Образец программы деятельности музея.
календарно-тематическое планирование на тему
Образец программы деятельности музея.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazets_programmy_deyatelnosti_muzeya_boevoy_i_trudovoy_slavy.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа деятельности школьного музея Боевой и Трудовой славы БОУ г. Омска
Для осуществления эффективной деятельности музея разработана программа его работы:
Пояснительная записка.
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков. Поэтому очень важно знать историю своей страны, своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.
История прошлого – это память народов, ней корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей, это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах, и они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.
Цели программы:
- Сохранение исторической памяти и наследия, развитие интереса к истории своей страны, школы.
- Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.
- Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение истории своей родины.
- Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою школу, свою малую родину, за свою Отчизну.
Основные задачи:
1. Провести поисковую работу в целях пополнения фонда школьного музея.
2. Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.
3. Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.
4. Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности учителей школы и выпускников.
5. На базе музея проводить уроки, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с ветеранами войны.
6. Приобщать учащихся к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры. Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.
Обоснование значимости программы.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации учащихся и учителей в процессе совместной деятельности. Школьный музей способствует созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Девиз музея - "И об этом не помнить нельзя…".
Образовательное пространство:
Школьный музей взаимодействует с музеями города, кабинетом истории, библиотекой, Интернет-ресурсами и Советом Ветеранов ВОВ.
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.
Принципы работы школьного музея.
Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:
- Свобода выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей;
- Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором развития музея;
- Партнёрство всех школьных структур в организации воспитательной работы школы;
- Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;
- Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;
- Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.
- Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
- Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;
- Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.
Основные виды деятельности школьного музея:
1.Экскурсионная работа.
2. Фондовая работа.
3. Организационно-методическая работа.
ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ БОЕВОЙ И ТРУДОВОЙ СЛАВЫ НА 2013 -2015 УЧЕБНЫЙ ГОД.
№ | Направление деятельности | Сроки исполнения |
1. | Организационно-методическая работа. - Провести инвентаризацию и оформить паспорт музея; - Участие в смотре школьных музеев «Салют, музей!» -Составление и утверждение календарного плана работы музея. - Создание Совета музея. - Активное привлечение школьников к внеклассной деятельности; -Организация работы творческой группы экскурсоводов музея. - Организация работы с Советом ветеранов. -Обсуждение тем и подготовка обзорных и тематических экскурсий по музею. Разработка плана мероприятий, посвященных Дням Воинской Славы: 24 января – день снятия блокады Ленинграда; 15 февраля – День вывода советских войск из Афганистана; 23 февраля – День Защитника Отечества; 9 мая – День Победы (праздничный концерт, посвященный Дню Победы для ветеранов, организованный силами учащихся); - Организация конкурсов между классами, приуроченных к памятным датам; - Организация встреч с ветеранами; -Организация работы по дополнению экспозиций музея; - Участие в методологическом объединении руководителей школьных музеев; - Подведение итогов, награждение лучших учащихся школы, принявших активное участие по работе музея по военно-историческому направлению; -Разработка и составление плана работы на следующий год; - Активное сотрудничество с другими школьными музеями города. - Размещение информации о музее на сайте школы. | В течение учебного года. 4 декабря Ноябрь-декабрь Ноябрь В течение года в течение года в течение года в течение года В течение года В течение года в течение года в течение года в течение года май май в течение года |
2. | Фондово-архивное. - Инвентаризация имеющихся музейных предметов. - Создание и ведение инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение. - Работа по развитию экспозиции музея: -оформление стендов Выставки книг и творческих достижений учащихся; - Пополнение коллекции музея новыми экспонатами. | В течение года . |
3. | Научно-исследовательская работа. - Изучение истории школы, привлечение учащихся к беседам с учителями и администрацией; - Участие в школьном этапе нпк «Шаги в науку», помощь школьникам в подготовке работ с привлечением музейных экспонатов; -Запись воспоминаний выпускников, учителей прошлых лет, их родных, очевидцев событий, ветеранов труда и войны, переписка. - Встречи с ветеранами ВОВ, их родственниками, запись воспоминаний о войне или о ветеране. | Ежегодно |
4. | Экскурсионная работа. Обзорные и тематические экскурсии по музею: 1. «Наш музей Боевой и Трудовой Славы» (обзорная) 2. «История 10-181 Сталинградской стрелковой дивизии войск НКВД» (Тематическая) 3. «Снятие блокады Ленинграда» (тематическая) 4. «Война в Афганистане» (тематическая) 5. «Ветераны педагогического труда» (тематическая) 6. «Ветераны войны – наши земляки» (тематическая) 7. «История нашей школы» (тематическая) | 2013-2015 уч.г. Ежегодно В течение года Приурочено к памятным датам Второе полугодие |
Проведение бесед, музейных уроков, классных часов, конкурсов: 2. Час общения «Специфика музея Боевой и Трудовой славы». 3.. Участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях: - День Защитника Отечества; - Восьмое марта; - День Победы. 4. Проведение конкурса газет и плакатов, посвященных дню освобождения Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков. | Ежегодно Декабрь, январь Второе полугодие. январь | |
Переписка музея: С выпускниками школы, членами краеведческого кружка, ветеранами ВОВ и их родственниками | По мере необходимости. |
Составила:
Состав Совета музея:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Газетная публикация о деятельности музеев в МОУ
Музей - сердце школы, плод соворчества педагога и учащихся.Ежегодно отдел дополнительного образования МОУ ДОО центр "Родина" организует смотры-конкурсы школьных музеев. Предлаггаю одну из моих статей,...
ПРОГРАММА деятельности историко-краеведческого музея «Истоки»
В основе учебно-воспитательной работы по предлагаемой программе лежит методика развивающего обучения и воспитания, активизация познавательной деятельности подростков, их вним...
Программа деятельности школьного музея Умаханова М-С.И.
Программа деятельности школьного музея Умаханова Магомед-Салама Ильясовича Любой музей есть память о веках.Творенья от начала мирозданьяЛюбое человечест...
Межпредметные связи в урочной и внеурочной деятельности музея-гостиной «А.С.Пушкин»
Межпредметные связи в урочной и внеурочной деятельности музея-гостиной «А.С.Пушкин». Беляева Т.В. ГБОУ №1467, МоскваНа современном этапе образования и воспитания школьный музей - это ...
Программа деятельности школьного комплексного музея "Истоки"
Цель программы - улучшить деятельность краеведческого музея «Истоки», повысить его роль в учебно-воспитательном процессе...
Программа деятельности школьного историко-краеведческого музея.
Программа, на основе которой осуществляется работа школьного музея....
Программа деятельности историко-краеведческого музея "Истоки" МБОУ "СОШ №84" – дополнительная образовательная программа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы «Моя Россия!»
Дополнительная образовательная пргорамма по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы "Моя Россия" являтеся подробным документом, ссылаясь на который, удобно выстраивать работу му...