Методическая разработка "Увлекательный мир журналистики"
план-конспект занятия (8, 9, 10 класс)

Елисеева Мария  Анатольевна

Данное занятие проводится в рамках дополнительной общеразвивающей программы  «Телестудия «БРИЗ». Предполагается знакомство с тележурналистской деятельностью. Используются индивидуальные и групповые методы и средства обучения, таким образом, прививаются умения работы самостоятельно и в группах. Данная разработка будет полезна для педагогов дополнительного образования, занимающихся по программе «Журналистика» или учителей русского языка  для внеклассного или дополнительного занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия

Тема занятия: «Увлекательный мир журналистики»

Данное занятие проводится в рамках дополнительной общеразвивающей программы  «Телестудия «БРИЗ». Предполагается знакомство с тележурналистской деятельностью. Используются индивидуальные и групповые методы и средства обучения, таким образом, прививаются умения работы самостоятельно и в группах. Данная разработка будет полезна для педагогов дополнительного образования, занимающихся по программе «Журналистика» или учителей русского языка  для внеклассного или дополнительного занятия.

Цель занятия: пробудить у подростков интерес к тележурналистской деятельности.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с азами тележурналистики;
  • способствовать формированию обучающихся интересов и мотивации к дальнейшей деятельности по направлению;
  • создать эмоциональный положительный настрой и умение работать в группе.

План занятия:

  1. Введение – 1 минута.
  2. Знакомство – 4 минут.
  3. Основная часть – 10 минут.
  4. Рефлексия – 5 минут.
  5. Завершающий этап – 5 минут.

Ход занятия:

  1. Введение (Слайд)

- Здравствуйте! Меня зовут  Мария Анатольевна.  Я - руководитель  детской телестудии «Бриз»  и сегодня хочу познакомить вас с увлекательным миром тележурналистики. Я не одна, со мной мои ребята, они расскажут о себе и нашей телестудии.

(Слайд)  Демонстрация ролика

- Действительно, тележурналистика  очень интересная деятельность, в этом вы сейчас сами убедитесь.

  1. Знакомство

- У вас на столах лежат бейджики, на которых написаны  телевизионные профессии, прошу их распределить между собой, написать свое имя и придумать название своей телестудии.

- У нас образовалось  две телестудии и первыми получают задание  корреспонденты:  познакомиться с конкурирующей телестудией, узнать их лучшие качества.

(Привести пример)

  1. Основной этап

- Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым и зрелищным  из всех существующих СМИ. Мы смотрим  научно-познавательные и документальные фильмы, развлекательные программы и ток-шоу, узнаем какую-либо информацию. Вся информационная журналистика начинается с новостей. К этому жанру  предъявляются определенные требования:

- оперативность,

- краткость,

- точность.

- На какие вопросы отвечает новость? (Ответ обучающихся)

Слайд

- Шесть новостных вопросов: КТО? ЧТО? КОГДА? ГДЕ? КАК? ПОЧЕМУ?

- Почему мы одну новость можем смотреть много раз, и нам приятно ее воспринимать, а другую – достаточно посмотреть один раз  и больше к ней не возвращаться? (Ответ обучающихся)

- Тележурналист может влиять на эмоции своего зрителя. Например, испытывая определенные чувства,  мы проявляем разные эмоции и поизносим  определенные слова. Если мы в гневе, у нас проявляются раздражение, злость, следовательно,  в речи будут присутствовать такие слова, как  «неприязнь», «негодование», «ненависть»и т.д. Если мы влюблены – то эмоции совсем другие, и слова такие, как «доверие», «симпатия», «очарование», «доброта» и т.д.

- Следующее задание, которое предлагается выполнить тележурналистам – написать сказконовость, учитывая требования написания новостного жанра.

Раздаются тексты  сказок  и таблица «Чувства и эмоции». Предлагается трансформировать сказку в новость, употребляя слова определенного чувства.

- Высокие результаты телестудии зависят от сплоченности  всего творческого коллектива, поэтому  предлагаю в работу включиться всем  ребятам.

- Пока готовится материал, предлагаю телеоператорам пройти небольшой ликбез по работе с видеокамерой.

Объясняю операторам технику работы с видеокамерой

- Телеведущий, как принято говорить на телевидении, является лицом программы. Все, от мала до велика, ждут, когда же "придет" в дом долгожданный гость.

-  Следующее задание для телеведущих – представить  вашу новость.

(Привести  пример выступления телеведущего)

Съемка новостей.

Материал скидывается в ноутбук.

- Согласитесь, без подготовки работать перед камерой сложно. Нужно не только справляться со своим волнением, но красиво говорить. Одно из упражнений, которое используют для дикции  тележурналисты и телеведущие – это чтение скороговорок.

- Предлагаю  выбрать скороговорку и прочитать ее 3 раза подряд.

(Зачитывание скороговорок)

Просмотр отснятого материала

- Это только на первый взгляд кажется, что в работе телеведущего нет ничего особенного, на самом деле, к нему предъявляются определенные требования.

– Как вы думаете, какие требования предъявляются ведущему новостей?

(Ответы обучающихся)

слайд

  • Гармония черт лица.
  • Красивые волосы.
  • Стройная и пропорциональная фигура.
  • Белые и ровные зубы.
  • Приятно звучащий голос.
  • Выразительность жестов.
  • Живой ум.

- Определенные требования предъявляются и к одежде. Ведущие новостных телепрограмм – иконы делового стиля. Одежда для ведущих зависит, как правило, от темы новостей – если день спокойный и плохих новостей нет, то одежда может быть светлой, относительно непринужденной. Если же предстоит сообщать о нерадостных событиях – подбирается максимально серьезная, строгая одежда темных цветов. Летом одежда телеведущих более цветная и свободная – легкие блузки и летние жакеты, зимой преобладают более сдержанные цвета и строгие фасоны

4. Рефлексия

 - Есть еще одна профессия на телевидении, скрытая от глаз телезрителей – это редактор. Работа редактора начинается задолго до того, как программа выйдет в эфир. Он работает над выбором темы, героем программы, принимает  практическое участие в работе со сценарием, творческим замыслом  - и это далеко не все грани работы редактора.

 - Предлагаю редакторам, совместно с группой, написать и озвучить синквейн.

Слайд

Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Обучающиеся пишут синквейнна тему «Тележурналистика».

- Вы молодцы! У вас все получилось здорово!

5.Заключительный этап

- Ребята, телестудия «Бриз» снова на связи…

Демонстрация ролика. Раздаю блокноты и ручки

- Предлагаю стать друзьями нашей группы.  До встречи на слете юных журналистов!

Список используемой литературы

Агафонова Ю.А. Методика преподавания элективного курса «Журналистика» старшеклассникам. (Сетевой ресурс www.openclass.ru/io/1/psihologiches)

Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике.

Блокнот журналиста. В помощь редакторам и корреспондентам школьных газет. Сайт А.Дедова. (Сетевой ресурс http://al-dedov.narod.ru/proryv/bloknot.htm)

В помощь начинающим журналистам. Под ред. Козева Н., Синцова П. – М.: изд-во «Правда», 1964.

Журналист: профессия или призвание. Портал Planet. (Сетевой ресурсhttp://planetahr.ru/publication/2019)

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2004.

Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. – М., 2004.

Лепилкина О.И Азбука журналистики. – М.: «Вентана-Граф», 2007.

Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2005.

Спирина Н.А. Журналистика в школе. (Сетевой ресурсhttp://festival.1september.ru/articles/310091/)

Приложение 1

Курочка Ряба

Русская народная сказка

Жили старик со старухой, и была у них курочка Ряба. 
Снесла курочка яичко: яичко не простое. Золотое. 
Старик бил-бил – не разбил; старуха била-била – не разбила. 
Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось. 
Старик плачет, старуха плачет; курочка кудахчет: «Не плачь, старик, не плачь, старуха. 
Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».

Приложение  2

гнев

страх

грусть

радость

любовь

Ненависть

Отчаяние

Тоска

Восторг

Сочувствие

Истерия

Испуг

Скорбь

Ликование

Теплота

Злость

Оцепенение

Лень

Приподнятость

Блаженство

Раздражение

Подозрение

Жалость

Оживление

Доверие

Презрение

Тревога

Отрешенность

Умиротворение

Безопасность

Негодование

Ошарашенность

Отчаяние

Увлечение

Благодарность

Обида

Беспокойство

Беспомощность

Интерес

Спокойствие

Ревность

Боязнь

Душевная боль

Забота

Симпатия

Уязвленность

Унижение

Безнадежность

Ожидание

Идентичность

Досада

Замешательство

Отчужденность

Возбуждение

Гордость

Зависть

Растерянность

Разочарование

Предвкушение

Восхищение

Неприязнь

Вина (стыд)

Потрясение

Надежда

Уважение

Возмущение

Сомнение

Сожаление

Любопытство

Самоценность

Отвращение

Застенчивость

Скука

Освобождение

Влюбленность

Зависть

Опасение

Безвыходность

Приятие

Любовь к себе

Смущение

Печаль

Принятие

Очарованность

Сломленность

Загнанность

Нетерпение

Смирение

Подвох

Вера

Искренность

Надменность

Изумление

Дружелюбие

Ошеломленность

Доброта

Взаимовыручка

Приложение 3

Скороговорки

Жили-были три китайца
Як, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони.
Жили-были три китайки
Цыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.
Вот они переженились:  
Як на Цыпе Як-Ци-Драк на Цыпе-дрипе
Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.
И у них родились дети:
У Яка с Цыпой - Шах,
У Як-Цы-драка с Цыпой-дрипой - Шах-Шахмони,  
У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони
СЦыпой-Дрипой-Лимпомпони -
Шах-Шахмони-Лимпомпони.

- Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.

В четверг четвертого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж
Чрезвычайно чисто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Законы жанров журналистики"

Материал о жанрах журналистики и их особенностях...

План занятия творческого объединения "Журналистика" по теме "Виды и жанры журналистики" с использованием Обратной методики Ривина"

Занятие ориентировано на старшеклассников, умеющих работать с различными источниками информации. Цель-создать презентацию "Виды и жанры журналистики", которая будет базой для дальнейшего подробного зн...

Методическая разработка «Функции заголовочного комплекса» по практико-ориентированному элективному курсу «Журналистика и русский язык» для учащихся 10 класса.

Тема занятия: «Функции заголовочного комплекса»       Эта тема является одной из составляющих блока по изучению композиции текста, который относится к разделу «Технология под...

Методическая разработка занятия по журналистике "Информационный пикник"

Данное занятие проводится в соответствии с программой «Введение в журналистику», изучается в большом разделе «Журналистика как вид деятельности и профессия» и является итоговым в изучении данного разд...

Методическая разработка занятия ОДОД "Основы журналистики". Заметка в газету. Работа над жанром.

Данная разработка поможет организации работы на начальном этапе работы кружка или отделения ОДОД, особенно если есть проблемы в подготовленности участников кружка....

Методическая разработка занятия по журналистике

Данное занятие проводится в соответствии с программой «Журналистика». Оно важно тем, что на нем предполагается проверка теоретических знаний и  практическая отработка полученных навык...

Методическая разработка творческой мастерской "Развивающая журналистика"

Творческая мастерская "Развивающая журналистика", предназначена для ребя первого года обучения, В ходе которой они, показывают чему научились за год, узнают новое о написании статей, пишут з...