Искусство вокруг нас
материал на тему

Фомина Любовь Эриксоновна

Программа дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskusstvo_vokrug_nas.doc255 КБ

Предварительный просмотр:

Программа утверждена на заседании методического совета школы 15 сентября 2005 г.

Директор школы _____________ (Л.А.Нагайцева)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Уренгойская средняя общеобразовательная школа № 2»

629860, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, пос. Уренгой,

ул. Геологов, д.43,  телефон (34934) 9-25-67

Искусство вокруг нас

Программа дополнительного образования

изостудии «Палитра»

для учащихся 7-17 лет

на 2009– 2012 годы

Руководитель

Фомина Любовь Эриксоновна,   педагог дополнительного образования, руководитель изостудии

п. Уренгой

2011 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

С детства человек включается в уникальную интегративную структуру – духовную культуру, которая определяет личность каждого без учета степени активности влияния на неё. Духовная культура – достояние каждого человека и освоение её – обязательный компонент формирования личности. Сама культура является специфическим способом организации и развития человеческой жизнедеятельности.

С рождения ребёнка окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизационных процессов человечества как совокупности материальной целесообразности, так и духовной насыщенности представляемого социально-эстетического идеала.

Социально-эстетический идеал определяется уровнем развития духовной культуры, которая существует в двух неразрывно связанных формах: в форме духовных качеств человека и деятельности по их опредмечиванию и в форме духовных ценностей, созданных человеком.  Духовные качества обладают большей субъективностью, ибо проявляются индивидом, исходя из данных ему природой возможностей на основе рациональных и эмоциональных установок, включающих в процесс реакции на действительность. Духовные ценности являются  обобщённо-организованным явлением, исходя из представлений об эстетической целесообразности не только одного индивида, но и всего человечества на основе накопленного духовного опыта.

Художественно-творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстраненного восприятия духовной и материальной культуры, но и чувство сопричастности, чувство самореализации.

         Программа изостудии «Палитра» составлена на основе программ по изобразительному искусству под ред. Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой, УМК под редакцией А.П. Сапожникова, программы по декоративно-прикладному искусству (автор Н.А. Талавира), программ для детских художественных школ Москвы, Санкт-Петербурга, Ирбита.

В основе педагогической деятельности Фоминой Л.Э. – технологии личностно-ориентированного, индивидуального, проблемного, обучения, информационно-коммуникационные, метод проектов.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель педагогической деятельности – саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его творческую деятельность.

Задачи:

  • знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах,
  • формирование основ эстетического опыта,
  • расширение общекультурного уровня детей,
  • развитие качеств творческой личности, освоение навыков работы в различных техниках и видах искусства.  

  1. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Программа состоит из трёх блоков: «Искусство вокруг нас» для детей 7-17 лет, «Я рисую свой мир и дарю его вам» (индивидуального обучения), «Ступени творчества» для детей 7-10 лет.

Первое направление – «Искусство вокруг нас» реализуется на занятиях разновозрастных групп школьников от 7 до 17 лет и рассчитана на три этапа обучения. Но, как правило, прошедшие обучение продолжают посещать занятия изостудии, для многих эти уроки становятся ступенькой в будущем профессиональном самоопределении.

На занятиях изостудии «Палитра» ребята осваивают основы изобразительного искусства и учатся создавать творческие работы в различных техниках: пастель, граттаж, тушь-перо, монотипия,  диатипия, мозаика. Осваивают разные виды искусства: графика, декоративно-прикладное, скульптура, живопись.

Для занятий с ребёнком-инвалидом разработана программа «Я рисую свой мир и дарю его вам». За шесть лет обучения Есболов Талгат неоднократно становился призёром и победителем выставок и конкурсов различного уровня: «Рождественская» (г.Тобольск), «Мы всё можем» (г.Тарко-Сале). Трижды становился обладателем Гранта ОАО «Новатэк», получил Гран-При фестиваля «Будущее для всех» в г.Тюмени, Грант Главы Пуровского района в номинации «Художественное творчество».

Третья часть, «Ступени творчества», предназначена для учащихся гимназического класса художественно-эстетического профиля, занятия которого проходят на базе Детской художественной школы.

Каждое направление имеет свою пояснительную записку и тематическое планирование.

ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС

  1. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Развитие личности – современное требование общества к системе образования и дополнительного в том числе. Знания, умения и навыки сохраняют свое исключительное значение, но уже не как цель, а как средство достижения цели – развитие личности.

Изобразительное искусство является составной частью образовательной программы в школе. Занятие изобразительным искусством является важным условием гармоничного развития личности. Они способствуют формированию целостного художественного сознания, эстетических, нравственных, художественных предпочтений, воспитанию активного эстетического отношения к действительности, искусству, явлениям художественной культуры, народным традициям.

ЦЕЛЬ КУРСА: формирование целостного художественного сознания, активной творческой позиции, потребности общения с искусством.

ЗАДАЧИ КУРСА:

  • реализация творческого потенциала личности;
  • обогащение эмоционально-образной сферы;
  • знакомство учащихся с основными средствами изображения;
  • освоение техник работы различными материалами;
  • овладение учащимися знаниями элементарных основ реалисти-ческого рисунка;
  • формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;
  • знакомство с основами композиции;
  • знакомство со средствами выразительности (точка, линия, свет, тень, цвет);
  • развития чувства цвета и формы, как основы гармоничного контакта с миром;
  • формирование практических навыков художественной деятельности;
  • освоение приемов поэтапной работы над сюжетно-тематической композицией (идея, замысел, эскиз, набросок, зарисовка, длительный рисунок, поиск композиции, выполнение работы в материале);
  • систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии;
  • развитие художественного и ассоциативного мышления;
  • развитие способности к одушевлению воспринимаемого, к «вчувствованию» в него;
  • развитие общего чувства меры, способности к гармонии, самоорганизации поведения, восприятия и творчества;
  • формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира.

В основу курса положены:

  • тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
  • создание художественной среды (помещение, где красиво и уютно, где можно выставлять и вывешивать законченные работы, где все художественные материалы безопасны в пределах нормы и размещаются в доступных местах). Школьный возраст является самым продуктивным периодом становления ребенка как личности. Духовная жизнь школьников неразрывно связана с «миром вещей». Эстетически организованная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение человека;
  • подгрупповая организация занятий (каждый ребенок имеет возможность получить помощь от педагога; педагог должен быть сотворцом для ребенка, внимательным собеседником, советчиком);
  • интерес детей к занятиям (занятие-сказка, занятие-путешествие, занятие с использованием литературного и музыкального сопровождения и т.п.);
  • использование нетрадиционных способов изображения (кляксография, монотипия, водяная печать, акварель «по сырому», пальцевая живопись, коллаж);
  • отказ от традиционной формы образца (форма показа присутствует когда возникает новая задача обучения приемам работы художественным материалом или инструментом).

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

К концу первого года обучения учащиеся должны иметь начальные сведения:

  • о деятельности художника;
  • о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
  • по цветоведению (основные и составные цвета, теплые и холодные, контрастные и гармоничные сочетания цветов);
  • об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, знать назначение палитры и использовать ее в работе;
  • знать выразительные возможности художественных материалов: акварель, гуашь, пастель, сангина, уголь, графитные и цветные карандаши, тушь;
  • приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости;
  • стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
  • использовать навыки компоновки, определять величину изобра-жаемого в зависимости от формата листа, от расположения фигур, пятен;
  • применять приемы рисования кистью;
  • менять направления мазков согласно форме;
  • передавать в рисунке на темы, иллюстрациях и творческих работах смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;
  • научиться разрабатывать замысел в предварительных эскизах;
  • приобрести навыки художественного восприятия окружающей действительности во всем многообразии ее проявлений;
  • научиться активно пользоваться художественными терминами и понятиями;
  • приобрести навыки общения через выражение смысла, эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
  • развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
  • развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах художественной творческой деятельности;
  • развить целостное художественное сознание, активную творческую позицию, потребность общения с искусством.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Неделя

Тема

Технические приемы работы гуашью. Ахроматические цвета. Этюд растений

2

Основные цвета. Желтый цвет. Этюд осенних листьев

2

Основные цвета. Синий цвет. Свет и тень. Этюд натюрморта со сливами

2

Основные цвета. Красный цвет. Декоративный натюрморт

2

Родственные цвета. Оранжевый цвет. Объем. Этюд натюрморта с рябиной

2

Родственные цвета. Фиолетовый цвет. Натюрморт со свеклой

2

Родственные цвета. Зеленый цвет. Изумрудный город

2

Графика. Упражнения в овладении различными видами штриховки. Наброски птиц с натуры

2

Наброски птиц с натуры. Свет и тень. Теплые и холодные цвета. Мазок, линия, пятно

2

Иллюстрация к сказке, мифу с действующим героем. «Сказочная птица»

4

Зарисовки с натуры растительных форм

1

Стилизация. Композиционная работа «Лес»

3

Упражнения на отработку штриха, ограниченного контуром

1

Стилизация растительных форм

1

Книжная графика. Иллюстрация. «Образ дерева»

2

Итоги четверти. Анализ работ учащихся

1

Технические приемы работы акварелью. «Заливка». Ахроматический цвет. «Силуэт»

2

Основные цвета. Желтый цвет. Технические приемы работы акварелью «Заливка», «Сказочный город»

2

«Лессировка». Основные цвета. Синий цвет. «Морская стихия»

2

«Лессировка». Основные цвета. Красный цвет. «Костер»

2

Орнамент. Стилизация. Символика. Колорит

2

Геометрический орнамент в полосе

2

Стилизация растительных форм. Растительный орнамент в полосе

2

Геометрический орнамент в квадрате. Колористическое решение

2

Тональный рисунок салфетки с простейшим геометрическим рисунком

2

Основные формы. Силуэт. Линейный рисунок. Форма предмета

2

Зарисовки с натуры фигуры человека

1

Конструкция. Линейно-конструктивный рисунок с натуры каркаса куба

2

Свет и тень. Тональный рисунок с натуры гипсового куба

3

Рисунок круга в перспективе. Линейно-конструктивный рисунок гипсового цилиндра

3

Светотональный рисунок с натуры гипсового цилиндра

2

Светотональный рисунок с натуры группы предметов цилиндрической формы

3

Светотональный рисунок с натуры группы предметов цилиндрической формы

2

Обобщение тем года. Анализ работ учащихся

1

ВСЕГО ЧАСОВ

68

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Технические приемы работы гуашью. Ахроматические цвета. Этюд растений

Познакомить с техническими приёмами работы с гуашью. Научиться передавать форму и тон растений.

  1. Основные цвета. Желтый цвет. Этюд осенних листьев

Познакомить с особенностями жёлтого цвета, его взаимодействием с другими цветами, многообразием его оттенков. Научить передавать форму и фактуру предмета.

  1. Основные цвета. Синий цвет. Свет и тень. Этюд натюрморта со сливами

Познакомить с особенностями синего цвета, его взаимодействием с другими цветами, многообразием его оттенков. Научить передавать форму и фактуру предмета.

  1. Основные цвета. Красный цвет. Декоративный натюрморт

Познакомить с особенностями красного цвета, его взаимодействием с другими цветами, многообразием его оттенков. Научить передавать форму и фактуру предмета.

  1. Родственные цвета. Оранжевый цвет. Объем. Этюд натюрморта с рябиной

Познакомить с особенностями оранжевого цвета, его взаимодействием с другими цветами, многообразием его оттенков. Научить передавать форму и фактуру предмета.

  1. Родственные цвета. Фиолетовый цвет. Натюрморт со свеклой

Познакомить с особенностями фиолетового цвета, его взаимодействием с другими цветами, многообразием его оттенков. Научить передавать форму и фактуру предмета.

  1. Родственные цвета. Зеленый цвет. Изумрудный город

Познакомить с особенностями зелёного цвета, его взаимодействием с другими цветами, многообразием его оттенков. Научить передавать форму и фактуру предмета.

  1. Графика. Упражнения в овладении различными видами штриховки. Наброски птиц с натуры

Научить пользоваться тоном, штрихом и пятном в графике. Познакомить со строением и основными пропорциями птицы.

  1. Наброски птиц с натуры. Свет и тень. Теплые и холодные цвета. Мазок, линия, пятно

Компоновка изображения в листе. Передача объема и пропорций средствами живописи.

  1. Иллюстрация к сказке, мифу с действующим героем. «Сказочная птица»

Познакомить с жанровым своеобразием. Воспитание эмоционального восприятия. Жар-птица, Сирин, Алконост, Феникс.

  1. Зарисовки с натуры растительных форм

Передача характерных особенностей форм.

  1. Стилизация. Композиционная работа «Лес»

Знакомство с понятием стилизации. Композиционная задача.

  1. Упражнения на отработку штриха, ограниченного контуром

Отработка навыков штриха разной формы, ограниченного контуром.

  1. Стилизация растительных форм

Развитие умения стилизовать растительные формы.

  1. Книжная графика. Иллюстрация. «Образ дерева»

Познакомить с книжной графикой. Развитие воображения, образного мышления. Использование разных приёмов при работе.

  1. Итоги четверти. Анализ работ учащихся
  2. Технические приемы работы акварелью. «Заливка». Ахроматический цвет. «Силуэт»

Научить пользоваться различными приёмами техники акварели. Заполнение по контуру.

  1. Основные цвета. Желтый цвет. Технические приемы работы акварелью «Заливка», «Сказочный город»

Знакомство с приемом работы «заливка» и особенностями жёлтого цвета в акварели. Композиционная задача.

  1. «Лессировка». Основные цвета. Синий цвет. «Морская стихия»

Знакомство с приемом работы «лессировка» и особенностями синего цвета в акварели. Композиционная задача.

  1. «Лессировка». Основные цвета. Красный цвет. «Костер»

Знакомство с приемом работы «лессировка» и особенностями красного цвета в акварели. Композиционная задача.

  1. Орнамент. Стилизация. Символика. Колорит

Знакомство с понятиями. Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею и Русский музей. Работы известных художников.

  1. Геометрический орнамент в полосе

Умение составлять геометрический орнамент в полосе. Национальные орнаменты народов Севера.

  1. Стилизация растительных форм. Растительный орнамент в полосе

Умение составлять растительный орнамент в полосе. Национальные промыслы: хохломская роспись, гжельские узоры, городецкая роспись.

  1. Геометрический орнамент в квадрате. Колористическое решение

Умение составлять геометрический орнамент в квадрате. Знакомство со сближенным цветом. Ковроткачество. Платок. Павлово-посадская набивная техника.

  1. Тональный рисунок салфетки с простейшим геометрическим рисунком

Передача тоном рисунка и фактуры ткани.

  1. Основные формы. Силуэт. Линейный рисунок. Форма предмета

Знакомство с понятиями силуэт, линейный рисунок. Передача пропорций и формы предметов.

  1. Зарисовки с натуры фигуры человека

Развитие остроты восприятия движения и пропорций фигуры человека. Моделировка штрихом, композиция в листе.

  1. Конструкция. Линейно-конструктивный рисунок с натуры каркаса куба

Познакомить с понятием трехмерного изображения предметов на плоскости листа. Построить предмет, соблюдая пропорции и перспективное сокращение сторон.

  1. Свет и тень. Тональный рисунок с натуры гипсового куба

Усвоить на практике законы перспективы. Повторить принципы распределения света по форме предметов. Закрепить понятия свет, полутень, рефлекс, блик, собственная падающая тень.

  1. Рисунок круга в перспективе. Линейно-конструктивный рисунок гипсового цилиндра

Усвоить на практике законы перспективы. Повторить принципы распределения света по форме предметов. Закрепить понятия свет, полутень, рефлекс, блик, собственная падающая тень.

  1. Светотональный рисунок с натуры гипсового цилиндра

Усвоить на практике законы перспективы. Повторить принципы распределения света по форме предметов. Закрепить понятия свет, полутень, рефлекс, блик, собственная падающая тень.

  1. Светотональный рисунок с натуры группы предметов цилиндрической формы

Закрепление умений и навыков построения предметов и пропорций. Композиция в листе.

  1. Светотональный рисунок с натуры группы предметов цилиндрической формы

Передача объема и тональных отношений поверхностей предметов средствами светотени.

  1. Обобщение тем года. Анализ работ учащихся

  1. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Поскольку в основе изобразительной деятельности лежит зрительное восприятие мира, одним из наиболее важных предметов в художественном воспитании детей являются рисунок и живопись.

Рисование с натуры способствует художественному освоению реального мира, развивает эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, раскрывает перед детьми их богатство, разнообразие и неповторимость, помогает ощущать сопричастность человека миру, учит видеть, подмечать и передавать характерные особенности строения формы предметов. В процессе рисования с натуры нужно приучать детей работать в определенной последовательности, опираясь на целостное, образное восприятие, сравнивать натуру с рисунком. Чтобы эта работа развивала у детей художественный вкус, необходимо в качестве натуры подбирать объективы выразительные, понятные детям.

В основе работы с натуры лежит особо бережное отношение к предметам, умение любоваться, восхищаться, сопереживать, видеть в натуре явления, созвучные личным переживаниям.

Учитывая возрастные особенности детей и логику развития художественных способностей, обучение нужно строить по принципу возрастания степени полноты и точности графической передачи предметов. Все законы должны помогать ребенку отражать в работах окружающую жизнь и выражать свое отношение к ней.

С первого занятия необходимо учить детей решать задачу композиционной цельности листа, выбирать формат в зависимости от характера постановки.

Переходить к изучению законов перспективы, светотени надо после того, как преподаватель почувствует, что учащиеся уже могут сознательно пользоваться этими законами в рисунке.  

Кроме заданий, указанных в тематическом плане, педагог по своему усмотрению дает краткосрочные работы: например, наброски человека, животных, отдельных предметов, рисунки по памяти. Такие работы можно выполнять мягкими графическими материалами.

Учащиеся овладевают выразительными возможностями графических и живописных материалов, приобретают навыки передачи формы, характера предметов. Учащиеся знакомятся с понятием наглядной перспективы и осваивают принципы перспективного построения геометрических тел. На предметах разной формы изучается распределение светотени.

ЗАДАЧИ:

  • развитие понимания неразрывной связанности всей своей жизни с деятельностью пластических искусств в повседневном окружении, в создании всего предметного мира;
  •  развитие умения видеть и ценить труд художников;
  •  развитие интереса к восприятию памятников культуры и произведений искусства в музеях, мемориальных комплексах, памятных мест;
  • развитие эмоциональной сферы ребенка средствами искусства при использовании слияния разных видов искусства;

  умение видеть творческий вклад художников в создание различных предметов для людей, организации или художественной среды;

  • активное участие в организации выставок в классе и школе, в индивидуально-коллективном творчестве.

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

  • понимать, что в содержании разных предметов важную роль играет качество и красота материалов, разнообразие и красота форм, узоров, конструкций;
  •  использовать красоту материалов при выполнении своих работ;
  •  владеть навыками работы гуашью, цветными мелками, пластилином или глиной, бумагой для конструирования и аппликацией;
  •  знать новые термины изобразительного искусства
  •  иметь представление о творчестве художников, о некоторых художественных промыслах;
  •  владеть приемами   изображения глубины пространства — наблюдательной перспективой с элементами загораживания, передачи величины предметов «дальше — меньше», «ближе — больше»;
  • учиться передавать элементарные пропорции фигуры человека и животных;

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема урока

Количество уроков

Акварель. Рисунок с натуры ветки осеннего дерева

2

Линия, штрих, пятно, тон. Рисунок с натуры деревьев (в карандаше и акварели)

2

Копирование орнамента с образца. Гризайль

2

Локальный цвет. Копирование рисунка на ткани

2

Локальный цвет. Копирование рисунка на ткани

2

Свет и тень. Теплохолодность. Комнатное растение

2

Переход от плоскостного изображения к объемному

2

Конструкция предмета. Линейный рисунок с сохранением невидимого контура предмета. Зарисовки бытовых предметов

2

Анализ работ учащихся. Индивидуальные задания. Итоги триместра.

1

Рефлекс. Натюрморт с блестящим кувшином

2

Рефлекс. Натюрморт с блестящим кувшином

2

Зарисовки бытовых предметов. Образ

2

Выразительность. Образ. Композиционная работа «Чайник с характером»

4

Пространство. Насыщенность. Этюд драпировки в трех плоскостях

3

Этюд драпировки в трех плоскостях

1

Обобщение по темам полугодия. Анализ работ учащихся

1

Цветовой тон. Основные характеристики цвета. Этюд гипсового куба на цветной драпировке (Гризайль)

2

Колорит. Локальный цвет. Цветовая гармония

2

Рисунок с образца «Русская изба»

2

Особенности выполнения набросков акварелью. Силуэт. Наброски фигуры человека

2

Силуэт. Ахроматические цвета. Композиционная работа «Народные гулянья»

3

Этюд гипсового цилиндра на цветной драпировке (Гризайль)

2

Этюд гипсового цилиндра на цветной драпировке

2

Силуэт. Характер движения натуры. Особенности выполнения набросков акварелью. Наброски птиц

2

Анализ работ учащихся. Индивидуальные задания. Итоги триместр

1

Фактура. Способы передачи фактуры графическими материалами

2

Фактура и текстура. Способы передачи фактуры живописными материалами

2

Декоративный натюрморт

4

Рисование с натуры чучела белки. Пропорции, особенности строения и фактура

2

Рисование с натуры чучела белки (гуашь)

2

Графика. Этюд натюрморта из 2-3 предметов, включая чучело птицы. Компоновка, силуэт, пропорции

3

Колористическое решение натюрморта

1

Особенности выполнения набросков акварелью. Силуэт. Наброски фигуры человека

1

Обобщение по темам полугодия. Индивидуальные задания на лето. Подведение итогов года

1

ВСЕГО ЧАСОВ

68

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Акварель. Рисунок с натуры ветки осеннего дерева

Повторение приемов рисования акварелью. Передача характера ветки. Рисунок с натуры.

  1. Линия, штрих, пятно, тон. Рисунок с натуры деревьев (в карандаше и акварели)

Передача фактуры. Навыки передачи материальности фактуры дерева.

  1. Копирование орнамента с образца. Гризайль

Развитие умения анализировать форму. Умение работать в технике «гризайль».

  1. Локальный цвет. Копирование рисунка на ткани

Знакомство с техникой выполнения батика. Нанесение контура.

  1. Локальный цвет. Копирование рисунка на ткани

Выполнение батика в цвете.

  1. Свет и тень. Теплохолодность. Комнатное растение

Закрепление знаний и понятий свет, тень, теплые и холодные цвета. Передача характера растения.

  1. Переход от плоскостного изображения к объемному

Заочная экскурсия в Эрмитаж.

  1. Конструкция предмета. Линейный рисунок с сохранением невидимого контура предмета. Зарисовки бытовых предметов

       Познакомить с понятием конструктивный рисунок, конструкция предмета. Построить предметы, соблюдая пропорции и перспективные сокращения.

  1. Анализ работ учащихся. Индивидуальные задания. Итоги триместра.
  2. Рефлекс. Натюрморт с блестящим кувшином

Развитие навыков в передаче рефлексов. Композиционная задача. Связь предмета с пространством.

  1. Рефлекс. Натюрморт с блестящим кувшином

Развитие навыков в передаче рефлексов. Композиционная задача. Связь предмета с пространством. Завершение работы. Уточнение деталей.

  1. Зарисовки бытовых предметов. Образ

Формирование умения видеть образ в простом предмете.

  1. Выразительность. Образ. Композиционная работа «Чайник с характером»

Композиционная задача. Развитие умения видеть многоликость предмета и воплощать задуманное в композиции.

  1. Пространство. Насыщенность. Этюд драпировки в трех плоскостях

Формировать умение передавать формы в трех плоскостях.

  1. Этюд драпировки в трех плоскостях

Формировать умение передавать формы в трех плоскостях. Обобщение и уточнение. Связь с пространством.

  1. Обобщение по темам полугодия. Анализ работ учащихся
  2. Цветовой тон. Основные характеристики цвета. Этюд гипсового куба на цветной драпировке (Гризайль)

Закрепление и проверка полученных знаний в передаче объема и пропорций предмета.

  1. Колорит. Локальный цвет. Цветовая гармония

Знакомство с понятиями. Выполнение упражнений.

  1. Рисунок с образца «Русская изба»

Передача пропорций, развитие умения анализировать форму, наносить штриховку в разных направлениях, укладывать штрих по форме.

  1. Особенности выполнения набросков акварелью. Силуэт. Наброски фигуры человека

Формирование навыков передачи пропорций в изображении фигуры человека.

  1. Силуэт. Ахроматические цвета. Композиционная работа «Народные гулянья»

Композиционная задача. Умение составит композицию из многих фигур. Знакомство с   понятием ритма.

  1. Этюд гипсового цилиндра на цветной драпировке (Гризайль)

Практическое усвоение законов воздушной перспективы, формирование умения передачи цветом объема предмета.

  1. Этюд гипсового цилиндра на цветной драпировке

Уточнение деталей. Обобщение.

  1.  Силуэт. Характер движения натуры. Особенности выполнения набросков акварелью. Наброски птиц

Закрепление знаний о строении птицы, ее пропорциях, передача характера натуры. Особенности выполнения работы акварелью.

  1. Анализ работ учащихся. Индивидуальные задания. Итоги триместра
  2. Фактура. Способы передачи фактуры графическими материалами

Закрепление понятия. Умение передавать фактуру различными графическими материалами.

  1. Фактура и текстура. Способы передачи фактуры живописными материалами

Различие понятия фактура и текстура. Умение передавать фактуру живописными материалами.

  1. Декоративный натюрморт

Знакомство с понятиями. Закрепление знаний о фактуре.

  1. Рисование с натуры чучела белки.

Пропорции, особенности строения и передача фактуры.

  1. Рисование с натуры чучела белки (гуашь)

Обобщение, уточнение деталей, связь предмета с пространством.

  1. Графика. Этюд натюрморта из 2-3 предметов, включая чучело птицы. Компоновка, силуэт, пропорции

Композиционная задача. Умение передавать пропорции предмета, фактура.

  1. Колористическое решение натюрморта

Завершение работы, связь цвета и формы.

  1. Особенности выполнения набросков акварелью. Силуэт. Наброски фигуры человека

Формирование навыков передачи пропорций в изображении фигуры человека.

  1. Обобщение по темам полугодия. Индивидуальные задания на лето. Подведение итогов года

6. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ЦЕЛЬЮ художественного воспитания и обучения ребенка является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Многообразие культур не случайно — оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны — они живут и развиваются во времени, связаны с влияниями одной культуры на другую. В этом лежат основы своеобразия национальных культур и их связанность. Разнообразие этих культур — богатство культуры человечества.

Цельность каждой культуры — также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов (именно поэтому отвергается часто незнакомое, чужое как враждебное или смешное). Каждую культуру поэтому нужно доносить как «целостную художественную личность».

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, с пастелью, в пластилине, с бумагой (конструирование), материалами по выбору. Художественное творчество — это большой и тяжелый труд, приносящий радость и удовлетворение автору и зрителю. В процессе овладения навыками работы разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

ЗАДАЧИ:

  • Научить эмоционально   откликаться   на   красоту   природы родного края, красоту людей родной земли, видеть черты индивидуального в облике людей, в их одежде,
    украшениях, в архитектуре, предметах быта.
  • Развивать эмоциональное восприятие своеобразия природы
  • Формировать видение особенности искусства на примере выдающихся произведений, в способах организации окружающей среды, постройках, одежде и украшениях.
  • Учить видеть общие гуманистические основы в искусстве.
  • Развивать умение сравнивать отношение к миру, выраженное в произведениях искусства
  • Научить видеть в жизни много интересного для себя: выражать свое отношение к природе, человеку, культуре во всех видах художественно-творческой деятельности.
  • Развивать умение сознательно  использовать средства разных  видов искусства для выражения собственного отношения к окружающей действительности.

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

В результате обучения учащиеся узнают:

  •  особенности   архитектуры   и ее связи с природой;
  •  произведения выдающихся художников;
  •  гуманистические основы прогрессивного искусства разных народов мира.

Дети учатся:

  •  делать по наблюдению и с натуры зарисовки человека;
  •  изображать природу и постройки, передавая их расположение в пространстве;
  • пользоваться техникой витража, батика, мозаики, бисероткачества и т.д.;
  •  конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями;
  •  передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого  возможности композиции, рисунки, цвета;
  •  участвовать в групповой работе при создании коллективного панно

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Выход на природу для сбора материала

6

Выбор темы по композиции, эскизы. Подготовка к конкурсу «Все краски Ямала»

2

Разработка эскиза в цвете

2

Выполнение композиции в материале

3

Продолжение работы в материале

2

Уточнение деталей композиции. Обсуждение. Просмотр

1

Композиция на сказочную тему. Выбор сюжета

2

Разработка эскизов по теме

3

Эскиз сказочной композиции в цвете

3

Выбор и выполнение сказочной композиции в заданном формате

2

Цветовые нюансы в композиции. Колорит

3

Осмысленная организация конфигурации пятна образуемого средой вокруг композиционного центра

1

Завершение работы. Просмотр. Обсуждение

1

Композиция на свободную тему

1

Эскизы, разработка

2

Эскизы в цвете, в разной гамме

4

Перенос композиции на больший формат

2

Работа над композицией в материале

4

Продолжение работы. Цвет, колорит

2

Форма. Композиционный центр

1

Уточнение деталей. Проработка

1

Обобщение в работе от частного к общему

1

Завершение работы. Просмотр. Обсуждение

1

Композиция к конкурсу по пожарной безопасности или безопасной дороге.

2

Эскизы, в цвете, тоне

3

Выполнение композиции в материале

3

Продолжение работы

3

Организация композиции в цвете

2

Уточнение деталей. Проработка. Обобщение в работе

2

Завершение композиции

1

Выставка работ. Просмотр, обсуждение

2

ВСЕГО ЧАСОВ

68

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алпатов М.В. Композиция в живописи. М.- Л.., 1940.
  2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
  3. Барашкова В. Графика Елизаветы Крутиковой. // Юный художник. 1986. - № 3.
  4. Барышников А.П. Перспектива. М., 1955.
  5. Бесчастнов Н.П. Чёрно-белая графика. М.., ВЛАДОС. 2002.
  6. Большаков М.В. Декор и орнамент в книге. М, Книга. 1990.
  7. В.М.Малый. Акварель. – М.: Издательство «Юный художник», 2002
  8. В.Э.Брагинский. Пастель. – М.: Издательство «Юный художник», 2002
  9. Вейль Герман. Симметрия. М., 1986.
  10. Виппер Б.Р.  Введение  в  историческое  изучение  искусства.  М.,  Изобразительное искусство,  1985.
  11. Волков Н.Н. Геометрия и композиция картины. // Искусство. 1975. - № 6.
  12. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М, 1977.
  13. Голубева О.Л. Основы композиции. М., Изобразительное искусство. 2001.
  14. Данилова И.Е. Итальянская монументальная живопись: Раннее Возрождение.    М..,1970.
  15. Даниэль СМ. Искусство видеть. Л., 1990.
  16. Даниэль СМ. Картина классической эпохи. М., 1986.
  17. Даниэль СМ. Учебный анализ композиции. // Творчество.  1984. - № 3.
  18. Дейнека А. Учитесь рисовать. М., 1961.
  19. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. М., Искусство. 1986.
  20. Кандинский В. О духовном в искусстве. Л.: Фонд «Ленинградская галерея». 1990.
  21. Кочик О.Я. Живописная система В.Э. Борисова-Мусатова. М, 1960.
  22. Кравков СВ. Цветовое зрение. - М., Издательство АН СССР. 1951.
  23. Львовский Ф. Основы композиции. // Юный художник. 1994: №№ 11-12; 1995: № 4, 9.
  24. Мельников Л. Синтез цвета и музыки. // ДИ СССР. 1975. - №11.
  25. Н.М.Сокольникова. Из искусства и методика преподавание в начальной школе. – М.: Академия, 1994
  26. Н.М.Сокольникова. Основы живописи. – М.: Академия, 2000
  27. Н.М.Сокольникова. Основы композиции. – М.: Академия, 2000
  28. Н.М.Сокольникова. Основы рисунка. – М.: Академия, 2000
  29. Н.Н.Ростовцев. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Академия, 1998
  30. Петров - Водкин К.С Пространство Эвклида. Самаркандия. Л., 1970.
  31. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М., 1982.
  32. Претте М.К. Капальдо Альфонсо. Творчество и выражение № 2. М., 1985.
  33. Претте М.К., Капальдо Альфонсо. Творчество и выражение. Курс художественного
    воспитания. М.., 1981.
  34. Программа для художественных школ. – Асбест, 2002
  35. Программа для художественных школ. – Санкт-Петербург, 2000
  36. Психология цвета: Пер. с англ. М., «Рефл - бук», К., «Ваклер»,1996.
  37. Р.В. Паранюшкин. Композиция. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002
  38. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве. Ростов н/ Д. Комплекс, 1998.
  39. Фаворский В.А. О композиции. // Искусство.  1933 - №№ 1-2.
  40. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М.,1986.
  41. Фальк Р. Размышление о живописи. // Творчество. 1974 - № 8.
  42. Хогарт В. Анализ красоты. Л. - М., 1985.
  43. Юон К. Об искусстве: тт. 1-2 М., 1933.
  44. Юрьев Ф.И. Слово о цвете, о музыке цвета и цветовой музыке слова М.: Диафильм 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искусство вокруг нас

Конспект внеклассного мероприятия по изоискусству в форме игры-конкурса....

ПЕРВЫЙ УРОК ПО ИСКУССТВУ 8 КЛ. ТЕМА: "ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСКУССТВУ В 8 КЛАССЕ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ИСКУССТВУ. 8 КЛАСС ТЕМА: ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОМОЖЕТ ЯРЧЕ РАСКРЫТЬ ТЕМУ УРОКА...

"Искусство вокруг нас" (электронное приложение к уроку искусства 8 класс)

«Искусство» 8 – 9 классы, авторы программы  Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова,    Е.Д.Критская. Тема урока:И "Искусство вокруг нас". Виды искусства-живопись, театр, кино, скульптура, архи...

Викторина по изобразительному искусству "Искусство вокруг нас" 8-9 класс

Викторина по изобразительному искусству " Искусство вокруг нас" разработана для обучающихся 8-9 классов.Включает 6 раундов.Вопросы разных тематических  групп:"Архитектура" , "Творчество мастеров"...

Искусство в жизни современного человека. Искусство вокруг нас

Искусство  —  часть  духовной  культуры  человечества,  специфический род  духовно-практического  освоения мира.  К  искусству  относят  раз...