Красный сарафан до пят за Онегою видать.
проект на тему

Ленина Елена Анатольевна

Русский народный костюм – это яркий самобытный  элемент народного творчества в нем сочетаются различные виды декоративного искусства, донесшие до нас традиционные элементы кроя, орнамента, использование материалов и украшений. Сегодня мы расскажем вам об особенностях Каргопольского народного костюма, о комплексах свойственных только северной одежде, а так же неотъемлемой части женского образа- головном уборе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvedenie.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Оглавление

Введение        

Глава 1. Русский народный костюм в литературе        5

1.1 Основные комплексы женской одежды на Каргополье.        

1.2  Каргопольские головные уборы.        

1.3 Основные техники в вышивке.        

1.4  Тайны орнамента.        

Глава 2. Практическая работа по изучению Каргопольского народного костюма в нашей местности.        9

Заключение        10

Список литературы        


Введение

Важною «павой», «душой голубицей»

Издавна так называли девицу.

Девичьи руки в труде и заботе

С ранней поры привыкали к работе:

Ткали и пряли, вязали и шили,

Сеяли, жали и тесто месили.

В трудной работе сгибалась спина...

Но выходила на праздник она

В дивном наряде крестьянской одежды,

Где весь узор о мечте и надежде:

Красным расшиты запон и рубаха

(Черное - скорбь, что на родине свято),

По подолу, как на вспаханном поле,

Ромбы узорной легли полосою;

Символы солнца и знаки земли.

Матери-жизни и птицы любви.

Шею украсили бусы, мониста,

Бисер, кораллы, янтарь золотистый.

Всех драгоценней убор головной –

Жемчугом шитый и битью златой:

Кика, сорока - убор молодицы,

Косник , венец - украшенье девицы,

Сборник, повойник - убор для старухи...

Самый красивый - убор молодухи.

Так испокон сохранен на Руси

Женский костюм небывалой красы!

                                                                                                                                                                                      «По одежке встречают…»   Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины веков. Нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, каково его положение в обществе, совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и так далее. 
В силу климатических и культурных различий регионов России национальный костюм у русских не сложился в единых формах. Выделяются  южнорусский понёвный комплекс (с юбкой из трех полотнищ — понёвой), севернорусский комплекс с сарафаном и среднерусский смешанный комплекс, а также сформировавшийся под влиянием городской моды в конце XIX века комплекс «парочка» (с юбкой и кофтой) и ансамбль из цельного платья. Пояса были необходимым элементом мужского и женского костюмов во всех вышеперечисленных комплексах.

Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.

Русский народный костюм – это яркий самобытный  элемент народного творчества в нем сочетаются различные виды декоративного искусства, донесшие до нас традиционные элементы кроя, орнамента, использование материалов и украшений. Сегодня мы расскажем вам об особенностях Каргопольского народного костюма, о комплексах свойственных только северной одежде, а так же неотъемлемой части женского образа- головном уборе.

Объект: Русский народный женский костюм.

Предмет: Русский народный женский костюм на Каргополье.

Цель: Изучить основные комплексы Каргопольского костюма, элементы вышивки и особенности кроя.

Задачи:

  1.  Провести исследовательскую работу и выявить наличие костюмов у жителей нашей деревни.
  2. Сделать фотографии и оформить папку.
  3. Изучить соответствующую литературу по истории и пошиву костюма.
  4. Изучить и проанализировать символику в вышивке Каргопольского костюма.
  5. Сделать выводы по проделанной работе.

Гипотеза: Если мы будем знать о каргопольском костюме, как о самобытном элементе русской культуры, в оформлении которого в вышивке использовались солярные знаки, символы плодородия, животных …, то будем чтить и ценить традиции наших предков и передавать их из поколения в поколение.

Глава 1. Русский народный костюм в литературе

1.1 Основные комплексы женской одежды на Каргополье.

Традиционный женский наряд русского Севера часто называют «сарафанным комплексом», так как основные его части рубаха и сарафан.

 На Каргополье во второй половине XIX века бытовали самые разнообразные комплексы женской народной одежды. Мы представим несколько самых распространенных костюмов.

Наиболее старинная, но бытовавшая широко и в XIX веке,- рубаха «покосница». Общие покосы для всей деревни были не только работой, но и праздником. Девушки и женщины надевали обрядовые покосные рубахи. Верхняя часть у такой рубахи шилась из тонкого белого льна, рукава у нее широкие, как правило, укороченные. Подол богато украшался причудливыми узорами, выполненными полукрестом с заполнением мотивов различными разделками и счетной гладью. Девушки и женщины носили такие рубахи без сарафана, только подпоясав, в первый день покоса.

   Исконно крестьянский костюм-«портяной» сарафан «пестрядинник» (из пестряди) с рубахой из более тонкой пестрядиной домотканины. Поверх сарафана повязывался тканый пояс с кистями и шариками. Сарафан чаще носили «вподтык» с одной или с обеих сторон, т.е. подтыкался за пояс так, чтобы был виден орнаментированный подол рубахи.

В холодное время года на пестрядинный сарафан надевали кафтан из домотканого сукна. Кафтан шили приталенным, с фалдами или,  со сборками по бокам и спине. Поверху кафтан перепоясывался широким поясом. На голову с кафтаном надевалась цветастая шерстяная шаль.

   Особенно характерны для Каргополья белые льняные рубахи с орнаментальными оплечьями - «мышниками», которые носили с домоткаными сарафанами «набоечниками» (из темно-синей ткани с цветными узорами выполненными набойкой вручную).  Повязывали тканным поясом. На голову надевали сороку или платок.

Особо праздничными считались рубахи с долгим рукавом и богато вышитыми цветными нитками «намышниками» с использованием в орнаменте блесток и золотого галуна. С такими рубахами могли так же надевать косоклинный сарафан «матурник» или «широколямочник» из красного сукна, тоже украшенный золотым позументом и дутыми пуговичками. На голову при таком богатом наряде надевался кокошник типа повоя, шитый по бархату золотом. Такой кокошник могли надеть в храм, не покрывая платком.

  Существовал еще один вид крестьянского костюма – красный прямой сарафан – кумачник на длинных лямках с богатой цветной вышивкой по подолу, выполненной шерстяными нитками «мышиной тропкой». Под такой сарафан надевалась кумачовая или белая рубаха, подол которой иногда тоже вышивали тамбуром. Такие сарафаны носили с традиционными головными уборами, а так же обязательно подпоясывались.

Наряду с крестьянским костюмом в Каргополе и его окрестностях носили шелковую «пару», которая, до середины XIX века состояла из рубахи, косоклинного шелкового сарафана с позуметом и душегреи. В XIX веке этот костюм претерпел изменения: вместо косоклинного стали шить прямой на длинных лямках, а вместо душегреи казачок в талию или кофту – «косополку». Шелковую «пару» женщины носили со старинным жемчужным кокошником, покрытым золотым платком, который скалывался под подбородком булавкой или брошью.

  С распространением фабричных тканей во всех губерниях России с конца IXX века стали шить разнообразные прямые сарафаны из ситца, но только в Каргополье их делали из тканей с яркими цветами по белому фону. Под такой сарафан могли надеть белую с мелким рисунком рубаху с очень пышным укороченным до локтя рукавом, и отделанную по горловине и узкому манжету разноцветными «уголками» и тесьмой «вьюнком». По подолу сарафана шла пышная оборка, а подпоясывался он круглым цветным поясом со множеством кистей. Такой костюм несмотря на свое позднее происхождение выглядел очень нарядно.

 В XIX веке каргопольский костюм обогатился еще одной деталью – юбкой. Выполнялись юбки из домотканой полосатой или клетчатой пестряди по подолу украшались бранным ткачеством. Довольно часто на домотканую юбку по подолу в качестве декора нашивались в несколько рядов полосы из фабричных тканей, гладкокрашеные или с набивным рисунком.  Такие юбки надевались под сарафаны для показа или тепла. Сарафаны при этом подтыкались за пояс по бокам. Юбки из покупных шерстяных, шелковых, а так же не дорогих хлопчатобумажных тканей носили вместе с кофтой или казачком.

1.2  Каргопольские головные уборы.

Невозможно представить народный костюм без головного убора. Именно эта деталь предавала женщине особую величавость. Женские головные уборы Каргопольских женщин отличались сложной вышивкой и богатством материалов. По убранству головы определялся семейный статус и положение в обществе.

К женским волосам у русских было особое отношение. С неприкрытыми, а тем более распущенными волосами не ходили. На Каргополье в IXX веке девушки надевали перевязки в виде широкого обруча из бересты, обтянутого кумачом с нашитым галуном или бархатом с золотым шитьем, украшенного крупным речным жемчугом. Спереди такой перевязки делалась поднизь из нескольких рядов жемчужной или бисерной сетки. В такой перевязке невеста шла к венцу. После венчания расплеталась девичья коса, и плелись две,  которые закрывались кокошником или сорокой.

Каргопольские кокошники – удивительны по своей красоте и неповторимости. Позатыльник и верх кокошника расшиты золотом или сделаны из золотого позумента. Очелье и опускающиеся на виски «ушки» узорно высажены мелким жемчугом и перламутровыми плашками. На лоб спадает жемчужная сетка.

Но древнее кокошника считается головной убор, называемый «сорокой», который надевали на «сдериху». Очелье сороки вышито золотом или сделано из парчи и расшито жемчугом.  В разложенном виде этот головной убор и вправду похож не сороку. Поверх головных уборов девушки и женщины надевали платки раньше холщовые с вышивкой, потом расшитые золотом платы и шелковые шали, начале XX века их заменили на хлопчатобумажные «заграничные» платки с фабричной набойкой.

Неповторимо по своей красоте узорочье золотых платов. Узор на платках заполняет один угол. Центром его является цветущее и плодоносящее древо жизни, обрамленное солярными знаками и символами плодородия.

1.3 Основные техники в вышивке.

Какие только вышивки не встречаются на Каргополье! Наиболее древняя – вышивка двусторонним  крестом – росписью (или полукрестом). Распространены счетные глухие швы, встречаются строчные техники – белая строчка и северная цветная перевить. Использовался и тамбурный шов, называемый «мышиной тропкой».

Тамбурным швом каргопольские женщины вышивали подолы сарафанов, станы рубах. Встречается несколько вариантов вышивки. Белые портяные (холщовые) станы вышивали красной и разноцветной бумагой и шерстью. Другой вариант – к холщовому стану пришивали широкую полосу кумача с вышивкой белой, цветной бумагой и шерстью. Чаще всего на рубахах встречается вышивка стилизованного вазона с цветами и бутонами и большие «павы». Ещё один элемент каргопольского покосного костюма, передник, тоже иногда вышивали тамбуром. Сохранились в небольшом количестве передники с вышитыми «месяцами». Были также передники с оборками. Вот их описание, записанное со слов ошевенских жительниц: передники делали с оборкой, могли пришить по оборке чёрное кружево. «Фартук с долгой оборкой, по краю оборки вышивка, выше оборки – лента из кумача с вышивкой, а могла быть и белая, и голубая, лента пришита на шов, на ленте вышивка, фартук собирался пореже…».
Нередко вышитые «мышиной тропкой» предметы подписывались. Например: «ВЫШИВАЛА ПАВЪ ПУХОВА АННА..». Подписи также вышивались тамбурным швом. Эти автографы, нередко с указанием года работы, стали бесценны.

Но больше всего любили бранное ткачество. На подолах рубах, на концах полотенец «браньем» выполнялись сложные геометрические узоры красными нитями по белому полотну из пестряди. Позже каргопольские мастерицы стали делать многоцветные композиции, вышивая цветными шерстяными нитками по пробелам в ткачестве, или выполняя орнаментальные тканые полосы разными цветами. Не редко высота узора на подолах рубах доходила до 50 см.

1.4  Тайны орнамента.

Слово «орнамент» означает «украшение». Орнаменты бывают с изображением животных, растений, геометрических фигур… На русском севере глубоко традиционными мотивами орнамента были изображения женской фигуры - символа плодородия, Матери сырой земли; солярных знаков - кругов, крестов, ромбов, коня, оленя, птицы; дерева - символа вечно живой природы.

Прямолинейность и геометричность орнамента в бранном ткачестве объясняются тем, что техника тканья и вышивки по счету нитей затрудняла выполнение закругленных линий. Потому, например, мотив круга - символ солнца - заменяется квадратом или ромбом, поставленным на угол, что подтверждается названием этих узоров - "круги", "круговые".

Сюжеты орнамента на подоле сарафанов бывают нескольких видов:
1. На подоле сарафана изображены крупные птицы, называемые «павами», идущие друг за другом. Всего помещается 5-6 птиц. Под ними располагаются небольшие схематичные фигурки птиц или неширокая полоса с цветочным орнаментом.
2. На сарафанах изображены большие круги-розетки, называемые некоторыми исследователями «месяцами» или «календарями». Круг состоит из цветка – «солнышка» и описанного вокруг него незамкнутого кольца «месяца», от которого, надо полагать, узор и получил своё название. 
3. На подоле сарафана вышита широкая полоса орнамента, которую условно можно назвать «засеянное поле». Орнамент представляет собой своеобразную «схему» созревания урожая, на которой изображены земля с корнями, зёрна и прорастающие растения. Высота вышивки – 35 см, вышивка выполнена белой бумагой в два ряда. 
4. На сарафанах вышиты широкие и неширокие орнаментальные полосы. Встречаются цветочные гирлянды и «морозные» узоры, скопированные с замерзших оконных стекол. Один из узоров представлял собой орнамент, очень похожий на книжный.

Следует отметить, что народный орнамент постоянно обогащался и в художественном, и образном выражении, отражая изменения в жизни крестьянства. Возникали новые материалы, стилистические и технические приемы. Вместе с тем эти изменения не нарушали концепцию традиционно целостного и жизнерадостного восприятия мира, выраженную в костюме.

Глава 2. Практическая работа по изучению Каргопольского народного костюма в нашей местности.

Мы провели исследовательскую работу в нашей деревне. Опросили местных жителей и сделали следующее заключение. Мало кто помнит старинные народные костюмы, старожилы вспоминают, что одежда шилась в основном из не дорогих покупных тканей. Но все же в сундуках у некоторых хранятся сарафаны, платки, элементы вышивки.

В нашем школьном музее есть сарафан- кумачник, пояс, юбка, элементы вышивки и бранного ткачества.

У Людмилы Анатольевны Ермушиной есть сарафан- шелковник, кофта- косополка, два шелковых платка, элементы вышивки.

У Валентины Михайловны  Голомысовой храниться льняной домотканый сарафан «пестрядинник», доставшийся ей от бабушки Ушаковой Ульяны Дмитриевны.

У Ирины Алексеевны Швецовой и Татьяны Евгеньевны Швецовой  бережно  хранятся шелковые платы, которые им передали  по наследству их мамы.

В доме культуры есть две кофты- косополки.

Владельцы старинных вещей любезно предоставили их для нашей исследовательской работы. Мы их зафотографировали и они войдут в наш альбом.

                   

   

                                                                     

                                                               

Заключение

Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки - это большой и увлекательный мир.

Колдовская сила русского костюма так велика, что, как мне кажется, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от неё. Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм.

На основе проделанной работы мы делаем следующие выводы:

  1.     В результате исследовательской работы мы выявили, что у жителей нашей деревне имеются народные костюмы и элементы вышивки.
  2. Изучили литературу по данной теме.
  3. Сделали фотографии народных костюмов.
  4. Изучили особенности орнамента и его значение в народном костюме.

Наша работа ценна тем, что её можно использовать на уроках краеведения, окружающего мира, технологии, литературы.

Гипотеза подтвердилась, Каргопольский костюм действительно является самобытным элементом русской культуры, в оформлении которого в вышивке использовались солярные знаки, символы плодородия, животных. В процессе работы создан альбом фотографий костюмов, оформлена папка с материалами из литературных источников, создан библиографический список. Материалы работы мы передадим в фонд школьного музея, которые могут быть использованы педагогами для проведения мероприятий.

                                   

                                                         

  Список литературы

  1. Григоьева,Г.А.  Головные уборы русского севера в собрании Государственного музейного объединения "Художественная культура

Русского Севера": К а т а л о г.  Г. А. Григорьева.— Архангельск: изд. "Правда Севера", 1999. — 154 с.

  1. Левачева, Т.А. Поморский традиционный костюм / Т.А. Левачева. -      Архангельск: ИПП «Правда Севера»,2007.- 424 с.
  2. Мерцалова, Н.М. Поэзия народного костюма /М.Н. Мерцалова. – 2 – е   изд. перераб. и доп.- М. Мол. Гвардия, 1988. – 224 с.
  3. Народный костюм и обрядность на Русском Севере: Материалы VIII Каргопольской научной конференции / Науч. Ред. Н.И. Решетников; сост. И.В. Онучина. Каргополь, 2004.- 364 с.
  4. Панин, Г.Л. Рукомесло / Г.Л. Панин .- Вельск, 2008. – 52 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Красный сарафан до пят за Онегою видать.

  Каргопольская глиняная  игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, ...

Урок по развитию речи в 4 классе коррекционной школы 8 вида " Красная книга".

                                 МКОУ «Богородская школа№8»        К...

Иллюстрации к романсу А.Варламова "Красный сарафан"

Данная презентация послужит хорошим наглядным материалом при знакомстве с романсом Александра Варламова "Красный сарафан" на уроке музыки в 6 классе....

Анатолий Онегов. Внеклассное чтение. 6 класс

Анатолий Онегов. Внеклассное чтение. 6 класс. Презентация, материалы для оформления стенда, рассказы А.Онегова....

Анатолий Онегов.Для оформления стенда. 6 класс

Анатолий Онегов. Для оформления стенда. 6 класс...

Анатолий Онегов.Для оформления стенда. 6 класс

Анатолий Онегов. Для оформления стенда. 6 класс...