Красный сарафан до пят за Онегою видать.
проект на тему

Ленина Елена Анатольевна

    Каргопольская глиняная  игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.

   В последнее время многие произведения народного искусства утратили свое первоначальное назначение, перестали быть предметами быта и использоваться в хозяйстве, приобрели другие ценности – художественную и эстетическую.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kargopolskaya_glinyanaya_igrushka.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………….….3

Глава 1.  Каргопольская глиняная игрушка…………………………………………………..5

  1. История каргопольской глиняной игрушки………………………………………….5
  2. Образы и символы каргопольской глиняной игрушки……………………………….6
  3. Ульяна Ивановна Бабкина и другие мастера……………………………………….….9
  4. Современная каргопольская игрушка…………………………………………………..9
  5. Дом – музей Шевелевых, Беломорские узоры и Берегиня……………..……………10

Глава 2. Каргопольская глиняная игрушка в моей семье……………………………………12

2.1.  Каргопольская сказка……………………………………………………………………..12

2.2.  Мастер – класс……………………………………………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………………………...13

Список литературы……………………………………………………………………………..14

Введение

Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Каргопольская игрушка

Ей не налюбуешься

И в Париже и в Нью-Йорке

Наш Полкан красуется.

Каргопольская игрушка,

Не стареет сотни лет

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

  Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольлору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.

  Гончарное ремесло известно в России с незапамятных времен. Глина была повсеместно распространенным подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к нему человека еще в древнейшие времена. Глина очень легко поддается обработке: из нее можно вылепить все что угодно. А с открытием обжига глиняные изделия, прежде всего глиняная посуда и утварь, стали самыми необходимыми и самыми практичными в быту древнего человека. Археологи находят в древних славянских курганах бесчисленное множество черепков глиняной посуды.

  В последнее время многие произведения народного искусства утратили свои первоначальные функции, перестали быть предметами быта и использоваться в хозяйстве, приобрели другие ценности – художественную и эстетическую.

  Русская глиняная игрушка – самостоятельное явление народной культуры. Даже с родственной деревянной игрушкой она имеет только сюжетное сходство. Но, несмотря на это, в некоторых районах глиняная игрушка тесно связана с другими видами, например, с росписью по дереву.

  Издавна в деревнях Каргопольского уезда сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, крынок, мисок. Участвовала вся семья: мужчины, женщины и дети

  Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.

Актуальность: Я  заинтересовалась этой темой, и мне захотелось узнать больше о Каргопольской глиняной игрушке. У многих людей в квартире или у бабушки наверняка есть произведения этого народного промысла. Но они чаще всего не задумываются, почему именно такая техника, такой узор, такие цвета. Но на самом деле это все очень интересно.

Цель: Ознакомиться с промыслом Каргопольской  глиняной игрушки.

Объект: Каргопольская глиняная игрушка.

Предмет: Каргопольская глиняная игрушка в моей семье.

Задачи:

1.   Знакомство с промыслом в целом;

2.   Более детальное рассмотрение различных образов Каргопольской глиняной игрушки;

3.  Изучить и проанализировать символы каргопольской глиняной игрушки;

4.  Изучить соответствующую литературу;

5.  Сделать выводы по проделанной работе.

Гипотеза: Если мы будем знать о Каргопольской глиняной игрушке, как о самобытном элементе русской культуры, то будем чтить и ценить традиции наших предков и передавать их из поколения в поколение.

Глава 1.  Каргопольская глиняная игрушка

  1. История Каргопольской глиняной игрушки.

   Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века. На стоянках Каргопольской неолитической культуры (4 - 3 тыс. до н.э.) найдены обломки глиняной посуды, украшенные ямочно-гребенчатым орнаментом, а также примитивные фигурки, изображающие людей, птиц и животных.

   Истоки традиционного гончарного промысла Каргополья уходят в XI - XIII века, ко временам славянской колонизации края из Новгородских и Ростово-Суздальских земель. Именно в это время здесь впервые появляется посуда, изготовленная на ручном гончарном круге, и те характерные формы сосудов, которые практически без особых изменений дошли до IXX века. Сведения о гончарстве этого многовекового периода немногочисленны. При археологических раскопках на соборной площади г. Каргополя найдено большое количество обломков средневековой глиняной посуды, свидетельствующих о значительных масштабах и высоком уровне керамического производства.

   Конкретные сведения о развитии гончарства на Каргополье относятся лишь к IXX- началу XX в.в. Историко-краеведческие публикации и статистические отчеты по кустарной промышленности упоминают о существовании этого промысла в 8 волостях Каргопольского уезда. Наибольшее развитие он получил в деревнях Панфиловской волости, в окрестностях села Печниково. В 1902 году здесь работало на дому 43 гончара, из них 30 человек в деревнях Гринево, Олеховская, Огнево и Ананьино.

   Как и все крестьяне, каргопольские гончары пахали землю, растили на ней хлеб, держали скот. И лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг. Изготовление посуды давало дополнительные средства к жизни. За зиму гончар производил от 200 до 800 горшков, а его годовой заработок составлял 14 - 15 рублей (цена 1 горшка до 12 копеек). В промысле работали и мужчины, и женщины, им помогали дети лет с 8 - 9. Делали посуду разных размеров, форм и названий: горшки, кринки, корчаги, латки, квашни, роговики, рукомои. Из остатков глины "стряпали" величавых баб, домашнюю живность, лесное зверье, звонкоголосых уточек-свистулек, особо любимых детворой. Свои изделия горшечники продавали на местных ярмарках, развозили по ближайшим деревням, продавали их и в Каргополе.

  Передаваемые из поколения в поколение традиционные приемы изготовления глиняной посуды донесли до нас древнюю технологию. Мастера выделывали посуду на ручном деревянном гончарном круге, наращивая стенки сосудов из нескольких жгутов - "тетерок". Высохшие изделия помещали в обжигальню - закаляли огнем. Вынутое из печи раскаленное изделие окунали в мучную "болтушку" из овсяной или гороховой муки, которая вскипала на нем темными фантастическими разводами. Такую посуду называли обварной.

В конце IXX века широкое распространение получила поливная керамика. Готовое изделие обмазывали дегтем и посыпали его толченой свинцовой "мучкой". Во время обжига окись свинца плавилась и посуда покрывалась красивой зеленоватой глазурью.

   Изготовление глиняных игрушек изначально сопутствовало гончарному ремеслу. О том, как выглядели средневековые каргопольские игрушки, известно мало. Единственную игрушку этого времени, найденную в Каргополе, археологи датируют XV - серединой XVI в.в. Это обломок пустотелой фигурки коня, вылепленного из отдельных комочков глины и покрытого ангобом - раствором жидкой глины с примесью извести.В течение веков многими поколениями гончаров выверялись навыки и приемы лепки, а с ними рождались наиболее выразительные и обобщенные формы игрушки. Так возникло изображение женской фигуры на устойчивом полом конусе - юбке, обтекаемая компактная форма птички-свистульки, более сложные по силуэту изображения коня и всадника. Изменялась со временем и техника обработки поверхности (ангоб, обварка, полива), которая повторяет по сути дела технологию изготовления глиняной посуды. Имеются сведения, что в конце IXX века для увеличения спроса начинают делать и расписную игрушку. Для росписи использовали натуральные природные красители.

  Самые ранние сведения о каргопольской глиняной игрушке относятся к 70 годам IXX века. В каталогах предметов, поступивших в Олонецкий музей с 1871 по 1884 г.г., упомянуты детские глиняные игрушки из деревни Шалга: мужик, женщина, лошадь, корова, бараны и олень. В настоящее время в музейных собраниях сохранились лишь единичные экземпляры старой каргопольской игрушки.

  После революции 1917г. с изменением социальных и хозяйственно-бытовых условий жизни спрос на гончарные изделия заметно упал и промысел постепенно угасал. В 30-е годы XX века изготовлением посуды и игрушек занимались лишь немногие мастера.

  1. Образы и символы каргопольской глиняной игрушки.

  В расписных игрушках излишняя пестрота не приветствуется. Нередко всё изделие покрывается белой краской, а для прорисовки отдельных деталей используются зелёный, синий, красный, чёрный цвета. В росписях присутствуют древние славянские символы. Круги, кресты, кольца олицетворяют Солнце. Ромб с точками – засеянное поле. Волнистые линии изображают воду, а прямые – землю. Можно также увидеть колосья и веточки. Потомственный гончар Дмитрий Васильевич Шевелёв  говорит: « До нас так красили, и мы так красим, а почему - кто знает?..» Современные мастера используют при росписи темперу или гуашь на клею, но орнамент остается прежним, как подсказывает традиция.

Символика цвета: белый - символ нравственной чистоты, правды, добра; желтый - символ солнца, света, радости; красный - символ огня, красоты, здоровья, силы и славы; зеленый - жизни, земли и пашни; синий - символ неба; черный - символ земли.

   Орнамент действительно постой, стилизованный, напоминающий северную вышивку. В цветовой гамме глиняной игрушки Каргополя преобладают белый, зеленый, голубой, красный, черные цвета. Белый цвет в древности понимался как "сияющий белизной" и сравнивался со светом, но не отраженным, а излучаемым изнутри. А потому забеленные юбки "бобок", символизирующие землю, плодородие, воспринимались как светоносные, лучезарные. Красный, "жаркий" цвет символизировал не только солнце, но и небесный огонь: солнце есть круг, наполненный огнем, пристрастие к сочетанию блеклого охристо-желтого и серого тонов, иногда он применяет розовый и совсем редко зеленый.

Образы традиционной Каргопольской игрушки наполнены скрытым смыслом.

"Берегиня" - знак Земли.

    Образ женщины с обнажённой грудью связан с важнейшей обрядовой темой, слитой с образами животворящих сил "матери-сырой земли" и солнца.

Земля для крестьянина была словно живое существо. Она "засыпала" на зиму и "присыпалась" от горячих лучей солнца.

   Пила воду и родила урожай, нежно, по-матерински заботилась о людях: кормила, поила и одевала их, сохраняла от бед. И в глазах народа была она чистой и светлой. Поэтому фигурки глиняных каргопольских баб закрашивались белой краской.

Белый цвет в древности понимался как "сияющий белизной" и сравнивался со светом, но не отражённым, а излучаемым изнутри.

   Слепленная из глины баба с головой, увенчанной "солнцем", воздетыми к небу руками и сидящими в них птицами, которые символизируют моление "матери сырой земли" о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для её плодородия. Птицы издавна считались в народе предвестницами тепла и весны. Своим громким щебетом они "прогоняли" с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье.

   Роспись по подолу глиняных "баб" словно борозды вспаханной нивы. В центре орнамента знак солнца или знак проращенного зерна. Также в росписи используются растительные знаки, знаки дождя.

  Белоснежная женская фигурка будто вырастает из земли, являя собой образ космический: она-и само распаханное поле, засеянное семенами, и свет, разливающийся над ним.

  Стоит отметить, что Берегиня - это одна из старославянских рун, впоследствии выродившаяся в букву "Буки" алфавита. Руна Берегини - это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. Поэтому руну Берегини можно назвать и руной Жизни, и руной Смерти. Эта же руна является руной Судьбы.

"Медведь" - знак Плодородия.

   У славянских народов "медведко" считается подателем плодородия земли, существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения.

Медведь у большинства гончаров - добрый "хозяюшко леса". Он выходит на встречу к людям полным пирогов. Балагур, весело играет на гармошке:

Поляночкой,

Идет медведь с тальяночкой,

Он идет, гармошку рвет,

Баскую песенку поет - пела про него У.И. Бабкина

   Иногда изображали медведя с птицей в лапах, и украшали большим крестом. Этот образ был, возможно, отголоском каких - то далеких воспоминаний о связи медведя с культом огня и солнца. Медведи нередко задирали кормилиц-коров, вытаптывали крестьянские посевы - все это не могло не отразиться на деревенской игрушке, питавшейся особенно в последнее время, впечатлениями современной мастеру деревенской жизни. Так нашли здесь место и сцены борьбы мужика с медведем.

"Олень. Лось. Баран" - знаки Неба.

   Об олене сложены былины, песни и предания, где рассказывалось, что копыта у него серебряные, а рога "красна-золота" и освещал он ими все вокруг. Шерсть оленя бурая (коричнево-красная), почему, в частности, он и был одним из древних образов солнца. И, возможно, в память об этом каргопольским глиняным оленям, лосям и баранам ставили на боках большие буро-красные круги, (либо золотили), которые символизировали бесконечный бег солнца. С ними было связано представление о довольстве и благе, а само слово "рогато" значило на Севере жить в изобилии и богатстве. То же сулил людям и образ барана-солнца, потому-то, верно, и сложенный в снопы урожай овса - одной из плодородных в Каргополе культур - называли "бараном".

"Полкан" - знак Солнца.

  Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище-как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана-лучистое солнышко.

Жило в народе представление о солнце в виде красного юноши, оттого и в русских сказках всадник на белом или рыжем коне символизировал день и солнце. Бородатый Полкан с лучистым солнцем на груди яркий образ Ярилы-бога Солнца.

  В те далёкие времена любого рослого мужика могли назвать Полканом. Для того чтобы земля дала обильный урожай, перед посевной выбирали в деревне "богатыря-Полкана", тормошили и "роняли" его на землю, пели обрядовые песни.

Таким же крепким, полным сил и здоровья выбирали и засевальщика. За день до посева он парился в бане, ведь потом мыться ему уже нельзя, иначе в колосьях будет "бель" - пустота.

  В ночь перед севом и в продолжении всей работы он не должен был спать с женой. Проснувшись, надевал на себя всё чистое, чтобы и всходы были чисты, скидывал штаны и в одной длинной, до колен, рубахе приступал к работе.

Человек здесь-образ большого мира, и его поведение или действия оказывают прямое воздействие на природу, на плодородие земли.

  Полкан в каргопольской игрушке - это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный "стар матёр человек".

"Тяни-толкай"

   Фигурка тяни-толкая сосотоит из двух коней - черного и белого. Конь (комонь, клюся, тарпан) - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет саму Смерть.

   Всадник на коне - символ сам по себе многогранный, а тем более всадник на тяни-толкае, олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души. Сидящего между черным и белым конем всадника стараются перетянуть на свою сторону светлые и темные силы. Интересно положение всадника - на одних фигурках он еще держится руками за обоих коней, как -бы не определившись в своей судьбе - а на других он уже прильнул к светлому коню.

  1. Ульяна Ивановна Бабкина и другие мастера.

   Имена каргопольских мастеров известны на весь мир, а их игрушки не раз выставлялись в знаменитых  музеях в России и  за границей. Ремесло бережно передавалось из поколения в поколение.

  Знаменитая игрушечница Ульяна Ивановна Бабкина родилась 10 августа 1889г. в деревне Глотовской (Гринёво) Каргопольского уезда в семье потомственных гончаров.

Гончарством, как и другими ремеслами, занимались в свободное от полевых работ время. Дети помогали старшим готовили глину, дрова, постепенно осваивая секреты нелегкого ремесла. Маленькая Уля, как и три ее сестры, помогала отцу — Ивану Павловичу, ставшему для нее первым учителем.

   В деревне Гринёво, где многие занимались гончарным делом, игрушки делали только два мастера — Иван Павлович Бабкин и Иван Васильевич Дружинин. Ивана Васильевича можно считать учителем Ульяны Бабкиной.

  После смерти И.В.Дружинина (в 1919г.), только Ульяна Ивановна Бабкина в течение почти 20 лет продолжала лепить и расписывать глиняные игрушки на Каргополье.

Всю свою долгую жизнь — 89 лет мастерица прожила в родной деревне одна «бобылкой». Сажала огород, косила сено, «водилась» с соседскими детьми и лепила игрушки, обжигая их в русской печке, а потом ярко раскрашивала. Тем и жила…

  Ее глиняные «бобки» непосредственны, эмоциональны и жизнерадостны. Круг сюжетов глиняных скульптурок очень широк: от фольклорных традиционных образов, до композиций из двух — трех персонажей. Сюжеты были связаны с повседневной жизнью крестьян, ее трудами и праздниками.

  Ульяне Ивановне суждено было через всю жизнь пронести искусство предков, сберегая его от забвения. Благодаря ей ниточка традиций не прервалась, древний промысел жив.

  Каргопольская игрушка своим развитием во многом обязана Шевелевым. Об удивительных вещицах невозможно рассказывать без упоминания этих славных людей. Род Шевелевых берет свое начало в деревне Токарево, которая находилась в паре километров от самого Каргополя по Пудожскому тракту. Шевелев Александр Петрович дал жизнь филиалу каргопольского отделения «Беломорских узоров», который производил игрушки. Сегодня дело предков унаследовал Шевелев Валентин Дмитриевич. Он занимается воссозданием старинной техники обварки поделок, которая подразумевает помещение разгоряченной после обжига игрушки в так называемую болтанку – густой раствор на основе муки. В результате поверхность изделия покрывается декоративными разводами и пятнами черного цвета. Все это возможно благодаря подгоревшей муке глиняной.

  1. Современная каргопольская игрушка.

  Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан — полуконь-получеловек (изначально получеловек-полупёс) с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах.

  Сегодня кроме классических образов широкую популярность снискали многофигурные композиции. Здесь возникает движение и характер, у мастеров появляется желание сделать все так, как в реальной жизни. Гончары установили сюжеты и темы. В своем большинстве это жизнь крестьян, их праздники и будни. Разрабатывается великое многообразие новых сюжетов, которые имеют отношение к праздничным датам, к разным выставкам, мероприятиям, которые проходят в том или ином городе.

  1. Дом – музей Шевелевых, Беломорские узоры и Берегиня.

  Каргополь, улица Гагарина, дом №30 – именно в этом старом бревенчатом здании с наличниками зеленого цвета находится известный на всю Россию Дом-музей Шевелевых. Это родовое гнездо династии знаменитых мастеров каргопольской игрушки. Тут есть две маленькие комнаты, в которых в свое время проживали Клавдия Петровна и Дмитрий Васильевич Шевелевы. Они воспитали троих детей – Валентина, Владимира и Виталия. А те дали жизнь своим детям, которые не дают пропасть ремеслу своих предков. Когда в конце 2000 года умер Дмитрий Васильевич, его наследники выступили с предложением открытия музея. Эта идея была поддержана администрацией района, а через два года власти отдали вторую половину помещения в аренду роду Шевелевых. Музейные экспозиции В 2002 году на территории поместья Владимир Шевелев обустроил выставочный летний зал, а в переднем отделении дома он организовал комнату для мастер-классов. Через год братья Шевелевы создали экспозицию, но временную. Официальной датой открытия Дома-музея является 13.06.2003 года.

  В современном Каргополе нет постоянно действующей выставки каргопольской игрушки, поэтому музей Шевелевых восполняет этот пробел. Здесь представлены фотографии, некоторые реликвии семьи, традиционные бытовые принадлежности, которые были слеплены на гончарном круге и покрыты поливой из свинца. Украшением экспозиции являются предметы живописи трех братьев. Здесь интересно будет и старшему поколению, и младшему.

  Интерес к творчеству Ульяны Бабкиной, к Каргопольской глиняной игрушке, вспыхнувший в 60 — е годы, способствовал возрождению промысла. В 1967 г. по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе создали гончарный цех, который в 1968 г. стал филиалом предприятия народных художественных промыслов "Беломорские узоры" (г.Архангельск). Возглавил предприятие потомственный гончар из д. Токарёво Шевелёв Александр Петрович (1910 г.- 1980 г.). Он наладил настоящее гончарное производство, а также изготовление глиняной игрушки. Сохранив традиционные сюжеты, Шевелёв начал разрабатывать новые. В новой игрушке появились усложненность, многофигурность, движение, натурализм, разнообразие цвета.

  Игрушки из «Беломорских Узоров» до сих пор радуют нас и заряжают позитивной энергией.

  С целью сохранения традиционных для Каргополья и русского Севера ремесел в 1993 году в городе создается Центр народных ремесел «Берегиня. «Возрожденное ремесло» - так называется экспозиция небольшого музея, где хранится тепло рук и души мастеров в образах и сюжетах игрушек из глины.

  Мастера в «Берегине» могут изготовить игрушку по вашим эскизам или фотографиям. Такая игрушка станет замечательным подарком на памятную дату или просто приятным сюрпризом.

Глава 2. Каргопольская глиняная игрушка в моей семье

2.1.  Каргопольская сказка

   Мои родители Валентина Владимировеа и Александр Алексеевич учились в Абрамцевском художественно - промышленном колледже им. Васнецова. В подмосковном городке Хотьково под Сергиевом Пасадом. С этого колледжа начинается моя семья. Мама училась на отделении художественной керамики, а папа на отделении художественной обработки дерева. Но папа очень интересовался народной традиционной керамикой.

   С шестнадцати лет мой папа ездил на русский север. Около четырнадцати лет назад в Каргополе он познакомился с Владимиром Дмитриевичем Шевелевым и заинтересовался работами его семьи – глиняной посудой и каргопольской традиционной игрушкой.

В 2005 году папа с мамой организовали поездку из колледжа в Каргополь к мастерам по глиняной игрушки Владимиру Дмитриевичу Шевелеву и его брату Валентину Дмитриевичу Шевелеву. Валентин Дмитриевич провел два мастер класса по лепке игрушки, объяснил, как игрушку обжигают в русской печи и рассказал о старинном декорировании игрушки – кунании в мучную «болтушку». А потом пригласил в центр народных ремесел «Берегиня», где провел еще один мастер класс по гончарной глиняной посуде.

   Валентин Дмитриевич буквально «заразил» любовью к каргопольской керамике. С тех пор мама с папой стали лепить каргопольскую игрушку. Мама так же лепила посуду из жгутиков, похожую на старинную деревенскую глиняную посуду. И дипломная работа у мамы была по мотивам каргопольской игрушки.

   В 2006 году родилась я – Ульяна. С младенчества меня окружали и обычные современные игрушки, и игрушки сделанные руками моих родителей – деревянные куклы, коняшки, глиняные вороны, медвежахи, лоси и кони. Поэтому и полюбила я каргопольскую глиняную игрушку и теперь сама пытаюсь лепить красивых героев каргопольской сказки.

2.2.  Мастер – класс.

Мы с ребятами из нашего 3 класса тоже попытались слепить каргопольскую глиняную игрушку,а моя мама Валентина Владимировна провела для нас увлекательный мастер класс. Мы лепили коняшку. Познакомились с особенностями лепки каргопольской игрушки, основными приемами, которые применяются при создании игрушки. Еще мама показала ребятам глиняные игрушки, которые слепили в нашей семье. Мастер класс нам с ребятами очень понравился, у нас получились красивые фигурки, а мальчики даже сделали всадников. На уроке изобразительного искусства мы раскрасили наших коней и они стали еще красивее.

Заключение.

   Каргопольская игрушка  – сегодня самобытный сувенир, несущий в себе богатую историю народов севера, а также  историю развития гончарного ремесла. Неуклюжие женские и мужские фигурки, причудливые животные, лошадки, сказочные герои – все эти игрушки заняли достойное место  в истории и радуют нас сегодня, как и радовали людей  много лет назад.

    Вот такая она – каргопольская игрушка. История возникновения ее уходит своими корнями в глубокую древность, проходит через века и останавливается в современном Каргополе. Возможно, тот, кто впервые увидит глиняное изделие, скажет: «Такое я и сам сделаю». Но нет, здесь необходимо особое умение, талант, дар. Чтобы создать каргопольскую игрушку, нужно проникнуться крестьянским духом и пропитаться любовью к древнему искусству и своей Родине.

На основе проделанной работы мы делаем следующие выводы:

1.            В результате исследовательской работы мы выяснили, что каргопольская глиняная игрушка играет важную роль в творческой деятельности моей семьи.

2.        Познакомились с глиняным промыслом на Каргополье .

3.        Узнали основные образы каргопольской игрушки.

4.        Рассмотрели символы каргопольской глиняной игрушки.

5.         Изучили соответствующую литературу.

Наша работа ценна тем, что её можно использовать на уроках краеведения, окружающего мира, технологии, литературы.

    Гипотеза подтвердилась, Каргопольская глиняная игрушка действительно является самобытным элементом русской народной культуры. В процессе работы оформлена папка с материалами из литературных источников, создан библиографический список. Материалы работы могут быть использованы педагогами для проведения мероприятий

Список литературы

  1. Богуславская И. Добрых рук мастерство: Произв. народного искусства в собр. гос. русск. музея. - Л.: Искусство, 1976. - 345с.
  2. Дурасов, Г.П. Каргопольская глиняная игрушка / Г.П. Дурасов – Л.: Художник РСФСР -  1986. – 248 с. С ил.
  3. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. - М., 1980. - 390с.
  4. Каргополь мастерами славный/ Автор – составитель Н. Филева.:  Архангельский печатный двор, 2006. – 65 с.
  5. Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах/ науч. ред. Э.И. Николаева; сост., отв. Ред. И.Ф. Полякова. – 6 – е изд. стереотип. Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 2013. – 168 с.
  6. Панин, Г.Л. Рукомесло / Г.Л. Панин .- Вельск, 2008. – 52 с.
  7. Прекрасное своими руками: Народные художественные ремесла / Сост. С. Газарян. - М.: Детская литература, 1989. - 324с.
  8. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. - М.: Советский художник, 1985. - 422с.
  9. Фрумкин, А.  Игрушки - скульптуры. - "Декоративное искусство", 1973


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Красный сарафан до пят за Онегою видать.

Русский народный костюм – это яркий самобытный  элемент народного творчества в нем сочетаются различные виды декоративного искусства, донесшие до нас традиционные элементы кроя, орнамента, исполь...

Урок по развитию речи в 4 классе коррекционной школы 8 вида " Красная книга".

                                 МКОУ «Богородская школа№8»        К...

Иллюстрации к романсу А.Варламова "Красный сарафан"

Данная презентация послужит хорошим наглядным материалом при знакомстве с романсом Александра Варламова "Красный сарафан" на уроке музыки в 6 классе....

Анатолий Онегов. Внеклассное чтение. 6 класс

Анатолий Онегов. Внеклассное чтение. 6 класс. Презентация, материалы для оформления стенда, рассказы А.Онегова....

Анатолий Онегов.Для оформления стенда. 6 класс

Анатолий Онегов. Для оформления стенда. 6 класс...

Анатолий Онегов.Для оформления стенда. 6 класс

Анатолий Онегов. Для оформления стенда. 6 класс...