«Развитие креативного мышления во время урочной и внеурочной деятельности в рамках предмета Технология».
материал по технологии

Алёна Сергеевна Бондаренко

В век, когда технологии быстро развиваются, общество претерпевает молниеносные изменения, нам необходимы люди, которые имеют креативный подход к любым вопросам, в том числе и в сфере образования. Люди, которые свободно мыслят, - это заведомо успешные люди. И именно навыки творческого свободомыслия закладываются в школьном возрасте. Проектная деятельность для современной личности подростка – это главный инструмент развития воображения учащихся.

Современная система образования, к счастью, уже отходит от типовых запоминаний и воспроизведению информации. Тем не менее однообразие и шаблонность уроков продолжает присутствовать в повседневной жизни школьников и учителей, а это заведомо убивает интерес и способность к творчески креативному мышлению.

В своей работе я хочу поделиться теми немногими методами по выявлению, формированию и развитию креативности и творчества у детей в возрасте от 11 до 14 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bondarenko_a.s._konkurs.docx44.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие креативного мышления во время урочной и внеурочной деятельности в рамках предмета Технология».

Содержание

Содержание        1

Введение.        2

Глава 1. Тестирование на креативность.        4

Глава 2. 3D моделирование в рамках уроков Технологии.        7

2.1        Графические изображения героев и декораций.        8

2.2        Разработка и написание сценария мультфильма.        9

2.3        Раскадровка        10

2.4        Результаты, выявленные после мульттерапии        12

Глава 3. Метод фокальных объектов        13

Заключение        15

Список интернет-ресурсов        16

Cписок  используемой литературы        16

Введение.

Есть такое шуточное высказывание: «В каждом человеке спит гений. И с каждым днем – всё крепче и крепче». Американские психологи выявили, что в развитие талантов всемирных гениев значимую роль сыграло творчество. В детстве эти мальчики и девочки имели прекрасный опыт в занятиях различного рода: игре на музыкальных инструментах, рисовании, моделировании. При этом не всегда область интересов во взрослой жизни совпадала с детскими увлечениями.  

Актуальность: в век, когда технологии быстро развиваются, общество претерпевает молниеносные изменения, нам необходимы люди, которые имеют креативный подход к любым вопросам, в том числе и в сфере образования. Люди, которые свободно мыслят, - это заведомо успешные люди. И именно навыки творческого свободомыслия закладываются в школьном возрасте. Проектная деятельность для современной личности подростка – это главный инструмент развития воображения учащихся.

Проблема: современная система образования, к счастью, уже отходит от типовых запоминаний и воспроизведению информации. Тем не менее однообразие и шаблонность уроков продолжает присутствовать в повседневной жизни школьников и учителей, а это заведомо убивает интерес и способность к творчески креативному мышлению.

Цель: обеспечить развитие креативного и творческого мышления во время урочной и внеурочной деятельности средствами современных педагогических технологий.

Чтобы достигнуть данной цели, воспитать ребёнка, вовлеченного в исследовательские проекты, творческие занятия, необходимо использовать разные педагогические методы и технологии в работе как со всем классом, так и индивидуально. Дети, больше чем взрослые, подвержены различному роду установкам, они острее ощущают пустоту, свою никчемность или же радость от достижения успеха. Чувство ответственности перед собой и окружающими, воля к победе, способность к самоанализу, самооценка закладываются именно в школьные годы. И вот именно в это время посредством проектных задач педагог имеет возможность установить прочную связь между теоретическими знаниями ребенка и практической преобразовательной деятельностью.

Успешное развитие неординарных способностей у ребенка возможно лишь при создании подходящих условий к их формированию.

Одно из этих условий – благоприятный психологический климат в школьной среде. Педагогу необходимо научится выявлять различного рода таланты у детей, раскрывая способности, стимулируя ребёнка к развитию.

Следующее условие – пробуждать интерес ученика к образовательной деятельности. Никогда ещё принуждение к той или иной работе не приносило высоких результатов. Занятия, на которых ребенок работает с воодушевлением, с глубоким вдохновением, приносят больший результат как в образовательной, так и в воспитательной деятельности.

Ещё один из немало важных пунктов в развитии творческой личности – это активная жизненная позиция педагога-наставника, который в должной мере сможет простимулировать  яркий исследовательский интерес к окружающему миру, пробудить полноту видения явлений.

Ребенок должен знать «вкус успеха», и для этого педагогу необходимо создавать для ребенка атмосферу уверенности в своих силах, поощряя при удачах и поддерживая при поражениях.

И последнее, одно из важных условий для формирования неординарного мышления – это упорный труд. Даже самые гениальные способности нуждаются в постоянной тренировке.

В школе обучаются дети с разным уровнем развития. Одни блещут ярким талантом и знаниями, другие же, наоборот, прячут свои способности глубоко внутри. И основная работа по выявлению и формированию способностей ложится на учителей технологии.  

В своей работе я хочу поделиться теми немногими методами по выявлению, формированию и развитию креативности и творчества у детей в возрасте от 11 до 14 лет.

Глава 1. Тестирование на креативность.

Технология - от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, мысль, смысл, понятие.

Приходя работать в пятые классы, я, в первую очередь, провожу тесты на креативность, чтобы определить уровень развития фантазии, ведь способности, умения и навыки у детей разные. Также я даю детям не только индивидуальную работу, но и групповую. Такой вид тестирования помогает мне определить, как хорошо дети работают в команде.

Разберем некоторые варианты тестов.

  1. «Создай фантастическое существо». Данная работа с каждым ребенком проходит индивидуально. Ученикам предлагается придумать и нарисовать свое необычное животное, которое не существует в мире, дать ему имя, определить возраст, объяснить, где и с кем живет это существо. Зачастую дети за основу берут героев из компьютерных игр, мультов, присваивая им новые качества. Техника выполнения изображения не предусматривает строгих ограничений. Дети могут использовать цветные карандаши, акварель, гуашь, фломастеры, пастельные краски и многое другое. Важно! Для выполнения заданий не стоит ставить детей в строгие рамки, мы не оцениваем умения рисовать, мы смотрим на полёт фантазии! Поэтому наличие «правильных ответов» исключаем. В процессе работы, я рекомендую детям убрать все лишние предметы со стола, чтобы их ничего не отвлекало. Ниже я привожу яркие примеры результатов данного теста (рис.1).

Что даёт нам данное тестирование? Мы понимаем, может ли ребёнок генерировать интересные мысли, ограничен ли его внутренний мир, в каком эмоциональном балансе/дисбалансе находится ученик, который только пришёл в среднюю школу.  Ни для кого не секрет, что у пятиклассников в первую четверть проходит период адаптации после начальной школы. И в данное время важно поддержать ученика, не позволить ему закрыться и спрятать свой талант. Именно творческие задания подобного характера помогают детям пережить стресс наиболее мягко.

  1. Следующий вид теста проводится в группе из 4-5 человек в два этапа. Каждому участнику я выдаю по одной цветной геометрической фигуре. Команда должна обыграть эти формы, склеив из них более сложную осмысленную фигуру (человечка, животного, кораблик, танк или другой вариант) (рис 2,3). После выполнения первого этапа задания ребятам предлагается выступить группой перед классом и рассказать о том, что они изобразили. Во время проведения этого теста учитель сможет понять, насколько легко классу удаётся работать в группе, как ребята могут взаимодействовать друг с другом, степень страха выступления перед аудиторией, а также уровень их творческой креативности.

Спустя пол года кропотливой работы над проектами различного характера и уровня сложности, я еще раз провожу тест «Создай фантастическое существо», предложив детям снова нарисовать животное, которого не существует и, на этот раз, рассказать о нем. Результат меня поразил. Уровень творческой креативности, фантазии у детей значительно вырос. Ученики уже не пытались вспомнить и перерисовать уже готовых героев. Ребята подходили к выполнению задания более осмысленно, продумывая все детали от цвета глаз и формы крыльев, до общего фона и места жительства животного. При этом страх выступления перед публикой у многих сошёл на нет, и ученики с удовольствием делились историями, которые они так тщательно сочинили! (рис. 4)   

Глава 2. 3D моделирование в рамках уроков Технологии.

Ни для кого не секрет, что 21 век – это век компьютерных технологий. И в рамках уроков Технологии вводятся такие темы как: «Виды графических компьютерных изображений», «Принципы формирования компьютерных изображений», «Типы форматов компьютерных изображений». Материал интересный, но достаточно сложный для восприятия учеников. И в данном случае я нашла креативный подход к изучению 3D моделирования.  

В нашем лицее есть оборудование – сиреневая мультстудия KIDS ANIMATION DESK, с помощью которой можно создать короткометражный мультфильм. На примере этих технологий у ребят есть прекрасная возможность познакомиться с техническими методами и приёмами, освоить новую для себя роль: актера, режиссера, оператора, сценариста. Работа с данной техникой проходит в группах, что даёт неоспоримое преимущество для формирования прочных социальных связей, а также устанавливает прочный интерес к литературе, театру, кинематографу. Дети учатся ставить цели, проявлять инициативу, быстро включаться в общую работу, ребята демонстрируют настойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность, умение планировать, появляются лидерские качества. Создание мультфильма включает в себя неограниченное число видов деятельности: речевую, познавательную, игровую, изобразительную, музыкальную.

Мульттерапия – это инновационный метод арт-терапии, который показывает, насколько универсален инструмент 3D технологий, позволяющий раскрыть творческие и познавательные способности ребёнка, изменить представление о мире. В процессе работы с сиреневой студией KIDS ANIMATION DESK у учеников стираются границы между отдельными видами деятельности, расширяются границы создания творческих проектов, черпаются знания из других образовательных областей. В этом и заключается ценность анимационной педагогики.

Работа долгая, кропотливая, но невероятно увлекательная и развивающая. Ребятам необходимо изучить компьютерные азы, разработать героев, декорации, прописать сценарий, создать раскадровку, определиться с озвучкой, проявить актерские качества и научится работать с современными 3D технологиями.

  1. Графические изображения героев и декораций.

В первую очередь, на своих вводных лекциях о видах графических компьютерных изображениях, их форматов и типов я предлагаю ребятам составить тематический кластер или интеллектуальную карту, которые помогут в дальнейшем без труда ориентироваться в полученной информации и не забывать её.

Приём кластера – представление информации в виде схемы или изображения – влияет на развитие системного мышления, формирует у детей навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, учит анализировать, выделяя основное.

Интеллектуальная карта (или ментальная карта) – это отображение полученной информации в виде красочных схем, рисунков, эскизов. Такой метод позволяет хранить и структурировать огромное количество информации, строит визуальную связь между идеями, этапами проектов. Процесс усвоение информации при использовании интеллект карты проходит значительно быстрее, также улучшается креативность, продуктивность и сотрудничество в группе учеников (рис. 5).

Первый этап учебного процесса я разбавляю видеоматериалом для того, чтобы творчество было увлекательным и интересным.

Далее класс делится на 4 группы по 6-7 человек и приступает к разработке своих мультипликационных персонажей и декораций к ним. Многие из учеников ассоциируют данный этап с ранее прошедшим тестированием «Создай фантастическое существо». Но уровень сложности данной работы значительно выше. Ведь ребятам предстоит не только изобразить героев на бумаге, но и продумать все этапы создания 3D моделей: в какой технике будет выполнен персонаж (папье-маше, конструирование из лего, пластилин), определить масштаб, точность передачи мимики героев мульта, продумать из чего будут сделаны декорации и фоновое оформление (рисунок, природные материалы, конструктор).

На данном этапе ученики погружаются в изучении профессий, аксессуаров, свойств материалов (дерево, пластик, бумага, металл, ткань), формируются профессиональные интересы и базовые навыки.   

  1. Разработка и написание сценария мультфильма.

Для того, чтобы получился короткометражный мультфильм не достаточно одних героев. Также необходим сценарий. И вот тут начинается активный «мозговой штурм». Приём мозгового штурма используется и применяется очень давно во всех сфера детской и взрослой жизни. Во время активной работы ребята генерируют различные идеи, касаемы темы их проекта. Они – идеи -  могут быть и фантастическими и глупыми. Главная задача «штурма» активировать правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческое и креативное мышление, получить как можно больше вариантов сценария, из которых выбираются лучшие решения для использования в практике, а также раскрепостить участников, чтобы они безбоязненно предлагали самые нестандартные решения.  И несмотря на хаотичность процесса поиска идей, у удачного мозгового штурма есть определенные правила:

  1. Назначается ответственный для фиксирования идей, чтобы ни одна не потерялась в разгаре обсуждения;
  2. Назначается тот, кто будет контролировать обстановку, не допуская конфликтных ситуаций, криков;
  3. Важно! Критика во время обсуждений строго запрещена. Каждый участник должен чувствовать себя в психологической безопасности от негативных комментариев;

Именно поэтому я всегда настраиваю ребят в начале урока на позитивное мышление посредством физкульт минутки под веселую музыку;

  1. Участники обсуждений должны дополнять уже имеющиеся идеи, развивать их и интегрировать в новые.

После сорокаминутных дебат на втором уроке Технологии (они всегда парные) каждая команда представляет перед классом самые лучшие, неординарные, яркие идеи сценариев своих мультфильмов!

  1. Раскадровка

Реализация идеи в видеоформате  - непростая задача. И раскадровка* – ключ к воплощению творческого замысла в жизнь.

Задача ребят сделать наброски к сценарию своего мульта, чтобы понять как располагать героев, под каким ракурсом настраивать камеры, какие действия и диалоги будут происходить между героями, какие декорации будут окружать будущих мультяшек. На данном этапе дети, как правило, делятся собственным опытом работы с камерой, ищут новые ранее не продуманные решения, появляется визуальная возможность переосмыслить свой творческий проект, приобретают неосвоенные навыки, знакомятся с профессией  режиссера-постановщика, исследуют мир киноиндустрии.  

Сейчас существуют различные типы раскадровок: традиционные*, эскизные*, анимированные. Я всегда рекомендую ребятам эскизную, так как подобный вид занимает меньше времени при создании. Но бывает, что дети обращают своё внимание и на традиционную. И снова дети учатся визуализировать, планировать, разрабатывая поэтапно действия героев в кадре (рис. 6).

*Раскадровка – это последовательность сцен фильма в иллюстрациях, разбитая на отдельные кадры. Каждый кадр включает в себя визуальный подсказки, информацию. Зачастую раскадровка похожа на комикс.

*Традиционная – это серия подробных карандашных или чернильных рисунков. Многие традиционные раскадровки содержат письменные заметки, описывающие происходящее в сцене.

*Эскиз – предварительный набросок, который фиксирует замысел художественного произведения.

2.4.  Сиреневая мультстудия KIDS ANIMATION DESK

Один из последних этапов – это работа с мультстудией KIDS ANIMATION DESK. Ведь сиреневая студия – это комплекс, который состоит из интуитивно доступного программного обеспечения, методических рекомендаций и рабочего места профессионального аниматора. KIDS ANIMATION DESK аккумулирует в себе все необходимые инструменты для создания качественной разноплановой анимации.

Эта студия -уникальный инструмент, созданный для педагогов детского сада, начальной школы, учителей изобразительного искусства и технологии, а также внеурочной деятельности.

Сиреневая студия – новый творческий элемент для развития креативности, воображения и фантазии. Данная аппаратура даёт прекрасную возможность юным аниматорам в рамках уроков технологии получить визуализацию своего труда и поддерживает интерес к творческой проектной деятельности (рис. 7).

На данном этапе коллективной и уникальной работы ученики соединяют все пазлы из которых состоит их мульт: оформляют пространство, располагают героев по раскадровке, настраивают свет и звук, наводят камеры и штативы. Актеры, которые озвучивают своих персонажей, полностью погружаются в творческий процесс. Даже на данном этапе у детей есть огромное поле для креативности: изобразить звуки падения, природы, музыкальных инструментов.

Во время работы с оборудованием, как правило, у детей не возникает никаких сложностей. Ведь KIDS ANIMATION DESK – удобный в своей простоте интерфейс, с которым с легкостью справляются и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). А способность сразу посмотреть результат съёмки упрощает сам процесс создания мультипликации.

  1. Результаты, выявленные после мульттерапии

После того, как мы с детьми проделали колоссальную работу, я провела опрос.

Ответы детей меня поразили! У кого-то полностью исчез страх выражать своё мнение и проявлять инициативу, кто-то определился с выбором будущей профессии, многие приобрели новые знания и умения, а есть те дети, которые стали чувствовать себя комфортно и расслабленно во время творческих занятий. А ведь проектная деятельность направленна именно на творческое и креативное развитие, на свободу выражения своих мыслей и полётов фантазии, но утверждение активной жизненной позиции и приобретение социальных навыков.

Глава 3. Метод фокальных объектов

Хочу поделиться с еще одним методом по развитию творческих способностей и креативного мышления – это метод фокального объекта (МФО).

МФО является ассоциативным методов восприятия информации. Его суть заключается в поиске новых идей и характеристик объекта, присоединяя к исходному предмету свойства иных, случайно выбранных вещей. Отсюда появляется второе название у МФО – метод случайных объектов. Впервые этот метод предложил профессор Берлинского университета Фридрих Кунце в 1926г, назвав его «методом каталога».

Этот способ я с детьми использую чаще всего в самом начале проектной деятельности, когда необходимо взбодрить класс и сгенерировать идеи, но нет ни мыслей, ни вдохновения. В таком случае, на помощь приходит МФО, который хорошо активирует творческое мышление и уж точно помогает придумать что-нибудь нестандартное, например, прозрачную парту с сенсорным и голосовым управлением для записи полученной на уроке информации, со встроенным аккумулятором для зарядки телефона или планшета и с подставкой под стаканчик (авторы идеи ученики 7Ж класса).

Теперь разберем более подробно суть данного метода.

  1. Выбираем исходный абсолютно любой объект живой или неживой природы, например, паук.
  2. Далее подбираем 3-5 случайных объекта с разными свойствами. Например, пенал, скотч, наполнитель антистресс.
  3. Выписываем эти свойства.
  4. Присоединяем их – свойства – к исходному объекту.
  5. Резюмируем. На этом этапе я всегда рекомендую детям делать зарисовки.

В итоге получаем целый ворох различных оригинальных, непохожих друг на друга идей (рис. 8-9).

МФО прекрасно активирует мыслительные процессы, помогает найти инновационные решения, позволяет взглянуть на условия под иным ракурсом, непривычным углом.

МФО прекрасно активирует мыслительные процессы, помогает найти инновационные решения, позволяет взглянуть на условия под иным ракурсом, непривычным углом.

Заключение

Существует бесчисленное множество методов и приёмов для развития творческого мышления, воображения, креативности, что способствует гармоничному развитию ребенка как личности, его индивидуальности, гибкости, продуктивности, обеспечивает подготовку школьника к будущей насыщенной жизни. Ведь свои способности и талант необходимо всё время тренировать и развивать.

Креативность напрямую связана с памятью. И творческие, исследовательские проекты прекрасно помогают юному дарованию развивать способность к запоминанию, распознаванию и воспроизведению любой по сложности информации.

Важное значение для развития творческого мышления имеет потребность в новых впечатлениях, информации, в ярких эмоциях, в позитивном интересе, в желании и в силе воли.

И учитель играет значимую роль для становления ребёнка как личности, которая не испытывает страх перед конформизмом (боязнь выделиться и быть смешным). Учитель является педагогом-наставником для своих подопечных, который на собственном примере показывает, как снять стресс перед препятствиями, учит расслабляться и открываться миру, расцветать, стимулирует к развитию, не позволяет гибнуть в бездействии и увеличивает беглость и гибкость мышления.

Список интернет-ресурсов

  1. https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-razvitiya-tvorcheskogo-myshleniya/viewer
  2. https://pandia.ru/text/80/455/6488.php
  3. https://youtube.com/@user-cg7me6pe9j

Cписок  используемой литературы

  1. Казакевич В.М. Пичугина Г.В. Семенова Г.Ю. и др. под редакцией Казакевича В.М.  Технология. 7 класс. Учебник. «Просвещение», 2019-2021.
  2. Технология. 5 класс. Учебник Кожина О.А., Глозман Е.С., Глозман А.Е.