Проведение школьных соревнований по туристскому минимуму
методическая разработка (5 класс) на тему

Панюшкина Светлана Сафроновна

Данная методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, педагогам общеобразовательных учебных организаций, не имеющих опыта проведения школьных туристских соревнований по туристскому минимуму, с целью внесения разнообразия в формы воспитательной работы с учащимися, пропаганды туризма и здорового образа жизни.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проведение школьных соревнований по туристскому минимуму

(методическая разработка)

Панюшкина С.С., педагог дополнительного образования МКОУ ДОД «СЮТур», г. Саратов

Данная методическая  разработка адресована педагогам дополнительного образования СЮТур, педагогам общеобразовательных учебных организаций, не имеющих опыта  проведения школьных туристских соревнований в организации и проведении  школьных соревнований по туристскому минимуму с целью внесения разнообразия в форм ы воспитательной работы с учащимися, пропаганды туризма и здорового образа жизни.

             Эти соревнования - итог занятий учащихся по туристскому минимуму.

Положение соревнований по туристскому минимуму составляется с учётом возможностей школьного стадиона и имеющегося оборудования для проведения соревнований.

Объявление и "Положение" о проведении соревнований вывешиваются на видном месте за 1-2 месяца до начала соревнований.

            Собираются заявки на участие в соревнованиях, формируются команды, судейская бригада из старшеклассников, членов туристского кружка, преподавателей. Проводится семинар для судей, где ставятся задачи по проведению каждого этапа, подготовка и ведение необходимых протоколов, таблицы штрафного времени на этапах.

            После сбора заявок на участие в соревнованиях капитанам команд объявляется график теоретических и практических занятий по классам. Оказывается помощь в правильном распределении участников команд по этапам, распределении обязанностей между ними, знакомят со способами правильного прохождения этапов, таблицей штрафного времени на этапах.

Подготовка к соревнованиям состоит из:

1. Теоретических занятий в 5-х, 6-х, 7-х, 8-х классов по 2часа, на основе которых были составлены вопросы 2-го и 7-го этапов дистанции:                      

"Топографические знаки: растительности, гидрографии, рельефа, искусственных сооружений" (1час);

           "Лесная аптека: использование растений для оказания доврачебной помощи. Лесная столовая: лесные растений, которые можно использовать для приготовления пищи" (1час).

2. Практических занятий по технике пешеходного туризма с каждой командой по 2часа:

              1."Азимут на предмет";

              2."Разжигание костра. Противопожарная безопасность";

              3."Преодоление заболоченного участка по бревну".

В день соревнований, за 30 минут до старта, в параллелях проводится жеребьёвка и ознакомление капитанов команд с дистанцией.

           Методическая разработка состоит из следующих разделов:

1. Положение о проведении соревнований

Приложения

1.        Условия прохождения дистанции

2.         Заявка на участие в соревнованиях

3.         Схема туристской полосы

4.         Вопросы по топографии и лесной аптеки, столовой с ответами

5.         Формы протоколов соревнований

6.        Примерный состав судейской бригады

7.         Примерное оборудование этапов соревнований.

Положение о школьных соревнованиях по туристскому минимуму в рамках спортивно-туристского праздника среди учащихся 5-8-х классов

I Цели и задачи.

Пропаганда здорового образа жизни, туризма, создание школьного

актива юных туристов, привлечение учащихся в ряды юных туристов.

           II Место и время проведения соревнований.

             Школьный стадион, ___________г.

             Начало соревнований:         09.00-5кл., 10.00-6кл.,

                                               11.00-7кл., 12.00-8кл.

          III Участники и состав команды.

             В соревнованиях принимают участие учащиеся 5-8-х классов.

             Состав команды-8человек (4-мальчика, 4-девочки) от каждого класса.

Заявки на участие в соревнованиях подаются по установленной форме (см. Приложение №2).

           IV Техническое описание дистанции соревнований.

             Длина дистанции-300 метров.

             Дистанция состоит из VII этапов:

I этап - "змейка";

II этап - топографические знаки;

III этап - бревно;

IV этап – азимут на предмет;

V этап - разжигание костра;

VI этап - "дорога Тарзана";

VII этап - лесная аптека, столова.

           V Награждение.

Команды-победители и призёры соревнований награждаются грамотами I, II, III-ей степени по классам на общешкольной линейке, посвящённой закрытию праздника «Здоровье».

Приложение № 1

    Условия прохождения дистанции.

1. Команды стартуют в порядке жеребьёвки в полном составе.

2. Старт следующей команды определяется количеством команд-участниц, техническим оснащением и наличием судей.

3. Время финиша команды определяется по последнему участнику.

4. Время прохождения дистанции командой складывается: из времени прохождения самой дистанции и штрафного времени, полученного на этапах.

I этап - "змейка" (турникет) не оценивается. Этап проходят все участники.

II этап - топографические знаки. Определить топографические знаки

растительности, гидрографии, рельефа, искусственных сооружений по 4 знака на одного участника. На этапе участвуют 4 человека.

За каждый неправильный ответ - штраф 15 секунд.

III этап - бревно. Преодолеть бревно через заболоченный участок с

           удержанием равновесия.

        1. За нахождение на бревне двух человек - штраф 10 секунд.

2. Срыв участника с бревна - штраф 30 секунд.

IV этап – азимут на предмет. С помощью компаса определить азимут на  

          сигнальные фонари (8 шт.). Участники определяют свой азимут.

  1. Ошибка +,- 2° - штраф 0
  2. + - 4° - штраф 10 секунд
  3. более 4° - штраф 15 секунд

V этап - разжигание костра - 2 человека.

На разжигание костра  и пережигания нити, на высоте 10см. от ограничителя высоты укладки хвороста, даётся контрольное время - 90 секунд.

                Высота ограничителя высоты от земли 30см.

Хворост для костра команда готовит заранее. Запрещается использовать горючесмазочные материалы, бумагу, листву, солому, сдвоенные спички и зажигалки. Спички команда должна иметь свои.

1. Использование не оговоренных в положении материалов для костра – штраф 30 секунд.

                2. Использование судейских спичек - штраф 15 секунд.

3. Если команда не уложилась в контрольное время – мест распределяются после тех, кто уложился в контрольное время.

VI этап - дорога "Тарзан" (рукоход).

          Этап проходят все 8 участников команды.

          5-е классы - 1 пролёт;

          6-е классы - 2 пролёта;

          7-е классы - 3 пролёта;

          8-е классы - 4 пролёта.

           Срыв участника - штраф 30 секунд.

VII этап - "лесная аптека, столовая" - 2 человека.

       Назвать растения (травы), используемые для оказания первой доврачебной помощи и приготовления пищи. По 4 названия на каждого участника.

       За каждый неправильный ответ штраф - 15 секунд.

 Приложение № 2

Команда-участница должна подать Заявку (см. форму №1) вместе с командной карточкой на плотной бумаге (см. форму №2).

       

Форма №1.

Заявка

от команды  _______ класса на участие в соревнованиях по туристскому минимуму

1. Фамилия, имя участника - капитан

2.                     -II-

3.                     -II-

 

8.                     -II-

Дата

Подпись классного руководителя:                                 

                                               

    Форма №2.

стар-

товый  

    №      

ко-

манда

                       Штрафы на этапах

сум-

ма

штра-

фов

Мес-

то

топознаки

   бревно

  азимут

    костёр

  дорога

  аптека

Ф. - время финиша               Вр. -  Р. + сумма штрафов

С. - время старта

Р. - результат  

                                  Приложение № 3

Схема маршрута туристской полосы.

Длина дистанции 300 м.

                                                                   

  азимут

бревно

                                             

                       

                                                                   

                                   

     

Приложение № 4

         Вопросы по топографии готовятся на отдельных карточках для каждого участника этапа.

I                                                                                II

а)

        а) заболоченность у ручья                             а)  внемасштабная группа                                                              

        б) микроямка у непреодолимой                             деревьев, кустарников на

  ограды                                                           возвышенности

                                                                                      б) муравейник у развилки

                                                                                           троп

III                                                                          IV            

а)

б)

а)

б)

         

а) микробугорок  у вер шины оврага                     а) колодец у домика лесника

б) вырубка у железной дороги                              б) лиственное дерево высотой

    25м., толщиной 1м. 30 см. у              

    обрыва

                                                                                                                         

Вопросы лесной аптеки, столовой готовятся на отдельных карточках  для каждого участника этапа.

I карточка

1. Это растение североамериканцы называют "следами бледнолицых". Его чудодейственные листья прикладывают к ссадинам, болячкам, потёртостям,  снимают и болевые ощущения, и воспалительные процессы на неглубоких ранках. Назовите это растение.  (Подорожник)

           2. Сок какого растения можно использовать в качестве йода? (Чистотел)

3. Из корня какого растения можно сделать три блюда. В супе он заменит картофель, из муки этого корня можно испечь "лепёшки", и, наконец, сварить кофе. Но в больших количествах его нельзя употреблять - живот вздуется. Вспомни поговорку! И ты назовёшь это растение. (Лопух)

           4. Из корня каких растений можно также приготовить кофе?

               а) одуванчик        б) цикорий                в) дуб   (а,б)

   

II карточка

1. Кора каких деревьев обладает бактерицидным действием и стерильностью, можно использовать в качестве временного перевязочного материала:

             а) молодой ёлочки

             б) осины

             в) липы

             г) молодые сосенки   (а,г)

            2. Что может заменить вату? (Лесной и болотный мох)

3. Это растение в древности использовали для того, чтобы отпугивать злых духов  от жилья. Из него вили верёвки, делали полотно, использовали и продолжают использовать в пищу. Его название произошло от маленькой красной точки "крап". Что это за растение? (Крапива)

            4. Какие из ниже перечисленных растений можно использовать в пищу?

                а) "куриная радость" - сныть

                б) лопух

                в) чистотел

                г) борщевик   (а,б,г)

Приложение № 5

Протоколы соревнований.

           На каждый этап соревнований, со 2-го по 7-ой, составляется протокол, «пистолетики» для секретаря, сводный протокол соревнований.

  1. Топознаки (протокол)

п/п

команда

Штрафы участников

Сумма штрафов

 1

 2

  3

 4

Судья: подпись

 

           «Пистолетик» повторяет протокол, но заполняется только на одну команду, передаётся в секретариат, после прохождения командой этапа, для быстрого заполнения командной карточки.

           На остальные этапы аналогичные «пистолетики» с учетом количества участников.

     

  2.  Бревно

№ п/п

команда

                Штрафы участников

сумма

штрафов

 1

  2

   3

   4

  5

  6

  7

   8

1

2

  Судья: подпись

 

7. Сводный протокол составляется на основе командных карточек в порядке  

    занятых мест, т.е. I, II, III, 4…16.

№ п/п

коман-

    да

Штрафы на этапах

сумма  штрафов

результат

время

место

Топознаки

бревно

азимут

костёр

Дорога Тарзана

Лесная

аптека/стол

1

2

3

Судья: подпись

   

Приложение № 6

Примерный состав судейской бригады.

  1. Главный судья, начальник дистанции - 1 человек

  2. Главный секретарь - 1 человек

  3. Судья старта, финиша - 1-2 человека

  4. Судья на этапе - 6 человек

  5. Помощник судьи - 1-2 человека

      Итого: 10-14 человек.

 

Примерное оборудование соревнований.

1. Доска информации, где вывешивается схема дистанции, "Положение", оперативная информация по соревнованиям.

2. Таблички на колышках: старт-финиш (1шт.) названия этапов (7шт.)

3. Протоколы на этапах с описанием прохождения этапов и его оценки (штрафы); "пистолетики" по количеству команд- участниц; карандаши или ручки.

4. Топографические знаки (16шт.)

5. Карточки с вопросами "Лесная аптека, столовая" - 2 карточки по 4 вопроса.

6. Секундомер – 3 шт. (старт-финиш, костёр).

7. Оборудование для костра:        железный лист для кострища (1шт.)

               колышки с металлической проволокой ограничителем (2шт.)

               нить для пережигания (8 м.)

         спички (1 коробка)

               ведро с песком (1шт.)

                лопата (1шт.)

8. Фонари (бело-красные призмы) – 8 шт., компасы – 8 шт.

                                  Литература

     

  1. Бардин К.В. Азбука туризма. ( О технике пешеходных путешествий): Пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками. Изд. 2-е, испр. и доп. - М. Просвещение, 1981.
  2. Нормативные документы по проведению соревнований по спортивному туризму. - М.; 2008г.

3.        Сафонов В.И. Десять писем Робинзону.- М.:Ф и С, 1983. - с.37-43, с.62-68

     4.  Топографические знаки географических, военных, спортивных карт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении школьного соревнования по жиму штанги лёжа на горизонтальной скамье среди учащихся старших классов.

Правила и условия проведения соревнования по жиму лежа среди учащихся 10-11 классов....

Положение о проведении школьных соревнований на кубок Героя России Тимура Сиразетдинова

Школа № 534 Г. Санкт-Петербурга носит имя выпускника школы Героя России Тимура Сиразетдинова. Ежегодно в школе проводятся спортиные состязания, посвященные памяти Героя. В этих соревнованиях принимают...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении школьных соревнований по биатлону на основании плана работы МОУ «СОШ №82»

1. Цели и задачи соревнования. Соревнование проводится с целью пропаганды среди учащихся здорового образа жизни, развития интереса к физической культуре и спорту. Задачи:1.Привлечение учащих...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении школьных соревнований военно-спортивной игры «Зарница» для учащихся 1-11 классов

Цель и задачи игрыЦель: физическое и патриотическое воспитание детей посредством вовлечения их в игру-соревнование.Задачи игры:·         совершенствование ...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении школьных соревнований по баскетболу на основании плана работы МОУ «СОШ №82»

1. Цели и задачи соревнования. Соревнование проводится с целью пропаганды среди учащихся здорового образа жизни, развития интереса к физической культуре и спорту. Задачи:1.Привлечение учащих...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении школьных соревнованиях по конькобежному спорту «Серебряные коньки» среди учащихся МБОУ-СОШ с.Росташи.

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении школьных соревнованиях по конькобежному спорту «Серебряные коньки» среди учащихся МБОУ-СОШ с.Росташи....

Положение о проведении школьных соревнований по дартсу

Приложение №1к приказу №      от               г. Положениео проведении школьных соревнований по дар...