Главные вкладки

    «Интеграция урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО»
    методическая разработка на тему

    Невдубская Наталья Олеговна

    Основная образовательная программа ООО реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований СанПиН. Урочная и внеурочная деятельность ребенка представляют собой единое целое пространство его деятельности, где он не просто овладевает знаниями и навыками, но осознает свои ценности, интересы, возможности, выбирает сферу для самопроявления, подходящую ему по его интересам, пробует свои силы, наращивает способности, получая помощь взрослых, чем и запускается механизм его саморазвития. Интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует более успешному формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности. Именно в результате интеграции урочной и внеурочной деятельности происходит выстраивание цепи, обеспечивающей детям корректировку, поддержку на этапах адаптации на протяжении всего периода обучения. А это уже выход на заданный образовательный результат – способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Интеграция урочной и внеурочной деятельности

    в рамках реализации ФГОС ООО»

    «Не для школы, для жизни учимся»

     «Во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно…

    приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек  

    вне  стен учебного заведения станет образовывать себя сам»

    Михаил Афанасьевич Булгаков

    •         Глобальные изменения, происходящие в общественной жизни на мировом и российском уровне (инновационность, социальная мобильность, глобализация, изменения потребностей экономики, запросы личности), оказывают серьезное влияние на всю систему образования. Пытаясь идти в ногу со временем школа стремительно меняется.

            Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения и навыки, т.е. служить своего рода «раздаточным пунктом» готовых знаний, уже неактуально.

    Раньше: «образование на всю жизнь!». Теперь: «образование на протяжении всей жизни!».

    • Приоритетным направлением образования XXI века является целостное развитие личности на основе освоения способов деятельности через формирование универсальных учебных действий.

            Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности. Что же такое УУД по ФГОС, говоря простыми словами? Это действия, помогающие «научить человека учиться».

            Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:

    • Создают условия для всестороннего развития личности на базе готовности к непрерывному образованию.
    • Способствуют успешному формированию умений, компетентностей, усвоению знаний в различных предметных областях.
    • Обеспечивают возможности обучающегося осуществлять самостоятельно деятельность учения, целеполагания, контроля и оценивания процесса и результатов обучения.

         Универсальные учебные действия включают следующие виды:

    • личностные
    • регулятивные
    • познавательные
    • коммуникативные

            Цель образования – научить обучающихся ставить и решать возникающие проблемы.

    •        Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить пути решения проблем. Современное, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

            В современной школе урок был и остается основной формой учебно-воспитательной работы. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся. Вместе с тем, данные занятия имеют ограниченные возможности для творческой организации обучения, воспитания и развития личности обучающегося, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности, учета личностных особенностей обучающихся, для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей, для их эффективной социальной адаптации, для развития дружеских партнерских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности. 

    •       Решить это можно с помощью внеурочной деятельности, которая направлена на расширение образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся, и позволяет реализовать требования ФГОС в полной мере.

          Роль внеурочной деятельности по любому предмету огромна. За пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало интереснейших разделов, тем. Знакомство с ними является источником умственного обогащения учащихся.

          Любое исследовательское внеурочное задание, полученное учеником, становится совместным творческим делом и для него, и его родителей. Выполненное удачно, такое задание положительно влияет не только на успеваемость, но и на эмоциональную сферу личности ребенка, на развитие его взаимодействия с родителями, улучшая морально-психологическую атмосферу в семье. 

           Поэтому на современном этапе развития педагогической теории и практики стало очевидным, что не меньшая роль в деле успешного освоения образовательной программы принадлежит внеурочной деятельности.

    • Урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют друг друга.

    Урочная деятельность

    Внеурочная деятельность

    Построение научно-рациональной картины мира и способов нормативно целесообразной деятельности.

    Раскрытие ценностно-смысловых компонентов этого мира и развитие самодеятельности детей.

    Усвоение предметных знаний и способов их

    употребления. Освоение общеучебных умений и навыков, как универсальных способов деятельности и познания.

    Раскрытие личных интересов и склонностей, где учебные предметы -лишь одно из средств раскрытия.

    Освоение возрастного нормативного

    пространства.

    Построение пространства саморазвития.

    Социализация детей, формирование социально- адаптированной личности

    Индивидуализация, «выращивание» свободной, самобытной личности.

         

           Проблема взаимосвязи урочных и внеурочных занятий школьников связана с фундаментальной педагогической проблемой целостности учебно-воспитательного процесса. Концептуальные основы целостности педагогического процесса были заложены А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским, С.Т. Шацким.  Именно в 20-50-е годы прошлого столетия данными педагогами на практике была раскрыта сущность единства и взаимосвязи процессов обучения и воспитания учащихся.

           Урочная и внеурочная деятельность ребенка представляют собой единое целое пространство его деятельности, где он не просто овладевает знаниями и навыками, но осознает свои ценности, интересы, возможности, выбирает сферу для самопроявления, подходящую ему по его интересам, пробует свои силы, наращивает способности, получая помощь взрослых, чем и запускается механизм его саморазвития.

           Интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует более успешному формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.

            Именно в результате интеграции урочной и внеурочной деятельности происходит выстраивание цепи, обеспечивающей детям корректировку, поддержку на этапах адаптации на протяжении всего периода обучения. А это уже выход на заданный образовательный результат – способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.

            Цель ОО – создание единого образовательного пространства через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, способствующей реализации системно-деятельностного подхода для успешного развития и социализации обучающихся.

    •          Процесс интеграции (от лат. Integration – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимодополняемости. Сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.
    • Что такое внеурочная деятельность?

             Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения ООП, поэтому она является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы общего образования, участие в которых является обязательным.

           «Внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми».

    • Основная образовательная программа:

    1) Определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание, организацию образовательной деятельности.

    2) Реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований СанПиН.

    Основная цель внеурочной деятельности:


    •           Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных и личностных результатов -ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, тат как ученик выбирает её исходя из своих интересов, мотивов.
    •         Внеурочная деятельность осуществляется       посредством   реализации

    рабочих программ внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью ООП, разрабатываемой самостоятельно в соответствии с ФГОС. Планируемые результаты внеурочной деятельности конкретизируются в рабочей программе внеурочной деятельности и должны соответствовать планируемым результатам ООП.

    •  Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:

    - обеспечить благоприятную адаптацию обучающегося в образовательной организации;
    -выявлять интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
    - создавать условия для индивидуального развития в избранной сфере внеурочной деятельности;

    - формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
    - развивать опыт творческой деятельности;
    - создавать условия для реализации приобретённых знаний, умений и навыков;
    - развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
    -расширять рамки общения в социуме;
    -расширять общекультурный кругозор;

    -формировать позитивное восприятие ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
    -формировать нравственные, духовные, эстетические ценности;

    -включаться в личностно значимые творческие виды деятельности.

    • Основные принципы организации внеурочной деятельности:
      - учёт возрастных особенностей;
      -сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
      - связь теории с практикой;
      - доступность и наглядность;
      - включение в активную жизненную позицию.
    • В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

    - спортивно-оздоровительное

    - духовно-нравственное

    - социальное

    -общеинтеллектуальное

    - общекультурное

          В таких формах, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. 

          Все эти формы тесно связаны между собой и дополняют друг друга. В основе каждой из них лежит преимущественно практическая работа детей под руководством учителя, поэтому при выборе той или иной формы необходимо учитывать степень подготовки обучающихся, уровень их развития, индивидуальные особенности и интересы. По мере накопления знаний меняются характер и содержание занятий.

          Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие обучающихся.

      Результаты внеурочной деятельности обучающихся

    Эффективностью работы по реализации внеурочной деятельности является достижение определенных уровней.

    Результаты первого уровня:  усвоение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, понимания социальной реальности и повседневной жизни); приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека, о принятых в обществе нормах поведения и общения, об основах здорового образа жизни, об истории своей семьи и Отечества, о правилах конструктивной групповой работы (об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования).

    Это те знания, которые помогут лучше ориентироваться в жизни окружающего общества.

    Результаты второго уровня: развитие социально значимых отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом (развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру).

    Но этого не достаточно для полноценного развития личности.

    Но ученику важно не только что-то знать и ценить, но и пробовать реализовать свои знания и отношения в жизни, в действии, в поступке – результат третьего уровня.

    Результаты третьего уровня:  приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия (школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

         Ожидаемые результаты:

    -рост общей активности школьников при проведении школьных дел;

    -повышение познавательного интереса у учащихся;
    -повышение качества образования школьников;
    -повышение результативности участия в интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях;
    - повышение уровня воспитанности, уровня развития коммуникативных навыков, организаторских способностей (укрепление сотрудничества учителей, учащихся и родителей);
    -осознанный выбор профессии;
    -развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.

    • При подготовке к педсовету было проведено социологическое исследование, целью которого было проанализировать систему ценностей подростков, их интересы и потребности в сфере свободного времени, изучить удовлетворенность от занятий внеурочной деятельностью.

           Исследование проводилось в форме анкетирования среди обучающихся 5-7 классов.

    Всего в исследовании приняли участие 202 респондента, что составило 77% от общего количества обучающихся данной возрастной категории.

    • Обучающиеся могли отвечать на один вопрос используя несколько ответов.  «Чему ты посвящаешь свое свободное время в школе?»

    Анализируя свободное время подростков в школе, можно сделать вывод, что важное место в жизни подростков посвящено дополнительным занятиям по учебным предметам, что составляет 41%,  кружки посещают 26%, секции-18%, принимают участие в различных конкурсах и олимпиадах 15% обучающихся. Но есть ответы и  под рубрикой «другое»: 5 кл -ДШИ, танцы, чтение; 6кл.-танцы; 7 кл.- ДШИ, рисование, чтение.

    •            Ответы на вопрос «Чем ты занимаешься в свободное время дома?» распределились следующим образом: в основном обучающиеся свободное время дома проводят за компьютерами, занимаются домашними делами. Меньше всего наши ученики читают- 24%. Под рубрикой «другое»: 5 кл -гуляю с друзьями, занимаюсь английским; 6кл.- гуляю с собакой, рисую;  7 кл.- МАН, рисую, гуляю с друзьями.

               На вопрос «Чему бы ты хотел посвятить свое свободное время помимо того, что уже делаешь?» обучающиеся 5 кл -баскетбол, каратэ, скалолазанье, плаванье, шахматы, теннис, танцы, астрономия, фотостудия; 6кл.-тайский бокс, футбол, вокал; 7 кл.- футбол, изучать иностранные языки, рисование, однако большинство обучающихся 5-7 кл. ответило - отдохнуть.

    •            Следующий вопрос звучал так: «Какие жизненные ценности важны для тебя?». Получены следующие ответы: 92%-семья; 57%-жизнь, счастье; 50%-мир, любовь; здоровье-52%;47%-свобода; 40%- творчество; и деньги составляют-22%. Важной жизненной ценностью считают семью, счастье, жизнь. Следовательно, ребята понимают, что семья - это самое главное в жизни человека.
    •           Следующий вопрос «Какие качества в себе ты бы хотел развивать?».

               Главные качества, которые обучающиеся хотели бы в себе развить это целеустремленность-49% и ответственность-42%, менее значимыми являются трудолюбие, общительность-30 %, «другое» составляет 2% , из них в 5кл - умение управлять людьми, в 6 кл- терпение, в 7 кл-коммуникабельность, сила воли, в 7-В классе был даже ответ "Я идеален".

               На вопрос «Есть ли, на твой взгляд, необходимость открытия других кружков и каких именно?» были получены следующие ответы: 5 кл-гимнастика, футбол, баскетбол, шахматы, информатика, актерское мастерство, танцы, лепка, робототехника, рисование, японский язык; 6 кл-информатика, танцы, журналистика, кружок туризма; 7 кл- футбол, информатика, рукоделие, занимательная химия, физика, китайский язык.

    •           Анализ результатов опроса «Нравится ли тебе посещать занятия внеурочной деятельности?» показал, что 68% ребят довольны и им нравится заниматься в кружках и секциях. Однако, имеются проблемы и трудности при проведении занятий внеурочной деятельности:

    1) Не все кабинеты, в которых осуществляется внеурочная деятельность оснащены современными средствами передачи информации (компьютер, проектор, телевизор), поэтому реализовывать внеурочную деятельность достаточно проблематично.

    2) Ещё одной проблемой является посещаемость внеурочных занятий. Дети, отзанимавшись 6-7 уроков, стремятся быстрее уйти домой, и лишь единицы остаются на внеурочные занятия.

    3) Требования СанПин определяют обязательный перерыв не менее 40 минут между уроком и занятием внеурочной деятельности.

    4) Низкая мотивация педагогов к реализации внеурочной деятельности. Это объясняется высокими требованиями (разработка рабочих программ, большая затрата времени на подготовку и проведение внеурочного занятия, организация и осуществление мониторинга формирования универсальных учебных действий и др.).

    5) Недостаточная методическая подготовка педагогов. Следует организовать проведение методических занятий, прохождение курсовой подготовки, обмен опытом педагогов, имеющих положительный и продуктивный пример реализации внеурочной деятельности.

               Отработка механизма реализации внеурочной деятельности требует решения ещё многих проблем, с которыми сталкиваются педагоги. Тем не менее, уже наработанный, сложившийся на сегодняшний день опыт по организации внеурочной деятельности может стать прочным фундаментом дальнейшего развития.

               Обучение в современной школе становится более личностным, то есть школа теперь не просто дает знания, она становится ответственной за развитие личности ребёнка, за то, каким человеком он выйдет из стен школы, готов ли будет выпускник использовать усвоенные знания и умения для решения практических задач в реальной жизни, в нашем современном обществе.

               Все эти правила касаются всего учебно-воспитательного процесса: основного образования и внеурочной деятельности.

    • Заповеди:

    1. Главным есть не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
    2. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.

    3. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
    4. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения.
    5. Поощряйте исследовательскую работу учеников

    6. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

    Великая ценность образования – это не знания, а действия.

                                                англ. философ, социолог, педагог Герберт Спенсер


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Заместитель директора по УВР Невдубская Н.О. 2017-2018 уч.год «Интеграция урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО»

    Слайд 2

    «Во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно… приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам» Михаил Афанасьевич Булгаков

    Слайд 3

    Требование ФГОС – обеспечить достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Это более всего возможно при интеграции образовательной деятельности во время уроков и деятельности на занятиях во внеурочное время.

    Слайд 4

    Урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют друг друга. Урочная деятельность Внеурочная деятельность Построение научно-рациональной картины мира и способов нормативно целесообразной деятельности. Раскрытие ценностно-смысловых компонентов этого мира и развитие самодеятельности детей. Усвоение предметных знаний и способов их употребления. Освоение общеучебных умений и навыков, как универсальных способов деятельности и познания. Раскрытие личных интересов и склонностей, где учебные предметы -лишь одно из средств раскрытия. Освоение возрастного нормативного пространства. Построение пространства саморазвития. Социализация детей, формирование социально- адаптированной личности Индивидуализация, «выращивание» свободной, самобытной личности.

    Слайд 5

    ИНТЕГРАЦИЯ (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.

    Слайд 6

    Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. - это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.

    Слайд 7

    Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть основной образовательной программы. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА: 1) Определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание, организацию образовательной деятельности. 2) Реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований СанПиН.

    Слайд 8

    Основная цель внеурочной деятельности достижение личностных и метапредметных результатов . в ходе внеурочной деятельности обучающийся не только должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения; - в ходе внеурочной деятельности достигаются – ценности, ориентиры, потребности и интересы человека , удельный вес которого гораздо выше , так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

    Слайд 10

    Основные задачи внеурочной деятельности - обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; - оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; - улучшить условия для развития ребенка; - учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося.

    Слайд 11

    Основные принципы организации внеурочной деятельности учёт возрастных особенностей; сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; связь теории с практикой; доступность и наглядность; включение в активную жизненную позицию.

    Слайд 12

    Модели внеурочной деятельности модель дополнительного образования (на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей); модель «школы полного дня»; оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения); инновационно-образовательная модель.

    Слайд 14

    Уровни результатов внеурочной деятельности:

    Слайд 15

    «Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков». В.А. Сухомлинский

    Слайд 16

    «Чему ты посвящаешь свое свободное время в школе?»

    Слайд 17

    «Чем ты занимаешься в свободное время дома?»

    Слайд 18

    «Какие жизненные ценности важны для тебя?»

    Слайд 19

    «Какие качества в себе ты бы хотел развивать?»

    Слайд 20

    Заповеди: 1. Главным есть не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. 2. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться. 3. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно. 4. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения. 5. Поощряйте исследовательскую работу учеников 6. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов. Великая ценность образования – это не знания, а действия. Герберт Спенсер, англ. философ, социолог, педагог

    Слайд 21

    Спасибо за внимание Желаю удачи! «Не для школы, для жизни учимся»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

    В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеуро...

    "Технология деятельностного метода и её реализация на уроках ИЗО в начальной школе и внеурочной деятельности ( в рамках реализации ФГОС )."

    Введение системы ФГОС в обучающий процесс , позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников с учетом их индивидуальных пот...

    Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

    ВысткплениеПамятка для учителяпо формированию и развитию универсальных учебных действий...

    Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

    Презентация к высткплению по теме"Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС "...

    Формирование гражданской идентичности в урочной и внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС

    Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках литературного творчества и во внеурочной деятельности....