Тренинг личностного роста для подростков
план-конспект по психологии
Материал направлен на развитие самосознания с целью самоизменения и коррекции поведения, содействие формированию личностной идентичности и саморазвитию воспитанников подросткового возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия
«Как найти в себе положительные стороны и полюбить себя»
(тренинг личностного роста)
Педагог: Свицкая Г.В.
Целевая аудитория: воспитанники в возрасте 14-17 лет (группы 11-15)
Направление работы: личностное развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы.
Форма проведения занятия: тренинг личностного роста;
Технологии и методические приемы обучения:
Интерактивные технологии: работа в малых и парах группах, межличностный диалог, игра, игры на формирование сотрудничества и межличностного взаимодействия, коммуникативно-диалоговая деятельность; игровые и кейс-технологии.
Цель:
Развитие самосознания с целью самоизменения и коррекции поведения, содействие формированию личностной идентичности и саморазвитию воспитанников подросткового возраста.
Задачи:
- Развитие самосознания и самоисследования участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутриличностных и поведенческих изменений.
- Расширение, обогащение и уточнение словарного запаса в процессе составления словаря нравственных качеств и включения данных слов в речь в процессе тренингового общения.
- Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья.
- Содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.
- Воспитание уверенности в себе, раскованности, умение адекватно включаться в игровую ситуацию.
Оборудование: карточки-символы для отображения эмоционального состояния участников, листы бумаги, карандаши, фломастеры, маркеры, магниты, магнитная доска, магнитофон, запись музыки Моцарта.
Ход занятия.
Вводная часть.
1. Упражнение на расслабление.
Педагог приветствует воспитанников и гостей:
- Здравствуйте, рады приветствовать вас на нашем занятии. Сегодня мы с вами продолжим раскрывать в себе свои лучшие качества, удивляться собственным талантам и способностям, поучимся применять их в жизни. И, конечно, хорошенько отдохнем, расслабимся и, как обычно, получим удовольствие от общения.
Для того, чтобы всем настроиться на работу и чувствовать себя уютно и комфортно, я предлагаю вам занять самое удобное для себя положение (воспитанники располагаются на ковре, в креслах- мешках).
- Расслабьте все свои мышцы, отпустите лишние мысли, будьте здесь и сейчас, с нами (1-2 расслабления под музыку, включается мягкое освещение из оборудования сенсорной комнаты).
- Сегодняшний день скоро закончится и у вас уже произошло много разных событий. Расскажите, что самого приятного случилось сегодня. А может быть, вас что-то огорчило, расстроило? (ответы детей, первым начинает педагог).
- Выберите картинку, которая наиболее точно отражает ваше эмоциональное состояние сегодня) – дети выбирают карточки-настроения и закрепляют их на доске напротив своего имени. Вы можете показать, что у вас сейчас "плохая погода" или "штормовое предупреждение", а может быть, для вас солнце уже светит во всю».
- Упражнения разминки
«Ревущий мотор»
Инструкция:
Вы видели настоящие автомобильные гонки? Сейчас мы организуем нечто вроде автогонок по кругу. Представьте себе рев гоночного автомобиля – «Рррмм!» Один из вас начинает, произнося «Рррмм!» и быстро поворачивает голову налево или направо. Его сосед, в чью сторону он повернулся, тут же «вступает в гонку» и быстро произносит свое «Рррмм!», повернувшись к следующему соседу. Таким образом, «рев мотора» быстро передается по кругу, пока не сделает полный оборот. Кто хотел бы начать?
Основные упражнения
«Баранья голова»
Инструкция:
- Нам предстоит большая совместная работа и в тренинге нам представляется шикарная возможность, обычно не доступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, скажем, все зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка» или «Ленуля». Есть люди, которые в детстве имели забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы и ведущий в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.
А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое, берут друг друга за руки, третий – имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Таким образом у нас получится круг. Записывать имена нельзя – только запоминать. Эта процедура называется «Баранья голова». Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите «баранья голова», конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие – называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза.
«Лучшие качества»
- Каждый человек обладает своим набором черт характера и особенностей поведения, давайте вспомним, какие из них вы знаете, какие вам нравятся больше всего (дети называют качество, педагог закрепляет их на доску).
Аккуратность Бережливость Бескорыстие Вежливость Верность Воспитанность Дисциплинированность Доброта Дружелюбие Коммуникабельность Ответственность Отзывчивость Пунктуальность Решимость Самокритичность Скромность Смелость Справедливость Толерантность Трудолюбие Уважение к другим Уверенность Упорство Честность Чувство собственного достоинства Чувство юмора Щедрость
«Волшебная рука»
Каждый участник группы на листе бумаги сверху пишет свое имя, затем обводит свою руку карандашом. На каждом пальце предлагается написать какое-либо свое качество, можно раскрасить пальцы в разные цвета. Затем «ладошки» пускаются по кругу, и другие участники между пальцев могут написать другие качества, которые присущи тому, чья ладошка.
Обсуждение:
Что нового ты узнал о себе? Акцент при обсуждении ставится на том, что есть доля правды о нас и в том, как мы себя воспринимаем, и в том, как видят нас другие люди.
«Волшебная лавка»
Участники могут сосредоточиться на представлении о себе, о своих особенностях и на их анализе, обдумывании, чтобы им хотелось изменить. Упражнение позволяет прийти к мысли: чтобы приобрести что-то новое, нам всегда приходится платить. Также участники могут задуматься о существенных для них жизненных целях.
Инструкция:
- Я хочу предложить вам упражнение, которое даст вам возможность посмотреть на самих себя. Устройтесь поудобнее. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните и полностью расслабьтесь. Представьте себе, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающую вас природу. Осмотритесь вокруг. Сумрачно или светло в окружающем вас лесу? Что вы слышите? Какие запахи вы ощущаете? Что вы чувствуете? Внезапно тропинка поворачивает и выводит вас к какому-то старому дому. Вам становится интересно, и вы заходите внутрь. Вы видите полки, ящики. Повсюду стоят сосуды, банки, коробки. Это – старая лавка, причем волшебная. Теперь представьте, что я – продавец этой лавки. Добро пожаловать! Здесь вы можете приобрести что-нибудь, но не вещи, а черты характера, способности – все, что пожелаете. Но есть еще одно правило: за каждое качество, ваше желание, вы должны отдать что-либо, другое качество или от чего-то отказаться. Тот, кто пожелает воспользоваться волшебной лавкой, может подойти ко мне и сказать, чего он хочет. Задам вопрос: «А что ты отдашь за это?» он должен решить, что это будет. Обмен состоится, если кто-либо из группы захочет приобрести это качество, способность, умение, то, что отдается, или если мне, хозяину лавки, покажется этот обмен равноценным, понравится эта способность, умение. Через некоторое время ко мне может подойти следующий член группы. В заключение мы обсудим, что каждый из нас пережил.
«Чемодан в дорогу»
Группа садится по кругу.
Инструкция:
Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, что называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.
Упражнения завершения
«Аплодисменты по кругу»
Инструкция:
Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.
«Спасибо за приятное занятие»
Инструкция:
Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический тренинг "Личностный рост педагога"
Данная разработка предназначена для школьных психологов, которые смогут формировать внутренние позиции успешного педагога с помощью данных упражнений....

Тренинг личностного роста для молодых специалистов «Успешный человек – это я».
Деятельность преподавателя сложна и многогранна. В процессе ее осуществления начинающий педагог сталкивается с определенными затруднениями. Это нехватка времени для выполнения каких-то дел, в том числ...

Тренинг личностного роста для педагогов дополнительного образования
Профессия педагога дополнительного образования относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции.Психологическим условием эффективности профилактики...

Тренинг личностного роста для педагогов дополнительного образования
Профессия педагога дополнительного образования относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции.Психологическим условием эффективности профилактики...

Тренинг личностного роста для педагогов дополнительного образования
Профессия педагога дополнительного образования относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции.Психологическим условием эффективности профилактики...

«Тренинг личностного роста для подростков»
Содержание Тест «Самооценка» . 3 Задание 1. «Что значит «Я»? «Я» бывают разные!» 5 Задание 2. «Я – реальное, «Я» – и...
