Связь урочной и внеурочной деятельности в рамках системно-деятельностного подхода
элективный курс на тему

Без аннотации

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Связь урочной и внеурочной деятельности в рамках системно-деятельностного подхода"

 

Внеурочная деятельность школьника – одно из актуальных направлений модернизации отечественной школы. Причем внеурочная работа с учащимися не должна в принципе дублировать учебную, а дополнять ее – воспитывать, развивать, совершенствовать личность школьника, приобщать его к творчеству, к жизни в социуме, формировать опыт эмоционально – положительного отношения к культуре в целом – родной и иноязычной, расширять возможности учащихся проживать в современной поликультурной среде.  

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ряд  задач:

  • помочь ребенку в сложный период адаптации в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку;
  • создать благоприятные условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности школьников.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Виды и направления внеурочной деятельности. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  5. художественное творчество;

6)социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

  1. трудовая (производственная) деятельность;
  2. спортивно-оздоровительная деятельность;
  3. туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность. Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.

В условиях введения ФГОС возрастает роль  «иностранного языка» как предмета. В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников.

     Новые ФГОС пересматривают роли участвующих сторон в учебном процессе. Преподаватель должен грамотно направлять деятельность учащихся, а ученик становится активным участником учебного процесса. Поэтому возникает необходимость в применении «активных методов обучения» для достижения целей новых ФГОС. Появление и развитие активных методов обучения обусловлено ещё и тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

 Считаю, что наиболее реальные возможности для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса по иностранному языку даёт создание единой системы урочной и внеурочной работы. Она обеспечивает наибольшую степень активности учащихся, что говорит об интересе учащихся к предмету, обеспечивает развитие разных видов деятельности. Внеклассная работа даёт возможность учащимся использовать иностранный язык как средство общения, показывает широкие возможности его использования, доказывает необходимость изучения этого предмета. За годы работы в школе у меня сложилась традиция завершать изучение фундаментальных тем года обобщающим уроком или внеклассным мероприятием с использованием дополнительного материала. Хотелось бы поделиться практическим опытом сочетания урочной и внеклассной работы по предмету.
При изучении названий цветов во 2-м классе в качестве дополнительного задания предлагаю детям нарисовать абстрактную картину, используя как можно больше цветов, красок. Предварительно рассказываю им об абстракционизме и художниках-абстракционистах, демонстрирую несколько картин известных художников. Так, например, после изучения алфавита провожу утренник ABC-party. Дети читают стихи, поют песни об алфавите. Проводятся игры, конкурс «Весёлый алфавит».
Учащимся 4-го класса, выпускающимся из начальной школы, особенно важно продемонстрировать свои знания родителям на празднике «Прощай, начальная школа!» Поэтому традиционным стало подготовка утренника «Мои шаги в английском», где дети с удовольствием читают стихи, поют, инсценируют.

К обобщающему уроку по теме «Семья» в 3-м классе дети рисуют своё фамильное древо. На уроке проводится беседа за круглым столом «Я и моя семья». К данному уроку дети разучивают стихи, песни о членах семьи.

Большое место в учебной и внеклассной работе занимает страноведческая тема. Изучение разделов о Великобритании и США, как правило, заканчиваю проведением викторины «Что ты знаешь о Великобритании (США)?», вопросы которой связаны с текстами учебника и требуют дополнительной подготовки.

К «активным методам обучения», применяемым во внеурочной работе, можно отнести использование игр и игровых ситуаций, введение проблемной ситуации в занятие, проектный метод, использование ИКТ и другие.

Одним из наиболее эффективных и универсальных приемов и методов обучения является игра. Именно игра призвана способствовать созданию благоприятной психологической атмосфере общения и помогать учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общении. Использование игровых технологий помогает сделать внеурочное занятие более интересным и увлекательным.

Игры, используемые на занятиях, могут быть как подготовительными (формирующими речевые навыки), лексическими, грамматическими, фонетическими, орфографическими, так и могут нести творческий характер (развивающие речевые умения).

В младшем школьном возрасте дети легко вовлекаются в игровую деятельность, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игру с игрушками, предметами. Учащиеся соблюдают игровые правила. Педагог является организатором, помощником. В конце игры подводятся совместные с учителем итоги. Перед игрой необходимо обсудить ход игры и её результаты.

Конечно, результативность игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. В игровую технологию включаются последовательные игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по общему определенному признаку; группы игр, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и т.д.

Хорошо подобранная игра содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное), доставляет радость (радость творчества, радость победы и радость эстетическую) и, кроме того, налагает ответственность на ее участников. В игре особенно полно и, порой неожиданно, проявляются способности ребенка. 
        Драматизация во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к овладению иноязычным общением. Именно драматизация помогает детям «окунуться в язык», преодолеть речевой барьер. 

Сказки – замечательное средство приобщения детей к культуре народов, к развитию речи. Сказки на английском языке превращают процесс обучения ребенка в привлекательную игру. Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей. 

Дети любознательны и с интересом начинают изучать иностранный язык, который является для них чем-то новым, необычным. Вот почему для успешного обучения языку важно сохранить этот интерес как можно дольше. Эту задачу помогает решить погружение детей в атмосферу театра, что позволяет, развивая при этом их речевые и познавательные способности, опираясь на речевой опыт как в родном, так и в иностранном языке, создать положительную установку на дальнейшее изучение иностранных языков, пробудить интерес к культуре других стран.

Приемы театрализации способствуют развитию как основных видов речевой деятельности, так и формированию ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы школьника.

Драматизация способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи.

Театрализованные постановки служат не только развлечением для детей, но и средством обучения языку, одним из основных способов развития творчества и воображения.

Театрализация — это действенный метод обучения иностранному языку, который, естественно, включает в себя традиционные методы: ознакомление, тренировку, применение, лишь с разницей в мотивации ребенка. В традиционном обучении данные методы ставят задачу освоения лексического и грамматического материала, а при театрализации основной задачей для ребенка становится успешно сыгранная роль в пьесе. Сопутствующим методом является контроль, включающий коррекцию, опять же с позиции “режиссера” пьесы, а не педагога. Очень важным моментом в театрализованных постановках является то, что дети, играя определенную роль, перевоплощаясь в персонажа, полностью раскрепощаются, и даже допуская явные ошибки в речи, не теряются, а лишь ссылаются на тот факт, что ошибка допущена не ими, а теми персонажами, которых они играют.

Театр ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связан с игрой. В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки. Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не только в результате, но и в самом процессе. Важно то, что дети создают, творят. У них развивается творческое воображение, которое они могут воплотить в спектакле.

Использование театрализации при обучении иностранному языку ставит перед собой следующие цели:

  • формирование у детей навыков общения на иностранном языке;
  • умение пользоваться иностранным языком для достижения своих целей, выражения мыслей и чувств, в реально возникающих ситуациях общения;
  • воспитание активно-творческого и эмоционально-эстетического отношения к слову через подготовку и постановку спектаклей.

             Следует отметить также, что драматизация помогает преодолеть пассивность тех детей, для которых изучение языка само по себе является трудной и непостижимой (по их мнению) задачей. Во время подготовки и проведения театрализованных постановок такие дети попадают в атмосферу непринужденного общения и дружеской обстановки, тем самым подсознательно стремясь внести свой вклад в общее дело, что, естественно, невозможно без применения знаний и умений, полученных во время занятий по иностранному языку. Опыт показал, что театрализация на занятиях английского языка способствует повышению уровня знаний и навыков, полученных детьми в процессе обучения.

              Театрализованные постановки не являются самоцелью, а лишь служат интересам усвоения программного материала, помогая создать ситуацию, в которой желание речевой деятельности значительно опережает языковые возможности детей, создавая тем самым исключительно благоприятные условия для усвоения новых знаний, развития навыков     употребления новых речевых единиц в речи.

              Для успешного усвоения лексического материала в ходе подготовки спектакля необходимо:

  • ознакомление детей не с изолированными словами, а с группами слов, связанными семантической и фонетической ассоциацией;
  • формирование мотива для ознакомления со словами данной семантической группы;
  • интерпретация лексики через систему игр, а не механическое запоминание слов по списку;
  • включение новых слов в систему отношений, уже сложившуюся между известными детям словами и их группами;
  • согласованное знакомство с лексическим материалом и теми грамматическими операциями, которые позволяют ввести его в речевую деятельность.

                  Также необходимо учитывать коммуникативную значимость инсценировки для детей и объективную сложность заучиваемого материала.        Таким образом, театрализация, воспринимаемая детьми как игра, становится одним из основных видов деятельности, особенно, для младших школьников. Драматизация способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения и доставляет эстетическое наслаждение. В целях повышения интереса к театральному представлению я использовала прием постановки с большим количеством действующих лиц и небольшими по объему репликами, в таких спектаклях принимали участие не только школьники вторых классов, но и четвертых. Такой прием создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки (старшие ученики помогают младшим), укрепляет чувство ответственности за успех общего дела. С целью повышения интереса к драматизации можно записать выступление «артистов» на видео. Игры-драматизации, небольшие сценки, разыгрываемые на уроках английского языка, в начальных классах формируют воображение, делая содержание текста более зрелищным, помогают снизить языковой барьер, активизировать необходимую лексику в речи учащихся. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. Считаю, что знакомство с приемом драматизации можно и нужно начинать с инсценировки сказок. На мой взгляд, учителя не должны бояться показаться непрофессиональными с точки зрения режиссуры и драматургии, ведь конечная цель постановки — не создание театрального шедевра, а вовлечение детей в творческий процесс обучения языку.

Подготовка к драматизации проходит на внеурочном занятии с увлекательным сюжетом. Занятие я разрабатываю на основе УМК Мещеряковой В.Н. . «Я умею петь по-английски (мюзиклы)». Оно строится при большом количестве ролевых игр, в которые дети данного возраста играют с большим удовольствием.  Ввиду того, что главной задачей на этом этапе я считаю обучение навыкам аудирования, мотивирую детей и их родителей на домашнее прослушивание аудиокомплекса к пособию, который выполняет функцию погружения в языковую среду. Структурно пособие состоит из двух частей, каждая из которых представляет из себя мюзикл, который дети слушают на протяжении полугода, а затем ставят на сцене. В своей работе стараюсь создавать условия, предотвращающие возникновение языкового барьера, т.е. придерживаюсь определенных правил, таких как:

- дифференцированное реагирование на ошибки;

- формирование у детей установки «Я умею»;

- использование беспереводной семантизации;

- опора на аудирование на всех этапах;

- формирование спонтанной диалогической речи и др.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно-деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности

В статье поднимается вопрос изменяющейся роли педагога в рамках реализации ФГОС. Автор статьи рассматривает правила построения урока и внеурочной деятельности обучающихся с точки зрения системно...

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    Согласно системно-деятельностному подходу, учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять док...

Связь урочной и внеурочной деятельности

Данную статью я использовала для выступления на МО...

«Интеграция урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО»

Основная образовательная программа ООО реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований СанПиН. Урочная и внеурочн...

Формирование гражданской идентичности в урочной и внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС

Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках литературного творчества и во внеурочной деятельности....

«Развитие креативного мышления во время урочной и внеурочной деятельности в рамках предмета Технология».

В век, когда технологии быстро развиваются, общество претерпевает молниеносные изменения, нам необходимы люди, которые имеют креативный подход к любым вопросам, в том числе и в сфере образования. Люди...