Образец программы деятельности музея.
календарно-тематическое планирование на тему

Ксения Алексеевна Макаркина

Образец программы деятельности музея.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа деятельности школьного музея Боевой и Трудовой славы БОУ  г. Омска

Для осуществления эффективной деятельности музея разработана программа его работы:

Пояснительная записка.

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков. Поэтому очень важно знать историю своей страны, своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.

История прошлого – это память народов, ней корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей, это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах, и они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.

 Цели программы:

  • Сохранение исторической памяти и наследия, развитие интереса к истории своей страны, школы.
  • Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.
  • Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение истории своей родины.
  • Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою школу, свою малую родину, за свою Отчизну. 

    Основные задачи:

1. Провести поисковую работу в целях пополнения фонда школьного музея.        

2. Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.

3. Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.

4. Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности учителей школы и выпускников.  

5. На базе музея проводить уроки, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с ветеранами войны.

6. Приобщать учащихся к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры. Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.

Обоснование значимости программы.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации учащихся и учителей в процессе совместной деятельности. Школьный музей способствует созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Девиз музея - "И об этом не помнить нельзя…".

       Образовательное пространство:

Школьный музей взаимодействует с музеями города, кабинетом истории, библиотекой, Интернет-ресурсами и Советом Ветеранов ВОВ.

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.

Принципы работы школьного музея.

Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:

  • Свобода выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей;
  • Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором развития музея;
  • Партнёрство всех школьных структур в организации воспитательной работы школы;
  • Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;
  • Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;
  • Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.
  • Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
  • Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;
  • Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.

Основные виды деятельности школьного музея:

1.Экскурсионная работа.

2. Фондовая работа.

3. Организационно-методическая работа.

ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ БОЕВОЙ И ТРУДОВОЙ СЛАВЫ НА 2013 -2015 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Направление деятельности

Сроки исполнения

1.

Организационно-методическая  работа.

- Провести инвентаризацию и оформить паспорт музея;

- Участие в смотре школьных музеев «Салют, музей!»

-Составление и утверждение календарного плана работы музея.

- Создание  Совета музея.

- Активное привлечение школьников к внеклассной деятельности;                                                                                                                                       

-Организация работы творческой группы экскурсоводов музея.

- Организация работы с Советом ветеранов.

-Обсуждение тем и подготовка обзорных и тематических экскурсий по музею.

Разработка плана мероприятий, посвященных Дням Воинской Славы:

24 января – день снятия блокады Ленинграда;

15 февраля – День вывода советских войск из Афганистана;

23 февраля – День Защитника Отечества;

9 мая – День Победы (праздничный концерт, посвященный Дню Победы для ветеранов, организованный силами учащихся);

- Организация конкурсов между классами, приуроченных к памятным датам;

- Организация встреч с ветеранами;

-Организация работы по дополнению                                                          экспозиций музея;

- Участие в методологическом объединении руководителей школьных музеев;

- Подведение итогов, награждение лучших учащихся школы, принявших активное участие по работе музея по военно-историческому направлению;

-Разработка и составление плана работы на следующий год;

- Активное сотрудничество с другими школьными музеями города.

      - Размещение информации о музее на сайте школы.

В течение учебного года.  

4 декабря

Ноябрь-декабрь

Ноябрь

В течение года

в течение года

в течение года

в течение года

В  течение года

В течение года

в течение года

в течение года

в течение года

май

май

в течение года

2.

Фондово-архивное.

- Инвентаризация имеющихся музейных предметов.
      - Систематизация музейных предметов по разделам и темам.

- Создание и ведение инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение.
       - Создание картотеки музейных предметов.

- Работа по развитию экспозиции музея:

-оформление стендов

Выставки книг и творческих достижений учащихся;

- Пополнение коллекции музея новыми экспонатами.

В течение года

.

3.

Научно-исследовательская работа.

- Изучение истории школы, привлечение учащихся к беседам с учителями и администрацией;

- Участие в школьном этапе нпк «Шаги в науку», помощь школьникам в подготовке работ  с привлечением музейных экспонатов;

-Запись воспоминаний выпускников, учителей прошлых лет, их родных, очевидцев событий, ветеранов труда и войны, переписка.

- Встречи с ветеранами ВОВ, их родственниками, запись воспоминаний о войне или о ветеране.

Ежегодно

4.

 Экскурсионная  работа.

Обзорные и тематические экскурсии по музею:

1. «Наш музей Боевой и Трудовой Славы» (обзорная)

2. «История 10-181 Сталинградской стрелковой дивизии войск НКВД» (Тематическая)

3. «Снятие блокады Ленинграда» (тематическая)

4. «Война в Афганистане» (тематическая)

5. «Ветераны педагогического труда» (тематическая)

6. «Ветераны войны – наши земляки» (тематическая)

7. «История нашей школы» (тематическая)

2013-2015 уч.г.

Ежегодно

В течение года

Приурочено к памятным датам

Второе полугодие

 Проведение бесед, музейных уроков, классных часов, конкурсов:

2. Час общения «Специфика музея Боевой и Трудовой славы».

3.. Участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях:

       - День Защитника Отечества;

       - Восьмое марта;

- День Победы.         

4. Проведение конкурса газет и плакатов, посвященных дню освобождения Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков.

Ежегодно

Декабрь, январь

Второе полугодие.

январь

Переписка музея:

С  выпускниками школы, членами краеведческого кружка, ветеранами ВОВ и их родственниками

По мере необходимости.

Составила:

Состав Совета музея:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Газетная публикация о деятельности музеев в МОУ

Музей - сердце школы, плод соворчества педагога и учащихся.Ежегодно отдел дополнительного образования МОУ ДОО центр "Родина" организует смотры-конкурсы школьных музеев. Предлаггаю одну из моих статей,...

ПРОГРАММА деятельности историко-краеведческого музея «Истоки»

   В основе учебно-воспитательной работы по предлагаемой программе лежит методика развивающего обучения и воспитания, активизация познавательной деятельности подростков, их вним...

Программа деятельности школьного музея Умаханова М-С.И.

  Программа деятельности   школьного  музея Умаханова Магомед-Салама Ильясовича  Любой музей есть память о веках.Творенья от начала мирозданьяЛюбое человечест...

Межпредметные связи в урочной и внеурочной деятельности музея-гостиной «А.С.Пушкин»

Межпредметные связи в урочной и внеурочной деятельности  музея-гостиной «А.С.Пушкин».  Беляева Т.В. ГБОУ №1467, МоскваНа современном этапе образования и воспитания школьный музей - это ...

Программа деятельности школьного комплексного музея "Истоки"

Цель программы - улучшить деятельность краеведческого музея «Истоки», повысить его роль в учебно-воспитательном процессе...

Программа деятельности школьного историко-краеведческого музея.

Программа, на основе которой осуществляется работа школьного музея....

Программа деятельности историко-краеведческого музея "Истоки" МБОУ "СОШ №84" – дополнительная образовательная программа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы «Моя Россия!»

Дополнительная образовательная пргорамма по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы "Моя Россия" являтеся подробным документом, ссылаясь на который, удобно выстраивать работу му...