Методическая разработка «Увлекательное путешествие по стране Транспорта» (игровая программа
методическая разработка на тему

 

     Методическая разработка «Увлекательное путешествие по стране Транспорта» предназначена для популяризации технического творчества среди детей. В ней раскрываются проблемы обновления методической базы по техническому творчеству. Она содействует распространению педагогического опыта, технологии формирования навыков практической деятельности, совершенствует технологии подготовки и проведения открытого массового мероприятия. Внедрение в образовательный процесс воспитательных, игровых технологий по техническому творчеству, расширяет технический кругозор обучающихся, формирует творческое мышление, что улучшает качество обучения. Применение различных форм организации образовательного процесса помогают избежать шаблонов в работе, акцентируют внимание обучающихся, вызывают большой интерес к занятиям в объединении начальное техническое моделирование, воспитывает у обучающихся чувство уважения к труду.

     Цель: расширение кругозора младших школьников; развитие их познавательных и творческих способностей через включение в игровую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _uvlekatelnoe_puteshestvie_.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию и делам молодежи администрации

города Алейска Алтайского края

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества

«Увлекательное путешествие

по стране Транспорт»

методическая разработка

игровой программы для младших школьников

 

                                                              Разработала:

                                                              Шемелина Римма Александровна

                                                              педагог дополнительного образования

                         

                                           

Алейск

2014

Краткая аннотация

        Данная методическая разработка предназначена для популяризации технического творчества среди детей. В ней раскрываются проблемы обновления методической базы по техническому творчеству. Она содействует распространению педагогического опыта, технологии формирования навыков практической деятельности, совершенствует технологии подготовки и проведения открытого массового мероприятия. Внедрение в образовательный процесс  воспитательных, игровых  технологий по техническому творчеству, расширяет технический кругозор обучающихся, формирует творческое мышление, что улучшает качество обучения.  Применение   различных форм  организации  образовательного процесса   помогают избежать шаблонов в работе, акцентируют  внимание обучающихся, вызывают  большой интерес к занятиям в объединении начальное техническое моделирование, воспитывает  у обучающихся чувство уважения к труду.

I. Введение

          В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Главное - это взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования, как механизм обеспечения полноты и цельности образования.  

        Третий год  работаю по модифицированной программе «Веселые мастера», которая была разработана для дополнительного образования по направлению научно — техническое (познавательное) творчество. Составлена она на основе рабочей программы «Маленькие мастера» (начальное техническое моделирование) в соответствии с требованиями ФГОС.

        Работая по новым стандартам, убеждаюсь в том, что новые подходы позволяют, мне как педагогу, решать ряд значимых воспитательных и образовательных задач, реализация которых направлена на формирование у детей творчества, поиска и созидания. Для того чтобы привлечь и удержать ребят на занятиях использую не только новые, но и традиционные интересные формы работы. Одной, из которых является игра. Так как в игровой занимательной форме ребята без особого напряжения повторяют пройденное, расширяют горизонты уже имеющихся знаний.

        Цель: расширение кругозора младших школьников; развитие их познавательных и творческих способностей через включение в  игровую деятельность.

        Задачи:

  • совершенствование методов  и форм воспитательной работы;
  • пополнить представления школьников об окружающем мире, истории развития техники;
  • поиск новых форм по развитию творческих способностей учащихся;
  • создание условий для проверки знаний, умений и навыков, полученных обучающимися;
  • стимулирование творческой активности учащихся;
  • способствовать формированию ответственности, самостоятельности, внимательности, воображения, навыков работы в коллективе и группе;
  • создать для каждого ребенка ситуацию успеха.

Участники: воспитанники объединения  2 года обучения (8 — 9 лет)

Оформление:

  • музыкальное: фонограммы веселых мелодий; песен:
  1.  «Автобус» музыка и слова Е.  Железновой;
  2.  «Неразлучные друзья»;
  3.  «Папа купил автомобиль». Музыка Зацепина;
  4.  «Песенка про уличное движение» слова и музыка Нарусенко.
  • оформление зала: украсить шарами. На переднем плане написано «Удивительное путешествие по стране транспорта», корабль «Творчество» с лицами ребят, на парусах написан девиз: «Мастерство тому дается, кто весь делу отдается», модель самолета.

        Оборудование и наглядный материал:

  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • листы бумаги, фломастеры, 2 пластиковые бутылки, старые газеты, 2 рулевых колеса, 2 якоря, мозаика,  жетоны, эмблемы.

Действующие лица и исполнители:

  • ведущая;
  • Карандаш;
  • Самоделкин.

Адресная направленности методической разработки

  Предназначена данная разработка педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов.

        Продолжительность мероприятия — 45 минут.

        Методические советы для проведения игры

 Для того чтобы игра прошла успешно, необходимо провести предварительную работу: 

  • подготовить и оформить: помещение, музыкальное оформление, слайдовую презентацию;
  • осуществить техническую подготовку;
  • написать сценарий;
  • приготовить костюмы: Карандаша и Самоделкина  

        реквизит:  из картона 2 рулевых колеса и 2 якоря, мозаики карет, эмблемы,  

        жетоны, закупить подарки, грамоты;

  • подобрать загадки о транспорте и вопросы для конкурса «Угадай профессию».

В данной игре соревнуются две команды. Участникам команд прикрепляются на грудь эмблемы. После каждого конкурса жюри подводит итоги и вручает победившей команде жетон. В конце игры, команда, набравшая наибольшее количество жетонов занимает I место.

II. Основная часть

Ход мероприятия

        Ведущая: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Я рада видеть вас на игровой программе «Увлекательное путешествие по стране Транспорт». А помогать мне будут два сказочных героя. Попробуйте их узнать: «В одном небольшом, но очень красивом городе, в крошечном домике с самой настоящей черепичной крышей и старой печной трубой жили два маленьких волшебника. Да-да, самые настоящие волшебники, ни больше, ни меньше. Первый был волшебным художником. Он умел рисовать оживающие картинки. Всё что он рисовал, в ту же секунду из нарисованного превращалось в настоящее. А его друг умел мастерить разные невероятные машины. Хоть велосипед, хоть космический корабль. Раз-два – и готово. Больше всего на свете друзья любили путешествовать по свету». Итак кто это? (Ответы детей. Появляются учащиеся в костюмах Карандаша и Самоделкина)

Карандаш: Добрый день, ребята!

Самоделкин:  Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Мы очень рады видеть вас.          

Карандаш: И хотим пригласить вас отправиться в увлекательное путешествие, где вы сможете показать свои знания, умения, посоревноваться в ловкости и быстроте.

Самоделкин:  И познакомить вас с историей развития  техники.

Ведущая: Для игры нам нужны две команды: команда «Самоделкина» и команда «Карандаша». Чтобы никому не было обидно, сейчас каждый по очереди подойдет и возьмет одну эмблему, если на ней изображен Самоделкин — вы в его команде, если Карандаш, то у Карандаша. (Формирование команд)

Какая игра без жюри? Сегодня в жюри… (Представление жюри)

Команды готовы?

Самоделкин: Начнем наше путешествие, а вот на чем мы отправимся в путь, вы сможете узнать, отгадав наш кроссворд. За каждое правильно отгаданное слово команда получает 1 жетон. Выкрикивать не нужно, отвечать будет та команда, которая первой поднимет руку. (Ответы детей)

Ведущая: Пришло время предоставить слово жюри (Жюри вручает жетоны команде победительнице)

Карандаш: В начале люди ездили по свету,

        Усадив себя в карету.

Ведущая: Слово «карета» происходит от латинского «carrus» - транспортное средство. Это закрытая пассажирская повозка с рессорами. Сначала кузов подвешивали на ремнях, но с XVIII века стали использовать пружины. Кареты наиболее часто использовались для личного пользования, позднее, как общественный транспорт. Были дилижанс, омнибусы, шарабаны. В России первые кареты появились в XVII веке.

Самоделкин: Встречались среди водителей кобыл очень лихие наездники. Они так носились, что их кареты разваливались просто на части. И сейчас вам предстоит выступить в роли мастеров – каретников.

Карандаш: 2 задание называется «Каретных дел мастера»  вы должны из этих обломков собрать карету. Оценивается правильность сборки и скорость. (Составление мозаики)

Ведущая: Сейчас жюри подведет итоги этого задания. (Решение жюри)

Самоделкин: Однажды люди простых коней

        Сменили на стальные.

        И первым был велосипед,

        За ним пошли другие.

Ведущая: В начале XIX века Карл Дрейз создал первый самокат, названный им «машиной для  ходьбы». Затем  его усовершенствовали многие, были изобретены: переднее поворотное колесо, педальный привод, седло, тормоз, пневматическая шина, воздушный ниппель. К концу XIX века современный облик велосипеда был сформирован. В XX веке лишь отдельные узлы и агрегаты усовершенствовались.

Самоделкин: 3 задание называется «Дизайнеры». Команде нужно придумать и нарисовать новомодный велосипед. Каждый член команды по очереди подходит к мольберту и рисует одну деталь от велосипеда. Оценивается скорость, оригинальность. (Команды рисуют велосипед)

Ведущая: Какая команда лучше справилась с этим заданием нам расскажет жюри.

Карандаш: На мотоцикле мчусь вперед

       В бензине бак, мотор ревет.

Ведущая: Ребята, что вы знаете о мотоциклах? (Ответы детей)

Днем рождения мотоцикла принято считать 29 августа 1885 года, когда он был запатентован немецким инженером Готлибом Даймлером. Прародителем мотоцикла был велосипед. Мотоцикл появился чуть раньше автомобиля. В качестве топлива использовался керосин. Его массовое производство началось десять лет спустя.

Самоделкин: Чтобы мотор мотоцикла не ревел, как дикий зверь, нужно заменить бензиновый корм на экологически чистый.

Карандаш: 4 задание: «Накорми коня». Вот вам новые баки, а это экологически чистый корм. Ваша задача быстро заправить баки топливом. Для этого в эти пластиковые бутылки каждый участник команды должен затолкать свою газету. Какая

команда  быстрее  выполнит это задание получит очередной жетон. (Идет эстафета)

Ведущая: Слово предоставляется жюри.

Самоделкин:  Вот пришел XX век

        Сел в машину человек.

        Тут пошло такое дело!

        В городах затарахтело,

        Шум моторов, шорох шин –

        Мчаться тысячи машин.

Ведущая: В XVIII веке русский крепостной Шамшуренков соорудил самобеглую коляску, а Иван Кулибин позже – самокатную повозку. В XIX веке немецкий изобретатель Карл Бенц запатентовал построенный им трехколесный  экипаж с газовым двигателем. В это же время появился четырехколесный автомобиль с ДВС, созданный Г. Даймлером. В конце XIX века в США Генри Форд создал свой знаменитый автомобиль «Форд Т» и впервые внедрил массовое поточное производство автомобилей.

        Первый полностью советский автомобиль был произведен заводом АМО в 1924 году, с этого момента начинается развитие советского автомобилестроения.

        Ребята, а как вы думаете чему больше всего уделяется внимания в автомобиле нашего века? (Ответы детей)

 В автомобиле XXI века большое внимание уделяется экологии, безопасности, улучшению ходовых частей, «интеллектуализации» автомобиля в целом.

Самоделкин: Я предлагаю всем поучаствовать в ралли на невидимомобилях. Как вы знаете, в настоящих ралли экипаж автомобиля должен за определенный отрезок времени, с заданной скоростью   добраться до финиша не обращая внимания на внешние условия. Конкретное  требование  данного задания состоит в том, что каждой команде за 60 секунд нужно преодолеть эту трассу. Кто из команд уложится в это время тот и будет победителем.  Руль служит еще и эстафетной палочкой. (Карандаш и Самоделкин с секундомерами следят за временем своей команды)

Ведущая: Какая команда точнее справилась с этим заданием нам расскажет жюри.

Карандаш: В паровые тихоходы

        Забирались пешеходы

И могли они в пути

На ходу легко сойти.

А теперь под стук колес

Вас везет электровоз.

Не успел двух слов сказать –

Смотришь – надо вылезать!

Ведущая: Паровоз – это локомотив, получающий энергию от паровой машины. Ребята, как вы понимаете слово паровоз? (Ответы детей)

Первый паровоз был создан  Ж.Кюньо 125 лет назад. Первая железная дорога открыта в Англии  в XIX веке. Первый паровоз в России  был разработан отцом и сыном Черепановыми. Электровозы приводятся в движение электродвигателями. Первые электровозы появились в конце XIX века в Англии. Большой вклад в их создание внесли инженеры разных стран. Первая электрифицированная железная дорога появилась в США. В России первые электровозы появились в 1932 году.

Самоделкин: Практически весь транспорт оборудован звуковыми сигналами, в основном они все стандартные, но некоторые умудряются поставить необычные, более крутые, модные. Все они имеют собственные названия.

Карандаш: Сейчас каждой команде нужно изобразить новый звуковой сигнал электровоза, на что он будет похож узнаем из этих карточек. Капитаны команд подойдите и выберите. (1 команде: «Парк юрского периода»; 2 - «Кошмар на улице Вязов»)

 Ведущая: Итоги этого творческого задания подведет жюри.

Самоделкин: Хорошо думается в дальней дороге под стук колес. Можно играть во что угодно.

Карандаш: Наше 7 задание называется: «Угадай профессию». Условия данного задания: в купе вагона едут 6 человек, попробуйте по отрывкам из их речи определить, кто они по специальности. За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон, если команда затрудняется с ответом то право ответа передается другой команде и жетон уходит соперникам. (Карандаш и Самоделкин по очереди задают вопросы, учащиеся отвечают)

  1. «А он все твердит мне, что это хлам и старье. А я ему говорю: «Предположим, что до капитального она пройдет еще тысяч двадцать»   (шофер).
  2. «Оказалось, что я в спешке вместо треугольника соединил звездой» (электромонтер).
  3.  «Погода просто собачья, потолок только 100 метров, а радиокомпас ни влево ни вправо. А тут еще дождь»   (летчик).
  4. На звуке я ничего не мог понять, так что крикнул: «Давай ключом!» и тотчас же перешел на прием. И вдруг ясно слышу SOS»   (радист).
  5. «Сначала снял пять соток. Мало. Снял еще две сотки. И в конце концов подогнал палец»   (токарь).
  6. «Не было кислорода, пришлось током. А лист тонкий, так что у меня ничего не получилось, и я выбросил все к черту»  (сварщик).

Ведущая: Какая команда больше угадала специальностей нам сейчас расскажет жюри.

Самоделкин: Корабли такими были,

        Как игрушечные плыли,

        Плыли месяц, плыли год…

        Появился пароход.

        Выплывают великаны,
        Удивляет белый свет

Быстрота морских ракет.

Ведущая: Многовековая история мореплавания и судостроения хранит названия сотен, даже тысяч самых разнообразных кораблей. В IV веке у римлян был сильный парусный флот. Хорошими моряками были руссы, их ладьи совершали плавания в VI - VIII  веках. В XIII веке появились полностью парусные корабли. Первый российский корабль был построен в XVII веке. Первые пароходы появились в конце XVIII века. В начале XX века - теплоходы с дизельным двигателем. В 60-х годах XX века построены атомоходы, имеющие  силовую установку. Они обладают более высокими скоростями, неограниченной дальностью плавания, большой мощностью.

Карандаш: Ребята, как вы думаете, что общего между парусниками и современными кораблями?  (Имеют якорь) (Ответы детей)

Самоделкин: 8 задание - «Поднять якорь». Каждому  участнику морского экипажа нужно по очереди одной рукой выбрать якорь. Чей экипаж быстрее справится с этим заданием быстрее, тот и будет победителем.  (Идет эстафета)   

Ведущая: Сейчас предоставим слово нашему жюри.

Карандаш: Лишь одним ветрам послушный,

        Поднимался шар воздушный.

        Человек умел мечтать.

        Человек хотел летать.

        Миновал за годом год,

        Появился самолет.

Ведущая: Первые попытки построить самолет предпринимались в конце XIX века Можайским и Эдером, но они не смогли подняться в воздух из-за большой массы и слабых двигателей. Первый самолет, который оторвался от земли и совершил управляемый горизонтальный полет был построен братьями Райт в США  в начале XX века Первый российский самолет был построен в 1910. Этот год считается годом рождения военно-воздушных сил России. В начале XXI века появились беспилотные самолеты.

Самоделкин: Это задание будет состоять из двух частей. Первое - представьте, что вы все работаете в конструкторском бюро на авиазаводе, разрабатываете и собираете новые летательные аппараты. Сейчас обе команды соберут из этих листов эскадрилью самолетов. Здесь будет оценивается внешний вид и конструкция самолета.  (Складывание самолетов способом «Оригами»)

Карандаш: Наступило время  второй части задания, нужно испытать летные качества самолета и вы превращаетесь в летчиков-испытателей. Ваша задача посадить свой самолет на маленький аэродром Северного полюса. (Запуски моделей самолетов)

Ведущая: Общий итог 9 задания подведет наше жюри.

Самоделкин: Ждут нас быстрые ракеты

        Для прогулок по планетам.

        На какую захотим,

        На такую полетим.

Ведущая:  Ребята, что вы знаете о ракетах? (Ответы детей)

Ракета сегодня самый быстроходный вид транспорта на земле, потому что у нее совершенно особый вид двигателя  – реактивный. Первые ракеты придумали в Китае  2000 лет назад. В начале XX века в России никому неизвестный учитель физик К. Циолковский решал задачу о полете к звездам. С. Королев в 1957 году создал первую ракету, которая была использована для запуска первого в мире спутника Земли. 12 апреля 1961 года в космос полетел первый советский космонавт Ю. Гагарин. На сегодняшний день в космосе побывали представители многих стран. Активно развивается космический туризм.

Карандаш: Ребята, а из каких частей состоит ракета? (Обтекатель, корпус, стабилизаторы) (Ответы детей)

Самоделкин: Сейчас каждый член команды превратится в какую-то часть ракеты. Команда должна собраться в «ракету» и затем отправиться в полет вокруг Луны. Если все понятно быстро превращайтесь в ракету. Ракеты на старт. Поехали. (Проходит эстафета)

Ведущая: Итоги последнего задания подведет жюри.

Ведущая: Ребята, понравилось вам наше путешествие? (Ответы детей)

Карандаш: А все ли вы запомнили? Это мы сейчас проверим. За каждый правильный ответ команда может заработать дополнительно по одному жетону. (Карандаш и Самоделкин задают вопросы учащиеся отвечают)

- Как одним словом назвать самолет, паровоз, автомобиль?

Самоделкин: Какой транспорт появился первым?

Карандаш: В какой стране впервые внедрили массовое поточное производство автомобилей?

Самоделкин: В какой стране была запущена первая ракета в космос?

Ведущая: Молодцы, ребята! Все правильно запомнили. Подошло время подвести итоги нашей игры. Слово предоставляется жюри. (Жюри подводит итоги, вручает грамоты, призы)

Карандаш: Быстро время пролетело.

            От кареты до ракеты

            Мы промчались по планете.

Самоделкин: А сейчас мои друзья

            Завершать игру пора.

Ведущая: Всем спасибо за игру,

Творческих успехов!

III. Заключение

 Предложенная методическая разработка воспитательного мероприятия «Увлекательное путешествие по стране Транспорт» (игровая программа для младших школьников) и электронная  презентация к данному мероприятию могут быть использованы во время каникулярного отдыха детей, а также во время мероприятий приуроченных к любому празднику: дню космонавтики, военно-морского флота, автомобилиста и т.д. Учащиеся с удовольствием участвуют в различных конкурсных заданиях, которые в зависимости от состава  и возраста ребят могу варьироваться. Они помогут в увлекательной форме расширить и углубить знания ребят, полученные на занятиях, ввести их в мир научных и технических идей, активизировать всех ребят объединения. Проводить данную программу можно с учащимися, занимающимися в объединениях дополнительного образования, а также в школах и летних лагерях.

IV. Литература

  1. Белов Н.В. Современная энциклопедия для мальчиков.- Мн.: «Современный литератор, 1999;
  2. Браунбург Р. Авиация и воздухоплавание.- М: Мир книги, 2000;
  3. Грэм Й., Окслейд К. Большая энциклопедия транспорта.- М: Махаон, 2011;
  4. Данилов Л.В. Детская АВТОэнциклопедия.- М: РОСМЭН, 2012;
  5. Кинси Э., Харрисон Дж. Оригинальная энциклопедия транспорта.- М: Махаон, 2006;
  6. Миллер Т.А. Мир вокруг нас. - М: «Педагогика, 2001;
  7. Платонов А.В. Энциклопедия будущего адмирала. О флоте и кораблях.- М: Полигон, 2011.

           

Журналы:  

«Мир техники для детей»;  «Праздник в школе»;«Сценарии школьных праздников».

V. Приложения

№ 4. Загадки для кроссворда:

  1. Есть и водный, и воздушный,

Тот, что движется по суше,

Грузы возит и людей,

Что это? Скажи скорей!        (транспорт)

  1. Стрекоза гудит большая

- Полетать вас приглашаю!

Кресла мягкие для вас

И пилоты высший класс!     (вертолет)

  1. Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост -

И поднимется до звезд.         (ракета)

  1. Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко!

Возит грузы и людей

Угадай, кто он, скорей!          (автомобиль)

  1. По дороге на карете

Едут взрослые и дети!

Бубенцов заслыша звон

Знаем, это...                               (фаэтон)

  1. Не похож я на коня,

А седло есть у меня.

Спицы есть. Они, признаться,

Для вязанья не годятся.

Не будильник, не трамвай,

Но звоню я то и знай.               (велосипед)

  1. Железные избушки

Прицеплены друг к дружке.

Одна из них с трубой

Везет всех за собой.                 (поезд)

  1. Несется и стреляет,

Ворчит скороговоркой,

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.                 (мотоцикл)

  1. Какой же красавец

Всегда и везде

На суше родится -

А живет на воде.                         (корабль)

  1. Железная птица в небе кружится,

По сигналу пилота на землю садится.  (самолет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Путешествие в страну знаний". 2 класс.

Данный урок разработан к УМК М. З. Биболетовой, 2 класс.На базе новой лексики учащиеся совершенствуют навыки монологической речи при описании сказочных персонажей, учатся читать букву Аа в закрытом сл...

Путешествие в страну Здоровье. Игровая программа

Цели: 1) продолжить формирование ответственного отношения к здоровому образу жизни, используя игровую форму занятия; 2) развивать стремление быть здоровым и успешным; 3) воспитание негативного восприя...

Открытый урок - праздник "Увлекательное путешествие в страну Глаголию с Мэри Поппинс»5 класс

Открытый урок -праздник "Увлекательное путешествие с Мэри Поппинс" 5 класс.Цель урока – знать морфологически признаки глагола, морфемный состав глагола, уметь определять спряжение глагола с ...

Открытое занятие "Увлекательное путешествие в страну "Веселая гимнастика"

План – конспект открытого занятия "Увлекательное путешествие в страну «Веселая гимнастика» (возраст от 7 до 9 лет)...

методическая разработка занятия "Путешествие в страну кружев"

знакомство с особенностями коклюшечного кружева регионов России...

Методическая разработка "Увлекательный мир журналистики"

Данное занятие проводится в рамках дополнительной общеразвивающей программы  «Телестудия «БРИЗ». Предполагается знакомство с тележурналистской деятельностью. Используются индиви...