Методические рекомендации по бисероплетению на проволочной основе для кружковой работы с подростками 10-12 лет
материал по теме

Доржиева Дашима Гомбодоржиевна

Изготовление поделок из бисера на проволочной основе способствует развитию координации, формирует точность и темп движений. При этом развивается зрительное, тактильное восприятие, формируется пространственная ориентировка. Представлены 3 кружковых занятий, которые строятся по определенной схеме и состоят из теоретической и практической части.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_s_biserom.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия по бисероплетению

Тема:

Параллельное низание бисером на проволоке

    Цели: Знакомство с техникой бисероплетения на твердой основе; формирование навыков основ проектирования: планирование деятельности (звездочка обдумывания); развитие мелкой моторики рук, усидчивости, аккуратности; воспитание экологической культуры, эстетического вкуса.

    Форма организации учебной деятельности: Проектная работа.

    Оборудование: бисер, проволока медная, ножницы, инструкционные карточки.

Ход занятия:

    I. Организационный момент

    Проверка посещения занятия учащимися.

    Постановка целей занятия: мотивация деятельности учащихся через занимательный материал к занятию (рис. 1: ребус бисер).

Рис. 1

    II. Актуализация опорных знаний.

    Все слышали слова «бусы», «бисер», «бусинка». Какие это предметы? Где и для чего они применяется? Какие вещи можно изготовить из бисера? Хотели бы вы научиться изготавливать подобные изделия?

    III. Изложение нового материала.

    Человек всегда стремился украсить свой быт и свою одежду. В глубокой древности люди изготавливали украшения из доступных в то время материалов – ягод, семян, растений, раковин и камешков, нанизывая их на конский волос или травинку.

    Со временем их заменили полудрагоценные и драгоценные камни, а с возникновением стеклоделия – бисер. О том, как впервые получили бисер, рассказывает легенда.

    Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они остановились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу на костре, который обложили большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд, как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен, как вода. Это было стекло.

    Очень скоро появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии изготовления, бусы со временем становились все мельче и мельче. Мелкие круглые или слегка сплюснутые бусинки с отверстием для нитки стали называться бисером.

    IV. Первичное закрепление нового материала.

 Изготовление сувенира: коллективный проект «Бисерное дерево» (вклейка 3). Коллективная разработка плана работы над проектом (см. рис. 3).

    Учитель рисует «Звездочку обдумывания» на листе ватмана, обобщая размышления учащихся по составлению плана своей деятельности.

    V. Практическая работа «Изготовление бисерного дерева»

    Вводный инструктаж:

    Каждая девочка изготавливает по две-три веточки, которые затем учитель соединяет в одно дерево и закрепляет в кашпо.

    Индивидуальное задание: Девочки по желанию или те, у которых слабое зрение, разрабатывают эскиз будущего дерева (контуры).

    Материал: бисер, проволока тонкая на веточки, проволока на ствол, небольшое кашпо. Цвет бисера определяется по замыслу, например, белый бисер – зимнее дерево, зеленый с мелкими листьями – весеннее, зеленый с крупными листьями – летнее, желтое – осеннее.

    Основные приемы работы: три бисеринки нанизать примерно на середине проволоки, зажать между указательным и большим пальцами и закрепить бисеринки, закрутив оба конца проволоки на три-четыре витка. Получился первый листок веточки дерева. Затем на некотором расстоянии нанизать следующие три бисеринки и также закрепить. Далее повторять по замыслу.  

Рис. 2

   

    Текущий инструктаж: Учитель следит за самостоятельной работой учащихся, обращая внимание на то, что:

    - при разработке эскиза дерева учитывать форму имеющегося кашпо;

    - расстояние между листиками должно быть примерно одинаковым на всех веточках дерева;

    - витки должны быть аккуратными, ровными, не перекрученными.

    Заключительный инструктаж: Учитель в соответствии с эскизом осуществляет сборку дерева, закрепляет на кашпо.

    Задание для учащихся:

    Придумать рекламный «слоган» для изготовленного сувенира, подарка.

    VI. Подведение итогов занятия.

    Защита проекта: Озвучивание рекламы.

    Рефлексия. Выставление оценок.

    VII. Информация о домашнем задании.

    В библиотеках и книжных магазинах посмотреть книги и журналы по бисероплетению.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ БИСЕРНОГО ДЕРЕВА

Тема занятия:

Ажурное низание

    Цели занятия: Ознакомить учащихся с техническими условиями по выполнению ажурного низания бисером и приемами низания; развить понимание эксклюзивности изделий, изготовленных своими руками, воспитывать художественный вкус, пробуждать фантазию.

    Форма организации учебной деятельности: Самостоятельная практическая работа учащихся.

    Оборудование: бисер, иголки, нитки, ножницы, макет формы яйца, инструкционно-технологические карты.

Ход занятия

    I. Организационная часть

    - сообщение темы урока;

    - подготовка оборудования;

    - вводный инструктаж, правила техники безопасности.

    II. Повторение ранее изученного материала

  1. Какие материалы используются при работе с бисером?
  2. Как должно быть оборудовано рабочее место?
  3. Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе с бисером?

    Словарная работа: колье, гердан, пояс, воротник, брошь, браслет, связка.

    III. Сообщение познавательных сведений

    Сетчатое низание – один из самых распространенных и давно известных (с XVIII века) способов оплетения сосудов и изготовления разнообразных женских украшений (воротников, герданов, колье, поясов, лент, салфеток, чехлов для различных предметов).  

    Изделия, выполненные техникой сетчатого низания, напоминают сетку с ячейками разной формы (четырехугольной, шестиугольной).

    Ширина изделия измеряется количеством ячеек в ряду. Бисерины, находящиеся в вершинах ячеек и соединяющие между собой ряды, называют соединительными. Чем длиннее сторона ячейки, тем более ажурным получается изделие.

    Изделия из сеток с маленькими ячейками хорошо держат форму. Сетки с большими ячейками хорошо держат форму. Сетки с большими ячейками очень пластичные, податливые, легко растягиваются. Ажурные чехлы принимают форму предметов, на которую их надевают.

    Бисерные воротники-сетки, закрепленные в нескольких точках по краю ворота, красиво ложатся на платье.

    Бусины, соединяющие ряды, называются связками. Увеличивая или уменьшая число ячеек в ряду, получают изделия разной ширины.

    Ячейки сетки имеют форму ромба, вытянутого вдоль рядов. Длина стороны ячейки определяется числом бусин между соединительными связками.

    Начало низания, как и набор петель в вязании, отличается от выполнения последующих рядов.

    IV. Практическая работа

    Отработка навыков низания цепочек сеточкой. Работа по инструкционной карте: Цепочка-«восьмерка» - сетка шириной в пол-ячейки.

Технологическая карта 1

Изготовление цепочки

    1 и 2 ряды: Наберите на нить десять бисерин. Пропустите иглу через первую бисерину в обратном направлении – снизу вверх.

    3 ряд: Наберите на нить шесть бисерин. Пропустите иглу в обратном направлении (сверху вниз) через третью от последней связки бисерину предыдущего ряда.

    4 ряд: Наберите на нить шесть бисерин. Пропустите иглу в обратном направлении (снизу вверх) через бисерину предыдущего ряда, третью от последней связки.

    Последующие ряды выполняют так же, как третий и четвертый.

    Самостоятельная работа учащихся по изготовлению сетки шириной в 2,5 ячейки.

Технологическая карта 2

Изготовление сетки шириной в 2,5 ячейки

с двумя бисеринами на стороне ячейки

    1 и 2 ряды: Наберите двадцать две бисерины. Проденьте иглу через тринадцатую от начала бисерину снизу вверх. Здесь и далее игла идет в обратном направлении. Наберите пять бисерин. Пропустите иглу через седьмую от начала бисерину. Наберите пять бисерин. Проденьте иглу через первую бисерину.

    3 ряд: Наберите на нить шесть бисерин. Пропустите иглу сверху вниз через бисерину среднюю между двумя ближайшими связками. Наберите на нить пять бисерин. Пропустите иглу через бисерину, среднюю между следующими связками в предыдущем ряду. Наберите на нить пять бисерин. Пропустите иглу через бисерину, третью за последней связкой в предыдущем ряду.

    4 ряд: Наберите на нить шесть бисерин и выполните четвертый ряд так же, как третий, но снизу вверх.

    Последующие ряды выполняйте так же, как третий и четвертый.

    V. Закрепление материала

    1. Как измеряется ширина изделия, выполненного сетчатым низанием?

    2. Какие изделия можно выполнить сетчатым низанием?

    3. Объясните термин «бусинки-связки».

    4. Как определить длину стороны ячейки?

    VI. Выставление и комментирование оценок по итогам практической работы.

    VII. Уборка рабочих мест

    VIII. Домашнее задание: Изготовить браслет в технике «сетчатого плетения». Приготовить макет формы яйца из воска.

Тема урока:

Бисерное полотно

    Цели урока: Ознакомить учащихся с техническими приёмами по выполнению изделий в технике бисерного полотна; воспитывать художественный вкус, пробуждать фантазию; развить чувство гордости за свою работу.

    Форма организации учебной деятельности: Самостоятельная практическая работа учащихся.

    Оборудование: бисер, иголки для бисера, нитки, ножницы, инструкционные карты.

Ход урока:

    I. Организационная часть

    - сообщение темы урока;

    - подготовка оборудования;

    - вводный инструктаж, правила техники безопасности.

    II. Повторение ранее изученного материала

    - Какие требования предъявляются к готовому изделию из бисера?

    - Какая цветовая гамма подходит бисеру белого цвета?

    - Как должно быть оборудовано рабочее место?

   III. Сообщение познавательных сведений

    Бисерное полотно – элемент изделия из бисера, выполненное в технике низания на руках с помощью иголки. Техника низания довольно проста, но сначала необходимо отработать навык работы с иглой. Низание бисера или бусин – самый популярный в настоящее время, быстро возрождающийся вид бисерного рукоделия. В этой технике можно быстро изготовить красивые изделия. Низание широко используется для изготовления всевозможных украшений, сувениров, предметов быта, деталей одежды.

    Для низания бисером необходимы: нитка или леска, иголка и схема.

    Для изготовления изделий в технике бисерного полотна можно взять любой рисунок, предназначенный для вышивки крестом.

Технологическая карта 3

Бисерное полотно (рис. 4)

    1. Набираем первый ряд бисеринок по схеме (1). Количество бисеринок зависит от желаемой ширины полотна.

    2. протягиваем иглу через предпоследнюю бисеринку. То есть последняя набранная бисеринка будет первой следующего ряда и должна находиться над (или под – в зависимости от того как вы держите работу) последней бисеринкой первого ряда (2). Потом иглу протягиваем ещё раз через первую бисеринку второго ряда (3).

    3. Набираем на иглу ещё одну бисеринку и повторяем операцию такую же, как с первой бисеринкой первого ряда (4).

    4. Доплетаем таким образом второй ряд и начинаем следующий. Если второй ряд мы плели справа налево, то третий ряд будем плести слева направо (5).

    На таком полотне можно вышить всё, что угодно – рисунок или надпись. Для этого необходим листок бумаги в клетку и ваша фантазия.

   

Рис. 4

    VI. Практическая работа

    Для отработки приёмов и навыков работы по изготовлению бисерного полотна, сделаем небольшой образец из семи бисеринок (миниатюрное сердечко).

    1. Набираем семь бисеринок белого цвета для первого ряда.

    2. К последней бисеринке первого ряда пришиваем одну белую бисеринку второго ряда. Под следующей бисеринкой первого ряда пришиваем красную бисеринку  второго ряда, затем ещё одну красную бисеринку, затем – белую, две красных, второй ряд заканчиваем белой бисеринкой, пришивая её к первой бисеринке первого ряда.

    3. Третий ряд – бисеринки третьего ряда пришиваются под бисеринки второго ряда в следующем порядке: две белых, пять красных, две белых.

    4. Четвёртый ряд – две белые бисеринки, три красные, две белые.

    5. Пятый ряд – три белые бисеринки, одна красная, три белые.

    6. Шестой ряд – семь белых бисеринок.

    Получилось маленькое красное сердечко из семи бисеринок в шесть рядов.

    Самостоятельная работа учащихся: Девочки работают по индивидуально выбранным схемам вышивки крестом.

    V. Закрепление материала:

    1. Как измеряется ширина изделия, выполненного бисерным полотном?

    2. Какие изделия можно выполнить в технике «Бисерное полотно»?

    3. Какие требования предъявляются к изделиям из бисера?

    4. Какие упражнения для отдыха глаз вы знаете?

    VI. Выставление и комментирование оценок по итогам практической работы.

    VII. Уборка рабочих мест.

    VIII. Домашнее задание: изготовить браслет или панно, используя полученные навыки на данном уроке.

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Тестовые задания

    Отметьте правильный ответ. Столбец чисел на схеме обозначает?

1

3

4

3

        1         а) Количество рядов;

                                                                 б) Количество бусин в ряду.

    Что из природного состояния цветов можно передать в цветах из бисера?

    А) Форму лепестков.

    Б) Цвет.

    В) Расположение листьев.

    Г) Форму листьев.

    Д) Аромат.

    Выберите технические условия, которые нужно учитывать при изготовлении изделий из бисера.

    А) Диаметра проволоки.

    Б) технику безопасности.

    В) Цвет бисера.

    Г) Диметр бусины.

    Д) Диаметр лески.

    Е) Диаметр иглы.

   Укажите последовательность изготовления цветка «Незабудки» (пять бусин голубого цвета – лепестки, одна бусина желтого цвета – серединка).

    А) Пропустить концы проволоки через желтую бусину в противоположные стороны.

    Б) Расправить концы проволоки.

    В) Стянуть бусины в круг, пропустив концы проволоки повторно через первую и пятую бусины.

    Г) Набрать голубые бусины на проволоку.

    Д) Стянуть бусины в цветок.

    Назовите вид стежка, используемый при вышивании бисером.

    А) Крест.

    Б) Полукрест.

    В) Прямые стежки.

    К шейным украшениям из бисера относятся:

    А) колье;

    Б) ожерелье;

    В) гердан;

    Г) браслет;

    Д) подвеска.

    Для изготовления цветов и фигурок животных используют:

    А) леску;

    Б) проволоку;

    В) прочные нитки.

    Поставь в порядке очерёдности следующие задания:

    А) приступай к работе;

    Б) выбери модель;

    В) прочитай описание модели;

    Г) прочитай описание метода, которым выполнено изделие.

   Для изготовления шейных украшений используют:

    А) леску;

    Б) проволоку;

    В) прочные нитки.

    Найдите ошибку в тексте:

    «Бусины всегда более мелкие, чем бисер. Их часто используют в сочетании с бисером. Размер бусины определяется её диаметром. Бусины бывают самых разнообразных форм и расцветок».

   

Тема: Вводный инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в кабинете рукоделия, санитарно-гигиеническим требованиям

   Ц е л и : ознакомить учащихся с правилами поведения в кабинете рукоделия и внутренним распорядком; научить учащихся соблюдать правила по технике безопасности и санитарно-гигиенические требования; воспитывать чувство ответственности; прививать навыки аккуратности в работе.

     О б о р у д о в а н и е : плакаты по технике безопасности, инструкции, рабочая тетрадь учащихся, журнал по технике безопасности.

                                          Х о д   у р о к а

         1. Организация урока.

         Проверка готовности учащихся к уроку.

         2. Изучение общих правил техники безопасности в кабинете рукоделия, санитарно-гигиенических требований.

         Ознакомить учащихся с местами в кабинете. На занятиях рукоделия учащимся придется иметь дело с режущими инструментами, неправильное обращение с которыми сопряжено с порезами и ранениями. Травмы возможны не только при резке прокалывание материалов, но и при выполнении ряда других трудовых операций. Строгое выполнение правил техники безопасности служит надежной гарантией предупреждения несчастных случаев. Поэтому знание правил обращения с инструментами и приспособлениями – обязательное условие для педагога и учащихся. С первых занятий необходимо неукоснительно выполнять все правила по технике безопасности.

        Правила техники безопасности подразделяются на общие, относящиеся к любым работам, и частные, касающиеся отдельных работ.

                       Общие правила техники безопасности

     1.Приходи за пять минут до начала занятия.

     2. Входи в кабинет рукоделия только с разрешения педагога.

     3. Сиди на закрепленных местах и не вставай без разрешения педагога.

     4. Работу начинай только с разрешения педагога. Когда педагог обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

     5. Не пользуйся с инструментами, правила обращения с которыми не изучены.

     6. Употребляй инструмент только по назначению.

     7. Не работай неисправными и тупыми инструментами.

     8. При работе держи инструмент так, как показал педагог.

     9. Инструменты и оборудование храни в назначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и оборудование в беспорядке.

     10. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

     11. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном педагогом порядке.

     12. Не разговаривай во время работы.

     13. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.

     14. По окончании работы убери свое рабочее место.

     3. Закрепление изученного материала.

     Б е с е д а  с учащимися по общей технике безопасности с последующей росписью учащихся в журнале по технике безопасности.

       4. Анализ и оценка урока.

       Проанализировать урок, сделать необходимые замечания.

       Домашнее задание. Повторить общие правила по технике безопасности и санитарно-гигиенические требования.

Инструктаж по технике безопасности

В о  в р е м я  р а б о т ы:

1.  Перед началом работы инструмент и материал разложит в установленном месте, в удобном и безопасном для пользования порядке.

2.  Содержать в порядке и чистоте рабочее место, не допускать загромождения его инструментами, отходами и мусором.

3.  Быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

4.  Не размахивать инструментом, не класть инструмент на край стола.

5.  Не работать при плохом освещении, свет при работе должен падать слева.

6.   Положение тела при работе должно быть 25-30 см.

7.  В случае плохого самочувствия прекратить работу, поставить в известность педагога.

8.  При травмировании обратится к педагогу, воспользоваться аптечкой.

9.  После окончания работы привести в порядок свое рабочее место.

10.  Мусор и отходы собрать и сложить в отведенную корзину.

П р и  р а б о т е  с  н о ж н и ц а м и:

1.  Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

2.  Следить за тем, чтобы ножницы не оказались под материалом, так как, беря ножницы, их можно уронить и поранить себя или рядом работающего.

3.  Передавать ножницы колечками вперед сомкнутыми лезвиями.

4.  Подходить во время работы с ножницами к другим воспитанникам.

П р и  р а б о т е  с  к л е е м:

1.  Помнить, что клей токсичен.

2.  После работы плотно закрыть тюбик с клеем.

3.  В случае попадания клея на слизистую оболочку глаз, сообщить педагогу и промыть холодной водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация развивающей среды и проведение коррекционно-развивающей работы детей и подростков с природой на прогулке"

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарноеучреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развит...

Методические рекомендации для родителей по профилактике распространения наркомании среди молодежи и подростков

Методические рекомендации для родителей по профилактике распространения наркомании среди молодежи и подростков разработан для проведения просветительной работы среди родителей для  родительского...

Методические рекомендации к серии уроков раздела "Основы цитологии"

Данный проект включает в себя комплекс слайдов по теме «Основы цитологии» с иллюстрациями, видеоматериалами и интерактивными заданиями для учащихся. Разработано для оборудования MIMIO.С ти...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по БИОЛОГИИ

Основу разработки КИМ ЕГЭ в 2015 г., как и в предыдущие годы, составило инвариантное ядро содержания биологического образования, которое отражено в Федеральном компоненте государственного образователь...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ по теме «ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМИ ТАБЛИЦАМИ. РАБОТА В ПРОГРАММЕ MS EXCEL» по предмету «ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ»

Пособие содержит минимум теоретического материала, необходимого для практической работы: основные понятия и термины электронных таблиц, способы автоматизации ввода данных, ввода и копирования формул, ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРЕВЕНЦИИ СУИЦИДОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Методические рекомендации педагогам образовательных организаций по превенции суицидов среди детей и подростков...

Методические рекомендации для проведения родительских собраний на тему "Профилактическая работа,направленная на предупреждение общественно опасного поведения подростков и молодежи"

Своевременное информирование родителей о последствиях тех, или иных действий ребёнка в соответствии с законодательством РФ предотвращается большую часть правонарушений со стороны учащихся....