Методическая разработка открытого занятия на тему: "Поэтапное выполнение основного элемента Мезенской росписи-коня"
методическая разработка по теме

Подгурская Оксана Викторовна

Раздел -Декоративно-прикладное искусствоМесто учебного занятия в образовательном процессе: обобщающее занятие в разделе программы «Изучение элементов Мезенской росписи» дополнительного образования детей кружка «Художественная роспись по дереву» первого года обучения.

 

Цель занятия: обучить детей последовательному выполнению коня, основываясь на приемах и традициях мезенской росписи.

 

Задачи занятия:

1. Развивающие: расширение знаний по основным элементам мезенской росписи, развитие фантазии, творческого воображения, мышления, памяти и интереса к росписи.

2. Обучающие: знакомство с историей возникновения мезенской росписи, получение знаний о технологии росписи.

3.Воспитательные: воспитывать аккуратность, терпеливость, чувство взаимопомощи.

 

Количество детей – 8

Возраст – 6-7 лет

Методы и приемы:

  • Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

  • Словесный, практический

  • Музыкально- игровой

 

Форма обучения: групповая с индивидуальным подходом.

 

Тип занятия: комплексное занятие.

 

 

Межпредметные связи: изобразительное искусство, окружающий мир, география, история.

 

Ожидаемый результат: выполнение детьми элемента мезенской росписи –коня.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_oksana.doc598.5 КБ

Предварительный просмотр:

                          Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Ветлужский районный дом детского творчества

                                                                       

                                                                                             Подгурская Оксана Викторовна,

                                                                                  педагог дополнительного

                                                                               образования МОУ ДОД

                                                                                         Ветлужского районного дома

                                                                          детского творчества

                                                                       Ветлужский район

                                                                                Нижегородская область

Организация и проведение открытого занятия на тему:

Подгурская Оксана Викторовна,

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД   Ветлужского районного дома   детского творчества,

1 квалификационная категория

- 2 -

Пояснительная записка

Место учебного занятия в образовательном процессе: обобщающее  занятие в разделе программы «Изучение элементов Мезенской росписи» дополнительного образования детей кружка «Художественная роспись по дереву» первого   года обучения.

     Цель занятия: обучить детей последовательному выполнению коня, основываясь на приемах и традициях мезенской росписи.

Задачи занятия:

1. Развивающие: расширение знаний по основным элементам мезенской росписи, развитие фантазии, творческого воображения, мышления, памяти и интереса к росписи.

2. Обучающие: знакомство с историей возникновения  мезенской росписи, получение знаний  о технологии росписи.

3.Воспитательные: воспитывать аккуратность, терпеливость, чувство взаимопомощи.

  Количество детей – 8

  Возраст – 6-7 лет

  Методы и приемы:

  • Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
  • Словесный, практический
  • Музыкально- игровой

Форма обучения: групповая с индивидуальным подходом.

Тип занятия: комплексное занятие.

Межпредметные связи:  изобразительное искусство, окружающий мир, география, история.

Ожидаемый результат: выполнение детьми элемента мезенской росписи –коня.

- 3 -

Материально – техническое обеспечение, оформление

Светлое просторное помещение, столы – 4шт, стулья -8шт, учебная  магнитная доска.

Техническое обеспечение занятия: музыкальный центр.

Инструменты и материалы:

альбом, гуашь – 6 цветов,

кисточка колонок №2,

карандаш простой ТМ,

ластик,

палитра,

баночка для воды,

тряпочка.

Дидактический  и наглядный материал:

ларец с карточками- загадками, с изображением животных мезенской росписи,

расписанное  панно ,

учебные комплекты из пяти листов, выполненные педагогом с последовательностью  выполнения  мезенского коня, игровые карточки – мозаика, шаблоны- заготовки.

План – конспект открытого занятия по декоративно -  прикладному искусству  «Мезенская роспись по дереву»  

         

- 4 -

План – конспект открытого занятия по декоративно -  прикладному искусству  «Мезенская роспись по дереву»  

Ход занятия:

  1. Приветствие.

Добрый день ребята! Добрый день уважаемые коллеги!

  1. Вступительное слово  педагога.

Сегодня мы проведем открытое  занятие, посвященное росписи по дереву, одному из разделов декоративно- прикладного искусства.

В целом говоря о росписи по дереву, хочется отметить, что каждая расписанная вещь, как пожелание добра, успеха, счастья. Возможно  по этой причине роспись никогда не уйдет из нашего обращения. Нельзя заменить ручную работу, сделанную с душой, на промышленную штамповку, поэтому роспись всегда будет иметь место в нашей жизни.

  1. Вводная беседа.

Сегодня речь пойдет о древней росписи русского севера. Название росписи – Мезенская.

Роспись волшебную эту,
Будем как книгу читать,
В стройных ее силуэтах
Матушку-Русь познавать.
Мезенской роспись зовется,
В каждом рисунке добро.
В сердце твоем отзовется,
Нежною сказкой оно.
В каждой строке можно встретить
Птиц и Коней мчащих вдаль.
Лебедя если приметить,
Будет большой урожай.
Росписью той украшают,
Из бересты туеса.
Даром своим совершая
Счастья, любви чудеса.

(Входит Каляка – Маляка).

Подождите, подождите! Я немножко опоздала…. Простите меня пожалуйста.

Проходи, Каляка. Продолжаем занятие.

- 5 -

Мезенская роспись, ребята, одна из самых старинных. Родина этой росписи – Архангельская область, село Палащелье, вблизи реки Мезень, отсюда и ее название. Эта роспись резко отличается от других видов росписи. В ней ярко проявляются представления о мире древних людей. Наскальные изображения, найденные на берегах Белого моря и Онежского озера очень похожи на рисунки мезенской росписи. Еще одной особенностью является то, что роспись выполнялась исключительно мужчинами. Расписывались различные бытовые предметы: туески, короба, лукошки. Но особую известность приобрели прялки.

Ребята, давайте рассмотрим панно, расписанное Мезенской росписью.

(Рассматривают)

Цветовая гамма этой росписи очень скупа. Как вы думаете, почему?

Сколько цветов используется в росписи? Как они правильно называются?

(Каляка – маляка выкрикивает: Красный сурок и черный уголь!)

Ребята, разве это правильно?

(Дети дают правильный ответ: красный сурик и черная сажа)

А как вы думаете, из чего получали краску древние люди?

(Дети отвечают: из природных материалов).

Правильно!

Красный сурик получали из глины, ее мелко перетирали и добавляли специальные масла. Рисунок наносили пятнами и полосками, а затем обводили по контуру черным цветом.

Черную краску получали из сажи. Обводку наносили деревянной палочкой, заостренной на конце. Готовое изделие покрывали лаком и оно приобретало золотистый цвет.

В этой росписи много животных, каждое из них имело свое значение.

Ребята, давайте вспомним, какие элементы этой росписи мы знаем.

В этом нам поможет Волшебный ларец с загадками, который я для вас приготовила.

(На карточках , из  ларца, изображены животные Мезенской росписи. Ребята отгадывают загадки, вспоминая, как они выглядят. Это кит, лебедь, утка, олень, конь. Карточки вывешиваются на магнитную доску. ( Приложение 1)

Сегодня, используя все приемы нашей росписи, мы научимся рисовать коня, одного из самых главных элементов. Конь – это символ солнца. По верованию древних, он возносил солнце на небо каждое утро и считался священным животным.

  1. Практическая часть.

(Дети делят альбомный лист пополам. На одной половине обводят коня по заготовке – шаблону. На второй половине самостоятельно рисуют коня карандашом. Это 1 этап работы.

Педагог выставляет учебные комплекты из пяти листов с указанной последовательностью выполнения.)

- 6 -

2 этап. Ребята смешивают на палитре красную и черную гуашь в нужной пропорции, получая сложный цвет – красный сурик. Форму тела коня обводят по контуру кистью, используя полученную краску.

3 этап. Дети плотно закрашивают форму тела коня цветом  красный сурик.

Двигательно- эмоциональная разминка, с использованием животных из росписи. (Ребята повторяют движения за педагогом)

Встанем дружно мы ребятки

На веселую зарядку.

Ручки, ножки разомнем

В зоопарк мы все идем.

Кит огромный перед нами

Вся вода идет волнами .

Лебедь словно цифра 2

Шея, клюв и 2 крыла.

Олень стоит и как всегда

К небу тянутся рога.

Утка плавает в пруду

И ныряет на ходу.

В зоопарке есть и пони.

Пони - маленькие кони.

Так копытами стучат

Очень любят всех ребят!

Что ж, друзья, пора опять

Сесть и снова рисовать.

4этап.  Дети дорисовывают недостающие детали коня- гриву, упряжку,  уздечку, стремя, копыта, хвост. Одновременно педагог показывает на доске порядок выполнения.

5 этап.  Ребята обводят детали коня тонкой линией черной краской. Выполняют это задание кончиком кисточки.

  1. Творческая часть.

Используя игровой метод и мелодии из детской классики, дети собирают мозаику – фигуру животного из Мезенской росписи.

  1. Подведение итогов.

Показ и мини-выставка работ.  Идет коллективное обсуждение работ детей и Каляки – Маляки.  Им предлагаются вопросы на обсуждение и размышление.  

Выделяются самые лучшие и аккуратные работы.

Каляка – Маляка  вручает детям подарки – кисточки.

- 7 -

Приложение 1.

На севере далеком обитает

И жителей тех мест и греет и питает.

                             (Олень)

Он и стройный и красивый,

У него густая грива!

Он копытами цок – цок,

Покатай меня, дружок!

                            (Конь)

Чудо – юдо великан

На спине везет фонтан.

                           (Кит)

Ходит на рыбалочку

Не спеша, вразвалочку.

Сама себе лодочка,

Сама себе удочка.

А зовется ….

                          ( Уточка)

В зоопарке, в тиши вод

Птица белая плывет.

Взгляд ее, изгиб спины

Все в ней дивной красоты.

                          ( Лебедь)

- 8 -

                                               Самоанализ занятия.

Данное занятие прошло в соответствии с программой дополнительного образования, предназначенной для детей 6-7 летнего возраста, 1-ый год обучения. Дети этого возраста  очень хорошо запоминают информацию, полученную на занятии, способны её осмыслить.

Для успешного решения поставленных задач кабинет оснащён ученическими партами  и стульями, в соответствии с возрастными особенностями детей, магнитно- двусторонней доской.

На занятии использовались наглядные пособия: ларец с карточками – загадками с изображением животных Мезенской росписи, расписанное панно, учебные комплекты из 5- ти листов, выполненные педагогом , с последовательностью выполнения Мезенского коня.

Тема занятия:

Поэтапное выполнение основного элемента Мезенской росписи- коня.

Тема занятия соответствует программе, по которой занимается данная группа.

Занятие по степени сложности соответствует данной группе детей.

Цель занятия:

Обучить детей последовательному выполнению коня, основываясь на традициях и приёмах Мезенского письма, решалась посредством обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Дети закрепили знания о истории возникновения Мезенской росписи и знания по её технологии. Основываясь на приёмах и традициях Мезенской росписи, также научились последовательно выполнять одного из главных элементов – коня.

Дети на занятии получили новую информацию, связанную с названиями цвета ,географическими названиями.

Расширили знания по основным элементам Мезенской росписи.

На занятиях дети смогли развить фантазию и творческое воображение, проявить интерес к росписи.

В ходе занятия дети приучаются к усидчивости, аккуратности, помогают друг - другу развивая чувство взаимопомощи.

Данное занятие соответствует поставленной цели.

Для развития творческих способностей используется игровой метод.В ходе игры- мозаики дети развивают воображение и вспоминают как выглядят фигуры животных из росписи.

Задание выполняется на фоне классической музыки для детей.

Содержание занятия способствует развитию интереса детей к искусству росписи.

- 9 -

Тип занятия- комплексное , включает в себя:

1.Оргмомент.

2.Вступительное слово педагога.

3.Вводную беседу о Мезенской росписи.

4.Практическую часть: изображение на бумаге коня и исполнение в цвете.

5.Физ. паузу.

6.Творческую часть. (ИГРА- МОЗАИКА)

7.Подведение итогов. ( Просмотр и обсуждение работ)

Дети активно используют знания, полученные на предыдущих занятиях. Методы обучения соответствуют цели занятия: объяснительно- иллюстративный, словесный, практический, музыкально – игровой .На данном занятии был использован игровой момент (Каляка - Маляка), так как дети младшего возраста.

Были созданы развивающие моменты, посредством которых дети смогли развивать память, логическое мышление.

Объём учебного материала был распределён эффективно. Дети активно участвовали в отгадывании загадок, с увлечением смешивали краски, рисовали и собирали мозаику.

Цель занятия полностью реализована, о чём свидетельствуют детские работы.

На данном занятии мы выполнили весь запланированный объём.

Я считаю ,что занятие прошло успешно, об этом свидетельствуют высказывания детей.

- 10 -

                                                         

   

- 11 -

                                                 Список литературы

  1. Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. – М., 1984.
  2. Максимов Ю. В. Резьба и роспись по дереву, альбом Народные художественные     промыслы России, Изд-во Сов. Россия, 1984.
  3. Основы художественного ремесла: В 2ч. / Под ред. В. А. Барадулина /. – 2-е изд. М., 1987.
  4. Шпикалова Т. Я. Народное Искусство на уроках декоративного рисования. Пособие для учителей. 2-е изд., дополнительное и переработанное М. Просвещение, 1979.

5.   Основы художественного ремесла. 2 часть, 2-е изд.М., 1987 год под ред      В.А. Барадулина  

6 . Шпикалова Т.Я.  Народное искусство на уроках декоративного рисования.  

    Пособие для учителей 2-е изд., дополнительное и переработанное. М.,  

    Просвещение,1979 г.

7. Красавцева А.Н. Роспись по дереву. М.: Издательский дом МСП, 2007.

8. Жигалова С. К.,  Жинина С. Г., Попова З. П., Черняховская Ю. С. Пряник, прялка,  и  птица Сирин. - М., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия на тему: "Элементы классического танца в эстрадном, народном танцах"

Использование элементов классического танца в танцевальных этюдах. Их модернизация в движении, характерная для эстрадного и народного танцев....

Методическая разработка открытого занятия на тему: «Роспись салфетки в стиле Мезенской росписи»

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКАПРЕДМЕТ: ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Тема: «А. Н. Островский. Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия»

В архиве находится презентация и разработка заняти по "Грозе" А.Н.Островского, а видеофайл сможете посмотреть в разделе видео на моей странице. Очень рекомендую. Сама разработка обычна, а вот видео за...

Методическая разработка открытого занятия "Элементы народного танца"

Методическая разработка открытого занятия "Элементы народного танца" может быть использована в учреждениях дополнительного образования....

Методическая разработка открытого занятия в образцовом театре танца «Талисман» по теме:«Работа над подвижностью различных частей – центров тела в процессе выполнения комбинации джаз – модерн танца и контактной импровизации»

Данная методическая разработка открытого занятия по современной хореографии предназначена для учащихся девятого года обучения (13 – 14 лет). Данная методическая разработка базируется на принципа...

Методическая разработка открытого занятия в образцовом театре танца «Талисман» по теме: «Работа над правильностью, чистотой и выразительностью выполнения комбинаций эстрадно-джазового станка и хореографических постановок»

Данная методическая разработка открытого занятия по современной хореографии предназначена для учащихся десятого года обучения (14 – 15 лет). Данная методическая разработка базируется на принципа...

Методическая разработка открытого занятия Тема: «Основные элементы бурятского танца «Ёхор»

Методическая разработка открытого занятияТема: «Основные элементы бурятского танца «Ёхор»...