Методическая разработка учебного занятия "История возникновения хохломской росписи"
методическая разработка на тему

Синицына Ольга Анатольевна

Методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования, учителям ИЗО.

Разработка включает теоретическую часть по изучению истории возникновения хохломской росписи и практическую часть "Роспись ложки по шаблону"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rospis.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по теме

,,История возникновение хохломской росписи.

Практическое занятие: роспись ложки по шаблону”.

Цель: Познакомить детей с историей возникновения хохломской росписи.

Задачи: Научить расписывать хохломскую ложку по образцу по шаблону.

Материалы, необходимые для занятия:

1.краски гуашевые жёлтого, красного, зелёного и чёрного цветов;

2.беличьи кисти №2; №3

3.банка с водой

4.мягкая тряпочка для снятия лишней краски с кисти

5.палитра;

6.шаблон в виде большой ложки

Ход урока

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами познакомимся с историей возникновения хохломской росписи и на практике попробуем расписать большую хохломскую ложку по шаблону!

Сейчас мы с вами познакомимся с историей возникновения хохломской росписи.

Золотая Хохлома — яркое, самобытное явление русского народного дсжорач ивно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он шкшик в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома.В том глухом лесном краю исторически сложились весьма благоприятные условия для развития народных художественных про-мыс./н)н и ремесел. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую, где жители, будто (говорившись, поделили между собой весь технологический процесс. Жители деревень занятые на отдельных трудовых операциях селились рядом, составляя свой «цех» или «куст». У каждой группы деревень был центр — крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, группировались вокруг крупного торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи.

Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатого вотчинника и в царском обиходе. Нарядную деревянную посуду окрашивали в яркие, сочные цвета и расписывали разными красками, порой золотом и серебром. Красиво отделанная ложка или ковш считались подарком. Но даже самую простую посуду нельзя было использовать неокрашенной: от горячей пищи древесина расслаблялась, в ней образовывались трещины. Поэтому неокрашенную посуду покрывали олифой — вареным льняным маслом.

Расписная, да еще с золотом, посуда была недоступна для крестьянина. Однако народные мастера сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользоваться ею могли и крестьяне. Так появилась посуда с хохломской росписью — посуда, которая легко выдерживает горячее, не боится, по словам мастеров, ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна беднякам.

Происхождение приемов окраски деревянной посуды в золотистый цвет без применения золота и сегодня остается загадкой даже для специалистов.

Оригинальная, веками отработанная технология и есть тот волшебный процесс, который обычное белое дерево превращает в блестящее золотом изделие.

Процесс изготовления хохломской посуды совсем не прост. Сначала изделие вытачивали из сырого дерева. Белую посуду («бель») 12-15 суток выдерживали при комнатной температуре для просушки. Затем ее грунтовали, обмазывали глиной. Дело в том, что древесина очень пористый материал, и чтобы закрыть все поры, создать водонепроницаемый слой, ее нужно было промазать. Хорошим материалом для этого оказалась обычная глина. Эту глину мастера называли вапом, отчего и сам процесс пропитки изделий глиной стали называть ваплением. Глину растворяли в теплой воде, разминали кусочки, перемешивали, получая раствор определенной густоты. Потом смазывали стенки изделия толстым слоем и оставляли на некоторое время — раствор должен был впитаться. Затем смазывали снова. Провапленное таким образом изделие с образовавшейся на нем глиняной коркой ставили на доски, где оно должно было просохнуть.

Высохшее изделие пропитывали льняным невареным маслом и снова выдерживали небольшое время, чтобы слой глины смешался с маслом. Затем изделие шлифовали, протирая поверхность лычным мочалом и льняным отрепьем. После шлифовки изделие ставили на досках в истопленную печь и держали там 4-5 часов. Следующая операция — шпаклевка, то есть замазка изделия глиной, смешанной с олифой. Эта смесь должна была заделать все неровности, сучки, трещинки и другие дефекты древесины. Прошпаклеванное изделие снова ставилось на просушку.

Затем следовала обработка олифой для создания на изделии масляной пленки. Олифой изделия промазывались три раза, каждый раз в промежутках снова подсушивались и только тогда ставились в печь при температуре 80-90 градусов. Проолифенное таким образом изделие лудили — обмазывали оловянным (алюминиевым) порошком, и оно становилось «серебряным».

Только после этого изделие было готово к росписи красками. Расписанное луженое изделие вновь обильно обмазывали олифой и ставили на досках в нежаркую печь для каления. И только тогда «серебряные» изделия волшебным образом превращались в «золотые», приобретая наконец такой хорошо знакомый всем вид.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, вот мы с вами и познакомились с историей возникновения хохломской росписи. Все цвета в данной росписи строго ограничены используется, красный, чёрный, зелёный, жёлтый цвета. Сейчас мы приступим к практическому заданию: будем расписывать хохломскую ложку. Нам понадобится чёрная, красная и зелёная краски. Кисти №2, №3, палитра, вода тряпка. Вначале прорисовываем чёрной краской ведущие линии. Краску берём чуть – чуть на кончике кисти. Линию ведём тонко.

Затем пишем ягоды красной краской в форме ,,клубники”.Следующий этап – пишем листочки зелёной краской. Пока наши ложки сохнут – мы отдохнем. Сделаем – физкультминутку:

(Встали, отодвинули стулья):

Раз – спит цветок

Два – отогнулся лепесток

Три – проснулся

Четыре – к небу потянулся

- Молодцы, ребята! Сейчас мы будем отгадывать загадки.

1.Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал

Без тела, а живёт,

Без языка – кричит (Эхо)

2.На горе – горушке

Стоят две старушки,

Если охнут,

Люди оглохнут (Пушка)

3.Он упрямый и пузатый

Больно бьют его ребята

Отчего беднягу бьют?

Оттого, что он надут (Мяч)

4.Носик стальной,

Хвостик льняной,

Сквозь полотно проходит,

Конец себе находит (Иголка с ниткой)

- А теперь продолжим наше занятие

- Наша ложка подсохла

Теперь можно делать ,,разживки”. Сделаем на ягодках зелёные ,,чашечки”, жёлтые капельки. На листочках сделаем ,,жилки”. И наконец, напишем ,,травку”. Сейчас мы посмотрим, у кого что получилось.

- Молодцы! Красивые получились ложки! Сегодня на занятии вы познакомились с историей возникновения хохломской росписи и практическому заданию по росписи хохломской ложки.

До свидания! Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Учебно-методическое пособие.

Технология росписи по ткани.Стилизация.Народные художественные промыслы....

Методическая разработка «Пожар. Причины возникновения пожара. Правила противопожарной безопасности»

Цели: Образовательные:дать определение пожара;познакомить учащихся с причинами возникновения пожаров и с поражающими факторами огня и правилами поведения в случае его возникновения;рассмотреть источни...

Методическая разработка учебного занятия "История возникновения хохломской росписи"

Методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования, учителям ИЗО.Разработка включает теоретическую часть по изучению истории возникновения хохломской росписи и практическую ча...

Методическая разработка учебного занятия по теме «Создание пейзажной композиции от возникновения замысла до эскиза»

Методическая разработка учебного занятия по теме «Создание пейзажной композиции от возникновения замысла до эскиза»...

Методическая разработка занятия "Знакомство с особенностями росписи лаковой миниатюры." для индивидуального дистанционного обучения.

Методическая разработка расчитана на самостоятельное изучение истории развития и особенностей промысла лаковой живописи . Материал представлен ввиде лекции....

Методическая разработка занятия " Знакомство с особенностями росписи лаковой миниатюры"для индивидуального дистанционного обучения.

занятие знакомит с историей возникновения промысла лаковой миниатюры и особенностями выполнения.Для самостоятельного изучения в форме лекции....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК...