"Зима недаром злится, прошла ее пора..."
план-конспект на тему

Рожкова Ольга Валерьевна

Познавательный классный час для учащихся 3-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_nedarom_zlitsya.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Зима недаром злится, прошла ее пора…»

Цель: обучающиеся расширять представления о признаках весны.

Задачи:

образовательные: формирование умений определять признаки весны.

коррекционно-развивающие:  активизация и обогащение словарного запаса; развитие устной речи, слухового и зрительного внимания, мыслительных процессов.

воспитательные:  формирование  дружеских отношений через работу в парах и коллективную деятельность, развитие творческих способностей обучающихся.

Тип занятия: познавательный час.

Оборудование: презентация, видеоматериал, раздаточный материал.

Ход занятия:

Какое сегодня число?  (4 марта)

Какое наступило  время года? (весна)

Назовите весенние месяцы.

Какой первый весенний месяц?

Назовите  первые весенние признаки.

     Каждый год тяжело  весне входить  в свои владения. Зима никак  не хочет уступать весне свое место, Снежная королева еще хочет восседать на своем ледяном троне. И  приходится  весне воевать  с зимою. Так в первые весенние  дни зима может нагнать тяжелые серые тучи, задуют ветры и начнется метель.  И такое противостояние может длиться до середины апреля.

Тема нашего занятия «Зима недаром злится, прошла ее пора…» СЛАЙД 1

Это строчки из стихотворения, которое написал Федор Иванович Тютчев. В стихотворении поэт описывает борьбу двух времен года: зимы и весны. Послушайте его.

Чтение стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится…» Таскаева Полина

Зима недаром злится,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон -

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя.

Весне и горя мало:

Умылася в снегу,

И лишь румяней стала,

Наперекор врагу.

Ребята, поэт описывает в стихотворении зиму и весну как живых людей.

Посмотрите на доску, как  зима изображена в образе человека. СЛАЙД 2

Ребята, скажите  какая зима? (злая, сердитая, вредная, лютая …)

Ребята, я вам сейчас буду зачитывать  строчки стихотворения, а вы найдите слова действия  Зимы. Что зима делает?

СЛАЙД 3

Зима недаром злится,

Прошла ее пора.

СЛАЙД 4

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

СЛАЙД 5

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя.

Посмотрите на доску, как  весна  изображена в образе человека. СЛАЙД 6

Какая  весна? (ласковая, добрая, нежная, красивая, веселая, веселая …)

Ребята, прочитайте слова, что делает Весна в образе человека?

СЛАЙД 7

стучится

гонит

хохочет

шумит

умылася

Зачитайте строчки стихотворения, в которых есть эти слова действия Весны. (учащиеся зачитывают)

СЛАЙД 8, 9

Ребята, сегодня  заглянула к нам в гости Веснянка.   Внимание на доску.

Веснянка 1

Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы все с нетерпением ждали меня. Но зима не хочет уступать мне свое  место. И поэтому вы сегодня мне должны помочь побороть зиму. Я очень на вас надеюсь.

Ведущий:

Ребята, я думаю, вы сможете  помочь весне вступить в свои права. А побороть вы ее можете, показав свои  знания  умения  о весне.

Ребята, сейчас веснянка будет загадывать вам весенние слова, а вы должны их отгадать. (Веснянка загадывает слова, а ведущий выставляет слова на доску. Среди всех слов ведущий еще добавляет слово «декабрь»)

Веснянка 2 - 8

Это весенний месяц, когда уже становится теплее, снег влажный, липкий, появляются проталины.  (апрель)

Весной вдоль дорог  образуется канавка и по ней бежит растаявший снег и журчит. (ручеёк)

Это бывает весной, когда уже становится тепло, снег тает и с крыш  вниз падает  маленькими капельками  (капель)

Есть весенний праздник Пасха. И на него пекут такое угощение из теста. В тесто добавляет изюм. (кулич)

Это явление природы происходит весной на реке. Лед трещит, ломается и вода его носит. Река становится свободной ото льда. (ледоход)

Этот цветок появляется ранней весной. Он пробивается прямо из-под снега.  Цветочки у него бывают синего, желтого цвета. (подснежник)

Травка зеленеет, солнышко блестит, и она с весною, в гости к нам летит. Что за птичка? (ласточка)

Ребята, вам сейчас нужно составить цепочку из этих слов. Если слово заканчивается на мягкий знак, то смотрите на предыдущую букву. А какое слово будет первым, я вам дам подсказку. В этом слове больше всего букв.

 Подснежник, капель, ласточка, апрель, ледоход, декабрь, ручеёк, кулич.

Зачитайте цепочку слов.

Посмотрите внимательно на цепочку, какое слово лишнее?

 почему? (декабрь – зимний месяц)

Ребята, вы хорошо справились с первым заданием Веснянки. Я вам предлагаю сделать весеннюю зарядку.

ФИЗМИНУТКА  (музыка)

О весне часто говорят: весна красна. "Красна" - не потому что появляются красные цветы. Ведь все равно основной цвет весны - зеленый. А потому что - красивая. Это действительно очень красивое время года. В первые дни весны природа еще выглядит довольно неприглядно: серые комья снега, голые черные деревья. Но уже так весело начинает светить и пригревать солнце, что картина выглядит все равно радостной. Все знают: еще немного и придет настоящая красота. А кто же первые весенние вестники? Нам расскажет Веснянка.

Веснянка 9

Ребята, приход весны  нередко связывался с прилетом птиц.  Весной в родные места возвращаются грачи, журавли, скворцы, жаворонки и другие птицы. В старину люди наблюдали за поведением птиц весной и появлялись различные пословицы, приметы и стихотворения. Я думаю, вы их тоже знаете.

Ребята, с кем связывают приход весны? (с птицами)

Послушайте стихотворение А.Блока «Ворона» (Хривков Данил)

Вот ворона на крыше покатой

Так с зимы и осталась лохматой…

А уж в воздухе вешние звоны,

Даже дух занялся у вороны…

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?

Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки…

Это все у вороны – игрушки.

И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!..

Как выглядит ворона весной?

СЛАЙД 10

Ребята, прочитайте пословицы.

Увидел скворца – весна у крыльца.

Грач на горе – весна во дворе.

Журавль прилетел и тепло принес.

А сейчас я вам буду показывать картинки птиц, а вы должны назвать соответствующую пословицу.

СЛАЙД 11

СЛАЙД 12

СЛАЙД  13

Какие весенние приметы и пословицы вы еще знаете?

Ребята, а сейчас Веснянка расскажет вам о старинном русском обычае Встречи Весны. Внимание на доску.

Веснянка 10

Ребята, праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают. Я вам предлагаю тоже сделать весенние веточки.

Ребята, чем украшали веточки обрядового дерева?

Ребята украшают веточки цветочками, ленточками и колокольчиками.

Музыка на весенние веточки

Итоги, как ребята сделали веточки.

Веснянка 11

Ребята, спасибо вам за помощь. Вы много знаете обо мне и теперь  у меня достаточно сил, чтобы по праву занять свое место. Счастливых вам весенних дней!

Приглашаю всех выйти и исполнить песню «Весну звали»

Исполнение песни «Весну  звали»

Ребята, вот вы помогли весне прогнать зиму. Спасибо всем большое за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая деятельность по теме ,,Я учусь злиться,,

Конспект занятия. цель которого познакомить детей с приемами приемлемого выражения своего гнева....

Разработки для организованной образовательной деятельности по логоритмике. Лексическая тема недели "Зима (характерные признаки зимы)", "Зимующие птицы" (февраль)

В данных разработках  представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику,  двигательную  координацию, стимулировать двигательную актив...

Сценарий спортивного развлечения в старшей группе "Зимушка-зима для всех любимая пора"

Сценарий спортивного развлечения в старшей группе "Зимушка-зима для всех любимая пора"...

«Ф.И.Тютчев « Зима недаром злится…», «Весенние воды», « Как весел грохот летних бурь…», « Есть в осени первоначальной…». 5 класс. Литература.

Технологическая карта урока литературы в 5 классе.Тема «Ф.И.Тютчев « Зима недаром злится…», «Весенние воды», « Как весел грохот летних бурь…», ...