Методическая разработка на тему: Музыкальное воспитание и обучение младших школьников на традициях народной инструментальной и вокальной культуры.
методическая разработка на тему

Андреенкова Любовь Павловна

В настоящее время является актуальной   проблема построения образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, в частности, народной инструментальной и вокальной музыки.

Важное место в жизни любого  человека  занимает музыка. В младшем школьном возрасте именно музыка влияет на развитие творческих способностей.  В этот период жизни у ребенка преобладает образное восприятие окружающей действительности, а занятия музыкой расширяют его жизненный опыт, стимулируют эмоциональную отзывчивость.

Детство – период расцвета в жизни человека. Это время,  когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми, поэтому наша задача – прививать им любовь к  народному творчеству, учить их навыкам и умениям вокального и инструментального исполнительства, развивать такие качества, как доброту, чувство товарищества, чувство патриотизма к Родине

.Исполнение и знакомство в педагогической практике с разнообразными жанрами    фольклора    позволит  воспитывать у детей музыкальную культуру, развивать музыкально-творческие способности, прививать любовь к родной природе.   Музицирование простых произведений, интонирование прибауток и скороговорок на уроках сольфеджио, народного творчества и специального инструмента способно подготовить учащихся к исполнению более  сложных произведений песенного и инструментального репертуара  взрослого фольклора.    

Вершиной творческих достижений  является участие детей в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников,  именно там    учащиеся смогут применить все свое умение и навыки сольного, ансамблевого, хорового народного пения и музыкального исполнительства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_muzykalnoe_vospitanie_na_narodnyh_traditsiyah.docx27.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

ПОЧИНКОВСКОГО РАЙОНА»

(МБУ ДО «ДШИ Починковского района»)

Методическая разработка

на тему:

 Музыкальное воспитание и обучение младших школьников на традициях народной инструментальной и вокальной культуры.

 

Андреенкова Л. П. –

преподаватель I квалификационной категории

Починок 2014г.

   План:

Введение

Глава I. Теоретический аспект исследования

  1. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании и образовании детей
  2. Игра на народных инструментах как вид музыкальной деятельности обучающихся

Глава  II. Практический аспект исследования

2.1 Результаты работы с детьми

Заключение

 Введение.

В настоящее время является актуальной   проблема построения образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, в частности, народной инструментальной и вокальной музыки.

Важное место в жизни любого  человека  занимает музыка. В младшем школьном возрасте именно музыка влияет на развитие творческих способностей.  В этот период жизни у ребенка преобладает образное восприятие окружающей действительности, а занятия музыкой расширяют его жизненный опыт, стимулируют эмоциональную отзывчивость.

К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство встало на путь упрощения под влиянием активного вторжения рыночных механизмов.  Ребенка уже в раннем детстве программируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание, легко управляемое средствами массовой информации. Однако доступность музыки не обусловливает ее высокую художественную ценность.

При восприятии серьезной музыки у детей младшего школьного возраста возникают затруднения, которые во многом объясняются отсутствием у них первоначального музыкального опыта, не сформировавшимися эмоционально-слуховыми представлениями  и отсутствием  мотивации к познанию, что сказывается на духовном развитии личности. Думаю, что можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное воспитание учащихся осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах.  Народная культура это не застывшая форма, отображающая когда-то происходившие процессы, а живой, подвижный, но не изменяющий своим традиционным и этнокультурным корням феномен.

Если рассматривать эволюцию народной художественной культуры (в том числе исполнительские традиции), то можно заметить, что в настоящее время развивается естественный процесс творческой трансформации народного искусства, сочетающегося с обращением его к первоистокам.

Немаловажную роль в воспитании детей играли музыкальные инструменты уже в глубокой древности. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребенка были звуковые игрушки – трещотки, погремушки, бубенцы, жужжалки. Они развивали у детей координацию движений, чувство ритма, интерес к музыкальной деятельности. Эти игрушки – инструменты являлись своего рода посредниками в процессе адаптации ребенка к окружающему миру в условиях традиционной культуры.

                 Изучение народных инструментов,  знакомство с народными традициями способствует формированию у маленького человека национального самосознания. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них приносят детям радость и создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки.

Народная музыка и народные инструменты подготавливают детей к пониманию культуры своего народа  и его традиций. Музицирование на народных инструментах, поиск новых красок и сочетаний в их звучании – эти виды деятельности определяют познавательный, творческий и увлекательный характер процесса обучения и музыкального развития личности ребенка.

1.1 Традиции народной культуры в музыкальном воспитании и образовании детей.

Приобщение детей к музыке – один из важнейших путей воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям. Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает моральную  красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает богатство душевного мира.

Музыкальное воспитание это процесс передачи обучающимся общественно – исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей жизни.

Младшие школьники остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. Слушание произведений музыкального искусства представляет тому неограниченные возможности. В процессе обучения  учащиеся  приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, проникаются содержанием произведения, красотой его формы, через музыкальные образы познают прекрасное в окружающей действительности.  У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней.  Красота художественной формы, понятное содержание музыкального произведения вызывают у обучающегося определенное отношение к художественному образу и через него к жизни.

Следует сказать, что задачами детских музыкальных школ и школ искусств являются: развитие творческих и музыкальных способностей обучающихся с учетом возможностей каждого ребенка с помощью разнообразных  видов музыкальной деятельности; формирование как музыкальной, так и общей культуры подрастающего поколения. Успешное решение этих задач зависит от методов и приемов обучения, от качества используемого материала.

Рассматривая  музыкальную культуру детей можно выделить два компонента: 1)  индивидуальная музыкальная культура учащегося, включающая его музыкальные умения и навыки, сложившиеся в результате практических занятий; 2) музыкальная культура школьников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства.

Детство – период расцвета в жизни человека. Это время,  когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми, поэтому наша задача – прививать им любовь к  народному творчеству, учить их навыкам и умениям вокального и инструментального исполнительства, развивать такие качества, как доброту, чувство товарищества, чувство патриотизма к Родине.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память,  и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и  традициям, художественным промыслам и фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. В отличие от тех лет, когда учащиеся в школе учили политизированные  песни и стихи, сейчас направление иное – внимание детей направляется к народным истокам, обрядам, обычаям и традициям, которые  были в забвении долгое время.

Пожалуй,  ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский.  На деревенских околицах можно было слышать песни, в которых безвестные авторы рассказывали о своей жизни и труде, о своих горестях и радостях. Из уст в уста передавались эти музыкальные рассказы. Как драгоценный камень шлифовалась и оттачивалась песня. Каждый исполнитель привносил в нее что-то свое, индивидуальное. Шли годы, десятилетия, века. Рождались новые песни, но не забывались и старые. Как ценную реликвию передавали их старики своим детям и внукам.

Почему же люди бережно сохраняли эти песни? Да потому, что в них была заключена  святая святых – история родного народа, а еще потому, что в них раскрывалась душа народа. Не случайно все великие композиторы так ценили народные песни и находили в них источник развития национального мелодического стиля. «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем», - говорил М. И. Глинка. Приезжавших в Россию иностранцев приводили в изумление русские хороводы и пляски. Хороводы, ярмарки испокон веков были излюбленным развлечением молодежи.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии. Знакомя учащихся с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы приобщаем  их  к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Особое место в произведениях народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития и воспитания учащихся.

Исполнение и знакомство в педагогической практике с разнообразными жанрами    фольклора    позволит  воспитывать у детей музыкальную культуру, развивать музыкально-творческие способности, прививать любовь к родной природе.   Музицирование простых произведений, интонирование прибауток и скороговорок на уроках сольфеджио, народного творчества и специального инструмента способно подготовить учащихся к исполнению более  сложных произведений песенного и инструментального репертуара  взрослого фольклора.    Вершиной творческих достижений  является участие детей в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников,  именно там    учащиеся смогут применить все свое умение и навыки сольного, ансамблевого, хорового народного пения и музыкального исполнительства.

1.2 Игра на народных инструментах как вид музыкальной деятельности обучающихся.

Важнейший вид деятельности  учащихся в процессе музыкально-эстетического воспитания в ДШИ, наряду с пением, слушанием, изучением народного творчества -  исполнительство на народных музыкальных инструментах. Игра на инструменте открывает перед учениками новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности.
В процессе игры на инструменте совершенствуются эстетическое воспитание и эстетические чувства ребенка. Этот  вид музыкальной деятельности способствует  становлению и развитию волевых качеств у обучающихся: выдержки, настойчивости, целеустремленности, усидчивости: совершенствованию психических процессов – памяти, внимания, восприятия, образного и словесно-логического мышления.

Знакомство с названиями  инструментов, их тембрами, специальными музыкальными  терминами (кнопки, клавиши, струны, оркестр, медиатор) обогащает словарный запас детей, а при игре на музыкальном инструменте совершенствуется мелкая моторика пальцев рук. У учащихся развивается мелодический, тембровый, гармонический  и регистровый слух, ритм, умение вслушиваться в фактуру произведения. В процессе игры на музыкальных инструментах дети лучше усваивают музыкальную грамоту.  Занятия в музыкальной школе расширяют чувственно-эмоциональный опыт учащихся. Неповторимое звучание инструмента вызывает  определенные чувства и ощущения, помогает создавать эмоциональную связь между миром ребенка и миром музыки.

Применение в работе на начальном этапе шумовых народных музыкальных инструментов дает возможность удовлетворить интерес к музицированию детей всех возрастов и музыкальных способностей. В свою очередь, исполнительство на народных инструментах можно рассматривать как модель проявления и становления музыкальных способностей учащихся, вовлечение их в активную музыкальную деятельность.

Реализация художественных потребностей учащихся в процессе игры на народных инструментах, развитие их эмоционального восприятия, музыкального слуха и чувства ритма, приобретение исполнительского опыта – все это создает предпосылки к активной творческой деятельности.

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра в оркестре или ансамбле. История возникновения оркестра восходит к тем далеким временам, когда по Руси ходили бродячие музыканты: гусляры, гудочники, ложечники, балалаечники. На сельских ярмарках они веселили народ и, тем самым, приобщали его к музыкальному искусству.  Первые оркестры  имели в своем составе такие музыкальные народные инструменты как: гусли, гудки, рожки, трещотки, ложки, свистульки, жужжалки.

 В 30-х годах появился первый детский оркестр. Он состоял из простейших ударных инструментов: звонков, погремушек, кастаньет, барабана, бубна. Этот оркестр позволил детям осуществить одно из самых заветных желаний – «играть музыку».

 Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соизмерять свою художественную индивидуальность,   исполнительский стиль, технические приемы с индивидуальностью, стилем, приемами исполнения партнеров, что обеспечивает слаженность и стройность исполнения в целом.

Исполнение в  оркестре предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Единство художественных намерений, единство эмоционального отклика на исполняемое, вдохновенная игра всех – вот чем характеризуется ансамблевое искусство.

 Оркестр как форма коллективного творчества воспитывает в каждом из его участников такое качество, как умение жить и творить в коллективе, то есть, попросту  говоря, находить общий язык друг с другом.  От этого зависит та непринужденно-деловая обстановка, тот психологический климат, которые будут способствовать творческому росту исполнителей.

Игра музыканта в коллективе, несомненно, сопряжена с определенными трудностями: здесь не может быть деления на ведущих и не ведущих, на солистов и аккомпаниаторов. В  оркестре все равны, все должны уметь  быстро переключаться с одной функции на другую. Партитура хорошо звучит только в том случае, если на должном уровне исполнены все голоса, все партии.

Занятия в оркестре народных инструментов обязывают учащихся согласовывать свои действия с действиями других исполнителей, и не только в творческом аспекте, но и по таким вопросам, как подчинение законам коллективизма, строгим правилам дисциплины. С данной точки зрения ансамблевая деятельность несет в себе немалый воспитательный заряд. Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей, помогает преодолеть неуверенность и робость, повышает ответственность каждого за правильное исполнение своей партии.

Заключение.

Таким образом, игра на музыкальных инструментах является увлекательным, интересным видом музыкальной деятельности обучающихся. Исполнение на народных инструментах позволяет решать как задачи музыкального воспитания и обучения, так и задачи всестороннего развития детей младшего школьного возраста. В произведениях народного творчества заложен большой воспитательный и развивающий потенциал, который раскрывается в ходе систематического и последовательного обучения детей.

Работа преподавателя многогранна, он использует различные виды, формы, методы, но вся его деятельность направлена на всестороннее и гармоничное развитие детей. Хотелось бы заметить, что работу по развитию музыкальных способностей учащихся  средствами народной инструментальной и вокальной культуры следует рассматривать как одно из направлений работы, оказывающее огромное влияние на развитие ребенка в целом.

Народная культура, и инструментальная, и вокальная, имеет познавательную, развлекающую, развивающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции. Она может служить одним из средств приобщения обучающихся к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования нравственно-эстетических общечеловеческих ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Роль игры в процессе воспитания и обучения младших школьников.

СтатьяРоль игры в процессе воспитания и обучения младших школьников.       Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность ...

Методическая разработка Дидактические игры в коррекционно-развивающей работе младшего школьника с детским церебральным параличом. Воспитатель Колоненкова М.И.

ВведениеВ настоящее время необходимость совершенствования организации психолого-педагогической помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата тем более очевидна, так эта патология чрезвычайн...

"Нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры"

Воспитание детей на традициях народной культуры, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранения истории ...

Методическая разработка "Нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры"

Воспитание детей на традициях народной культуры, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранения истории и определяет будущ...

Психолого-педагогические вопросы воспитания и обучения младших школьников в классе скрипки.

Музыкальное воспитание - это уникальное средство формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, именно музыка создает условия для активного творческого участия в учебном ...

Методическая разработка на тему "Музыкальный калейдоскоп"

открытое внеклассное мероприятие  Развлечение - Викторина...