Полет длиною в жизнь
статья

 Статья в виде автобиографических заметок о роли  технического моделирования в становлении личности молодого человека и о проблемах соврременного состояния детского технического творчества адресована широкому кругу педагогической общественности и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobryakov_avia_statya.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Добряков В.И.

Педагог дополнительного образования, заведующий отделом технического моделирования

        

Полет длиною в жизнь

        Когда человек приближается к границе, которая отделяет детство от отрочества, он должен видеть себя, как в зеркале, в созданных собственными руками ценностях, в которые вложена частица собственного сердца, – любовь к людям, вдохновенный труд.

В.А. Сухомлинский

        После Великой Отечественной войны во второй половине XX века в нашей стране ежегодно увеличивалось число школ с политехнической подготовкой. На это же была нацелена и внешкольная работа. Значительное количество детей было занято полезными, интересными делами помимо школы. Система дополнительного образования детей, как мы ее называем сейчас, дала стране много талантливых, способных, воспитанных членов общества. Большинство из них прошли сито конкурсов и соревнований различного уровня, узнали радость борьбы и горечь поражений,  все они стремились к совершенству и познанию.

Другая ситуация сложилась в настоящее время. По всей видимости, в современной России возникает общество потребления. Характерной чертой этого общества является провозглашение культа потребления. Купить все, что можно купить. Лучше купить готовое, чем пробовать сделать самому. Это особенно ярко проявляется в поведении детей. Даже в работе нашего авиамодельного объединения встречаешься с такими случаями, когда учащиеся, еще не овладев достаточным мастерством в моделировании, пытаются продать свою модель самолета другому. Иногда им заказывают модели сверстники в школе. Конечно, по большей части, такие сделки заканчиваются ничем. Подросток просто не справляется с работой. Наличие такого явления говорит о многом и, прежде всего о том, что увеличилось число ребят, готовых заплатить за то, что им понравилось, а не сделать самому. Во всем есть свои плюсы и минусы. Положительным является тот факт, что увеличивается цена грамотного специалиста. Если люди обращаются к кому-либо с просьбой что-то изготовить, то они заплатят больше тому, кто сделает лучше. Любое предприятие или фирма заплатит больше тому, кто имеет более высокую квалификацию. Уже на занятиях в кружке дети начинают понимать  это и стремиться к повышению своего мастерства.

        Современная система технического творчества слабо обеспечивается централизованным управлением  и поддержкой. Практически она скатилась к «хоббизму». Хобби как досуговое увлечение само по себе неплохо. Появляется возможность заниматься любимым делом со взрослыми - отцом, братом. Становится доступной дорогая техника для занятий моделированием. Можно покупать готовые модели. Но за всей мощью современной индустрии хобби скрывается отсутствие обязательности и ответственности. Сегодня хочу  запускать модель, а завтра не хочу. Характерный пример из моей практики. Один учащийся из группы активно занимался с сентября. Построил кордовую тренировочную модель самолета, приобрел вместе с папой моторчик и вскоре пропал из кружка. Когда я стал выяснять, что случилось, то оказалось, что они запускали модель вместе с папой (он когда-то тоже занимался моделированием). И этого им обоим оказалось достаточно, чтобы больше не появляться на занятиях. А как же рост, творческая работа? Похоже им этого не надо.

Многие дети отказываются идти даже на те соревнования, на которых требования минимальны. К этому привело разрушение системы соревнований, их непрестижность, не интересные призы, которые вручаются детям. На проведение соревнований не отпускается достаточных средств. Иногда начисто отметаются классы моделей, зарегистрированные международной авиационной федерацией. Детям предлагается заниматься только авиамоделями для залов. А дети (даже первоклассники), приходя заниматься в кружок, задают вопрос: “А когда я буду делать модель на пульте управления?” Или такой: “А в вашем кружке делают модели на пульте управления?” О других классах моделей ребенок и представления не имеет, но пульт управления запомнил крепко. Дают себя знать игрушечные магазины и мультфильмы. Если бы я им объяснял, что будем заниматься только комнатными моделями, то я этих учеников и не увидел бы. Надо отдать должное нашим предшественникам: они развивали все классы моделей, потому что каждый класс по-своему хорош и для каждого класса находятся любители и специалисты. В связи с отсутствием системы соревнований, становятся непопулярными и выставки технического творчества. Если построить, например,  качественную модель-копию и участвовать в соревнованиях, то можно и на выставку ее поставить. А если соревнования не проводятся, то строить такую модель только для выставки не имеет смысла. Получается замкнутый круг. Нет соревнований, нет качественных моделей и нет  интересных экспонатов для  выставки.

Я вспоминаю свой путь в авиамоделировании. На мой выбор повлияли несколько событий. Первым человеком, который обратил мое внимание на самолеты, была моя бабушка – Елена Николаевна. Это было давно, в середине 50-х годов прошлого века, в нашем Московском районе, и неудивительно, ведь аэродром Пулково находится рядом. Была солнечная погода, современный по тем временам пассажирский самолет ИЛ-14 гулко пролетел над районом и ушел в сторону аэропорта. Бабушка сказала: “ Красавец какой”. Этого было достаточно, чтобы я обратил на самолеты свое внимание.

Другое событие случилось позже. В то время мы часто бывали у наших соседей, смотрели чуть ли не единственный среди жильцов нашего подъезда телевизор. Оказалось, мой сосед Игорь, школьник девятого или десятого класса занимается в Доме пионеров Московского района авиамоделированием. У него дома я впервые увидел авиамодельную конструкцию, это была еще незавершенная модель-копия самолета ЯК-12. Тогда модели строились по принципу точного копирования  настоящего самолета. В ней были видны шпангоуты, которые скреплялись стрингерами, собранный из нервюр центроплан крыла. В общем, конструкция была ажурной, но понятной. Игорь и привел меня в авиамодельный кружок. Я не помню каких-либо драматических переживаний по поводу первых неудач, они пришли позже, когда я стал принимать участие в соревнованиях. Как все, я начал строить сначала бумажные модели, потом схематические модели планеров. Наш преподаватель Карпенко Николай Матвеевич, который проработал в Доме пионеров вплоть до 1980 года, был авиамоделистом-свободником. То есть сам специализировался на моделях свободного полета. В то время начал бурно развиваться класс кордовых моделей, и надо отдать ему должное, он не препятствовал своим воспитанникам заниматься и этим новым  классом моделей. Хотя многие в шутку называли кордовые модели «палкой с мотором». Это отчасти верно, ведь кордовая модель летает по кругу на привязи, управление идет только в одной плоскости.

И все же первые соревнования, в которых я участвовал, были городские соревнования по свободнолетающим моделям. Дело было зимой в каникулы. Соревнования проходили в Озерках. Там тогда было большое поле. Представьте себе глубокий снег, человек 20-30 участников. Мероприятие растянулось на весь день. Эти соревнования принесли мне первые огорчения. В одном из туров, запустив модель,  я сделал ошибку, которую делают все начинающие спортсмены. Я стал заворожено смотреть, как моя модель плавными кругами уходит в сторону от меня и от места старта. Услышав крики преподавателя, я очнулся, и побежал за моделью. Но было уже поздно. Модель приземлилась метрах в двухстах, трехстах от старта. Так как поле было не совсем ровным – там были ямы, бугры, кустарник, найти модель оказалось делом безнадежным. Потратив часа полтора-два на поиски, уже в сумерках мне пришлось возвращаться ни с чем. Конечно, я был виноват и долго переживал по этому поводу. Интересно, что позже, находясь в армии, я встретил парня, который в точности описал мою модель. Он тоже занимался авиамоделированием и на тренировке в Озерках нашел ее.

Важным этапом моей авиамодельной жизни стала постройка первой кордовой гоночной модели самолета. Я ее строил самостоятельно по чертежу, который мне дал преподаватель. Обычно гоночные модели уже тогда строились из массива какого-нибудь дерева – липы или, в лучшем случае, бальзы. А я гордился тем, что моя модель была наборной и состояла довольно из большого числа деталей. Обычно гоночные модели строят два человека. Один занимается двигателем и воздушными винтами, другой изготавливает сам планер. Это диктуется правилами соревнований. По правилам в одном круге летают две или три модели, цель которых быстрее всех пройти дистанцию  в 1 км (100 кругов), имея ограниченный запас топлива. При  этом возникает проблема промежуточных посадок и дозаправок. Дозаправкой и запуском двигателя занимается второй член экипажа – механик. Понятно, что победа в таких гонках во многом зависит от слаженности действий членов экипажа. После постройки моей первой гоночной модели, которую друзья назвали пожарной, потому что она была покрашена в красный цвет, у меня появился напарник Юрий Жиркевич. Мы  с ним начали целенаправленно заниматься гоночными моделями. Он стал пилотом, а я механиком. Для пилота Юрий обладал довольно важным преимуществом, он был выше меня ростом. А для пилота гоночной модели это очень важно, так как рослому спортсмену легче удается совершать обгоны и маневрирование моделью. Все это делается, когда модели летят со скоростью порядка 100 километров в час. Конечно, у меня на душе «кошки скребли», почему не я пилот, но потом я понял, что от механика  тоже много зависит. И с Юрием мы очень долго дружили, его родители  встречались с моими, чтобы узнать, с кем общается их сын. Постройка модели, подготовка к соревнованиям, участие в них учили нас творчеству, умению взаимодействовать и дружить.

        Потом были армия, работа на  авиаприборостроительном предприятии, институт, (естественно, авиаприборостроения), работа в Институте информатики и автоматизации Академии наук СССР. Но детское увлечение всегда было со мной. В конце концов, в 1981 году я пришел в Центр технического творчества как педагог по авиамоделизму. Мне нравится работать с ребятами. И, мне кажется, они отвечают мне взаимностью.

В связи с изменившимися социально-экономическими условиями жизни, изменились психология и социальное поведение подрастающего поколения. Появились новые возможности влияния на поведение ребенка. Речь, прежде всего, идет о так называемой массовой культуре. Именно массовая культура пропагандирует легкость жизни, легкость получения различных благ, безответственность и цинизм во взаимоотношениях между людьми. По-видимому, это влияет и на познавательную активность детей. В последнее время появляется все больше детей, без особого интереса относящихся к своим занятиям. Многие находятся в постоянном ожидании подсказки и помощи со стороны преподавателя. Причем парадокс заключается в том, что в меньшей степени это относится к младшим школьникам, чем к старшим (7-9кл). Следует задать себе вопрос: что же происходит между 4-м классом и 7-8-ми  классами, куда уходит созидательная энергия, более характерная для младших школьников. Мне кажется, она распыляется телевидением и компьютерными играми, которыми начинают увлекаться и злоупотреблять школьники. В играх многое достается простым нажатием клавиши. Выучив алгоритм игры, можно, особенно не задумываясь, достичь ложной цели – пройти большое количество уровней игры. При этом, я думаю, происходит виртуализация действительности, когда жизненные ситуации воспринимаются как игровые, и “игрок” ждет очередного нажатия клавиши. Конечно, механизм, скорее всего,  более сложен. Это только педагогические наблюдения практика.

Выстраивая свои взаимоотношения с ребятами, я держу в памяти свой опыт, свои детские ощущения и от работы в мастерской, и от соревнований, и от сборов. Это помогает мне лучше понимать запросы и нужды детей и способствовать их развитию. Несмотря на то, что дети другие, я стараюсь расширить диапазон их мироощущения, научить относиться к себе и к окружающим критически и более требовательно. Я считаю, что это поможет им в дальнейшей жизни, независимо от того, чем  они будут заниматься.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок презентация в рамках конкурса "Учитель года Санкт-Петербурга -2014". Длина окружности. Жизнь Пи.

Урок презентация в рамках конкурса "Учитель года Санкт-Петербурга -2014". Длина окружности. Жизнь Пи. Копирование материала только с соблюдением авторских прав.Все права защищены....

Урок длиною в жизнь

Добрый день! Сегодня Вашему вниманию предлагается мероприятие «Урок длиною в жизнь», которое посвящено пропаганде правовых знаний. «Урок длиною в жизнь». Вы пока еще дети… Ваше окружение – это В...

История длиною в жизнь

История жизни ветерана Великой  Отечественной войны Сушкова А. Ф....

"Любовь длиною в жизнь"...

Сценарий литературной гостиной, посвящённой истории любви Бориса Пастернака и Ольги Ивинской....

Сценарий литературно-этической гостиной "Любовь длиною в жизнь"

Сценарий литературно-этической гостиной о жизни и творчестве И.С.Тургенева, посвященный 250-летию со дня рождения писателя «Любовь длиною в жизнь»...

"Некрасиво - не полетит" (квиз о жизни и деятельности А.Н. Туполева)

Туполев Андрей Николаевич - советский ученый и авиаконструктор, доктор технических наук.Родился 10 ноября 1888 года.В 2023 году отмечалось 135 лет со дня рождения ученого.В Туполеве сочетался конструк...