации для их решения, сформулировав рекомендации для себя и гипотетического ровесника с похожими проблемами, это станет эффективным инструментом решения их внутренних противоречий.

    В ходе работы учащиеся с ТНР должны осознать, словесно сформулировать переживаемые психологические проблемы и самостоятельно найти инструменты для их преодоления с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект25.01 КБ
Файл Презентация2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Школьный проект

«Юный психолог»

Руководители: Пономарева А.А.,

Герасимова О.И.

Санкт-Петербург

Проект «Юный психолог» представляет собой индивидуальную, творческую межпредметную проектную деятельность учащихся  9-10 классов с тяжелыми нарушениями речи на интегрированных уроках по психологии и информатике.

Актуальность проекта состоит в том, что подростковый возраст является периодом кризиса развития личности, поиска личной идентичности характеризуется обострением внутренних конфликтов.

Психическое развитие в подростковом возрасте характеризуется обострением противоречий между уже сформированными психическими свойствами и требованиями повседневной жизни – появления новых психических качеств.

Дети с тяжелыми речевыми нарушениями испытывают в это время особые сложности, связанные со своеобразием развития эмоционально-волевой сферы личности, типичным для данной категории – инфантилизм, задержка формирования личностных структур и др., кроме того, в силу речевого дефекта им трудно вербализовать свои внутренние конфликты и переживания, что важно для их успешного проживания и психологического благополучия личности.

Все эти факторы могут выступать, как источники психологических проблем подростка.

Цель проекта: Помочь учащимся с ТНР осознать, словесно сформулировать переживаемые психологические проблемы и самостоятельно найти инструменты для их преодоления с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Задачи:

  • Диагностика психологических проблем учащихся
  • Формирование умения соотносить свои эмоциональные переживания с жизненной ситуацией, вербализировать их; самопознание.
  • Коррекция эмоциональных проблем и улучшение психоэмоционального статуса учащихся.
  • Формирование компьютерной грамотности учащихся – работа в сети Интернет, создание презентации Power point.
  • Развитие чувства эмпатии, сопереживания, желания помочь другим людям.
  • Повышение самооценки учащихся за счет создания и распространения качественного продукта – психологической презентации.

Гипотеза проекта: Если учащиеся смогут вербализовать переживаемые психологические проблемы так, как они воспринимают их сами  и проведут самостоятельную работу в сети по поиску информации для их решения, сформулировав рекомендации для себя и гипотетического ровесника с похожими проблемами, это станет эффективным инструментом решения их внутренних противоречий.

Ожидаемые результаты работы по проекту:

Деятельность по данному проекту будет способствовать разрешению проблем эмоционального и социального развития учащихся.

Оценка результативности работы.

Т.к. содержание проекта индивидуализировано и направлено на самостоятельную проработку учащимися проблемных вопросов, предполагается субъективная самооценка учащимися итогов работы на основе личного восприятия.  По окончании работы по проекту рекомендуется провести анкетирование учащихся с помощью листа обратной связи (приложение 1), а также оценить их настроение и самочувствие используя методику экспертного наблюдения (приложение 2).

Описание проектной деятельности и этапы работы:

Работа ведется на уроках информатики после изучения учащимися темы создание презентаций Power point.  

  1.  этап: Введение в проект. Педагог –психолог  проводит анкетирование по стандартизированной методике Л.А. Регуш «Психологические проблемы подростков». Обсуждается понятие «психологическая проблема».  
  2. этап: Учащимся предлагается выбрать наиболее актуальную, касающуюся их жизни психологическую проблему из предложенного перечня, либо предложить собственную.
  3. этап: Самостоятельный поиск информации по проблеме в сети Интернет, в. т. ч. – содержание и суть проблемы, опыт других людей, советы психологов по ее преодолению.
  4. этап: Используя полученную на предыдущем этапе информацию учащиеся создают  презентации  на соответствующую выбранной проблеме тему, содержащие описание проблемы, советы и рекомендации для ровесников, имеющих схожую проблему. Необходимо сформулировать личные выводы.
  5. этап: Выступление с презентацией перед одноклассниками и учащимися других классов.* **
  6. этап: Размещение презентации в сети Интернет. *

*Участие детей в 5 и 6 этапе является сугубо добровольным, т.к. мысль о публичном выступлении перед другими людьми не должна мешать выбрать действительно личную, переживаемую, «реальную» проблему. При желании учащийся может показать презентацию психологу индивидуально и при необходимости получить консультацию.

** В отличие от учебных проектов, в данной работе необходимым условием эффективности является безоценочность суждений, отсутствие критики. Каждое выступление является самоценным и одобряемым, что обговаривается в начале работы. На данном этапе участникам предлагается поощрять друг друга (например – апплодисменты).

Содержание презентации учащегося:

  1. титульный слайд – название
  2.  информация об авторе
  3. суть выбранной психологической проблемы
  4.  почему я выбрал эту тему
  5. цель данной презентации
  6. что о проблеме говорят психологи
  7. что о проблеме говорят другие люди
  8. мои советы и рекомендации ровеснику с похожей проблемой
  9. мои личные выводы после изучения собранной информации

к каждому слайду нужно подобрать иллюстрации

Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание

Всего часов

В том числе

Теоретич.

Практич.

1

Введение в проект. Выбор темы проекта. (проблемы)

1-2

0,5

0,5-1,5

2

Поиск теоретического и практического материала для презентации в Сети.

2-3

(вт.ч. во внеурочное время)

0,5

3,5

3

Создание презентации.

2-3

(вт.ч. во внеурочное время)

0,5

2,5

4

Демонстрация проектной работы, рефлексия.

1-2

0

1-2

Итого:

6-10

Литература:

  1. Л.А. Регуш «Психологические проблемы подростков» стандартизированная методика. СПб, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2012
  2. Регуш Л.А. Жизненные проблемы как индикатор влияния социума
  3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., Издательство Владос, 2001.
  4. Хрестоматия: Возрастная психология. Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. М., Издательский центр «Академия», 2008


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Юный психолог» Педагог-психолог: Пономарева А.А. ГБОУ школа-интернат №2 инструмент личностного роста подростков с ОВЗ

Слайд 2

Проект «Юный психолог» - индивидуальная, творческая межпредметная проектная деятельность учащихся 9-10 классов с тяжелыми нарушениями речи на интегрированных уроках по психологии и информатике.

Слайд 3

Актуальность проекта - подростковый возраст является периодом кризиса развития личности. Психическое развитие в подростковом возрасте характеризуется обострением противоречий между уже сформированными психическими свойствами и требованиями повседневной жизни – появления новых психических качеств.

Слайд 4

проблемы ребенка с тяжелыми нарушениями речи

Слайд 5

Детям с тяжелыми нарушениями речи, в силу дефекта ,трудно вербализовать свои внутренние конфликты и переживания, что важно для их успешного проживания и психологического благополучия личности.

Слайд 6

Гипотеза проекта : Если учащиеся смогут вербализовать переживаемые психологические проблемы так, как они воспринимают их сами и проведут самостоятельную работу в сети по поиску информации для их решения, сформулировав рекомендации для себя и гипотетического ровесника с похожими проблемами, это станет эффективным инструментом решения их внутренних противоречий.

Слайд 7

Цель проекта : Помочь учащимся с ТНР осознать, словесно сформулировать переживаемые психологические проблемы и самостоятельно найти инструменты для их преодоления с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Слайд 9

Описание проектной деятельности и этапы работы: Введение в проект. Анкетирование: « Психологические проблемы подростков». Обсуждается понятие «психологическая проблема». Ф ормулирование проблемы. Самостоятельный поиск информации по проблеме в сети Интернет. Создание презентации. Выступление с презентацией Размещение презентации в сети Интернет.

Слайд 10

Ожидаемые результаты работы по проекту: Деятельность по данному проекту будет способствовать разрешению проблем эмоционального и социального развития учащихся.

Слайд 11

Оценка результативности работы. Содержание проекта индивидуализировано и направлено на самостоятельную проработку учащимися проблемных вопросов, предполагается субъективная самооценка учащимися итогов работы на основе личного восприятия.

Слайд 12

Содержание презентации учащегося: титульный слайд – название информация об авторе суть выбранной психологической проблемы почему я выбрал эту тему цель данной презентации что о проблеме говорят психологи что о проблеме говорят другие люди мои советы и рекомендации ровеснику с похожей проблемой мои личные выводы после изучения собранной информации

Слайд 13

Спасибо за внимание! Желаю вам творческих и профессиональных успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как условие личностного роста учащихся

Творческая работа педагога - обобщение опыта использования метода проектов при изучении химии....

Научно-исследовательская деятельность как способ личностного роста детей и раскрытия их творческого потенциала. (Из опыта работы педагога- психолога МБОУ гимназии «Перспектива» Кривенковой Е.В.)

Доклад посвящен актуальной на сегодняшний день проблеме развития научно- исследовательской деятельности детей как эффективного способа раскрытия личностного потенциала и  способствующего их дальн...

КЛУБ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ДРУЖБЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА УЧАЩИХСЯ И ИХ ПОДГОТОВКИ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ОБЩЕНИЮ И ДИАЛОГУ КУЛЬТУР

Возможности клуба интернациональной дружбы для личностного роста учащихся и приобщению их к диалогу культур...

Занятия (план+презентация) по РП "Сопровождение личностного роста детей и подростков"

Представлены варианты проведения занятия  в рамках рабочей программы "Сопровождение личностного роста детей и подростков". Данная программа имеет профилактическую и коррекционную  напра...

Организация участия обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня как фактор личностного роста обучающегося и профессионального роста педагога

Задача педагога — вовремя заметить способности ребенка и создать условия для их развития.Активность школьника, его участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах способствуе...

«Тренинг личностного роста для подростков»

Содержание Тест «Самооценка» …………………………………………………&helli...

«Тренинг личностного роста для подростков»

Содержание Тест «Самооценка» . 3 Задание 1. «Что значит «Я»? «Я» бывают разные!»  5 Задание 2. «Я – реальное, «Я» – и...