программа школьного лесничества "Лесные Берендеи"
рабочая программа на тему

Белова Инна Леонидовна

Программа поможет руководителю школьного лесничества с ориентироваться в направлении работы в малочисленной сельской школе. К программе добавлен паспорт программы по дополнительному образованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа учебного объединения «Школьное лесничество» предусматривает ознакомление учащихся с основными направлениями лесного хозяйства, биологии и экологии. Основное внимание направлено на подготовку из числа учащихся будущих кадров лесного хозяйства, с использованием имеющегося опыта и вековых российских традиций.

При разработке программы учитывалось, что работа школьников  по охране леса  - одна из основных для сельских школ, расположенных в лесной зоне.

Содержание программы предусматривает получение не только теоретических и практических знаний, но и массу познавательных, развлекательных и игровых моментов, что позволяет лучше усвоить теоретический материал.

В содержании программы заложены следующие идеи:

  • природа в своем естественном развитии находится в динамическом развитии;
  • непосредственным результатом воздействия человека и природы становится изменение состава компонентов окружающей среды, приводящие к смещению природного равновесия;
  • осмысленное познание особенностей живых организмов в биоценозах убеждают учащихся, что состояние природы можно регулировать (возобновление, охрана лесов);
  • формирование у подростков ценных черт характера (настойчивость в достижении целей, вера в успех своего дела);
  • знания лесоведения - неотъемлемая часть знаний об основах природы.

Цель программы: бережное отношение к природе, углубление знаний в области лесного хозяйства и экологии, вовлечение детей в практическую природоохранную деятельность.

Задачи программы:

  • обобщение, углубление и расширение знаний по лесному делу, формирование целостного представления о взаимодействиях природы, человека, общества;
  • воспитание экологической культуры, обеспечивающей прогресс общества в гармонии с природной средой;
  • обучение специальным навыкам исследования природы леса, привлечение к участию в опытно-исследовательской работе;
  • углубление знаний о лесном хозяйстве Амурской области;
  • оказание практической помощи органам управления лесным хозяйством в деле воспроизводства, охраны, защиты лесов;
  • профессиональная ориентация учащихся, пропаганда среди населения знаний о лесе.

Программа рассчитана  на 2 года обучения для учащихся 2-11 классов. При разработке программы учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей. Программа базируется на знании учащихся, полученных по естественным дисциплинам (экологии, биологии, географии). Первый год обучения, учитывая психологические особенности детей, предусматривает игровые моменты, увлекательные экскурсии, второй год - практические, лабораторные занятия, походы.

Предлагаемая программа имеет междисциплинарный характер и практическую направленность. В нее включены вопросы охраны природы, лесоведения, экологии. Их рассмотрение позволяет сформировать у учащихся представление о лесном деле, о взаимодействии природы и общества, о мерах защиты и восстановления природной среды.

Практические работы базируются на краеведческом материале. Учебные занятия проводятся в разных формах, для этого используются различные приемы и методы. Основные методы работы - это построение логических цепочек, аналогии, сказки, образности при объяснении отдельных сложных понятий (экосистема, сукцессия). Для заинтересованности учащихся используются разнообразные конкурсы проектов, изучение природоохранных традиций разных народов (поверья, фольклор), газетные акции, пропаганда природоохранных знаний среди населения, разнообразные игры («В гостях у Берендея», «Лесные Робинзоны», «На лесной полянке»). На второй год обучения рекомендуется использовать такие формы, как имитационные игры (аукцион, семинар, бейн-ринги и т.п.). В ходе занятия учащиеся делают сообщения, рефераты, презентации,  учатся делать выводы, обобщения, прогнозы. Для снятия физической усталости используются подвижные игры на природе.

Программа не только способствует знакомству с особенностями природы родного края, но и формирует оценочные суждения, умения прогнозировать отношения в системе «природа - человек - общество», воспитывать чувство сопереживания к природе, способствует становлению гражданской зрелости и ответственности по отношению, к природе.

Требовании к результатам образования

Учащиеся должны знать:

  • основные понятая о лесе и лесоводстве;
  • причины нарушения лесных экосистем;
  • о последствиях нарушения окружающей среды;
  • о роли биогенных элементов и органических веществах в живых организмах, биосфере.

Учащиеся должны уметь:

  • применять знания на практике;
  • проводить опытническую работу, учет и изучение природных ресурсов края, растительного и животного мира;
  • вести учет и изучение редких видов растений животных;
  • изготавливать и развешивать скворечники и кормушки;
  • собирать и использовать лекарственные растения;
  • организовывать проведение различных месячников, праздников, связанных с охраной и воспроизводством лесных ресурсов;
  • осуществлять контроль за использованием природных богатств;
  • организовывать лекции, беседы, конкурсы по данной тематике;
  • выпускать лозунги, листовки, газеты, освещать свою работу в печати;
  • организовывать выставки, отражающие участие в охране и воспроизводстве лесных ресурсов;
  • вести исследовательскую и проектную работу с  использованием дополнительных  и информационных материалов.

 

 Школьное лесничество  охватывает своей деятельностью обучающихся 1-5 классов,  работающих в рамках стандартов первого и второго поколений.  Обучающиеся, занимающиеся в школьном лесничестве, развивают  универсальные учебные действия:

Предметные результаты обучения:

       Учащиеся должны знать:

  • основные признаки живой природы;

-устройство светового микроскопа;

  • основные органоиды клетки;

-основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

  • ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

-существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

  • основные признаки представителей Царств живой природы;
  • основные среды обитания живых организмов;
  • природные зоны нашей планеты, их обитателей;
  • сравнивать различные среды обитания;
  • характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
  • сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
  • выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
  • приводить примеры обитателей морей и океанов;
  • наблюдать за живыми организмами.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
  • характеризовать методы биологических исследований;
  • работать с лупой и световым микроскопом;

-   узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

  • объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии;

-определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств;

- различать изученные объекты в природе, на таблицах;

- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

- объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека

- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

  • объяснять роль растений и животных в жизни человека;
  • обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
  • вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

      Метапредметные результаты обучения.

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • работать в соответствии с поставленной задачей;
  • составлять план выполнения учебной задачи;
  •  систематизировать и обобщать разные виды информации;
  • проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин;
  • находить и использовать причинно-следственные связи;
  • строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
  • выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • участвовать в совместной деятельности;
  • работать с текстом и его компонентами;
  • узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные результаты обучения:

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование основ экологической культуры.

        

Средства, необходимые для реализации программы

  • Методическая, художественная литература.
  • Видеофильмы.
  • Инвентарь для проведения практических мероприятий.
  • Оборудование школьного лесничества.
  • Питомник лесной.
  • Договор с лесничеством.
  • Положение о школьном лесничестве и другие материалы.

Программа первого года обучения

  1. Введение

Знакомство с основными частями экосистемы. Ознакомление с видами общественно полезного труда по охране и воспроизводству.        .

Экскурсия в сосновый  и лиственный лес для ознакомления с растительным миром и представителями редких и исчезающих растений.

Через игру показать значение и использование леса человеком.

  1. Знакомство с лесом

Обобщение знаний о лесе. Значение лесных экосистем. Ознакомление с составными частями леса, типологией.

Знакомство с разнообразием и распространением лесов Амурской области.

Научить определять морфологические особенности хвойных и лиственных пород.

Беседы со специалистами лесхоза, лесниками о лесоводственных проблемах и их разрешениях.

Практическая часть. Сбор семян, заготовка корма для птиц, изготовление кормушек, раскладка кормов. Чистка леса от валежника и бытового мусора.

Экскурсии в сосновый  и  лиственный лес, где в игровой форме проводится определение пород деревьев.

  1. Лесосеменное дело

Знакомство с видами лесоразведения, плодоношения древесных пород, методикой заготовления, сушки и хранения семян.

Практические и лабораторные работы предусматривают сбор сосновой шишки. Во время изучения материала проходят лекции для населения с целью ознакомления жителей леса с технологией заготовки сосновой шишки, рейды по соблюдению правил заготовки шишки, выпуск листовок.

  1. Выращивание посадочного материала

Знакомство с лесными питомниками, видами, структурой. Ознакомление с классификацией лесных почв, видами удобрений, расчетами в потребностях семян при различных способах сева.

Практическая работа. Закладка школьного питомника. Посев семян. Заготовка посадочного материала. Посадка декоративных растений. Охрана леса.

Проведение бесед с младшими школьниками и местным населением по охране природы, выпуск бюллетеней, патрулирование.

Требования к результатам образования

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия о лесе;
  • причины нарушения лесных экосистем;
  • классификацию лесных почв;
  • редкие и исчезающие растения Амурской области.

Учащиеся должны уметь:

  • определять породы деревьев, кустарников по коре, хвое, листьям, семенам;
  • заготавливать семена хвойных деревьев;
  • собирать и использовать лекарственные растения;
  • производить сев семян сосны, кедрового стланика;
  • ухаживать за сеянцами;
  • изготавливать и развешивать кормушки, скворечники;

вести подкормку птиц;


Программа второго года обучения

  1. Вводное занятие

Краткий обзор истории лесоведения. Выдающиеся деятели русского лесоведения. Профессии, связанные с лесным хозяйством.

 Экскурсия в лесхоз «Ознакомление с работой специалистов лесного хозяйства».

  1. Лесные культуры

Ознакомление со способами создания культур (чистые, сплошные, смешанные, частичные), принципами планирования лесокультурных работ. Работа по посадке леса, уход за лесными культурами.

 Экскурсия «Многообразие лесных культур и технология их создания».

 Практическая работа. Подготовка почвы под лесные культуры. Посадка леса, уход.

Проведение лесной акции с приглашением лесников, местных жителей с целью решения проблем восстановления леса (посадка).

  1. Экология леса

Общие сведения об экологии леса. Классификация экологических факторов.

Работа на экологической тропе, организация экскурсий для ознакомления с природными объектами, направленная на формирование правильного понимания грамотного использования окружающей природы, показа причинно-следственных связей с природой.

Практические действия в лесу. «Один на один с лесом» (правила поведения, выживания в лесу).

Проведение акций в защиту природы.

Практическая работа. Методы геоботанических исследований. Изучение и описание лесного биогеоценоза.

  1. Животный мир

Взаимосвязь леса и животных. Учет зверей, птиц, муравейников.

Поход «Птицы - наши друзья».

  1. Защита леса

Характеристика наиболее опасных и распространенных вредителей лесов. Общая характеристика грибов, вызывающих гнили стволов и корней. Характеристика основных ядохимикатов и биопрепаратов.

     Экскурсия «Вредители и болезни леса».

Лабораторная работа «Определение и изучение вредителей леса по коллекциям. Изучение по гербариям и коллекциям местных болезней древесных пород.

  1. Использование леса

Знакомство с видами использования леса (промышленное, атмосферное, побочное).

Экскурсия  Развитие навыков по традиционным народным промыслам.

Примерный перечень работ в период весеннее - осеннего практикума

  1.   Посадка лесных культур (сосна, кедровый стланик, лиственница) – май, сентябрь.
  2. Уход за лесными культурами - май, сентябрь.
  3. Заготовка посадочного материала (питомник) - апрель.
  4. Прополка сорняков, рыхление - июнь - август.
  5. Подготовка питомника к зиме - октябрь.
  6. Очистка леса от валежника и бытового мусора - раз в месяц весной и осенью.
  7. Сбор сосновой шишки -  март.
  8. Закладка опытов - май.
  9. Оформление гербариев и коллекций:  лето -  осень.

Темы  презентаций и  докладов для учащихся

  1. Разнообразие и значение лесных экосистем.
  2. Лесные пожары.
  3. Влияние отдыха и туризма на лесные экосистемы.
  4. Побочное и рекреационное лесоиспользование.
  5. Рациональное природопользование - путь к сотрудничеству человека и природы.
  6. Поэты и писатели о красоте русского леса.
  7. Лес в изображении художников.

Список  литературы 

Литература для педагога

  1. Агеенко А.С. Леса Дальнего Востока. - М.: Лесная промышленность, 1969.
  2. Алексеев С.В. Практикум по экологии. - М.: АОМДЕ, 1996.
  3. Боголюбов А.С. Методы геоботанических исследований.
  4. Гусев Р.К. Экологическое право.
  5. Дмитриева Л.Е., Згурская Л.С. Экологическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. - Благовещенск, 1991.
  6. Бобров Р В. Зеленый патруль. - М.: Просвещение, 1984.
  7. Иоганезов Б.Г. Сельская школа и охрана природы. - М.: Просвещение, 1976.
  8. Себин В.И. Природа Амурской области в вопросах и ответах. - Благовещенск, 1996.
  9. Сверлова В.И. Засуха и лесные пожары на Дальнем Востоке. - Хабаровск, 1985.
  10. Теплов Д.Л. Экологический практикум. - М.: Устойчивый мир, 1999.
  11. Журналы «Биология в школе».

Литература для обучающихся

  1. Астанин Л.П. Охрана природы. - М.: Колос, 1984.
  2. Грищенко Н.В. Школьный определитель растений Амурской области. - Благовещенск,, 1989.
  3. Грищенко Н.В., Груздев Г.А. Охрана природы Амурской области. - Благовещенск, 1989.
  4. Захлебный А.И., Дарман Г.Ф. Редкие и исчезающие растения Амурской области.- Благовещенск, 1995.

Требования к результатам образования

Учащиеся должны знать:

  • историю школьного лесничества;
  • технологию создания лесных культур;
  • о последствиях нарушения окружающей среды;
  • основные направления восстановления и охраны лесных экосистем.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить опытническую работу и изучать природные ресурсы своего края;
  • применять результаты опытнической работы и изучать ресурсы своего края;
  • организовывать лекции, беседы, конкурсы по данной тематике;
  • выпускать газеты, освещать свою работу в печати;
  • организовывать выставки, отражающие участие в охране и воспроизводстве лесных культур.

        



Предварительный просмотр:

Паспорт программы: «Школьное лесничество «Лесные берендеи» - средство формирования экологического сознания и ключевых образовательных компетенций обучающихся»

Наименование
программы

«Школьное лесничество «Лесные Берендеи» - средство формирования экологического сознания и ключевых образовательных компетенций обучающихся»

Основание для
разработки
программы

Приказ №72 от 01.09.2006г. Муниципального общеобразовательного учреждения «Снежногорская средняя  общеобразовательная школа» «О разработке программы работы школьного лесничества»

Государственный заказчик
программы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Снежногорская  средняя общеобразовательная школа»

Основной разработчик программы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Снежногорская средняя общеобразовательная школа»

Цель программы

бережное отношение к природе, углубление знаний в области лесного хозяйства и экологии, вовлечение детей в практическую природоохранную деятельность.

Основные задачи программы

  1. обобщение, углубление и расширение знаний по лесному делу, формирование целостного представления о взаимодействиях природы, человека, общества;
  2. воспитание экологической культуры, обеспечивающей прогресс общества в гармонии с природной средой;
  3. обучение специальным навыкам исследования природы леса, привлечение к участию в опытно-исследовательской работе;
  4. углубление знаний о лесном хозяйстве Амурской области;
  5. оказание практической помощи органам управления лесным хозяйством в деле воспроизводства, охраны, защиты лесов;
  6. профессиональная ориентация учащихся, пропаганда среди населения знаний о лесе.

Перечень
проектов

и

исследовательских работ

ПРОЕКТЫ

  1. Школьный двор
  2. Экологическая тропа
  3. Школьный лесопитомник

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ

  1.  Исследование влияния рубок ухода на лес в Снежногорском лесничестве
  2. Исследование экологии  поселка Снежногорский
  3. Растения моего класса – друзья или враги?
  4. Исследование оптимальных сроков посева семян сосны обыкновенной опытным путем на школьном лесном питомнике
  5. Интродукция кедрового стланика
  6. Антропогенное влияние на прибрежную зону Зейского водохранилища
  7. Сравнение роста сеянцев кедра сибирского и корейского в школьном лесном питомнике на территории Снежногорской школы
  8. Исчезнувшее село Филимошка Зейского района Амурской области

Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
программы

1. Апробирование деятельностных и практико-ориентированных подходов, направленных на развитие компетенций учащихся и учителей, обеспечивающих социально приемлемый уровень безопасности при взаимодействии с окружающей средой для реализации образования в интересах устойчивого развития, основанных на научно-исследовательской, проектной деятельности и практическом участии в природоохранной работе.
3. Формирование единой команды учащихся и педагогов для принятия коллективных решений и выработки командного результата, направленного на воплощение идей устойчивого развития. Разработка и апробирование технологии, направленной на обучение учащихся и учителей навыкам оценки проблемы и принятия коллективного решения.
4. Разработка и апробирование социально значимых экологических проектов, направленных на осмысление ситуаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности, снижением факторов риска, а также поиском путей решения экологических проблем на основе личного участия.
5. Разработка эколого-просветительских троп, основанных на результатах экомониторинга и работы школьного лесничества.

6. Разработка возможных путей интеграции общего и дополнительного образования

7. Разработка модели непрерывного экологического образования и воспитания.
8.  Публикация сотрудниками школы и учащимися статей в школьной газете «Крепкий орешек» и СМИ различных уровней.

Управление программой

Корректировка программы осуществляется  управляющим советом школы.

Управление реализацией программы осуществляется председателем управляющего совета школы и директорами школы и лесхоза.

Результаты обсуждаются один раз в полгода. Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными  направлениями.

Оценка результатов реализации программы будет осуществляться с помощью различных методов:

  • социологические опросы учащихся, педагогов и родителей;
  • процент поступление в учебные заведения по профилю ЕМЦ

 Проблема, на решение которой направлена деятельность, обоснование актуальности

Обоснование для разработки проблемы:

  1. Стратегия Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития (совещание высокого уровня представителей министерств охраны окружающей среды и образования, Вильнюс, 17-18 марта 2005года).
    2. Концепция перехода РФ на модель устойчивого развития (1996год).
    3. Экологическая доктрина РФ (2002год).
    4. Указ президента РФ №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» (4 июня 2008г.).
    Для создания образовательной среды, которая позволит перейти к формированию
     экологического сознания необходимо осуществить кардинальные изменения в мышлении каждого человека, чтобы добровольно принять ограничения и запреты, диктуемые законами развития биосферы. Это требует, в свою очередь, изменения многих стереотипов поведения людей, механизмов экономики и социального развития.
    Фундаментальные основы образования для устойчивого развития неразрывно связаны с использования в системе школьного образования компетентностного подходов, ориентированных на использовании современных педагогических технологий, обеспечивающих развитие у школьников собственной мотивации и ответственности за результат обучения. Большое внимание уделяется исследовательской и проектной деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение состояния окружающей среды, что способствует становлению гражданской позиции и социальной активности старшеклассников, выработке навыков безопасного поведения в окружающей среде.
    В настоящее время в России происходит становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. В образовании в интересах устойчивого развития ставятся следующие цели обучения:
    - учиться изучать (в качестве целевых ориентиров обучения выступают постановка аналитических вопросов, критическое и системное мышление, решение проблем, ориентация на будущее);
    - учиться делать (применение знаний в различных жизненных ситуациях, разрешение кризисов и рисков, ответственные действия, самоуважение);
    - учиться быть (уверенность в себе, самовыражение и коммуникабельность, преодоление стресса);
    - учиться жить и работать вместе (ответственность, уважение к другим, сотрудничество, участие в демократическом процессе принятия решения, переговоры и достижение консенсуса).
    В основе новой системы образования лежат антропологические принципы, основанные на идеях гуманистической педагогики. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Главная стратегическая линия развития образования состоит в адаптации к изменяющимся природным и социально-экономическим условиям, в необходимости сформировать универсальные компетенции, направленные на становление социально-личностных качеств и надпредметных умений в различных областях знаний. Для этого необходимо развить активную жизненную позицию учащихся, предоставить им реальное право выбора, критического отношения к существующему многообразию мнений, сформировать систему ценностей для адекватной самооценки и взаимооценки себя и других. Проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и семье, в кругу друзей, в будущих

 Объект исследования

Формирование экологического сознания и ключевых образовательных компетентностей учащихся средствами школьного лесничества должно обеспечить обучающихся знаниями и умениями для проработки проблем и поиск возможных вариантов решений, способствовать развитию у школьников навыков критического и творческого мышления в сочетании с воспитанием взаимного уважения, толерантности, способности принятия согласованных решений и выполнения поставленных целей. Учитель и ученик должны стать равноправными участниками образовательного процесса, осуществлять совместные действия.

Предмет исследования - ключевые образовательные компетенции.  В качестве ключевых образовательных компетенций выделяются следующие:
• ценностно-смысловые (способность понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, определяющие программу жизнедеятельности в целом);
• общекультурные (ценностное осмысление природы, бережное отношение к культурно-историческому и природному наследию Москвы и России, осмысление духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, освоение научной картины мира);
• учебно-познавательные (формирование функциональной грамотности учащихся в области организации самостоятельной познавательной деятельности, планирования, анализа, рефлексии, адекватной самооценки и целеполагания, способности переносить знания из одной области знаний в другую, умело применять их на практике);
• информационные (умение работать с различными источниками информации, анализировать, систематизировать знания, формулировать выводы, преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную из различных информационных источников (аудио-, видео-, электронная почта, СМИ, Интернет);
• социально-гражданские (практические умения по экологическому мониторингу, овладение навыками изучения и содействия решению экологических проблем своего города, способность принимать решения, ответственность за результат собственной деятельности);
• коммуникативные (умение слышать и слушать друг друга, способность встать на точку зрения партнёра или склонить собеседника к своей точке зрения, быть контактным в различных социальных ситуациях, работать в команде для достижения общего результата);
• личностного роста (совершенствование личностных качеств, развитие психологической грамотности, способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, забота о здоровье, здоровый образ жизни, формирование внутренней экологической культуры, а также комплекса качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности).
Исследовательская и проектная деятельность учащихся в рамках школьного экологического мониторинга направлена на формирование экологических знаний, умений, навыков, способствует анализу экологических ситуаций, пониманию целостности окружающего мира и своего места в нем. Практико-ориентированный подход формирует ценностные ориентиры, мотивации экологически целесообразного поведения.
В процессе работы учащиеся учатся планировать свою деятельность, прогнозировать возможные результаты, анализировать, сопоставлять факты.


Гипотеза

В ходе работы школьного лесничества предполагается отработать систему образования, обеспечивающую формирование компетентной социализированной личности выпускника, имеющей активную жизненную позицию, способной адаптироваться в изменяющихся условиях среды, выявлять причины возникающих проблем и определять пути их решения, обладающей не набором знаний, а умениями применять эти знания на практике. Данная система образования должна способствовать формированию экологического мировоззрения, без которого невозможно продвижение по пути устойчивого развития, навыков безопасного проживания в социоприродной среде. Необходимые компетенции должны быть сформированы в ходе практико-ориентированных и деятельностных подходов.

Цель 

 бережное отношение к природе, углубление знаний в области лесного хозяйства и экологии, вовлечение детей в практическую природоохранную деятельность.   

Задачи

Для достижения цели намечены следующие задачи:
     1. обобщение, углубление и расширение знаний по лесному делу, формирование целостного представления о взаимодействиях природы, человека, общества;

  1. воспитание экологической культуры, обеспечивающей прогресс общества в гармонии с природной средой;
  2. обучение специальным навыкам исследования природы леса, привлечение к участию в опытно-исследовательской работе;
  3. углубление знаний о лесном хозяйстве Амурской области;
  4. оказание практической помощи органам управления лесным хозяйством в деле воспроизводства, охраны, защиты лесов;

профессиональная ориентация учащихся, пропаганда среди населения знаний о лесе

 Используемые методики, формы организации работы педагогического коллектива

Вся организация работы будет построена на использовании активных методов обучения, предполагающих превращение ученика из ведомого в управляющего процессом получения и усвоения знаний. Они стимулируют познавательный интерес, делают процесс обучения более разнообразным, интересным, раскрепощают личность ребёнка, формируют в нем личность, позволяют проявиться его творческим способностям, развитию мотивации к учению, помогают установить тесный психологический контакт между учителем и учеником.
При такой системе образование главное – научить ребенка самостоятельно приобретать знания, уметь их применять на практике, уметь строить планы, ставить перед собой цели и претворять их в жизнь.
Таким образом, в своей работе, предполагается использовать:
1. Современные педагогические технологии, направленные на развитие ключевых образовательных компетенций учащихся и повышение профессиональной грамотности педагогов.
2. Систему мероприятий, направленных на осмысление ситуаций, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности и применением полученных знаний и навыков в реальной жизни.
3. Совместные тренинги для учащихся и педагогов, направленные на формирование единой команды учащихся и педагогов для принятия коллективных решений в экологическом образовании в интересах устойчивого развития.
4. Рефлексивные технологии, связанные с адекватной самооценкой, ответственностью за результат собственных действий, система оценки уровня сформированности ключевых образовательных компетенций учащихся.
5. Технологии, направленные на развитие навыков анализа ситуации и принятия решения на основе множества альтернативных точек зрения.
6. Разработку экологических проектов малыми разновозрастными группами сотрудничества, направленных на осмысление ситуаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности, снижением факторов риска, а также поиском путей решения экологических проблем на основе личного участия.

Основное содержание экологического образования на каждом этапе будет строится с учетом возрастных особенностей учащихся. 

начальная школа (I-IV классы):
У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родное село, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы. 
Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми эколого-биологических профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных и лесовосстановительных мероприятиях. 

основная школа (V- IX классы):
  Основной школе принадлежит особая роль в системе экологического образования. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков. 
Основные формы работы – Снежногорского  школьного лесничества «Лесные Берендеи», на этом этапе носят более практический характер: постановка и  закладка опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях («Покормите птиц»),  природоохранных мероприятиях (субботники, акция «Берегите ель», «Пожарам заслон», «Чистый берег», походы и туристические слеты). 

средняя (полная) школа (Х-XI классы):
 Результаты социологических опросов, свидетельствуют о том, что значительная часть старшеклассников (до пятидесяти процентов) испытывают тревогу за свое будущее. Школа может помочь молодым людям адаптироваться к новым условиям жизни. Воспитание конкурентоспособной личности пока провозглашается как цель нашего общеобразовательного учреждения.

Важнейшей задачей сегодняшнего дня является экономическое развитие нашей страны. Намечается бурное развитие национальной экономики. Для реализации данной задачи необходима социализированная, конкурентоспособная молодежь, которая стремится к процветанию и укреплению своей страны. Важным фактором социализации старшеклассников в общеобразовательной школе в современных условиях являются трудовое обучение.

В современной школе решению задач социализации личности способствует школьное лесничество. Оно обладает существенными возможностями для трудового, экономического образования и воспитания учащихся. Организация природоохранной и лесовосстановительной деятельности школьников основано на самостоятельной инициативе и ответственности  личности.

Объединение  школьников в рамках школьного лесничества  - это особый коллектив детей. Здесь закладываются будущие социальные отношения, осваиваются существующие, формируются знания и конкретные виды деятельности, позволяющие понять самого себя, свои возможности и перспективу развития личности. Поэтому, школьное лесничество – важнейший фактор социализации подростков, значение которых трудно  переоценить.  

 На ступени средней (полной) школы экологическое образование осуществляется в большой степени через практическую и научно-исследовательскую деятельность учащихся.  

 Формы экологической работы должны соответствовать возрасту и знаниям ребят: организация и координация проведения мероприятий, праздников и акций, элективных курсов. Исследовательские работы носят более анализирующий характер, должны иметь практическую направленность.

Предполагаемые результаты

 Повышение уровня работы

1. Апробирование деятельностных и практико-ориентированных подходов, направленных на развитие компетенций учащихся и учителей, обеспечивающих социально приемлемый уровень безопасности при взаимодействии с окружающей средой для реализации образования в интересах устойчивого развития, основанных на научно-исследовательской и проектной деятельности.

2. В ходе продолжения работ по экологическому мониторингу и включении в программу здоровьесберегающих технологий - освоение ключевых представлений о среде жизнедеятельности и системах жизнеобеспечения (воздух, вода, почва, пища, жилище, энергетика, транспорт), снижении индивидуального и коллективного риска, создании условий для комфортного проживания людей в быстро изменяющихся условиях окружающей среды.
3. Формирование единой команды учащихся, педагогов  и работников лесного хозяйства для принятия коллективных решений и выработки командного результата, направленного на воплощение идей устойчивого развития. Разработка и апробирование технологии, направленной на обучение учащихся и учителей навыкам оценки проблемы и принятия коллективного решения.
4. Разработка и апробирование социально значимых экологических проектов, направленных на осмысление ситуаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности, снижением факторов риска, а также поиском путей решения экологических проблем на основе личного участия.
5. Разработка эколого-просветительских троп, основанных на результатах работы школьного лесничества .
6. Разработка возможных путей интеграции общего и дополнительного образования, здоровьесберегающих технологий

7. Разработка вариантов сотрудничества в рамках модели школа-ВУЗ, разработка модели непрерывного экологического образования и воспитания.
8.  Осуществление публикаций сотрудниками школы и учащимися в школьной газету «Крепкий орешек» и в средствах массовой информации всех уровней

Внедрение планируемых результатов в образовательный процесс будет способствовать:
- переходу от процесса насыщения учащегося знаниями к умению применять полученные знания на практике;
- развитию мотивации в приобретении знаний, навыков и умений, интереса к учебе;
- развитию межпредметныи и надпредметных умений и навыков;
- навыков адекватной само и взаимооценки, направленных на обеспечение индивидуальной и коллективной ответственности за результат собственных действий, формированию единой команды ученик-учитель, формированию системы ценностных ориентиров;
- формированию ключевых образовательных компетенций учащихся и повышению профессиональной компетентности педагогов
- развитию общеучебных умений как деятельностной основы экологически безопасного поведения в среде мегаполиса;
- критическому осмыслению социально-экологических проблем, связанных с обеспечением жизнедеятельности, снижением факторов риска, а также поиском путей решения экологических проблем на основе множества альтернатив;
- созданию системы оценки образовательной и общественно полезной деятельности, направленной на улучшение экологического состояния и условий проживания людей в селе;
- формированию социализированного, здорового физически и психически выпускника, наделенного всеми необходимыми компетенциями в современном, постоянно меняющемся мире.

Разработка новых методик

Освоение знаний по общеобразовательным дисциплинам через разработку межпредметных и надпредметных социально-экологических проектов, основанных на деятельностном подходе, самостоятельном поиске учеником информации, путей решения поставленной задачи с обязательным практическим выходом результатов работы. Разработка альтернативной системы оценки образовательной и общественно-полезной деятельности учащихся на основе оценочных листов (самооценки и взаимооценки), анкет, дневников-отчётов и дневников-самооценки.

 Другие результаты работы

Создания алгоритма действий членов школьного лесничества по формированию образовательной среды с целью создания ключевых образовательных компетенций.

Возможные риски

На сегодняшний день школа имеет необходимый состав педагогических работников, обладающих творческим потенциалом, желанием работать по выбранному направлению. Однако риск изменения состава членов экспериментальной работы всегда существует, и в этом случае может возникнуть недостаточное кадровое обеспечение эксперимента.
Любой эксперимент требует дополнительных материальных вложений, поэтому существует риск недостаточного финансирования некоторых эколого-образовательных мероприятий и публикации методических материалов.
С целью снижения рисков предполагается повышение материальной и моральной заинтересованности педагогов в проведении эксперимента, что становится возможным при внедрении новой системы оплаты труда. Создание для педагогов среды, способствующей их самореализации, комфортности в работе, взаимодоверия и взаимопонимания.
Для снижения финансовых рисков – участие в грантах, развитие сотрудничества с ВУЗами и общественными организациями, работающими в области экологии, поиск партнеров и спонсоров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

За чаем к Берендею

Материал, предложенный в работе, подобран специально к разделам кулинарии 5-7 классов. Неоднократно использовался и адаптирован. Он также будет интересен и всем любителям готовить....

Программа ШЛОЛ "Берендей"

Представлена программа школьного лагеря...