"ТРОПИНКАМИ РОДНОГО КРАЯ" программа оздоровительно-образовательного лагеря отдыха «Дружба» с дневным пребыванием детей и подростков
рабочая программа на тему

Смирнова Ирина Юрьевна

Цель:

 Создание оптимальных условий для оздоровления, творческого развития и рационального использования каникулярного времени; способствование  формированию эмоционально – ценностного отношения к миру на основе всестороннего изучения родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx95.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ВАХТАНСКИЙ ДЕТСКО – ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

Утверждена:

Директор  МБОУДОД                                                                                            Протокол педсовета

 № 5                                                                                               Вахтанского ДЮЦ                                      от 25.05.2013                                                            ___________Мухутдинова О.В.              

"ТРОПИНКАМИ РОДНОГО КРАЯ"

программа оздоровительно-образовательного лагеря отдыха «Дружба» с дневным пребыванием детей и подростков, образованная на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Вахтанского Детско-юношеского центра

Возраст детей: 6-14 лет

Срок реализации: 1 смена

                                                           Автор:

 Смирнова Ирина Юрьевна

                                                                                       методист, 1 кв. категория

р.п.Вахтан 2013г.

Содержание программы

  1. Информационная карта программы-------------------------------------------  3        
  2.         Пояснительная записка ---------------------------------------------------------- 13
  3. Цели, задачи, ожидаемые результаты -----------------------------------------15
  4.         Концептуальные основы ---------------------------------------------------------17
  5. Нормативно-правовое обеспечение программы ----------------------------20        
  6. Содержание деятельности -------------------------------------------------------21
  7. Методическое обеспечение программы --------------------------------------31
  8. Кадровое обеспечение  ------------------------------------------------------------34
  9. План реализации программы ----------------------------------------------------35
  10. Психологическое сопровождение ----------------------------------------------37        
  11. Система лечебно-профилактической работы в учреждении -------------39        
  12. Организация питания ------------------------------------------------------------42        
  13. Система информирования общественности о деятельности лагеря, взаимодействие со средствами массовой информации ----------------------43
  14. Система внешних контактов лагеря --------------------------------------------44        
  15. Оформление лагеря------------------------------------------------------------------45
  16. Материально-техническая база --------------------------------------------------47        
  17.  Наличие охраны или службы безопасности ----------------------------------49
  18. Система контроля и оценки результативности  реализации программы50
  19. Список литературы        -----------------------------------------------------------------51
  20.  Приложения --------------------------------------------------------------------------                

                                

1.Информационная карта программы

Название учреждения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Вахтанский  Детско-юношеский центр

Руководитель программы

Директор МБОУ ДОД Вахтанский ДЮЦ Мухутдинова О.В.

Организаторы летнего лагеря отдыха для учащихся поселка

Отдел образования

Администрация г. Шахунья

Адрес

п.Вахтан, Нижегородской области, г. Шахунья, р.п. Вахтан,

ул. Ленина.д.17

Телефон

4-37-51

Форма проведения

Летний оздоровительно-образовательный лагерь с дневным пребыванием детей и подростков

Цель и задачи

Цель:

 Создание оптимальных условий для оздоровления, творческого развития и рационального использования каникулярного времени; способствование  формированию эмоционально – ценностного отношения к миру на основе всестороннего изучения родного края.

Задачи:

  • создать условия для полноценного оздоровления и отдыха детей, их социального становления, духовного, физического и нравственного развития;
  • Обеспечить  безопасность детей в период лагерной смены.

Развивающие

  • развивать интерес истории родного края, прикладному творчеству;
  • формировать гражданскую позицию и патриотические чувства у подрастающего поколения; ответственность за самого себя, свою семью, окружающих, общество и Отечество;
  • развивать самостоятельность, инициативу, наблюдательность  учащихся;
  • развивать образное и логическое  мышление;                                    
  • создавать благоприятные условия для развития личностных качеств ребенка, в том числе его творческих способностей.

Обучающие:        

  • содействовать приобретению дополнительных практических знаний и навыков в труде,  спорте, краеведении;                                          
  • формировать у учащихся устойчивый интерес к родному краю;                                              
  • формировать мировоззренческие и поведенческие навыки здорового образа жизни.

Воспитательные

  • воспитывать чувство патриотизма (любовь к Отечеству, к родному краю);
  • воспитывать отзывчивость;
  • воспитывать всесторонне развитую личность;                                      
  • воспитывать ответственность за сохранение окружающей среды;
  • вырабатывать положительные навыки поведения в обществе;
  • воспитывать у детей позитивное отношение к здоровому образу жизни.

Оздоровительные:

  • способствовать оздоровлению и физическому развитию учащихся.                                

Специализация программы

Программа призвана содействовать формированию разносторонней личности детей и подростков: воспитанию чувства любви к родному краю, ответственности, активной гражданской позиции; стимулированию личности к социальному творчеству.

В рамках программы предполагается включение каждого участника в творческую развивающую деятельность.

Сроки проведения программы

Июнь 2014г.

Количество и продолжительность смен

1 смена

Кадровое обеспечение:

 Директор ДЮЦ, начальник лагеря, старшая вожатая, психолог, воспитатели, педагоги, тренер по спорту, уборщик помещений – работники ДЮЦ. Медицинский работник участковой больницы. Работники столовой.

Общее количество детей, участвующих в программе

100

География участников

п.Вахтан

Социальные партнеры

Дворец культуры, Историко-краеведческий музей, Спортивный комплекс, Школы поселка, Предприятия поселка.

Краткое содержание программы

Программа " Тропинками родного края" направлена на сохранение и восстановление физического и нравственного здоровья школьников, формированию у учащихся уважения и интереса к прошлому и настоящему родного края, профилактике асоциального поведения, социально-психологической и физической коррекции и реабилитации здоровья детей в рамках данной программы.

Ожидаемые результаты:

- Снятие психофизической напряженности у детей и подростков, накопившихся за учебный год;

- Укрепление здоровья, активный отдых, выявление и раскрытие способностей детей в различных видах деятельности;

- Формирование у воспитанников интереса к родному краю, чувства любви и ответственности за свою малую родину.

Охват детей

Наполняемость лагеря

2. Пояснительная записка

Лето – радостная пора для детей и время тревог и забот для взрослых. Необходимо организовать ребенку отдых под присмотром, чтобы он оказался полезным, а не пустым времяпровождением. Поэтому так необходим поиск новых путей развития воспитания, образования, досуговой деятельности в летний период.

Интересным, полезным дополнением образования является краеведение.

В летнем  оздоровительно – образовательном  лагере «Дружба» при Вахтанском Детско – юношеском центре с 2011 года реализуется программа «Тропинками родного края».

Программа краткосрочная, рассчитана на 1 смену, профильная (приоритет отдается краеведению), но при этом охватывает все возможные сферы деятельности в условиях летнего лагеря с дневным пребыванием, объединяя при этом мероприятия по образованию, воспитанию и отдыху детей.  

В реализации программы участвуют дети и подростки в возрасте от 6 до 14 лет.

Базовое содержание воспитания – классическое, ориентированное на ознакомление с  культурой, историей,  природой и экологией родного края, с народными традициями, формирование творческой индивидуальности, развитие эстетической культуры личности.

Эти направления включают различные виды деятельности, которые взаимосвязаны между собой, способствуют развитию детей, общению их друг с другом, со взрослыми, с природой, искусством, спортом и т.д.

 Приоритетным является краеведение, направленное на формирование в ребятах приверженности к важнейшим духовным ценностям: воспитанию патриотических чувств, которое начинается с любви к своей малой родине, воссоздание временных связей между поколениями.

В рамках программы предполагается включение каждого участника в творческую развивающую деятельность,предусмотрена возможность для каждого ребенка активного участия и выступления в роли организатора социально – значимой деятельности, развития его самостоятельности.

Программа разработана с учетом психолого-педагогческих особенностей детей 6-14 лет. Педагоги центра совместно со специалистом-психологом проводят диагностику, анкетирования, лекции и тренинги, позволяющие лучше понять особенности детей и подростков, что позволяет осуществить индивидуальный подход к воспитанникам лагеря, подобрать такую деятельность каждому ребенку, в которой он наиболее успешен.Для повышения мотивации познавательного процесса, умственной деятельности детей  и подростков занятия проводятся в форме сюжетно- ролевой  игры.

В рамках данной программы значимое место отводится оздоровлению детей.

В течение смены проводится мониторинг, позволяющий отслеживать результаты работы по программе.

3.Цели и задачи. Ожидаемые результаты.

Цель:

 Создание оптимальных условий для оздоровления, творческого развития и рационального использования каникулярного времени; способствование  формированию эмоционально – ценностного отношения к миру на основе всестороннего изучения родного края.

Задачи:

  • создать микроклимат, способствующий снятию психической напряженности у детей и подростков, накопившиеся за учебный год;
  • обеспечить правовую, экономическую защиту детей;
  • способствовать развитию детского самоуправления.
  • Развивающие
  • развивать интерес истории родного края;
  • формировать гражданскую позицию и патриотические чувства у подрастающего поколения, ответственность за самого себя, свою семью, окружающих, общество и Отечество;
  • формировать ответственность к правам и свободам другого человека;
  • развивать самостоятельность, инициативу, наблюдательность  учащихся;
  • развивать образное и логическое  мышление;                                    
  • способствовать раскрытию творческих способностей каждого ребенка, развитию воображения и фантазии;

Обучающие:        

  • содействовать приобретению дополнительных практических знаний и навыков в труде,  спорте, краеведении;                                          
  • формировать у учащихся устойчивый интерес к родному краю;                                              
  • формировать мировоззренческие и поведенческие навыки здорового образа жизни;
  • обучать общению ребенка в разновозрастном коллективе.

Воспитательные

  • воспитывать чувство патриотизма (любовь к Отечеству, к родному краю);
  • воспитывать отзывчивость;
  • воспитывать всесторонне развитую личность;                                      
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;
  • вырабатывать положительные навыки поведения в обществе.

Оздоровительные:

  • способствовать оздоровлению и физическому развитию учащихся;  
  • воспитывать у детей позитивное отношение к здоровому образу жизни.                          

Ожидаемые результаты.

В ходе реализации программы предполагаются следующие результаты:

  • оздоровление и отдых 80 мальчишек и девчонок;
  • пробуждение интереса у детей к роддому краю, к своей малой родине;
  • развитие творческого начала в ребенке, его инициативы, фантазии, самостоятельности;
  • приобретение социального опыта, социальное становление через участие в детском самоуправлении;
  • приобретение новых знаний, умений, навыков в области дополнительного образования;
  • формирование уважения к правам и свободам другого человека, способность жить в разновозрастном коллективе.

Мы предполагаем рассматривать ожидаемые результаты так же через реализацию проектных линий:

  • Традиции;
  • Малая родина;
  • Отечество;
  • Здоровье;
  • Экология;
  • Творчество.

У детей сформируются умения  работать и жить в коллективе, стремление к самостоятельной творческой деятельности, формируются  навыки развивающей инициативы, организаторских способностей, ответственности и возможности принимать самостоятельные решения, а также дети получат дополнительные знания в различных направлениях деятельности оздоровительно-образовательного  лагеря.

4.Концептуальные основы программы

Человек формируется в деятельности и чем она разнообразнее, тем разностороннее его личность. Деятельность является средством воспитания (к.Д. Ушинский, П.Ф.Каптерев, Л.С.Выготский, Л.С.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, В.С.Селиванов и др.)выражается в учении, труде, общении, игре и выполняет несколько различных функций: преобразующую, познавательную, информационную, ценностно-ориентационную, энергетическую.

  Деятельность является «краеугольным камнем» каждого детского объединения, забота о человеке – важнейшая деятельность, способная одухотворить коллектив (В.А.Сухомлинсмкий). Деятельность как источник внутренних процессов детского коллектива имеет цель: обобщенную, важную для всех участников данного коллектива и личностно значимую для отдельного ребенка. В сочетании этих целей и формируется цельная человеческая личность (С.Л.Рубинштейн). В детских объединениях, как постоянных, так и временных, это осуществляется путем творческого обучения, организации коллективных творческих и социально значимых дел, игр, праздников, через повседневное товарищеское общение.

С каждым годом в летних оздоровительно-образовательных лагерях различные виды длительных игр (игра-путешествие, сюжетно-ролевая игра, игра-эпопея) становятся определяющими для разработки программ. Участвуя в жизнедеятельности детского коллектива, через игры ребенок осваивает отношения в мире взрослых, по своему переживает и  трансформирует в соответствии со своей фантазией, возникающими представлениями, закрепленными в нормах и ценностях. Такое активное участие в освоении предметного мира и мира человеческих отношений способствует развитию творческих возможностей детей. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет, когда вырастет».  

  Концептуальным ядром жизнедеятельности центра являются базовые ценности: Уважение, Добро, Забота, Творчество, культура, Сотворчество, Сотрудничество детей и взрослых. Основой деятельности «Веселой деревеньки» является лагерная смена. Функционирование детской деревни осуществляется в отрядах – домах (семьях) в нескольких направлениях, не противоречащих желанию и возможности детей, их социальному, половому и возрастному статусу:

- туристско-краеведческом;

- оздоровительном;

- познавательно - досуговом;

- природоохранном;

- практическом.

Педагогический коллектив в реализации программы опирается на следующие принципы:

  • принцип уважения к личности ребенка, обеспечивающий его воспитание  и гармоничное развитие;
  • принцип социальной защиты и ориентации, создающий условия психологического комфорта в совместной и индивидуальной деятельности детям и взрослым;
  • принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления, предполагающий передачу и усвоение детьми социального опыта, осуществляемую через совместную деятельности детей и взрослых;
  • принцип педагогической поддержки, способствующий раскрытию творческого потенциала и самоопределению ребенка;
  • принцип опоры на интересы детей, свободы выбора, позволяющий сделать деятельность значимой для каждого ребенка.

Условия успешной реализации программы:

  • готовность и желание педагогов, детей и обслуживающего персонала участвовать в жизнедеятельности лагеря;
  • создание комфортной, доброжелательной среды, способствующей ориентации ребенка на положительные действия и поступки;
  • своевременная адаптация участников программы в условиях временного детского коллектива;
  • включение ребенка в различные сферы деятельности, создание условий для творчества;
  • создание ситуации успеха для каждого ребенка;
  • органическое сочетание различных видов деятельности, направленных на заботу, защиту и развитие каждого ребенка;
  • воспитание толерантности и принятие другого человека;
  • следование демократическому стилю общения, обеспечение отношений между взрослыми и детьми на паритетной основе.

Педагогические принципы организации воспитательного процесса

  • Создание ситуации успеха для каждого ребенка
  • Детское самоуправление.
  • Комплексные формы деятельности.
  • Сотрудничество педагога с воспитанниками в достижении поставленных целей.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей подростков.

Педагогическое руководство образовательным процессом строится согласно следующим заповедям:

  1. Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
  2. Если ребенок живет в обстановке вражды, он учится агрессивности.
  3. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
  4. Если ребенка постоянно упрекают, он учится жить с чувством вины.
  5. Если ребенок растет в обстановке терпимости, он учится понимать других.
  6. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
  7. Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
  8. Если взрослые честны с ребенком, он учится быть справедливым.
  9. Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
  10. Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
  11. Если ребенка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.

5.Нормативно-правовое обеспечение программы

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

• Конвенция ООН о правах ребенка;

• Конституция РФ;

• Федеральный закон «Об образовании» в РФ;

• Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998. № 124-ФЗ;

• Положение о летнем лагере;

• Инструкций по пожарной безопасности, охране жизни и здоровья в летнем лагере.

6. Содержание деятельности

Актуальность программы

События последнего времени показывают, что все более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание Родины.

Из этого следует, что необходимо формировать в ребятах приверженность к важнейшим духовным ценностям: воспитанию патриотических чувств, которое начинается с любви к своей малой родине, земле наших предков.

А.С.Пушкин  говорил: «Гордиться  славой  своих  предков  не  только  можно,  но  и  должно.  Не  знать  оных  -  есть  постыдное  малодушие».

Наши дети  должны  гордиться  свей малой родиной,  и людьми, прославившими ее.Зачастую любовь к малой родине начинается с впечатлений, полученных от встреч с природой во время походов, прогулок, с  рассказов  старожилов об обычаях, традициях, истории родного края.

Наш поселок находится на берегу реки Вахтан, рядом с лесным массивом и в непосредственной близости к уникальным объектам природы, поэтому логичным является использование их в воспитательном процессе.

Во время летних каникул далеко не каждый родитель может предоставить своему ребенку полноценный, правильно  организованный отдых, в течение которого можно укрепить свое здоровье, снять напряжение, развить способности. Эти проблемы мы будем решать, реализуя данную программу.

А что бы сделать детский летний лагерь привлекательным для ребят, что бы жизнь была нестандартизированна, интересна детям, предлагается участие в сюжетно - ролевой игре «Веселая деревенька», где ребята каждый    день будут открывать для себя что-то новое.

Познакомить детей с историей родного края и заинтересовать перспективами развития поселка, максимально включаяих в  ролевую игру, новую тематику деятельности и быта при минимальных затратах - вот идея нашей программы.

Содержание педагогического руководства воспитательным процессом в лагере включает следующие направления:

1. Организация жизнедеятельности коллектива.

  1. Диагностика интересов, потребностей, возможностей для детей.
  2. Планирование спортивно-оздоровительного процесса, активизация досуговой деятельности.
  3. Сотрудничество с организациями, способными помочь в работе лагеря.
  4. Отслеживание, анализ и обобщение воспитательного процесса.

Жизнь детей в лагере – это продуктивная занятость и развитие мотивации к знаниям, возможность раскрытия потенциальных возможностей и талантов.

Для реализации программы летнего оздоровительно-образовательного лагеря отдыха все мероприятия разделены по следующим блокам:

Блок " Край родной откроет тайны" ( история, культура, традиции и обычаи  «малой родины")

Блок " Я – гражданин России"

Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.

Блок " Здоровый образ жизни"

В это направление входят мероприятия общелагерного характера, пропагандирующий здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ. С помощью спорта и физкультуры в лагере решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей. Творчески подходя к делу, можно разнообразить, сделать увлекательной самую обыкновенную утреннюю гимнастику.

Блок " Нравственно-эстетический

Это направление отражает в себе нравственное и эстетическое воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны способствовать приобщению воспитанников к народному творчеству и искусству, развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе.

Блок " Творчество"

Это одно из приоритетных направлений программы. Оно должно способствовать творческому развитию детей и их инициативе. Мероприятия этого направления носят практический характер и благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни.

Блок "Игра – дело серьезное"

Нет лучше формы приобщения ребенка к познанию, чем игра. Во-первых, игра выступает как самостоятельная творческая деятельность образования, воспитания, обучения, позволяющая детям приобрести знания, умения, навыки, развивать у них намеченные качества и способности (для этой цели используются игры дидактические, познавательные, интеллектуально-развивающие, подвижные, ролевые и др.)

Во-вторых, это форма общения взрослых и детей, способ воспитательного воздействия на личность и коллектив.

В-третьих – метод стимулирования интереса и творчества активности детей в других видах деятельности.

В-четвертых, игра - это способ создать эмоционально-эстетический фон жизнедеятельности детского коллектива.

Блок " Досуг"

Лето – время отдыха, и поэтому большую роль играет правильно организованный досуг. Именно в этой деятельности дети эмоционально раскрепощаются, заводят новых друзей. Необходимо, чтобы все мероприятия этого направления были веселые, эмоциональные, энергичные, непродолжительные, познавательные. Это направление напрямую связано с другими направлениями программы.

Блок « Тайны природы»

Для человека важна экологическая безопасность Она основывается на сознании факта уязвимости природной среды и того, что человечество является неотъемлемой частью этой среды и полностью зависит от ее состояния.  В этот блок входят как теоретические занятия (понятия об экологии), так и практическая работа (уборка территории, парка…)

Результатом экологической воспитанности является готовность детей участвовать в создании необходимых условий для улучшения экологической обстановки в родном поселке.

Блок «Дополнительное образование»

В первые дни после открытия лагерной смены дети по желанию выбирают творческое объединение, в котором будут заниматься. Количество творческих объединений может варьироваться. В соответствии с целями и задачами программы детям предлагаются занятия в кружках  «Краеведение», «Мастерица», «Рисовалки», «Цветоделие», «Природа и мы», «Аппликация своими руками». Итогом занятий является ярмарка «народного» творчества.

Игровая модель программы

 Программа реализуется в форме сюжетно – ролевой игры. Участниками её становятся все жители лагеря: дети, педагоги, администрация, обслуживающий персонал. Отряды всё лето живут в «Веселой деревеньке», совершая добрые дела и поступки.

Структура лагеря:

Начальник лагеря – глава деревни,

Воспитатель – глава дома,

Спортивная площадка – поляна забав,

Отряд – семья,

Отрядные комнаты – дома,

Спортзал - сельский клуб,

Администрация – сельсовет,

Библиотека – изба - читальня,

Столовая – трапезная,

Медработник - сельский знахарь.

Все жители «Веселой деревеньки» - путешественники по родному краю.

В первый день начальник лагеря выдает участникам лагерной смены (детям) маршрутный лист, по которому они будут жить все лето, путешествуя по деревенским улочкам и окрестным тропинкам.

 Тропинки и улочки имеют названия:

Игровая тропинка  (включает в себя игры, проводимые в течение лагерной смены экскурсии).

  Цель: обеспечить интересный познавательный досуг для участников лагерной смены.

Тропинка Творчества (это творческие конкурсы, мероприятия, ток-шоу).

Цель: создание условий для самореализации ребенка в коллективно-творческой и индивидуальной деятельности.

Тропинка Здоровья (включает в себя проведение утренней зарядки,  спортивных игр, конкурсов, соревнований).

Цель: формирование потребности у детей в здоровом образе жизни, повышение оценки значимости здоровья для успешности в жизни через систему утренней зарядки, физкультминуток, спортивно-оздоровительных мероприятий, самообслуживания.

Тропа Лидеров (включает в себя конкурсы, занятия и тестирование по обучению участников лидерским навыкам).

  Цель: содействие формированию положительной самооценки детей через работу в органах детского самоуправления.

Тропинка небывалых открытий (включает в себя экскурсии в музей, на природу, на предприятия п. Вахтан, встречи с интересными людьми)

Цель: формирование чувства гордости и ответственности за свой родной поселок.

Тропинка экологическая

  Цель: воспитаниеу ребят чувства ответственности за экологию родного края, к окружающим его людям.

Дети путешествуют, соблюдая законы, права и обязанности.

Законы:

• Закон точного времени. (время дорого у нас: берегите каждый час)

• Закон уважения  (человека, чужого труда, традиций, чужого мнения)

• Закон здорового образа жизни.

• Закон культуры общения и поведения.

• Закон территории. Принимается без обсуждения: Без разрешения ребенок не может покидать лагерь. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.

• Закон зелени. Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым!

• Закон дружбы.

• Закон творчества. Творить всегда, творить везде, творить на радость людям.

• Закон мотора. Долой скуку!

Права:

• Право безопасности жизни и социальной защищенности

• Право на получение информации

• Право на планирование и оценку работы

• Право критики и предложения

• Право на собственное мнение

• Право коллективного и индивидуального творчества

• Право инициативы

• Право на познание и развитие

• Право на любовь и взаимопонимание

• Право на уважение личности

Обязанности:

• Четкое выполнение программы, распорядка дня каждым участником

• Обязательное посещение обучающих занятий и творческих мастерских

• Соблюдение правил безопасности жизнедеятельности и дисциплины

• Соблюдение чистоты и порядка

Таким образом, дети «путешествуют» по родному краю, совершая добрые дела и поступки, зарабатывая баллы для своего отряда – дома.  В конце смены происходит подсчет баллов  и награждение самых активных  участников сюжетно – ролевой игры.

На протяжении смены работает деревенская почта, с помощью которой каждый ребенок сможет пообщаться со знахарями (психологом), сельской администрацией, написав им письма, на которые обязательно получит ответы. Информационный центр «Вести » отображает жизнь «Веселой деревеньки» в лагерных газетах.

Система поощрений

В лагере действует система поощрений:

Все дни смены ребята участвуют в различных творческих, интеллектуальных играх, полезных делах, конкурсах, соревнованиях, тем самым, внося свой вклад в развитие «деревеньки». Чем больше «вкладов» принесут в свой отряд дети, тем быстрее они построят себе дом в деревне, вырастят дерево.

Маленький вклад (кружок)- участие в отрядных делах, средний – участие в работе кружков, большой – активное участие во всех делах лагеря в течение прожитого дня. Именные вклады получают самые активные жители деревни, проявившие себя в различных видах деятельности. Участники, построившие самый большой Дом и вырастившие самое высокое дерево, отмечаются почетными грамотами и благодарственными письмами от сельской администрации.

Органы самоуправления

Вся жизнь участников лагеря организована по принципу самоуправления и соуправления, что направлено на активизацию и развитие их самостоятельности путем создания необходимых условий для развития творческого потенциала, лидерских качеств детей.

Одна из основных задач в работе с детским коллективом – воспитать работоспособный актив, который стал бы ядром сплочения коллектива отряда. Организатором и инициатором всех дел.

Самые главные вопросы жизнедеятельности в детской деревне решаются на Деревенском сходе

В перерывах между сходами главным органом детского самоуправления является Совет деревни, в который входят представители отрядов (семей).В каждом отряде(семье) выбираются представители в Советы:

- спорта и здравоохранения (ответственный за здоровый образ жизни и спортивную жизнь отряда);

- чистоты и порядка (отвечает за чистоту и порядок в отряде);

- культурно - массовых дел (отвечает за организацию досуга, за подготовку к отрядным мероприятиям);

- информации (отвечает за выпуск газет в течение смены)

- экологии

Работа органов самоуправления повседневна, вытекает из детских интересов. Поэтому в течение сезона ежедневно проводится Совет деревни – сбор лидеров от каждого отряда (семьи) для обсуждения итогов дня, обмена информацией. Это путь овладения ребятами организаторскими навыками, подготовка и адаптация их к жизни в обществе.

Развитие демократических принципов предполагает более гибкий подход к организации самоуправления, к самостоятельности детей разных возрастов.

Компетенции Совета деревни:

  1. Утверждают долгосрочные и оперативные программные действия жителей деревни.
  2. Принимает решения, обязательные для выполнения всеми жителями деревни.
  3. Информирует о событиях прошедшего дня.
  4. Заполняет книгу Рекордов «Веселой деревеньки»
  5. Избирает на каждый день дежурного командира деревни и наделяет его необходимыми правами.

Жизнедеятельность начинается со знакомства на деревенском сходе с главой деревни – начальником лагеря, другими сотрудниками. В этот же день для детей проводится экскурсия по деревне. Каждая семья начинает жить по законам деревни, в соответствии с планом работы, принятым на сходе. С первого дня водится система поощрений.

С целью сближения, общения, подведения итогов жители деревни проводят ежевечерние семейные посиделки. Темы посиделок самые различные: «давайте познакомимся», «Хочу рассказать о себе», «итоги прошедшего дня», «Расскажи мне о себе», «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».Каждый житель «Веселой деревеньки» имеет возможность  оценить свое настроение и впечатления  за день на «Градуснике настроения».

Практическая значимость программы - формирование личности детей и подростков; воспитание чувства любви к родному краю, ответственности, активной гражданской позиции; стимулирование личности к социальному творчеству.

Реализация программы обеспечивает постучебную реабилитацию, оздоровление воспитанников, содержательное проведение детьми свободного времени, развитие творческих способностей и навыков общения и толерантности.

Ступени коллективного и творческого роста

Мы уверены, что каждому ребенок может достигнуть успеха, если помочь ему раскрыть свои возможности, познать  внутреннее «Я», почувствовать свою уникальность, не бояться двигаться маленькими ступеньками в мир большой жизни. В условиях детского временного коллектива нельзя успеть выполнить стратегию длинной в жизнь, но можно смоделировать основные ее элементы.

Организация летнего отдыха детей будет не полной, если не использовать воспитательный потенциал творческих мастерских. Каждый день недели детям и подросткам предоставляется возможность посетить творческую мастерскую, занятия в которых проводят опытные педагоги дополнительного образования, а тематика очень разнообразна и соответствует индивидуальным  запросам и интересам участников смены, а так же взаимосвязана с общей идей сюжетно – ролевой игры.

В результате реализации программы «Тропинками родного края» предполагается достижение воспитанниками оздоровително-образовательного лагеря следующих показателей:

  • Ученик
  • Подмастерье
  • Мастер

Кроме личностного роста мы отслеживается коллективный рост. Для этой цели мы выбрали методикуА.Н.Лутошкина «Какой у нас коллектив?»

7. Методическое обеспечение программы

Методическая работа осуществляется посредством следующих форм:

  • индивидуальные и групповые консультации;
  • творческие мастерские;
  • методические плановые совещания;
  • малые педсоветы;
  • педагогический совет;
  • ежедневные плановые совещания.

   Для успешного освоения данной программы педагогу необходима значительная подготовка в плане обеспечения занятий соответствующими материалами. Для этого в методическом кабинете учреждения создан методический фонд, который оснащен методическими материалами. Это:

  1. Методические разработки воспитательных мероприятий.
  2. Методическая литература по проведению праздников, игр и творческих дел.
  3. Тематические папки с наглядными материалами.
  4. Презентации с творческими отчетами о проделанной работе.
  5. Аудио и видеоматериалы.
  6. Медиатека

Диагностические материалы (см. приложения)

Программа работы лагеря обеспечивается:

-  дополнительными образовательными краткосрочными программами «Краеведение», «Природа и мы», «Веселый карандаш», «Цветоделие», разработанными педагогами лагеря;

- программами психологического сопровождения, спортивно-оздоровительной и лечебно-оздоровительной программами.

В рамах реализации программы «Тропинками родного края» был составлен и реализован план обучения педагогов, включающий в себя следующие разделы:

1. Содержание и методика воспитательной и оздоровительной работы с детьми в лагере.

2. Методика организации работы педагога, вожатого, инструктора с детьми в группе, отряде.

3. Практикумы (педагогические, психологические, валеологические).

Методы и формы работы, используемые при реализации программы «Тропинкам родного края», тщательно отобраны, дают хорошие результаты.

Традиционно при проведении занятий проводятся:

- диспуты, беседы, рассказы, ролевые игры, тематические экскурсии, викторины, интервью;

- тематические экскурсии;

- конкурсы;

- спортивно-оздоровительные соревнования;

- экологические акции.

На различных этапах мероприятий используются: дидактический материал, методические пособия, таблицы, карты, схемы местности, фото и видео.

В подготовительный период педагогическим коллективом разрабатывается пакет документов по организацию и проведению смены. Проводятся инструктажи по технике безопасности.

В систему игр входят игры обучающие, познавательные, воспитательные, развивающие, профориентационные, и психологические. Такая организация деятельности позволяет создать условия для гармоничного развития личности во временном детском объединении, развивает интерес к родному краю.

Игра – основа жизни лагеря.

8.Кадровое обеспечение

Схема управления программой

9. План реализации программы

I. Подготовительный этап( апрель)

  • подбор кадров;
  • подготовка методических материалов;
  • разработка программы лагеря и принятие ее на педагогическом совете;
  • разработка документации;
  • медицинское обследование работников лагеря;
  • обучение педагогов, работающих в лагере отдыха;
  • проведение методических советов по организации и проведению лагеря отдыха;
  • утверждение перспективного плана работы лагеря отдыха;
  • составление графика работы кружков;
  • подготовка материально-технической базы.

II. Основной этап (июнь - август) включает реализацию основных положений программы.

Участники лагеря:

  • познают, отдыхают, трудятся, творят, играют;
  • делают открытия в себе и в окружающем мире;
  • участвуют в подготовке и проведении мероприятий;
  • укрепляют свое здоровье;
  • развивают свои творческие способности, коммуникативные навыки посредством активного участия в играх, упражнениях, конкурсах и т. п.
  • все мероприятия реализуются  с участием системы детского самоуправления, в которой наряду с постоянными объединениями (отделами) возникают и временные - советы дел, формируемые для проведения конкретных мероприятий, конкурсов, праздников, акций.

Этот этап насыщен интеллектуальными, развлекательными мероприятиями, конкурсами, состязаниями, викторинами, акциями, поэтому на этом этапе развиваются творческие способности детей.

Учащиеся учатся общению друг с другом и окружающей средой, поэтому происходит развитие коммуникативных навыков воспитанников.

При планировании учитываются даты международного, народного календаря.

Реализация программы осуществляется в течение  всего летнего периода.

  Базовое содержание воспитания – классическое, ориентированное на ознакомление с культурой и историей, с народными традициями и обрядами родного края, формирование творческой индивидуальности, развитие эстетической культуры личности.

III. Итоговый этап

  • составление итоговых отчетов о проведении лагеря;
  • анализ проделанной работы;
  • инвентаризация накопленного положительного опыта;
  • постановка перспективных целей и задач на новый период.

Заключительный период смены характеризуется награждением организаторов, активистов смены. Осуществляется сбор материалов смены, итоговое анкетирование.

Итоговый  период – это эмоциональная рефлексия, т.е. осознание важности приобретения новых знаний и умений, анализ смены в форме обмена впечатлений. На первый план выходит эмоциональное общение. Необходимо еще раз подчеркнуть все хорошее, что было в течение смены.  Реализация данной программы возможна лишь при условии ответственности, инициативности, творческого подхода, учета индивидуальных и возрастных особенностей, искренней любви к своему делу и детям со стороны всех взрослых.

Вся деятельность по программе ведется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, направлена на активный познавательный и физкультурно – оздоровительный досуг.

10. Психологическое сопровождение пребывания детей в лагере.

Сопровождение – система профессиональнойдеятельности всех педагогов, психолога, ориентированная на создание условий для успешного психофизического развития ребенка в период отдыха в оздоровительно-образовательном лагере.

В нашем лагере работает психолог Вахтанской СОШ (по своему плану, согласованному с программой лагеря).

Направления работы:

  • психодиагностическая работа;
  • консультативно-просветительская работа;
  • коррекционно-развивающая работа.

Психологическое сопровождение обеспечивается при соблюдении следующих принципов:

  • принцип целостного подхода к личности;
  • принцип признания уникальности личности ребенка;
  • принцип социальной справедливости и обеспечения равных возможностей по отношению ко всем детям и подросткам, отдыхающим в лагере;
  • принцип профилактической направленности проводимой работы;
  • принцип природосообразности развития и воспитания детей и подростков;
  • принцип комплексного системного воздействия на личность ребенка;
  • принцип развивающей направленности деятельности, а также интеллектуального и духовно-нравственного потенциала личности.

Деятельность психолога направлена на развитие у детей коммуникативных навыков бесконфликтного общения, снижение тревожности, агрессивности, зажатости неуверенности в себе, обучение саморегуляции эмоционального состояния, формирование здорового образа жизни, профилактику употребления ПАВ. Применяются как групповые, так и индивидуальные формы работы.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Психологическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса

Оказание помощи детям, испытывающим трудности психофизической и социальной природы

Содействие здоровому гармоничному развитию ребенка

- тестирование

- анкетирование

- изучение результатов деятельности

- беседа

- наблюдение

деловые игры

-упражнения

- тренинги

- использование методик, регулирующих эмоциональное состояние

- беседы – дискуссии

- психологическое просвещение педагогов и родителей

- анализ изучения личностных психоэмоциональных особенностей детей

- разработка рекомендаций с целью обеспечения индивидуального подхода к детям

  Психолого-педагогическая подготовка сотрудников лагеря проходит с октября по май.

11.Система лечебно-профилактической работы в учреждении

Находясь в лагере дневного пребывания при Вахтанском ДЮЦ, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливания, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.

Перед оформлением ребенка в ДОЛ, он проходит медицинский осмотр у детского врача, который дает медицинское заключение и рекомендательные советы по нормам физической нагрузки.

В детском лагере работает квалифицированная медицинская сестра с большим стажем работы. В начале лагерной смены проводится осмотр детей, распределении их по группам здоровья. Индивидуально подбирается для каждого ребенка физическая нагрузка, обязательно измеряется рост и вес участников лагерной смены.

Большое внимание уделяется оздоровлению и физическому развитию детей. Утренняя зарядка включает в себя разнообразные комплексы упражнений по исправлению осанки, плоскостопия, укрепления сердечной мышцы, дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата. Все занятия проводятся на свежем воздухе на специально оборудованной спортивной площадке.

Проводится санпросветработа. Беседы: «Подвижные игры – залог здоровья»; «О закаливании» (Солнце, воздух и вода); «О личной гигиене»; «Витамины, их польза»; «Профилактика кишечных инфекций», «О курении», «Мы за здоровый образ жизни».

    Каждый день медицинский работник проводит осмотр волосяного и кожного покрова детей, на наличие клещей. Два раза  проводится осмотр детей на педикулез.

Постоянно отслеживается состояние детей в течение всего пребывания детей в лагере.

Для поддержания здорового состояния детей необходимо полноценное питание, обязательно в рацион питания включается С-витаминизация.

    По окончании лагерной смены проводится измерение роста и массы тела детей, определяется динамика оздоровления детей в течение всего пребывания детей в ДОЛ.

К работе в лагере допускаются работники, имеющие прививку АДСМ, ФЛГ, медицинские книжки и прошедшие санитарный минимум.

12.Организация питания (в том числе с лечебно-профилактическими составляющими)

Питание детей в детском оздоровительном лагере «Дружба» организуется в соответствии с «Гигиеническими требованиями к устройству  и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей», нормам питания, срокам  хранения продуктов. Во всех отрядах проводится дополнительная витаминизация (аскорбиновая кислота в третьих блюдах).

 Своего помещения столовой учреждение не имеет. Поэтому питание детей осуществляется в столовой на базе  МОУ Вахтанской  СОШ.

Помещение столовой имеет специальное оборудование и инвентарь согласно требованиям. Там работают высокопрофессиональный специалисты с большим стажем работы по организации детского питания в ДОЛ.

Меню разрабатывается и утверждается специалистами района, в котором полностью учтены нормы питания, количество калорий, баланс белков, жиров и углеводов. В рацион питания детей включено большое количество фруктов и овощей, мясных и молочных блюд.

13.Система информирования общественности о деятельности лагеря, взаимодействие со средствами массовой информации

Система информирования общественности, взаимодействие со СМИ:

  Информация о деятельности лагеря распространяется через:

  • районную газету «Знамя труда»,
  • лагерную газету «Вести»,
  • сайт  ДЮЦ,
  • сайт лагеря,
  • телевизионные каналы города Шахуньи,
  • родительские собрания,
  • собрания актива детского объединения «Огни будущего».

14. Система внешних контактов лагеря

Схема взаимодействия:

15. Оформление лагеря

Оформление играет немаловажную роль в реализации педагогического потенциала оздоровительно – образовательного  лагеря. От того, что видит ребёнок вокруг, зависит его эмоциональное состояние, желание творить, сочинять, участвовать в коллективных творческих делах и получать от этого удовольствие.

Программой предусмотрено следующее оформление:

  • таблички с номерами отрядов и возрастом детей (они будут полезны при приеме детей в первый день);
  • приветственные плакаты на входе; яркие разноцветные шарики;
  • оформление прихожей;
  • оформление дверей отрядных комнат.

Общий информационно-рекламный уголок- это красочный стенд.

Здесь и родители, и дети найдут много полезной информации. Здесь мы размещаем герб, флаг и гимн нашего лагеря,списки детей, схему расположения здания (комнат) лагеря, режим дня лагеря, ежедневное меню, время работы психологической службы и творческих объединений, а также план работы лагеря на смену и на день.

Уголок символики (Государственный флаг,  Герб  и гимн РФ, герб Нижегородской области, Герб г. Шахунья);

Уголок по деятельности детской общественной организации «Огни будущего»

Цель и задачи, эмблема, девиз организации, план работы

Стенд  по правовому и патриотическому воспитанию

закон РФ «О правах ребёнка», Конвенция о правах ребёнка, телефон доверия;

Уголок по ТБ (правила поведения в лагере, правила поведения на прогулке, в столовой, правила дорожного движения, правила техники безопасного поведения в помещении и правила противопожарной безопасности;

Стенд по здоровому образу жизни

различного рода наглядная и агитационная продукция: буклеты, информационные листки, советы врача, адреса и телефоны консультационных пунктов, уголок здоровья,

где  помещены статьи из средств массовой информации (клещевой энцефалит, о вреде курения, алкоголя и  наркомании).  Эта информация периодически меняется.

Отрядные уголки

Каждого ребенка, являющегося частью своего отряда (дома)интересуют успехи его отряда: результаты спортивных и творческих мероприятий, новости не только в отряде, но и в лагере, какой сегодня день недели и как он называется по план – сетке, кто успел и в чем отличиться за прошедший день и что будет интересного. Именно эту насущную проблему – «узнавать, что да как» - призван решать отрядный уголок. Его смысл – отражать деятельность отряда (дома).

Грамоты

Все грамоты должны быть аккуратными, яркими, подходить по тематике мероприятия.

Грамоты, купленные в магазине, можно использовать для награждения на официальных или серьезным мероприятиях  (закрытие смены).

Мы считаем, что  приятней гулять по лагерю, где в забавной форме вывешены таблички на особо важных зданиях: в столовой, в медпункте, в комнате начальника лагеря…

В оформлении будут использованы только яркие и светлые тона, вызывающие позитивное настроение.


16. Материально-техническая база

Для организации летней оздоровительной работы в МБОУ ДОД Вахтанском ДЮЦ создана хорошая  материально – техническая база, включающая в себя:

  • 3 классные комнаты (спальни)
  • 3 рекреации для занятия в кружках;
  • 1 игровая;
  • 1 творческая мастерская;
  • спортзал;
  • актовый зал;
  • 4 туалетных комнаты;
  • спортивная  площадка;
  • Интернет-центр.

Занимаемые площади:

Кабинет № 1 ( игровая) –кв.м.

Кабинет № 2(отрядная комната) –кв.м.

Кабинет № 3(отрядная комната)  –кв.м.

Кабинет № 4(отрядная комната) –кв.м.

Кабинет № 5 (спальная комната) –кв.м.

Кабинет № 6   (спальная комната)кв.м.

Кабинет № 7  (спальная комната)кв.м.

         Спортивный зал –кв.м.


В лагере отдыха оборудованы кружковые комнаты, актовый зал, игровая площадка.

Кроме помещений ДЮЦ в лагере отдыха задействованы: Столовая Вахтанской СОШ, спортивный комплекс, стадион, парк, библиотека, музей поселка.

В лагере отдыха используются теле – видео – музыкальная аппаратура ДЮЦ, спортинвентарь спортивного комплекса, спортинвентарь ДЮЦ.

Программа реализуется за счет финансирования родителей (в размере 10 % от стоимости путевки). Родительские средства расходуются на приобретение призов, награждение победителей,  мероприятия, витаминизацию.

17. Наличие охраны или службы безопасности

Для обеспечения охраны жизнедеятельности детей и подростков, в здании Вахтанского ДЮЦ оборудована сигнальная кнопка, вход контролируется дежурным.

18.Система контроля и оценки результативности реализации программы

Действует следующая иерархия в организации управленческой деятельности лагеря:

  • Распоряжение мэра;
  • Приказы департамента образования;
  • Приказы директора МБОУДОД Вахтан6ский ДЮЦ;
  • Локальный акт Положение «О летнем оздоровительно-образовательном лагере» от года.

Система контроля и оценка результативности

Деятельность лагеря контролируется директором МБОУ ДОД Вахтанский ДЮЦ, Отделом образования г.Шахунья. По результатам проверок в 2013 г. лагерь занял 1 место в смотре-конкурсе «Лучший лагерь городского округа город Шахунья» в номинации «Учреждения дополнительно образования».

19. Список литературы

Дополнительное образование детей, Кульневич С.В., Иванченко В.Н., Ростов – на Дону, 2005г.

Каникулы: игра, воспитание. Газман О.С., М.,1998г.

Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере, Лобачева С.И. Москва, 2007г.

Система самоуправления в детском общественном объединении. Волохов А.В., Педагогические технологии. Н.Новгород,2008 г. Хочу быть лидером Выпуск 4. Н.Новгород,2006

Каникулы – социально – педагогические ориентиры, Таран Ю.Н. М.,1996 г.

Моя Нижегородская отчина: опыт туристско-краеведческой деятельности образовательных учреждений/ М-во образования и науки Нижегородской обл.., ГОУ " Центр дет.июнош. туризма и экскурсий".- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005.

• М.А. Бесова. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. – Ярославль, 2002г.

• Л.С. Литвиненко, О.Е. Жиренко. Нравственно экологическое воспитание школьников. – Москва, 2005 год.

• В.В. Ячменева. Занятия по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. –Москва, 2003г.

• В.И. Калякина Методика организации уроков коллективного творчества. – Москва, 2002 г.

• В.М. Волотка В помощь вожатому детского оздоровительного лагеря. Сборник методических материалов.- Москва, 2003г.

• Григоренко Ю.Н. «Кипарис -2» Настольная книга воспитателя летнего оздоровительного лагеря.

• Зайцева О.В., Карпова Е.В., На досуге. Игры в школе, дома, во дворе, Ярославль-1998.

• Локалова М.С., Праздник в подарок, Ярославль-2000.

• Маркевич В.В., Игры на свежем воздухе, Минск-2004.

• Народное образование // №3 , 2007.

• Титов B.C. «Ура, каникулы», Москва, творческий центр, 2001г.

• Материалы интернет- сайтов;

http://gigabaza.ru/

http://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

летний лагерь "Дружба" с дневным пребыванием детей с ОВЗ

В папке содержится материал включающий в себя: положение о летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей с ОВЗ. некоторые приказы , образец заявления и т.д....

Календарный план мероприятий в пришкольном лагере с дневным пребыванием детей и подростков "Петрушка" на летний период II потока 2013 года .docx

По этому перспективному плану мы с моей командой воспитателей будем работать во втором потоке пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков "Петрушка" 2013 года. Мы постараемся сделать ...

Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей и подростков на базе общеобразовательного учреждения «Праздник каждый день»

Актуальность программы « Праздник каждый день!»Каникулы – это время путешествий. К сожалению, не все дети и подростки могут все лето провести на море или выехать за пределы родной деревни. Перед воспи...

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Родными тропами"

Программа имеет краеведческую направленность, развивает в детях любовь к малой Родине, знакомит с ее историей, культурой, обычаями и традициями....

Программа летнего оздоровительного лагеря при школе с дневным пребыванием «Школа юных конструкторов».

Программа летнего оздоровительного лагеря  при школе с дневным пребыванием. Программа реализована в августе 2018 года...

Рабочая программа занятий профильного математического отряда «220 Вольт» летнего оздоровительного лагеря «Радужная Планета» с дневным пребыванием детей.

Настоящая  рабочая программа профильного математического летнего отряда «220 Вольт»  разработана  на основе методического пособия «Математические кружки в школе»...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков.

Лето - это замечательная пора свободного времени, когда ребенок имеет возможность стать активным участником, организатором социально-значимой для себя деятельности, необходимо только создать усл...