Межпредметные связи в урочной и внеурочной деятельности музея-гостиной «А.С.Пушкин»
статья по теме

Межпредметные связи в урочной и внеурочной деятельности  музея-гостиной «А.С.Пушкин».  Беляева Т.В.

 ГБОУ №1467, Москва

На современном этапе образования и воспитания школьный музей - это особое пространство, где в полной мере реализуются возможности музейной педагогики. Задача учителя заключается в том, чтобы научить ребенка распознавать историко-культурные смыслы и ценностные значения предметных реалий, представленных в экспозициях музея и находящихся за ее пределами.

 Основные принципы музейной педагогики: предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность - помогают  разглядеть себя и следы жизни своих предков, ощутить свою сопричастность происходящему. Лишь осознание, что ты и твоя культура произошли из всего представленного перед тобой, позволяет не остаться равнодушным к образам экспозиции, выставки,  к особой ауре музейного предмета. Советом музея-гостиной. «А.С. Пушкин» претворяется в жизнь основная задача: укрепление национальных корней посредством приобщения учащихся к великой русской культуре, в центре которой стоит А.С. Пушкин.  Одной из важных задач является углубленное изучение жизненного и творческого пути поэта; воспитание глубокого интереса и любви к его поэзии; воспитание бережного отношения к русскому языку  как основе нации. Также решается задача по выявлению одаренных детей, развитию творческих способностей учащихся; привитию навыков научно-исследовательской деятельности.      

Читать далее

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межпредметные связи в урочной и внеурочной деятельности  музея-гостиной «А.С.Пушкин»

Беляева Т.В.

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднее общеобразовательное школа №1467, Москва

На современном этапе образования и воспитания школьный музей - это особое пространство, где в полной мере реализуются возможности музейной педагогики. Задача учителя заключается в том, чтобы научить ребенка распознавать историко-культурные смыслы и ценностные значения предметных реалий, представленных в экспозициях музея и находящихся за ее пределами.

 Основные принципы музейной педагогики: предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность - помогают  разглядеть себя и следы жизни своих предков, ощутить свою сопричастность происходящему. Лишь осознание, что ты и твоя культура произошли из всего представленного перед тобой, позволяет не остаться равнодушным к образам экспозиции, выставки,  к особой ауре музейного предмета. Советом музея-гостиной. «А.С. Пушкин» претворяется в жизнь основная задача: укрепление национальных корней посредством приобщения учащихся к великой русской культуре, в центре которой стоит А.С. Пушкин.  Одной из важных задач является углубленное изучение жизненного и творческого пути поэта; воспитание глубокого интереса и любви к его поэзии; воспитание бережного отношения к русскому языку  как основе нации. Также решается задача по выявлению одаренных детей, развитию творческих способностей учащихся; привитию навыков научно-исследовательской деятельности.      

Музей-гостиная представляет собой методико-консультативный, учебно-творческий центр школы, является центром работы по сохранению и развитию пушкинского наследия, культурных традиций Отечества, родного края.  Одним из направлений деятельности музея являются экскурсии, уроки для учащихся нашей школы, экскурсии для подшефных детских садов, учащихся других школ, жителей Ново-Переделкино.  В музее проводятся не только уроки, экскурсии, но и вечера, конкурсы чтецов, турниры, встречи с поэтами, артистами. Собранная  пушкинская библиотека помогает в написании исследовательских работ, рефератов, проектов, в создании альманаха. При музее - гостиной действуют «Клуб пушкинистов«, кружок «Юные экскурсоводы».

А  учащиеся кружка под руководством учителей  изобразительного искусства и технологий  создают экспонаты для музея.   Тесно сотрудничает с музеем – гостиной Театральная студия: готовим совместно сценарии различных театрализованных мероприятий.  В 2010 году стали Лауреатами  Международной программы творчества юных «Племя младое, незнакомое – век 21»в Пскове, участвовали в Гала-концерте «Виват, мой Пушкин!» и  43 Всероссийском празднике Пушкинской поэзии в Пушкиногорье, неоднократно участвовали в Международной Пушкинской весне в школе ЦО №345.  

 В музее-гостиной стало традицией встречать поэтов Клуба Ново – Переделкино, а также артистов театров. Начальное звено школы и подшефный  детский сад проводят вместе балы, инсценировки сказок по произведениям А.С. Пушкина, конкурсы чтецов. На протяжении 5-х лет в музее проходили городские, международные конференции, семинары с учителями лауреатами Пушкинской премии. В 2009году в нашем музее состоялась встреча с участниками IV Международного Форума пушкинистов из 40 стран мира.

Исходя из накопленного опыта, традиций в урочной и внеурочной работе, литературный музей-гостиная «А.С. Пушкин» интегрирован в учебно-воспитательный процесс. Как один из учебных предметов литература связана с рядом других учебных дисциплин, устанавливая взаимосвязь с которыми, литература не только обогащает и углубляет знания школьников, но и благотворно влияет на усвоение смежных дисциплин.

Традиционно на уроках литературы используется связь и с изобразительным искусством, поскольку литература отражает те вечные вопросы, которые волновали и художников слова. Лучшие иллюстрации к пушкинским произведениям занимают достойное место в экспозиции музея.

Одним из эффективных средств постижения специфики литературы как искусства слова - это возможность включать уроки музыки в уроки изучения биографии писателя, разбора литературного текста. В музее ребята исполняют стихи, получившие  музыкальную интерпретацию в песне, романсе.

 Принцип  интерактивности  предполагает приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью культуры, языка, истории  через предметный мир. Используется музейный предмет  в музее-гостиной на разных уроках, например, прялка на уроке немецкого языка  по сказкам Братьев Гримм.

Все экспозиции музея, выставки, витрины с типичными предметами 1 половины 19 века и раритетными книгами  помогают предметнику активизировать работу с учащимися. Каждый музейный экспонат нам дорог, но есть такие предметы, которые представляют особую ценность, например, книга »Статьи Белинского», прижизненное издание критика. Книги, редкие издания о жизни и творчестве  поэта, находящиеся в музейной библиотеке, стали  предметом исследования учащихся. Исследовательская работа приучает школьников к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает сформировать оценочные позиции.

Особое место в применении межпредметных связей в музейной педагогике занимает компьютер. Информационные технологии активизируют восприятие, понимание и использование музейных ценностей, например, например, когда ко всем исследовательским работам учащиеся представляют компьютерную версию или когда учащиеся проводят виртуальные экскурсии.

Очень часто в музее на материале одной выставки или экспозиции разворачивается разнообразная  учебная деятельность с детьми разных возрастов и уровней развития: это, например, в 9ых классах обзорные уроки-экскурсии с элементами театрализации, посвященные жизни и творчеству Пушкина.

 Есть уроки-экскурсии  по отдельным экспозициям для учащихся 5-8 классов с использованием некоторых музейных предметов, тематические экскурсии для детей 1-4 классов, как например, »Няня в жизни поэта». По-другому проходят экскурсии  для детей 6-7 лет из подшефного детского сада, например, «Сказки А.С. Пушкина», где в роли сказочных героев выступают сами дети. После такой экскурсии дети надолго запомнят  имя поэта и его сказки.

Использование  межпредметных  связей происходит не только в урочной, но и во внеурочной работе. Данная деятельность разнообразна: от узнавания  сущности каких-то предметов до соотнесения этой информации с известными фактами. Это подтверждает деятельность риторов, которые являются членами «Клуба пушкинистов» и участвуют в работе городской экспериментальной площадки »Пушкинское слово». Основная цель площадки - использование элементов риторики на всех предметах. На занятиях кружка риторы узнают новое о художественно-изобразительных средствах, учатся использовать их в собственных работах, переделывают произведения одного жанра в другой, подбирают к разным афоризмам аргументы за и против, учатся выразительно читать ораторский текст.

Итогом деятельности риторов является участие их в городском конкурсе риторов. При подготовке к конкурсу риторы используют не только исследовательские умения и  знания по литературе, но и знания по истории, русскому языку, изобразительному искусству. Совместно с учениками словесники разрабатывают сценарий домашнего задания, тема которого предлагается Пушкинским институтом  буквально за 10 дней, жанр выступления – любой. Предлагаем вам посмотреть домашнее задание – приветствие наших риторов на конкурсе этого года, на котором мы заняли 3 место.  Но прежде позвольте закончить свое выступление, чтобы потом больше не занимать ваше внимание:

Итак,  музей-гостиная » А.С.Пушкин» - это в первую очередь не  музей-выставка, а музей-кабинет, музей - досуговый центр, музей-мастерская,  полный интерактивных элементов: все можно приводить в действие, воспроизводить действия, создавать тот или иной предмет.

 А  использование межпредметных связей дает возможность: 1) глубже изучить тему, повысить интерес к другим предметам; 2) воспитать в учащемся общую культуру, развить творческие  способности; 3) дает возможность развить исследовательскую  деятельность как индивидуальную, так и групповую; 4) учит работать самостоятельно, добывать нужную информацию со справочной литературой.

Таким образом, в соответствии с основными программами ФГОСА  межпредметные связи средствами музейной педагогики помогают формировать процесс личности путем приобщения ее к культурно-историческим  ценностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект«Осуществление межпредметных связей биологии с литературой на уроках и во внеурочной деятельности»

Тема проекта актуальна, т.к.ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.Культурный человек не может счит...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Данная статья помогает учителям понимать важность межпредметных связей...

Методическая разработка по теме : "Межпредметные связи как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках литературы , русског языка и во внеурочной деятельности.""

Интеграция предметов- это не просто соединение их частей и элементов, это взаимопроникновение, объединение на  основе общего подхода. Стремление к эффективности  учебного процесса  заст...

Доклад на МО по физике по теме: «Реализация межпредметных связей через урочную и внеурочную деятельность».

Доклад на МО по физике о межпредметных связей на уроке и во внеурочное время.По теме: «Реализация межпредметных связей через урочную и внеурочную деятельность»....

Формирование мотивации к изучению математики посредством реализации межпредметных связей на уроках математики и во внеурочной деятельности

Мир представляет собой гигантскую систему, тоже состоящую из сложнейших систем. Однако, у систем любой природы много общего. Если знать это общее, то мы окажемся в очень выгодной ситуации, когда мы до...