Методическая разработка занятия ОДОД "Основы журналистики". Заметка в газету. Работа над жанром.
методическая разработка на тему

Быкарева Лариса Николаевна

Данная разработка поможет организации работы на начальном этапе работы кружка или отделения ОДОД, особенно если есть проблемы в подготовленности участников кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_odod_2017.docx16.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                 Быкарева Лариса Николаевна,

                                                                                                                 педагог ОДОД, объединение

                                                                                                                «Основы журналистики»

                             Заметка в газету. Работа над жанром.

       Как известно, современная журналистика изобилует жанровым разнообразием газетных статей. Это и репортаж, и интервью, и заметка, и диспут, и очерк, и проблемная статья, и многое другое. Задача руководителя объединения «Основы журналистики» - познакомить членов редакции с особенностями каждого жанра, научить практическому применению знаний на практике и, как финал, - публикация лучших работ в школьной газете. Однако здесь может быть ряд трудностей, которые приходится преодолевать. С ними столкнулась и я в текущем учебном году.

     Программа «Основы журналистики» рассчитана на два года, поэтому в этом учебном году я, выпустив предыдущую группу (они закончили гимназию), набрала новый курс из состава десятиклассников. Вновь пришедшие кружковцы поразили меня желанием заниматься журналистикой и в такой же мере незнанием азов работы над материалом для газеты. Оказалось, что ребята не знают особенностей простейших жанров, несмотря на то, что программа по русскому языку (В.В.Бабайцевой), по которой работает вся наша гимназия, предполагает на уроках развития речи работу над очерком, интервью, проблемным текстом, заметкой. Однако, видимо, знания оказались кратковременными и слабыми,  поэтому знакомство с жанрами журналистики пришлось начинать с нуля. Трудность работы состояла в том, что, даже получив задание и комментарий к его выполнению, ребята были не в состоянии самостоятельно организовать свою работу. Стало ясно, что надо провести работу над жанрами, руководя каждым ее этапом. Я выбрала жанр заметки в газету как самый простой по реализации и требующий минимум времени.

       Вся работа в данном направлении была спланирована поэтапно.

      Этап 1. Выбор  общей для всех темы для заметки.

      Этап 2. Теоретическое знакомство с жанровыми особенностями  заметки. Цель написания, идейное содержание, необходимые факты, предварительное знакомство с участниками выбранного мероприятия.

      Этап 3. Ознакомительная беседа с ответственным за проводимое школьное мероприятие о том, что будет происходить, с каким возрастом, участники и руководители мероприятия, время и место проведения.

      Этап 4. Коллективное посещение выбранного мероприятия, записи по ходу, фотографирование ярких моментов.

      Этап 5. Составление, чтение и анализ отчетов о посещенном мероприятии. Рекомендации по отбору материала. Просмотр и отбор фотографий.

      Этап 6. Индивидуальная работа каждого члена редколлегии над своей заметкой. В процессе работы – индивидуальные консультации с педагогом ОДОД направляющего характера.

      Этап 7. Заседание редколлегии с чтением и обсуждением промежуточных вариантов заметки. Плюсы и недостатки подачи материала. Рекомендации по доработке в соответствии с требованиями публицистического стиля.

       Этап 8. Чтение и обсуждение окончательных вариантов заметок, отбор лучших для газеты. Выбор заголовков: ярких и точных.

       Этап 9. Размещение лучшей заметки в газете.

      Как видно из данного планирования, работа над заметкой оказалась очень долгой, кропотливой и требующей времени. Но это того стоит, потому что заметка в газету – основной жанр, лежащий в основе других газетных жанров. Если научишься хорошо и правильно писать заметку, то будет проще работать над остальными жанрами.

        Практически данная работа происходила так. За основу ребята выбрали школьный тур конкурса «Дети читают классику детям», который проходил 13 октября в кабинете №18 гимназии. В нем принимали участие все желающие учащиеся  5-11 классов, они читали отрывки из русской классики наизусть и с листа. Цель конкурса – отбор четырех лучших чтецов в номинациях «Проза», «Поэзия», «Драматургия» и «Литература второй половины 20века» для районного тура.  Участники кружка побеседовали с учителями, которые готовили ребят к конкурсу, узнали о трудностях выбора текстов, отборах лучших чтецов в классах.  После этого на занятии кружка мы познакомились с жанровыми особенностями заметки: точность в фамилиях, классах и названиях прочитанных произведений, умение отметить эмоциональность или равнодушие зала, выделить наиболее ярких исполнителей, сказать о процедуре проведения. Главное – отметить победителей и подобрать к их исполнению точные эпитеты: «очень яркое чтение», «эмоциональность», «неравнодушное чтение» и другие. Особенно важно записать точные названия произведений и ничего не перепутать! С такой подготовкой члены кружка побывали на конкурсе, сделали необходимые записи и фотографии.

       В настоящее время мы  находимся на шестом этапе плана: индивидуальная работа каждого члена редколлегии над своей заметкой  и индивидуальные консультации с педагогом ОДОД направляющего характера.  Индивидуальный подход к каждому автору очень важен, так как далеко не все мои нынешние кружковцы литературно одарены и приходится кропотливо работать с некоторыми над каждой фразой. Одновременно  советуемся по отбору фотографий,  думаем над заголовком – и тоже пока с каждым отдельно. Хочется, чтобы на коллективном чтении и обсуждении заметок каждый ребенок выглядел уверенно, не стеснялся высказывать свое мнение, мог принимать критику в адрес своей работы и доказывать свою правоту. Это первый шаг к развитию самостоятельности и принесет свои плоды в дальнейшей  работе.

      К сожалению, работа продвигается медленнее, нежели хотелось бы, поэтому пока мы не можем представить первый (пробный) номер газеты. Но я не жалею о потраченном времени и надеюсь, что такое кропотливое обучение, продиктованное реальными обстоятельствами, принесет свои плоды. И тогда, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о слова говорящего».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка серии уроков по созданию коллективной работы на тему "Художник в театре"

В 3 классе, изучая тему 3 четверти "Художник и зрелище" по программе общеобразовательных учреждений "Изобразительное искусство и художественный труд" под редакцией Б.М. Неменского, ребята знакомятся с...

Методическая разработка для организации и проведения внеклассной работы по физической культуре "Спортландия"

Предлагаю подборку всевозможных названий команд, девизов и эмблем для организации и проведения спортивных праздников, спортландий, весёлых стартов, эстафет. и др. В помощь не только учителям физическо...

Методическая разработка по выполнению практических и лабораторных работ студентов

В данной работе представлены разработки лабораторных и практических работ по темам курса органической и общей химии:Предельные углеводороды (Практ. №1)Непредельные углеводороды (Лаб. №2)Фенолы (Лаб. №...

Методическая разработка по географии 7 класс "Методика работы с диаграммой"

"Методика работы с диаграммой" - это моя авторская методическая разработка по географии для 7 класса. Будет полезна учителям работающим по УМК  "Полярная звезда", в содержании которого много урок...

Методические разработки спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с учащимися 5-7 классов "Мы выбираем здоровье"

Методические разботки для работы с учащимися 5-7 классов: программа по пропаганде ЗОЖ, праздник, познавательно-игровая программа, конкурс, анкетирование....

Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Виды и жанры изобразительного искусства" 5 класс

Цель (культурлогическая): воспитание эстетического вкуса учащихся. ориентация в мире духовных ценностей. Формируемая компетентность: художественно - эстетическая. коммуникативная. Задача: понимать по ...