Воспитание и обучение младших школьников через музейно – экскурсионную деятельность
статья на тему
Предварительный просмотр:
Воспитание и обучение младших школьников через музейно – экскурсионную деятельность
Гончарова М.Ф., Шмелева О.Г.,
МБОУ СОШ № 92 г.о. Самара
В современной России за очень короткий срок реформируется система образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 № 373) устанавливает определенные требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностные. метапредметные, предметные. Образование должно быть нацелено на достижение качества образования как условие формирования успешной личности. Важность и значение при этом дополнительного образования при воспитании и обучении младших школьников определены в «Концепции модернизации российского образования», а именно, способствование развитию склонностей. Способностей и интересов детей. Социальное и профессиональное самоопределение.
Одним из вариантов дополнительного образования являются музейные экскурсии и интерактивные мероприятия, являющиеся средствами музейной педагогики для воспитания патриотизма.
Роль экскурсий и музеев велика. Они могут дать подрастающему поколению возможности для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, то есть способствуют многостороннему развитию личности.
Экскурсии – это процесс наглядного познания окружающего мира: особенностей природы. Современных и исторических ситуаций, элементов быта, литературоведческих и культуроведческих особенностей, истории и достопримечательностей родного города. Именно экскурсионная и музейная деятельность – одна из форм воспитания и обучения младших школьников, позволяющая расширить позитивный социальный и эмоционально – ценностный опыт детей, обогатить дополнительными мероприятиями образовательные программы. Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, развивать умение оценочно относиться к явлениям из жизни природы и людей, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств.
В практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах:
- Как самостоятельная форма воспитания и обучения,
- Составная часть других форм воспитания и обучения,
- Форма организации культурного досуга,
- Часть тематического цикла, одна из ступеней познания,
- Форма распространения научных знаний, идейного воспитания,
- Мероприятия по одному из направлений воспитания: патриотического, трудового, эстетического, экологического,
- Форма работы с массовой аудиторией,
- Форма обучения межличностному общению: экскурсовода и экскурсантов, экскурсантов друг с другом, экскурсантов с объектами показа.
Экскурсионный метод предполагает проведение занятий вне учебного класса. Он построен на преобладании показа над рассказом. Что особенно актуально при обучении и воспитании детей 6- 10 лет. Основой реализации экскурсионного метода в начальной школе является системная организация экскурсий, которая требует разработки и перспективного планирования.
Важнейший принцип, который следует учитывать в работе классного руководителя начальной школы, - это принцип осуществления обратной связи, позволяющий отслеживать уровень внимания, качество восприятия и другие достижения учащегося как субъекта образования. Содержание сообщаемых экскурсоводом знаний вырабатывает у детей определенный подход к объяснению явлений природы, понимания хода и логики развития общества. Приводит к оценке методических событий.
Программа реализации экскурсионно – музейного метода включает следующие этапы:
- Подготовительный: подготовка детей, обсуждение темы, маршрута, выполняемых исследований, способ взаимодействия,
- Собственно экскурсия: основная задача педагога –организация и поощрение самостоятельных и исследовательских работ детей,
- Заключительный: включает в себя обсуждение и проработку экскурсии в свободной форме.
При таком подходе экскурсия осуществляется как проект. Такая программа обучения включает в себя именно системы экскурсий, подчиненных методическим принципам.
Большое значение имеет использование учащимися раннего личного опыта и возникающих ассоциаций. Практика показывает, что экскурсионные программы помогают школьникам охватить содержание обучения широка, всесторонне, способствуют реализации межпредметных связей.
Особо следует подчеркнуть значение экскурсионных программ в формировании эмоциональной сферы младших школьников. Чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу. Экскурсии на природу, в музеи, выставочные залы, на производства учат понимать явления природы, понимать произведения искусства. Находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда.
Экскурсии в музей помогают решать ряд задач в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста: активизируют познавательный интерес. Углубляют и систематизируют знания об истории и культуре нашей Родины. Формируют отношение ребят к природе, различным явлениям общественной жизни, моральным нормам и принципам, расширяют представления детей о труде людей разных профессий, постепенно приобщают к миру искусства. Формируют художественный вкус. Развивают черты прекрасного в духовном облике ребенка.
Не надо ставить задачу информировать учеников о музеях и выставках, не стремится использовать музей только как наглядное пособие к урокам. Главное, чтобы увиденное на экскурсии могло вызвать у ребят положительные эмоции, стать личным переживанием. Состоянием души ребенка. С помощью экскурсий надо постараться оказать воздействие на систему ценностей ребенка в тот период, когда он находится в процессе становления. И чем младше дети, тем это воздействие своевременнее и эффективнее. Нельзя также не сказать о популярной сегодня музейной педагогике, которая в настоящее время является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей младшего школьного возраста. Она создает условия погружения личности в специально организованную предметно – пространственную среду.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе обучения и воспитания младших школьников.
Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Исходя из этого, предметом музейной педагогики является сама музейная композиция. Под музейной педагогикой в этом случае понимается область образовательно – воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности посредством раскрытия историко – культурных контекстов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения. При таком подходе музейно – педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музея, так и в любом другом пространстве – школе, дома, на улице, среди живой природы. И тогда не только музей приходит на помощь педагогу, но и сама предметная среда окружающего мира, обладающая глубокими историко – культурными смыслами, начинает играть роль учителя и воспитателя.
Таким образом, музейно – экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения младших школьников, но в конкретных условиях на первый план может выходить и одна из них.
В плане воспитательной работы начальной школы МБОУ СОШ № 92 музейно – экскурсионная деятельность определена как одна из важнейших сторон работы в образовательном процессе. Она предполагает два направления: социокультурное и эколого – природоведческое. В первом полугодии предполагается посещение Ботанического сада города Самары, зоологического музея Поволжской государственной социально – педагогической академии (бывшего Самарского государственного педагогического университета), музея Алексея Николаевича Толстого.
С успехом проходит экскурсия за кулисы Самарского театра юного зрителя «САМАРТ», в ходе которой дети знакомятся с представителями театральных профессий: актерами, костюмерами, гримерами, режиссером. Ребята – частые гости самарского выставочного зала «Радуга». Особенно запоминаются детям «путешествия» вместе с экскурсоводами в «Зал камней и минералов», «Зал русской живописи 19 века». Со второго полугодия дети начинают знакомство с историей Древнего мира. Сильное впечатление на ребят производит экскурсия, в ходе которой они изучают историю и жизнь людей в Древнем Египте.
Музейно – экскурсионная деятельность, безусловно, оказывает самое благотворное влияние на развитие познавательной активности, формирование интеллекта, создает новые возможности при зарождении дружного детского коллектива.
Воспитательное и образовательное пространство музея – это среда, обладающая огромным материальным и духовным потенциалом и оказывающая гармонизирующие воздействие на формирующуюся личность младшего школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/23/picture-130364-1351014172.jpg)
Гражданское воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
Вечная задача педагогики- воспитание умного, доброго, сильного и честного человека....
Эстетическое воспитание младших школьников через приобретение танцевальной культуры
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Times New Roman",...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/18/picture-308889-1384769469.jpg)
Экологическое обучение и воспитание школьников через научно-исследовательскую деятельность
Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. Чрезвычайно низкая экологическая культура нации, пробел...
Статья. Роль игры в процессе воспитания и обучения младших школьников.
СтатьяРоль игры в процессе воспитания и обучения младших школьников. Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность ...
Формирование духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников через реализацию программы «Разговор о правильном питании».
Отчет о работе кружка "Разговор о правильном питании"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/09/picture-956266-1507580610.jpg)
Методическая разработка на тему: Музыкальное воспитание и обучение младших школьников на традициях народной инструментальной и вокальной культуры.
В настоящее время является актуальной проблема построения образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, в частности, народной инструментальной и вокальной музы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/10/picture-1055763-1536537559.jpg)
Психолого-педагогические вопросы воспитания и обучения младших школьников в классе скрипки.
Музыкальное воспитание - это уникальное средство формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, именно музыка создает условия для активного творческого участия в учебном ...