Конспект занятия "Введение в образовательную программу"для детей по программе "Художественная роспись".
план-конспект на тему

Сидорина Анна Михайловна

Конспект занятия "Введения в образовательную программу" для детей по программе "Художественная роспись" предназначен для участия в конкурсе профессионального мас терства "Сердце отдаю детям".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Выксунского муниципального района

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

 Центр детского технического творчества.

Конспект занятия на тему:

«Введение в образовательную программу»

   

                                                          Педагог дополнительного образования

                                                      ІI квалификационной категории

                                                Сидорина Анна Михайловна

                                   

 

г. Выкса.

2010г.

Аннотация

         Каждый человек выражает свои чувства и реализует способности по-разному –песней, движением, исполнением музыки, рисованием. Бывает так, что для некоторых людей – это единственный способ проявить себя, заявить о себе как о творческом человеке.  Занятия  декоративно – прикладным творчеством способствуют раскрытию творческих способностей   ребенка.   Занятие проходит в рамках   программы дополнительного образования детей «Художественная роспись»,  которая  рассчитана на обучающихся в возрасте  от 8 до 14 лет.  Участники занятия знакомятся с творчеством детского объединения, с   историей и технологией выполнения хохломской, городецкой и полхов – майданской росписи.            

         Занятие  планируется педагогом, как форма ознакомления детей с основами художественной росписи,  изучения основных элементов,    приемов   выполнении изделия.

Размер и вид изделия, а также материал исполнения подбирается на усмотрение педагога.

Педагог должен создать   условия для возникновения у ребенка интереса к росписи и желания работать.

           Запланированное  занятие, не является сложным.  

Предполагается, что дети имеют первоначальные навыки и умения владения кистью.  

 

 Тема: Введение в образовательную программу

 Цель: создание  условий для развития интереса у детей к декоративно-прикладному искусству.

 

Задачи:

 - формировать мотивы   познавательной творческой деятельности;

 - научить приемам нанесения краски с помощью кисти;

 - воспитывать трудолюбие, аккуратность при работе с красками;

 - развивать уверенность в своих силах и возможностях.

 

Материалы и инструменты 

  Для проведения занятия по данной теме необходимо: альбомный лист, краски, кисть белка №2, карандаш, ластик, баночка с водой.

 

Дидактический материал

Образцы выполнения основных элементов росписи

Технологическая карта поэтапного выполнения росписи тарелки.

Образцы выполненной работы.  

Хронометраж занятия:

- вводная часть -10 мин.

- основная часть -30мин.

- заключительная часть -5мин.

План занятия

  1. Вводная часть: тема занятия, организационный момент, приветствие.
  2. Основная часть: игра, практическая работа (роспись тарелочки).
  3. Заключительная часть: подведение итогов занятия.

Сценарий занятия

Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте  с вами познакомимся, меня зовут Сидорина Анна Михайловна!  Я педагог дополнительного образования.  Сегодня я хочу пригласить вас в удивительное путешествие по «радуге».

-  А вы знаете сколько цветов у радуги?

Обучающиеся: Семь.

Педагог: Какие это цвета и какова их последовательность? Отвечаем почасовой стрелки,  по очереди.

- Какой цвет у радуги первый?

Обучающиеся: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Каждый обучающий отвечает по очереди.  Если обучающий не знает, то отвечает следующий.

Педагог: Мы с вами на первой дорожке радуги.  С чем ассоциируется у вас красный цвет? 

Обучающиеся:  Радость, победа, тепло.

Педагог: Итак,  первая дорожка радуги красная.  И на этой дорожке я вам расскажу о нашем объединении. А вы, пожалуйста, напишите свое имя на цветочке, который лежит перед вами на столе и приклейте его себе на кофточку с левой стороны, что бы я знала, как вас зовут.  Наше объединение называется «Художественная роспись». В объединении дети учатся рисовать, расписывать различные изделия из дерева Мы посещаем различные музеи,  у нас проходят различные праздники, участвуем в конкурсах, выставках.

Обучающиеся: Пишут свое имя и приклеивают.

Педагог: Переходим на вторую дорожку оранжевую. С чем ассоциируется  этот цвет?

Обучающиеся: Оранжевый цвет –   согревает.

Педагог: Давайте познакомимся с инструментами и материалами, которыми пользуются художники. Какими инструментами и материалами вы пользуетесь при рисовании? Педагог спрашивает каждого ребенка, по очереди.

Педагог помогает, если обучающие затрудняются ответить.

Обучающиеся: Кисточками, карандашами, фломастерами, альбом, краски. Отвечают по очереди.

Педагог: Следующая дорожка желтая. С чем у вас ассоциируется этот цвет? Обучающиеся: Желтый – цвет хорошего и веселого настроения.

Педагог: Помогает, если обучающий затрудняется ответить.

На этой дорожке мы с вами превратимся в экспертов по цветоведению. Сейчас мы узнаем всё о цветах красок. Скажите, пожалуйста, какие цвета основные?

Обучающиеся: Желтый, красный, синий. Отвечают, если дети затрудняются ответить, педагог помогает.

Педагог: Чистых цветов всего три. Остальные являются производными, или составными. Смешивая основные цвета, мы получаем новые, которые называются составными. Давайте с вами попробуем получить зеленый и оранжевый цвет.

Какие мы должны смешать цвета, что бы получить зеленый цвет? Давайте с вами попробуем смешать цвета на палитре.

Обучающиеся: Желтый и синий. (Смешивают цвета. Пробуют на палитре).

 Педагог: Если обучающий затрудняется ответить, педагог помогает. Смешав желтый с синим, мы получим зеленый цвет. А если мы смешаем желтый и красный цвет, то какой мы получим? Давайте с вами попробуем. Берем красный цвет и смешиваем его с желтым. У нас получиться? Обучающиеся: Оранжевый цвет. Правильно. (Смешивают цвета. Пробуют на палитре).

Педагог:  Если разбавить краски водой, то их тон будет бледнее. Чем больше воды, тем бледнее цвет. Давайте с вами попробуем берем красный цвет и разбавляем его водой на листе бумаге. И так какой у нас получился?  

Обучающиеся: Красный – розовый. Разбавляют краску водой.

Педагог:  А если мы разбавим синий цвет, какой у нас получиться? Давай те попробуем?

Обучающиеся: Получится голубой. Разбавляют краску водой.

Педагог: Теперь разбавляем желтый цвет. Он у нас получается?

Обучающиеся: Лимонный. Разбавляют краску водой.

Педагог: Такие светлые тона называются оттенками или полутонами.  

 Еще бывают холодные и теплые цвета. А вы знаете, какие цвета называются холодными?      

Обучающиеся: Зеленый, синий, фиолетовый, сиреневый. (Показ образцов)

Педагог: Педагог помогает, если обучающие затрудняются ответить.

Хорошо. А какие цвета бывают теплые?

Обучающиеся: Желтый, красный, оранжевый, коричневый.

Педагог: Хорошо. И мы с вами переходим на следующую дорожку радуги зеленую. А с чем этот цвет у вас ассоциируется?

Обучающиеся: Зеленая трава, деревья, спокойствие.

Педагог: На этой дорожке я познакомлю вас с  росписями, которые мы изучаем в нашем объединении. Но сначала хочу вас спросить, какие виды росписи вы знаете?

Обучающиеся: Хохломская, городецкая…

Педагог: Давайте с вами подробнее познакомимся с хохломской, городецкой, полхов – майданской роспсью. Хохломская роспись бывает: верховая, фоновая, Кудрина. В этой росписи преобладает красный, желтый, черный и зеленый цвет. (Педагог показывает образцы хохломской росписи).

В городецкой росписи, очень красивые цветы, птицы, кони, выполнение людей  в различных местах: в парке, дома, в гостях, на лошадях. Цвета  в городецкой росписи бывают любые например: розовый, голубой, оранжевой и других цвета гаммы.

В Полхов – Майданской росписи очень яркие цвета: фиолетовый, оранжевый, сиреневый, лимонный и другие цвета. В начале этой росписи намечается контур, а затем заливается цветом.

Давайте и мы с вами попробуем некоторые элементы хохломской и городецкой росписи.

В хохломской росписи мы попробуем травку, а городецкой цветок. Сначала пробуем травку. Внимательно смотрите на меня и повторяйте за мной.

 Берем в руки кисточку, макаем её в зеленый цвет. Держим кисточку в вертикальном положении, и ставим её на лист бумаги, аккуратно нажимаем на неё. У нас получилась капелька. Так же выполняем травку, только после нажатия медленно ведем кисть, не отпускаю её сразу.

Обучающиеся: Внимательно слушают и выполняют травку.

Педагог:  Следующий элемент городецкой росписи цветок.

У вас уже сделан подмалевок или цветной замалевок  выполняется на начальной этапе работы в живописной технике, придает основной объем цветам, листьям, фигурам. Вам нужно только «оживить» цветок.

Внимательно смотрим за мной и повторяем.

Обучающиеся: Внимательно слушают и выполняют цветок на листе бумаге.

Педагог: Переходим с вами на следующую дорожку радуги, голубую. С чем этот цвет у вас ассоциируется

Обучающиеся:  Небо, вода.

Педагог: На ней мы будем отгадывать загадки. Какое у нас сейчас время года?

Обучающиеся:  Зима.

Педагог: Правильно. Все наши загадки будут про зиму.

Отгадайте, кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины? (Мороз)

Запорошила дорожки,

разукрасила окошки,

Радость детям подарила

и на санках прокатила. (Зима)

Я от солнца плачу, не могу иначе. (Сосулька)

Льется речка - мы лежим.

Лед на речке - мы бежим. (Коньки)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром - в школу, днем домой. (Валенки)

Обучающиеся: Отгадывают загадки.

Педагог: Молодцы! Все отгадали. Мы переходим на следующую дорожку радуги – синюю. А с чем этот цвет у вас ассоциируется?

Обучающиеся: Вера, чистота… 

Педагог: На этой дорожке мы превращаемся в мастеров-художников. Вы все видели расписные деревянные изделия: ложки, тарелки, чашки, разделочные доски… Может  даже и у вас есть дома. Сегодня мы с вами тоже попробуем расписать тарелочку хохломской росписью. (Показ готовой тарелочки) Мы будем пользоваться ватной палочкой, кистью и карандашом. Ватную палочку будем использовать при выполнении ягод рябины методом тычка, кисточкой выполняются листочки, травка. При выполнении росписи тарелки мы с вами будем пользоваться технологической картой.    

Перед вами лежит тарелочка. Начните выполнять композицию карандашом кустик, листочки, а ягодки сразу выполняются с помощью тычка.

Берем карандаш в руки и намечаем композицию. Педагог показывает на доске.

Обучающиеся: Намечают композицию с помощью карандаша.

Педагог: Для того чтобы понять, как выполняются ягоды рябины с помощью тычка. Давайте с вами попробуем.  (Показ выполнения элемента)

Берем в руки ватную палочку держим её перпендикулярно плоскости листа и макаем в краску, потом в таком же положении ставим её на тарелочку. И так каждую ягодку.

Выполняем аккуратно.

Обучающиеся: Выполняют ягоды рябины.

Педагог: Теперь переходим к следующему элементу. Берем в руки кисточку и выполняем листочки. Ребята, будьте внимательны! (Показ выполнения элемента).

Обучающиеся: Выполнение листьев на тарелке. Педагог оказывает помощь по необходимости.

Педагог: Ребята у вас отлично получается. В завершении росписи выполняем «оживку». «Оживка» - это завершение росписи выполняется в элементах росписи ягод, листьях. (Показ выполнения элемента. Технологическая карта.) Молодцы ребята!

Педагог: Мы дошли до последней дорожки радуги – фиолетовой. Этот цвет; знания, интеллекта, умения, которого мы с вами набрались за это занятия. Давайте с вами вспомним, что вы сегодня узнали и научились делать.

С какой росписью вы сегодня  познакомились?

Обучающиеся: Хохломской, городецкой, полхов – майданской росписью.

Педагог: Что мы сегодня с вами расписывали?

Обучающиеся: Рисовали травку, цветок, расписывали тарелочку.

Педагог: Какой росписью вы расписывали тарелочку?

Обучающиеся: Хохломской.

Педагог: Какие элементы вы изучили?

Обучающиеся: Тычок, листочки, травка, «оживка».

Педагог: Какой элемент мы делали в последнюю очередь?

Обучающиеся:  «Оживку».

Педагог: Какой элемент показался наиболее трудным?

Обучающиеся: Травка, «оживка».

Педагог: Сможете ли вы научить своих друзей?

Обучающиеся: Да.

Педагог: Теперь вы сможете расписать, что-то другое, применив такую технологию.

Ребята вам понравилось?

Обучающиеся: Да.

Педагог: Ребята на доске три букета, а у вас есть цветочки. Прикрепите, пожалуйста, свои цветочки  на букет, который вам больше подходит.

Первый – понравилось; второй – было не понятно; третий – хочу продолжить заниматься в объединении.

Обучающиеся: Приклеивают цветы.

Педагог: Ребята вы молодцы, с поставленной задачей справились!

 Буду очень рада видеть вас в нашем объединении. Ждём вас по адресу:  школа №10 кабинет №11 с 13:00 каждый день кроме понедельника и воскресенья. До свидания!

Обучающиеся: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Введение в образовательную программу "Лоскутная фантазия""

Данный конспект  предназначен прежде всего для педагогов дополнительного образования, которые преподают лоскутное шитьё. Также материал может быть рекомендован учителям технологии. Занятие рассч...

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

Конспект занятия "Введение в образовательную программу "Дорогой предков" "

Данное занятие проводится для ознакомления воспитанников с прораммой "Дороггой предков"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ. ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ «АЗБУКА БАЛЕТА»

- познакомить детей с содержанием образовательной программы дополнительного образования детей «Азбука балета»;- пробудить у детей интерес и желание заниматься в аналогичном объединении....

конспект занятия "Введение в образовательную программу "Лидер"

Подробный конспект занятия со старшеклассниками с целью ознакомления с дополнительной образовательной программой "Лидер". Ролики, используемые в занятии можно легко найти в различных сайтах., в том чи...

Конспект занятия "Введение в образовательную программу "Рукодельница"

Материал занятия в форме игры-путешествия знакомит детей с видами декоративно-прикладного творчества, представленными в рабочей программе "Рукодельница"....

Конспект занятия "Введение в образовательную программу по декоративно-прикладному искусству"

Знакомство с программой объединения "Сувенир". Занятие состоит из трех блоков: "соленое тесто", "Модульное оригами", "Квиллинг"....