Методическая разработка «Функции заголовочного комплекса» по практико-ориентированному элективному курсу «Журналистика и русский язык» для учащихся 10 класса.
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Сидельникова Ирина Васильевна

Тема занятия: «Функции заголовочного комплекса»

      Эта тема является одной из составляющих блока по изучению композиции текста, который относится к разделу «Технология подготовки журналистских произведений для печатных изданий».

Цели занятия:

  • Осуществить комплексную подготовку к ЕГЭ, но главное – сформировать профессионально-ориентированные умения в выборе профессии, используя разные виды работы со словом

Эффективное достижение цели возможно только

 при решении следующих задач:

  • на основе теоретического материала помочь учащимся освоить понятие: заголовочный комплекс, сформировав умения работать с публицистическими текстами
  • рассмотреть основные функции заголовка (номинативную, коммуникативную, рекламную, информативную и оценочную);
  • изучить разнообразие структур заголовка, выявив его взаимосвязь с содержанием и жанровым решением газетного материала;
  • научить учащихся приобрести умения  анализировать публицистические тексты;
  • ознакомить с основными требованиями к описанию текстов публицистического стиля и формирование навыков составления текстов разных жанров, развить творческий потенциал учащихся;
  • продумать  и подобрать заголовки, статьи  для февральского номера газеты «Гимназист», то есть создать ДАЙДЖЕСТ

          Оборудование:

  • публикации известных в городе печатных изданий;
  • номера школьной газеты «Гимназист»;
  • дидактический материал (учебные таблицы, тезаурус, памятка «Правила подачи материала»);
  • ТСО (компьютер, слайд-проектор)

Методы преподавания:

  • коммуникативный метод, предполагающий организацию учебного общения как средства освоения языкового материала и общеучебных умений;
  • метод реализации учебных и познавательных проектов;
  • метод организации дискуссий и дебатов, ролевых игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический альманах                №2

Содержание

Открытые уроки

Гулюшова Е.Н.

Нефть, ее прошлое, настоящее и будущее

2-6

Маркова Е.А.

Открытый урок английского языка в 8 классе. «Inventions» («Изобретения»)

7-10

Гаврилова О.В.

Открытый урок по природоведению в 5 классе. «Размножение организмов»

11-14

Крашениикова Н.В.

«Сказка на уроке математики».

15-18

Коновалова Н.Б

Открытый урок по русскому языку в 8 классе. "Фразеология. (Повторение изученного в 5 – 8 классе)"

19-21

Авралева Т.Н.

Открытый урок по истории языку в 11 классе. «Октябрьский переворот 1917г. и Гражданская война».

22-26

Сидельникова И.В.

Методическая разработка «Функции заголовочного комплекса» по практико-ориентированному элективному курсу  «Журналистика и русский язык» для учащихся 10 класса.

27-30

Баранова Н.М.

Открытый урок по  биологии в 7 классе. «Класс Земноводные или Амфибии»

32-35

Коновалова Н.Б.

Открытый урок по русскому языку в 7 классе. "Публицистический стиль речи"

36-39

Кранчевская С.В.

Открытый урок по русскому языку во 2 классе. «Безударные гласные в корне слова»

40-44

Невская А.В.

Открытый урок по окружающему миру  во 2 классе. Домашние опасности.

45-48

Грузкова Н.Н.

Открытый урок литературного чтения во 2 классе. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

49-54

Белая Н.И.

Открытый урок в 10 классе. Оформление Веб-страниц. Использование графики.

55-57

Белая Н.И., Малыгина Е.Р.

«Рельеф и его разновидности в искусстве» с использованием среды ArtCam.

58-66

Из опыта работы

Маркова Е.А.

О проектировании учебного процесса на основе технологии в.м. монахова

67-85


Сидельникова Ирина Васильевна,

учитель русского языка и литературы,

МОУ гимназии №39 «Классическая»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

«Функции заголовочного комплекса» по практико-ориентированному элективному курсу  «Журналистика и русский язык»

для учащихся 10 класса

Тема занятия: «Функции заголовочного комплекса»

      Эта тема является одной из составляющих блока по изучению композиции текста, который относится к разделу «Технология подготовки журналистских произведений для печатных изданий».

Цели занятия:

  • Осуществить комплексную подготовку к ЕГЭ, но главное – сформировать профессионально-ориентированные умения в выборе профессии, используя разные виды работы со словом

Эффективное достижение цели возможно только

 при решении следующих задач:

  • на основе теоретического материала помочь учащимся освоить понятие: заголовочный комплекс, сформировав умения работать с публицистическими текстами
  • рассмотреть основные функции заголовка (номинативную, коммуникативную, рекламную, информативную и оценочную);
  • изучить разнообразие структур заголовка, выявив его взаимосвязь с содержанием и жанровым решением газетного материала;
  • научить учащихся приобрести умения  анализировать публицистические тексты;
  • ознакомить с основными требованиями к описанию текстов публицистического стиля и формирование навыков составления текстов разных жанров, развить творческий потенциал учащихся;
  • продумать  и подобрать заголовки, статьи  для февральского номера газеты «Гимназист», то есть создать ДАЙДЖЕСТ

          Оборудование:

  • публикации известных в городе печатных изданий;
  • номера школьной газеты «Гимназист»;
  • дидактический материал (учебные таблицы, тезаурус, памятка «Правила подачи материала»);
  • ТСО (компьютер, слайд-проектор)

Методы преподавания:

  • коммуникативный метод, предполагающий организацию учебного общения как средства освоения языкового материала и общеучебных умений;
  • метод реализации учебных и познавательных проектов;
  • метод организации дискуссий и дебатов, ролевых игр

Структура занятия:

 I этап   - поисковый (определение тематического поля, постановка цели, задач)

 П этап – аналитический (анализ теоретической информации)

 Ш этап – практический (выполнение запланированных творческих заданий)

 IV этап – презентационный (демонстрация собственных публикаций)

 I этап   - поисковый (определение тематического поля, постановка цели, задач)

Преподаватель знакомит присутствующих с темой занятия, проговаривает                                      цель и задачи, знакомит со структурой урока, с технологией Метод реализации учебных и познавательных проектов.

 Слова учителя

    Нам предстоит работа по созданию февральского номера газеты «Гимназист», а потому мы должны отобрать  лучшие заголовки, грамотно аргументировав свой выбор.

    Однако сначала я прошу обратить ваше внимание  на новое понятие: заголовочный комплекс.

П этап – аналитический (анализ теоретической информации)

   - Что, по-вашему, может означать слово комплекс?

А в сочетании с прилагательным заголовочный? Обратитесь к тезаурусу и найдите определение понятия «заголовок».

ВЫВОД:  Заголовок - совокупность, сочетание предметов, а так как заголовок – это вторичный источник информации, передающий содержание или идею произведения, то

заголовочный комплекс – это совокупность вторичных источников информации, передающих содержание или идею журналистского произведения.

 -  Что же из представленных здесь понятий может составлять заголовочный комплекс?

За разъяснением  обращайтесь к ТЕЗАУРУСУ

(Приложение № 1).

Мы находим те понятия, которые можно отнести к источникам информации. Пожалуйста, назовите их.

    Итак, заголовочный комплекс как первичный синтез содержания журналистского произведения объединяет: анонсы, рубрики, собственно заголовки, подзаголовки, лиды.

   Необходимо запомнить, что точный  и содержательный заголовок  требует от журналиста глубоких профессиональных знаний, творческого дара,  мастерства.

Заголовочный комплекс свидетельствует о концепции издания, его направленности и аудитории. Центральное место отводится заголовку. Работа над ним – широкое поле творческой деятельности журналиста.

Ш этап – практический (выполнение запланированных творческих заданий)

Цель заголовка – воздействие.

     В большинстве случаев он оказывает решающее влияние на восприятие всего текста. Часто только из-за одного интригующего или сенсационного  заголовка люди покупают номер. Вы можете привести примеры таких заголовков? Назовите печатные издания.

«Домашнее обозрение» (приложение к газете «Тольяттинское обозрение»)

Подражайте собакам и будьте здоровы! (заметка-прогноз)

Сколько стоит «Фабрика звёзд»?        (журналистское расследование)

Мобильные телефоны против курения (хроника, заметка)

Лариса Удовиченко:  (интервью-портрет)              

   Необходимо запомнить, что заголовок – это главный тезис любого материала.

В заголовке выражается авторская позиция.

     Он выполняет следующие  функции:

  • номинативную (содержит конкретное название ситуации)
  • коммуникативную (сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц)
  • рекламную (информационное сообщение с целью выгодной продажи)
  •  информативную (передаёт информационное сообщение)
  •  оценочную (оценка ситуации, характеристика людей)

Газетный заголовок является воплощением линейной краткости изложения.

Приложение № 2

         Заголовок берёт на себя важнейшие функции текста, характеризуется

 разнообразием структур.

Таким образом, заголовок является частью композиционной структуры текста. Он взаимосвязан с содержанием и жанровым решением газетного материала, которое влияет на его выбор

IV этап – презентационный (демонстрация собственных публикаций)

Среди жанров, для которых характерен игровой заголовок, можно выделить эссе.

     Как вы думаете, почему? Определение жанра (ответ учеников).

   Я предлагаю прослушать несколько работ и принять решение об их публикации в следующем номере газеты?  

    Читают Эссе «Проклятая профессия журналист», «Что такое счастье для тех, кто никогда не видел моря…». Обсуждение и решение о публикации. Под каким заголовком?

              Каковы функции этого заголовка?

Обратите внимание, что необходимо выбирать наиболее оперативные  информационные     жанры, не претендующие на детальный анализ.

     Пожалуйста, напомните, о каких жанрах идёт речь? Таблица № 4

    Учащиеся разбирают и комментируют таблицу, а затем предлагают статьи и заголовки к ним. Учитель ещё раз напоминает об умелом сочетании основных признаков темы, жанра, ритма материала в заголовке.

    Просит вспомнить о том, что, подзаголовок – это необходимое уточнение смысла, а потому он должен взаимодействовать с заголовком.

     Он может и не быть неким перефразированием основной мысли заголовка, но должен «подхватывать» и развивать её, обеспечивая читателей дополнительной важной информацией.

Задание ученикам:

    Теперь вы попробуйте продумать  и подобрать заголовки, статьи  для февральского номера газеты «Гимназист», то есть создать ДАЙДЖЕСТ, аргументируя свой выбор.

   Итоги:  

     На этом занятии мы попытались рассмотреть    функции заголовочного комплекса,     представив его как первичный синтез содержания журналистского произведения.

Нам, я думаю, удалось выполнить все поставленные нами задачи, ученики запомнят:

центральное место отводится заголовку.

Работа над ним – широкое поле творческой деятельности журналиста.

Цель заголовка – воздействие.

     В большинстве случаев он оказывает решающее влияние на восприятие всего текста.      

Преподаватель предлагает присутствующим ознакомиться с Веб-сайтом школьной газеты «Гимназист».

         Презентация газеты  - это тот продукт самостоятельной деятельности учащихся в тесном сотрудничестве с преподавателем.

Члены редакционного совета представляют презентацию  школьной газеты «Гимназист».

Приложение №1

Тезаурус- глоссарий (краткий толковый словарик)

Ракурс – передача информации  в определённом аспекте.

Анонс -  предварительное и   краткое объявление о предстоящих гастролях, спектаклях, концертах…

Рубрика [< rubrika заглавие закона (написанное красной краской)

2) раздел, подразделение в печатном произведении, графа.

Заголовок – вторичный источник информации, передающий содержание или идею произведения.

Подзаголовок – это источник информации, необходимый для уточнения смысла заголовка.

Лид – наиболее важный ключевой фрагмент новости. Он вовлекает в чтение, создавая впечатление о неотложности,  возбуждает интерес читателя.  

Правило составления  лида: не  сообщать в нём более двух новостей одновременно.

Комплекс – [< лат. Coplehxus связь, сочетание] – совокупность, сочетание предметов, действий, явлений или свойств, составляющих одно  целое.

Новость - срочное, интересное, занимательное сообщение о новом событии. Новость начинается с зачина, затем излагается основная часть.

Последовательность изложения такова:

  • новость;
  • объяснительный материал;
  • вторичный материал (подтемы);
  • если нужно – предыстория, затем возвращение к главной теме, её детализация

Аллегория – иносказание; в искусстве – развёрнутое уподобление, подробности которого складываются в систему намёков; причём прямой смысл изображения не теряется, но дополняется возможностью его переносного истолкования.

Антитеза – (гр. противоположение) – стилистическая фигура, состоящая в сопоставлении резко отличных по смыслу слов или словесных групп, например: «Великий человек на малые дела» (Даль).

Каламбур – игра слов, основанная на нарочитой или невольной двусмысленности, порождённой омонимией или сходством звучания и вызывающая комический эффект, например: «Несусь я, точно так;// Но двигаюсь вперёд, а ты несёшься сидя» (К.Прутков).

Метафора – (гр. перенос) вид тропа: оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на базе их переносного значения, например: «На нить праздного веселья // Низал он хитрою рукой // Прозрачной лести ожерелья // И чётки мудрости златой» (А.С.Пушкин).

Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, значение которого в целом отличается от простой суммы  значений его частей.

Дайджест  - периодическое издание, перепечатывающее наиболее интересные, лучшие материалы из других изданий.

Эссе – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальное впечатление и соображение по конкретному поводу и заведомо не претендующее на определяющую и исчерпывающую трактовку предмета.

Приложение №2

                                                 Тест журналистского умения

Правила подачи материала

1. Человеческий интерес. 

Категории, которыми мыслят обычные люди, делают материал убедительнее, поскольку позволяют читателям увидеть себя в статье

2. Чёткая позиция.

Пишите так, чтобы ваша позиция была чёткой. Будьте либо объективными и непредвзятыми либо пишите с чётко выраженным мнением и анализируйте в зависимости от того, что вы пишите – новости или анализ новостей.

3. Ясность мысли.

Читатели быстро изучают газеты. Если они не понимают что-то с первого раза, они, возможно, не поймут этого никогда и могут перестать читать вашу статью. Читатели не собираются перечитывать газеты, как романы, несколько раз, чтобы лучше понять написанное там. Старайтесь, чтобы ваш материал не навевал скуку, но вместе с тем «весёленькое» изложение материала не должно мешать ясности.

4. Будьте точны.

Не пишите «несколько», когда вы знаете точное количество, например, три.  Когда у вас есть информация, используйте её!

5.  Пользуйтесь словарём.

Вы должны знать точное значение употребляемых вами слов. В устной речи многие из них часто используются небрежно.

    Не пользуйтесь длинными модными словами только для того, чтобы показать владение языком, если более простые и короткие точно также передадут вашу мысль. С другой стороны, не робейте и используйте  слова малоупотребительные в повседневной речи, если они точнее всего рисуют картину, необходимую для вашей статьи.

Приложение № 3

В заголовке выражается авторская    позиция!

Он выполняет следующие  функции:

  • номинативную (содержит конкретное название ситуации)
  • коммуникативную (сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц)                                                  
  • рекламную (информационное сообщение с целью выгодной продажи)
  •  информативную (передаёт информационное сообщение)
  •  оценочную (оценка ситуации, характеристика людей)

Газетный заголовок является воплощением линейной краткости изложен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:- содействие выбору учащимися дальнейшего профессионального обучения...

Элективный курс "Избранные вопросы русского языка" для 11 класса

Элективный курс по русскому языку поможет в подготовке школьников к ЕГЭ. В рамках курса возможна некоторая вариативность материала с учетом особенностей группы выпускников....

Методическая разработка «Дидактические игры и упражнения используемые в словарной работе на уроках русского языка».

Методическая разработка  «Дидактические игры и упражнения используемые в словарной работе на уроках русского языка»....

Методическая разработка. «Игровые технологии как один из способов повышения мотивации к изучению русского языка и литературы в 5-7 классах».

Методическая разработка «Игровые технологии как один из способов повышения мотивации к изучению русского языка и литературы в 5-7 классах». В данной разработке содержится материал, который...

Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения знаний по русскому языку учащимися с интеллектуальными нарушениями в 11 классе"

Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения знаний  по русскому языку учащимися с интеллектуальными нарушениями в 11 классе"...