Ориентирование в заданном направлении в спортивном зале.
методическая разработка на тему

Тарасова Татьяна Александровна

Методические рекомендации по организации практических  занятий по теме «Ориентирование в заданном направлении в спортивном зале» для обучающихся   10-13 лет.

Ориентирование – это вид спорта, в котором участники с помощью карты и компаса должны пройти КП, расположенные на местности.

Приступать к обучению ориентированию лучше всего в спортивном зале или в школьном коридоре. Это, во-первых, безопасно для детей, во-вторых, не нужно искать «заблу­дившихся». А в третьих, спокойная и знакомая обстановка внутри школы располагает к самостоятельной работе, нет чувства страха и одиночества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orientirovanie_v_sportivnom_zale.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Детско-юношеский центр Петродворцового района Санкт-Петербурга «ПЕТЕРГОФ»

Методические рекомендации

по организации практических  занятий по теме

«Ориентирование в заданном направлении в спортивном зале»

для обучающихся   10-13 лет,  занимающихся по программе

 "Спортивный туризм"

Методист

Тарасова Татьяна Александровна

Санкт-Петербург

2014 год


Пояснительная записка.

Спортивное ориентирование - это вид спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должны пройти контрольные пункты (KП), расположенные на местности, а результат, как правило, определяется по времени прохождения дистанции.

Спортивное ориентирование _ вид спорта, который с каждым годом приобретает все большую популярность и массовость. Можно с уверенностью сказать , что это единственный вид спорта, где проводится так много стартов с участием широкого возрастного контингента.

  Спортивное ориентирование - это вид деятельности, который позволяет удовлетворять многие потребности людей. Он позволяет сочетать потребность в физической активности с умственной активностью, а также удовлетворять потребность в общении с природой.

Спортивное ориентирование является эффективным средством формирования умственной, физической и социально-экологической активности у школьников. Спортивное ориентирование синтезирует школьные учебные дисциплины, такие как: физкультура, география, экология, валеология, основы безопасности жизнедеятельности. Формирование умственной активности, связанное с занятием ориентированием, способствует лучшему усвоению остальных школьных дисциплин.

Основу здорового образа жизни составляет физическая активность, которая проявляется в беге с ориентированием.

 В процессе занятий ориентированием активизируются процессы мышления, развивается память, внимание. Актуализация психических особенностей в связи с конкретным видом деятельности побуждает умственную активность, необходимую в процессе трудового воспитания.

 


Ориентирование в заданном направлении в зале.

Ориентирование – это вид спорта, в котором участники с помощью карты и компаса должны пройти КП, расположенные на местности.

Ориентирование в заданном направлении - это прохождение отмеченных на карте и расположенных на местности КП в заданном порядке.

Приступать к обучению ориентированию лучше всего в спортивном зале или в школьном коридоре. Это, во-первых, безопасно для детей, во-вторых, не нужно искать «заблудившихся». А в третьих, спокойная и знакомая обстановка внутри школы располагает к самостоятельной работе, нет чувства страха и одиночества.

Для подготовки и проведения первых занятий по ориентированию в школьных условиях нужно сначала создать карту-план спортивного зала, коридора. На карту можно нанести все линии, которые нанесены краской на полу, «стенку», окна, двери и все выступы стен.

 Главное схема должна быть очень простой, легко читаемой и не содержать никаких надписей, кроме обозначения дистанций. После того как вся площадь зала вычерчена, произвольно врисовывают в масштабе скамейки, маты, спортивные козлы, барьеры и другие предметы, находящиеся в зале.

В заключение красной шариковой ручкой наносят дистанции.

Планирование дистанции и подготовка спортивного зала

Прежде чем наносить дистанции красным цветом, нужно определить удобное место старта, смены карт, финиша. На одном занятии вариантов прохождения дистанции должно быть не менее 4-х. В каждом варианте рекомендуется от 8 до 12 КП. Примерный образец указан на рис. 

Для усложнения задания при планировании дистанции рекомендуется на одном объекте, например на мате, иметь несколько точек для установки КП. При выборе точек необходимо добиваться того, чтобы сам КП находился строго в центре изображенного на карте кружка и не имел сдвигов (прикрепить скотчем).

После рисовки всех 4-х вариантов дистанций необходимо все КП каждого варианта нанести на одну контрольную карту. Она потребуется начальнику дистанции, когда настанет время ставить контрольные пункты в зале. В контрольной карте на все 4 варианта дистанций должно быть не менее 30 КП.

 После готовности контрольной карты необходимо приготовить для судей контрольные карточки с номерами всех КП каждого варианта.

Необходимо приготовить знаки КП - призмы. Каждый КП имеет свой номер.

Участники должны принести с собой на занятие ручку или простой карандаш.

Старт участников рекомендуется одиночный.

Результат определяется по времени, затраченному на прохождение дистанции от момента технического старта до финиша. Если участник нарушил порядок прохождения КП или пропустил КП, его результат не засчитывается или назначается штрафное время.


ВАРИАНТ №1                                                    

ВАРИАНТ №2                                                    

ВАРИАНТ №3                                                    

ВАРИАНТ №4                                                    

Контрольная карта со всеми КП.

                - маты

              -  обруч

       -  мяч набивной

                                   -  скамейка гимнастическая

     -  столб

        -   КП

           -    Старт

Карточка участника

1

2

3

4

5

6

7

8

Фамилия

Кол-во КП

Старт

Имя

Финиш

№ варианта

Результат

Контрольная карточка с ответами

1

2

3

4

5

6

7

8

Вариант №1

Вариант №2

Вариант №3

Вариант №4


Список используемой литературы.

  1.  Тыкул В.И Спортивное ориентирование
  2.   В. И. Ганопольский  В. И.  Туризм и спортивное ориентирование
  3. http://www.do-oc.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=566&Itemid=99999999

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочное занятие по спортивному ориентированию в условиях спортивного зала

Конспект тренировочного занятия по спортивному ориентированию  группы ГНП, для проведения в спортивном зале....

Спортивные игры и эстафеты в спортивном зале.

Такого рода эстафеты мы с детьми проводим во время школьных каникул, т.к. дети остаются в отделение помощи детям. Такие занятия проводятся ежедневно и служат хорошим стимулом поддерживания здоров...

«Методические рекомендации по проведению занятий в спортивном зале школы по дополнительной общеразвивающей программе «Спортивное ориентирование»

Цель данной методической разработки: помощь начинающему педагогу в выборе заданий для проведения занятий и организации проведения занятий в спортивном зале.В работе представлены комплексы заданий для ...

Примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений

Примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (далее ...

Методическая разработка Тема разработки: проведение занятия по спортивному ориентированию в заданном направлении в спортивном зале

Данная методическая разработка направлена на оказание методической помощи педагогам дополнительного образования в проведении занятий по спортивному ориентированию в типовом спортивном школьном зале пр...