программа объединения "Академия наук"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Содержание
1.Пояснительная записка …..……………………………………стр. 3 – 8
2. Учебно - тематический план …..……………………………..стр. 9 - 21
3. Содержание ………………….………………………………стр. 22 - 24
4. Методическое обеспечение………………………………….стр. 25 - 30
5. Список литературы
Пояснительная записка
Программа «Академия наук» относится к социально – педагогической направленности. Данная программа разработана на основе программы «Учись учиться» для студентов ССУЗ С.В. Рыжовой (ГОУ ДПО НИРО).
Автор разработал содержание, методы и организационные формы реализации предлагаемого материала для обучающихся начальных классов.
Знания, умения и навыки, полученные при изучении программы, помогут ребятам в период адаптации при переходе из начальной школы в среднее звено, когда ребята испытывают учебные затруднения.
Программа актуальна для ребят. Настоящая программа направлена на профилактику и преодоление учебных затруднений путём формирования и развития навыков учебной деятельности. Обучающиеся не всегда могут справиться с проблемами адаптации самостоятельно, они нуждаются в помощи и поддержке взрослых.
Учебные затруднения детей волнуют учителей, обучающихся и их родителей.
Взаимодействие взрослого и ребенка направлено на обучение последнего самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем.
Ребенок перестает быть «объектом педагогического воздействия», становясь активным участником субъект-субъектного взаимодействия, направленного на активизацию его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.
В программе сосредоточено внимание на способах овладения преподносимого детям материала, организации деятельности детей по его усвоению, на стимулировании у детей младшего школьного возраста способности воображать, фантазировать, придумывать, исследовать. Программа способствует личностному и интеллектуальному развитию, приносит радость от самостоятельных открытий, совместной творческой работы со взрослыми и сверстниками. Программа «Академия наук»
поможет создать условия для эффективной учебной деятельности в школе и дома.
Цель программы: преодоление учебных затруднений у детей путем формирования и развития навыков учебной деятельности, повышение эффективности образовательного процесса.
Задачи:
1. Обучающие:
∙ Создать условия для раскрытия интеллектуальных способностей учащихся
∙ Научить учащихся находить способы решения проблемных задач, встречающихся в школьной практике и жизненных ситуациях (опыт самостоятельной творческой деятельности);
∙Ознакомить обучающихся с основами проектно-исследовательской деятельности, с правилами, методами работы с информацией
∙ Обучать представлению своего проекта и его защиты перед аудиторией своих сверстников, перед педагогами;
2. Развивающие:
- Развитие умений и навыков планирования и организации деятельности;
- Развитие умения произвольно управлять вниманием, регулировать темп деятельности, синхронизировать свою работу с работой группы;
- Развитие коммуникативных навыков в процессе учебной деятельности;
- Развитие рефлексии в процессе учебной деятельности.
3. Воспитательные:
- Повышение мотивации к обучению и преодолению учебных затруднений.
- Формирование навыков самоконтроля.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
- личностно-ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности, признание уникальности каждого ученика),
- природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности),
- свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации,
- сотрудничества и ответственности,
- сознательного усвоения обучающимися учебного материала,
- систематичности, последовательности и наглядности в обучении.
Организационно – педагогические основы деятельности.
Состав учебной группы постоянный.
Набор детей свободный и проводится по заявлениям.
Кружок могут посещать обучающиеся образовательных
учреждений района.
Программа рассчитана на обучающихся с 7 лет.
Продолжительность программы: данная программа рассчитана
на 2 года обучения.
Объём программы распределяется следующим образом:
первый год обучения – 144 часа, второй год – 216 часов.
Программа первого года обучения состоит из разделов:
- Наука слушать
- Наука думать
В программу второго года обучения включены следующие разделы:
- Умение осуществлять самоконтроль
- Наука оценивать результаты
- Наука применения знаний на практике
Занятия по каждому разделу строятся следующим образом:
- знакомство с теоретическим материалом;
- работа с приложениями (выполнение практических заданий);
- рефлексия, самоконтроль и самооценивание.
В процессе обучения используются следующие методы:
объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной
и групповой форм учебной работы обучающихся.
Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников.
Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся.
Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности обучающегося, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.
В ходе групповой работы обучающимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания.
Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные работы с наименьшими затратами, так как каждый выполняет задание, которое является частью общего задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых «творческих пар» или подгрупп.
В процессе обучения предусматриваются следующие
формы учебных занятий:
- типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение),
- дискуссия,
- практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков,
- самостоятельное выполнение задания,
- учебная игра.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
- вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
- текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме;
- итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Контроль осуществляется в следующих формах: защита работы, участие в конкурсах, акциях, выставках.
Наполняемость групп: 12-15 человек. Она обусловлена тем, что обучающиеся занятия носят как индивидуальный, так и групповой (пары или подгруппы) характер. При этом основными являются занятия в группе.
Результативность образовательной программы:
К концу первого года обучения реализации программы «Академия наук»
у детей должны быть сформированы следующие умения и навыки:
- умение произвольно регулировать свое внимание,
- вовремя включаться в деятельность класса,
- переключать внимание при смене видов работы,
- поддерживать общий темп
К концу второго года обучения у детей должны быть сформированы следующие умения и навыки:
- уметь соотносить полученный результат с планируемым, ответственно относиться к результатам своей учебы,
- адекватно оценивать полученный результат,
- осуществлять самоконтроль,
- осознавать сильные и слабые стороны себя как ученика,
- освоить «технологию успеха и достижения»,
- применять изученные приёмы развития творческого воображения
и мышления
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: открытые занятия, тестирование, опрос, участие в конкурсах и выставках, акциях, олимпиадах.
Критерии оценки эффективности программы:
1. Соответствие деятельности педагогов и детей целям и задачам программы
Анализ соответствия деятельности целям и задачам программы
2. Эмоциональное благополучие
Тесты «Оцени себя», «Лесенка», Цветовой тест Люшера
3. Ценностно-мотивационные установки личности
Тест «Мотивационная готовность» А.Л. Венгера
4. Общеучебные умения и навыки
Контрольно-методические срезы на сформированность умений и навыков;
наблюдения на занятиях.
II. Учебно-тематический план.
I года обучения – 144 ч
№ п/п | Название темы | Теория | Практика | Всего |
1. Наука слушать. Умение принимать и понимать словесную или письменную инструкцию. | ||||
1.1 | Вводное занятие. | 2 ч | 2 ч | 4 ч |
1.1 | Игры на знакомство | 2 ч | 2 ч | |
1.2 | Праздник «Открытие Академии Наук» | 2 ч | 2 ч | |
1.3 | Игры на общение | 2 ч | 2 ч | |
1.4 | Игры на сплочение коллектива | 2 ч | 2 ч | |
1.5 | Игры и задания на выполнение словесных инструкций. | 1 ч | 1ч | 2 ч |
1.6 | Игры и задания на выполнение письменных инструкций. | 1 ч | 1ч | 2 ч |
1.7 | Составление памятки «Я умею слушать» | 1ч | 1ч | 2 ч |
1.8 | Тест «Насколько ты дружелюбен» | 1ч | 1 ч | 2 ч |
1.9 | Выделение главного в устной речи | 1 ч | 1ч | 2 ч |
1.10 | Выделение главного в письменной речи | 1 ч | 1 ч | 2ч |
1.11 | Работа с иллюстрациями картин русских художников | 2 ч | 2 ч | |
1.12 | Игровая программа «100 к 1» | 2 ч | 2 ч | |
1.13 | Развитие воображения | 1ч | 3 ч | 4 ч |
1.14 | Развитие моторики и творческого мышления | 2 ч | 2 ч | |
1.15 | Экскурсия в школьную библиотеку. | 2 ч | 2 ч | |
1.16 | Экскурсия в районную детскую библиотеку | 2 ч | 2 ч | |
2. Наука думать. Использование инструментария ТРИЗ и РТВ для активизации мыслительного процесса. Развитие творческого мышления и воображения. | ||||
2.1 | Развитие ассоциативности. «На свете всё на всё похоже». | 2 ч | 2 ч | |
2.2 | Ассоциативные картинки | 1ч | 1 ч | 2 ч |
2.3 | Игры на развитие наглядно-действенного мышления. | 1 ч | 3 ч | 4 ч |
2.4 | Игры на развитие наглядно – образного мышления. | 1 ч | 1 ч | 2 ч |
2.5 | Игры на развитие словесно - логического мышления. | 1 ч | 3 ч | 4 ч |
2.6 | Игры на развитие внимания | 1 ч | 1 ч | 2 ч |
2.7 | Игры на развитие целостного восприятия | 1ч | 3 ч | 4 ч |
2.8 | Игры на развитие памяти | 1 ч | 1 ч | 2 ч |
2.9 | Игры на развитие тактильного восприятия | 1ч | 1 ч | 2 ч |
2.10 | Игры на развитие рефлексии | 1 ч | 1 ч | 2 ч |
2.11 | Игры на развитие воображения | 1ч | 3 ч | 4 ч |
2.12 | Игровая программа «Поле чудес» | 2 ч | 2 ч | |
2.13 | Творческая Работа «Наши Ручки» | 2 ч | 2 ч | |
2.14 | Задачки с подвохом | 1 | 3 ч | 4 ч |
2.15 | Игровая программа «Шляпа желаний» | 2 ч | 2 ч | |
2.16 | Формирование коммуникативных навыков | 1 | 3ч | 4 ч |
2.17 | Формирование положительного отношения друг к другу | 1 ч | 3 ч | 4 ч |
2.18 | Развитие умений контролировать свои эмоции | 1 ч | 3 ч | 4 ч |
2.19 | Развитие навыков невербального взаимодействия | 2 ч | 2 ч | |
2.20 | Игры на развитие умений работать в группе | 2 ч | 2 ч | |
2.21 | Вместе мы сила | 4 ч | 4 ч | |
2.22 | Сильная сторона | 1 | 1 ч | 2 ч |
2.23 | Я и мое поведение | 1 | 3 ч | 4ч |
2.24 | Уважай других и себя | 1 | 1 ч | 2 ч |
2.25 | Я и моя самооценка | 1 ч | 1 ч | 2 ч |
2.26 | Мой внутренний мир | 2 ч | 2 ч | |
2.27 | Ролевая игра «Я – учитель» | 1 ч | 1ч | 2ч |
2.28 | Ошибки и неудачи | 1 | 1 ч | 2 ч |
2.29 | Сюжетно – ролевая игра «Школа» | 1 ч | 3 ч | 4ч |
2.30 | Мой дом | 2 ч | 2 ч | |
2.31 | Моя семья | 1ч | 1 ч | 2ч |
2.32 | Сюжетно – ролевая игра «Праздник в семье» | 2 ч | 2 ч | |
2.33 | Мои товарищи | 2 ч | 2 ч | |
2.34 | Ситуации | 1ч | 3 ч | 4 ч |
2.35 | Игровая программа «Друг за друга» | 2ч | 2 ч | |
2.36 | Игровая программа «День рожденье» | 2 ч | 2 ч | |
2.37 | Волшебные рисунки | 2ч | 2 ч | |
2.38 | Сюжетно – ролевая игра «Идем в гости» | 2ч | 2ч | |
2.39 | Быть здоровым здорово | 1 ч | 1 ч | 2 ч |
2.40 | Обобщение изученного | 4ч | 4ч | |
2.41 | Праздник достижений | 1 ч | 1 ч | 2 ч |
Итого по курсу обучения | 144 часа |
Содержание программы
I года обучения
Раздел 1. Наука слушать
Тема 1.1. Вводное занятие.
Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы.
Тема 1.2. Игры на знакомство
Знакомство детей друг с другом. Проведение игр: «Хоровод знакомства», «Веселые задания», « Это я», « Теремок».
Тема 1.3. Праздник «Открытие Академии наук»
Праздничная и конкурсная программа. Чаепитие. Вручение дипломов.
Тема 1.4. Игры на общение
Игры «Суп», «Кругосветное путешествие», «Я возьму с собой в поход», «Атомы и молекулы».
Тема 1.5. Игры на сплочение коллектива
Игры « Имя как оракул», «Опасность», «Многоножка», «Люди к людям».
Тема 1.6. Игры и задания на выполнение словесных инструкций
Что такое слово. Что такое словесная инструкция. Виды словесных инструкций. Правила выполнения словесных инструкций. Игры и задания на выполнение словесных инструкций.
Тема 1.7. Игры и задания на выполнение письменных инструкций.
Что такое письменная инструкция. Виды письменных инструкций. Правила выполнения письменных инструкций. Игры и задания на выполнение письменных инструкций.
Тема 1.8. Составление памятки «Я умею слушать»
Что такое памятка. Для чего составляются памятки. Правила составления памятки. Групповое и индивидуальное составление памятки.
Тема 1.9. Тест « Насколько ты дружелюбен»
Проведение и анализ теста.
Тема 1.10. Выделение главного в устной речи
Что такое устная речь. Виды. Задания на выделение главного в устной речи.
Тема 1.11. Выделение главного в письменной речи
Что такое письменная речь. Виды письменной речи. Задания и игры на выделение главного в письменной речи.
Тема 1.12. Работа с иллюстрациями картин русских художников.
Рассмотрение картин «Сосновый лес» Шишкина, «Буря на море ночью» Айвазовского, «Взятие снежного городка» Сурикова. Беседа. Написание сочинения по картине.
Тема 1.13. Игровая программа « 100 к 1»
Игровая программа на развитие логического мышления, умение работать в группах, творческого потенциала.
Тема 1.14. Развитие воображения.
Что такое воображение. Мир и воображение
Тема 1.15. Развитие моторики и творческого мышления.
Коллективная деятельность по созданию поделки из круп.
Тема 1.16. Экскурсия в школьную библиотеку
Тема 1.17. Экскурсия в районную детскую библиотеку
Раздел 2. Наука думать
Тема 2.1. Развитие ассоциативности «На свете всё на всё похоже». Систематизация, сравнение предметов и явлений, развитие ассоциативного мышления.
Тема 2.2. Ассоциативные картинки
Демонстрация и обсуждение ассоциативных картин
Тема 2.3. Игры на развитие наглядно-действенного мышления.
Игры «Залатай коврик», «Подбери тень», «Чей кусок»
Тема 2.4. Игры на развитие наглядно - образного мышления.
Игры «Составь фигуру», «Чего не хватает?» «Что к чему»
Тема 2.5. Игры на развитие словесно - логического мышления
Игры «Помоги зайцу», «Доберись до места», Лабиринты»
Тема 2.6. Игры на развитие внимания.
Игры «Найди отличия», «Найди похожего»
Тема 2.7. Игры на развитие целостного восприятия
Сбор пазлов, разрезных картинок.
Тема 2.8. Игры на развитие памяти
Игры « Что нарисовано», «Чего не стало»
Тема 2.9. Игры на развитие тактильного восприятия
Игра « Волшебный мешочек»
Тема 2.10. Игры на развитие рефлексии
Игры «Подснежник», «Я чувствую что ты».
Тема 2.11. Игры на развитие воображения
Игры «Дорисуй», «Придумай рассказ»
Тема 2.12. Игровая программа « Поле чудес»
Тема 2.13. Творческая работа «Наши ручки».
Групповая деятельность. Рисунки ладонью, пальчиками. Выставка работ.
Тема 2.14. Задачки с подвохом.
Задачки для развития логики.
Тема 2.15. Игровая программа « Шляпа желаний».
Тема 2.16. Формирование коммуникативных навыков.
Игры «Зоопарк», «Да – диалог»
Тема 2.17. Формирование положительного отношения друг к другу.
Как надо обращаться друг к другу, вести себя в группе.
Игры «Песня», «Оживление картины», «Пары».
Тема 2.18. Развитие умений контролировать свои эмоции.
Эмоции. Какие бывают эмоции. Для чего нужны эмоции. Игра «Путешествие».
Тема 2.19. Развитие навыков невербального взаимодействия
Игра «Бездомный заяц».
Тема 2.20. Игры на развитие умений работать в группе
Игра «Мой хороший попугай».
Тема 2.21. Вместе мы сила
Развитие умения работать вместе над поставленной проблемой., упражнение «Связующая нить», игра «Ситуации», «картинка».
Тема 2.22. Сильная сторона.
Изучение и формирование возможностей использования сильных сторон в стенах школы. Упражнение «Сильные стороны», «Эмпатия».
Тема 2.23. Я и мое поведение.
Формирование представлений о различных формах поведения. Упражнения «Сила слова»,, «Сила воли», «Сила жеста».
Тема 2.24. Уважай других и себя
Формирование самоуважения, уважения к окружающим. Снятие эмоционального напряжения. Упражнения «Принц на цыпочках», сказка «о ленивой звездочке».
Тема 2.25. Я и моя самооценка.
Способствовать осознанию личной индивидуальности, формировать адекватную самооценку. Упражнения «Вылепи из пластилина», «На кого я похож?», «Не утони».
Тема 2.26. Мой внутренний мир.
Игра «Кто? Какой я?», «Моя планета».
Тема 2.27. Ролевая игра «Я – учитель»
Актуализация школьных переживаний, предоставить возможность почувствовать себя роли учителя. Снятие вербальной агрессии. Упражнения «Клоуны ругаются», игра «Родительское собрание»
Тема 2.28. Ошибки и неудачи
Актуализация школьных переживаний, выработка правильного отношения к ошибкам и неудачам, игра «На ошибках учатся», сказка «Верить и стараться».
Тема 2.29. Сюжетно – ролевая игра «Школа»
Разобрать особенности учебных позиций в образовательном процессе. Работа с карточками «учитель», «ученик», «директор».
Тема 2.30. Мой дом.
Снижение тревожности, страха наказания. Помочь детям осознать, что все люди имеют право на ошибку. Игра «Домашние дела», «Что я чувствую дома», «Простить маму».
Тема 2.31. Моя семья.
Помочь детям осознать отношения внутри семьи, формировать теплое отношение к членам семьи. Игра «Комплименты», «Передай чувство по кругу», «Домашний фотоальбом».
Тема 2.32. Сюжетно – ролевая игра «Праздник в семье».
Закрепить положительное отношение к членам семьи. Игра «Изобрази предмет», «Неоконченные предложения», «Праздник в семье».
Тема 2.33. Мои товарищи.
Формировать доброжелательного отношения к сверстникам, умение выражать свои положительные эмоции. Игра «Вырежи елочку», «Молекула».
Тема 2.34. Ситуации.
Формировать у детей эффективные способы поведения и использовать их в жизни. Игра «Помирись. Успокой», «Окажи внимание другому».
Тема 2.35. Игровая программа «Друг за друга»
Игры Найди себе пару», «Мой лучший друг», «Цветик – семицветик».
Тема 2.36. Игровая программа «День рождение».
Игры «путаница», «День рождение», «Я умею».
Тема 2.37. Волшебные рисунки
Снятие эмоционального напряжения, агрессии.
Тема 2.38. Сюжетно – ролевая игра «Идем в гости».
Формировать навыки правильного, адекватного поведения в гостях. Знакомство с нормами этикета. Игра « В гостях».
Тема 2.39 Быть здоровым – здорово
Обсуждать правила ЗОЖ. Раскрывать потенциально опасные ситуации для жизни и здоровья. Конкурс рисунков.
Тема 2.40.Обобщение изученного.Тесты, викторина.
Тема 2.41. Праздник достижений.
Методическое обеспечение
образовательной программы «Академия наук»
первый год обучения
№ п/п | Тема программы | Формы занятий | Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактиче-ский материал | Техничес-кое оснащение занятий | Формы подведе-ния итогов |
Раздел1 Нау-ка слу-шать | Вводное занятие | Беседа | Словесный | - | - | опрос |
1.2. | Игры на знакомство | Игра | Игровые, словесные | - | - | опрос |
1.3 | Праздник «Открытие Академии наук» | Праздник | Игровые, словесные, наглядные. | Наглядный материал | компьютер, проектор | Рефлексия |
1.4 | Игры на общение | Игра | Игровые, словесные | Опрос | ||
1.5 | Игры на сплочение коллектива | Игра | Игровые | викторина | ||
1.6. | Игры и задания на выполнение словесных инструкций | Беседа | Практический, словесный. | Опрос | ||
1.7 | Игры и задания на выполнение письменных инструкций | Беседа | Словесный, практический | Опрос | ||
1.8. | Составление памятки «Я умею слушать» | Беседа | объяснительно-иллюстративный, наглядный, практический | Памятки, бумага, карандаши. | компьютер, проектор | Опрос |
1.9. | Тест «Насколько ты дружелюбен» | Беседа | Словесный, практический | Бумага, ручки, карандаши. | Тестирова-ние | |
1.10 | Выделение главного в устной речи | Беседа | Словесный, практический | Опрос | ||
1.11 | Выделение главного в письменной речи | Беседа | Практический, словесный. | Бумага, ручки. | Опрос | |
1.12 | Работа с иллюстрациями картин русских художников | Беседа | Практический, объяснительно – иллюстративный. | Картины, ручки, бумага, презентация | Компьютер, проектор. | Опрос |
1.13. | Игровая программа «100 к 1» | Игра | Игровые, словесные. | Бумага, ручки, карточки с заданиями, презентация | Компьютер, проектор. | Опрос |
1.14. | Развитие воображения | Беседа | Игровые, практические, словесные | Краски, карандаши, бумага | Опрос | |
1.15. | Развитие моторики и творческого мышления | Беседа | Практический, | Наглядный материал. | Выставка | |
1.16. | Экскурсия в школьную библиотеку | Экскурсия | Наглядный | Опрос | ||
1.17 | Экскурсия в районную детскую библиотеку. | Экскурсия | Наглядный | Опрос | ||
Раздел 2. Нау-ка думать | Развитие ассоциативности «На свете все на все похоже» | Беседа | объяснительно-иллюстративный, практический | Презентации, альбом, краски, карандаши | компьютер, проектор | Опрос |
2.2 | Ассоциативные картинки | Беседа, практическая часть | Наглядный, практический. | Презентации. | компьютер, проектор | Опрос |
2.3 | Игры на развитие наглядно – действенного мышления | Беседа, игра | Наглядный, практический | Презентации, карточки с заданиями, ручки, карандаши | компьютер, проектор | Опрос |
2.4 | Игры на развитие наглядно – образного мышления | Беседа, игра | Наглядный, практический | Презентации, карточки с заданиями. | компьютер, проектор | Опрос |
2.5 | Игры на развитие словесно – логического мышления | Беседа, игра | Наглядный, практический | Презентации, карточки с заданиями | компьютер, проектор | Опрос |
2.6 | Игры на развитие внимания | Беседа, игра | Словесный, игровой | Презентации, карандаши, карточки с заданиями | компьютер, проектор | опрос |
2.7 | Игры на развитие целостного восприятия | Игра | Словесный, игровой | Пазлы, разрезные картинки | Опрос | |
2.8 | Игры на развитие памяти. | Игра | Словесный, игровой | Карточки с заданиями | Опрос | |
2.9 | Игры на развитие тактильного восприятия | Игра | Словесный, игровой | Мешочек с предметами. | Опрос | |
2.10 | Игры на развитие рефлексии | Игра | Словесный, игровой | Опрос | ||
2.11 | Игры на развитие воображения | Игра | Словесный, игровой | Бумага, карандаши, фломастеры. | Опрос | |
2.12 | Игровая программа «Поле чудес» | Игра | Словесный, игровой. | компьютер, проектор | Выставка | |
2.13 | Творческая работа «Наши ручки» | Беседа | Словесный, практический. | Альбом, краски, презентация | компьютер, проектор | Выставка |
2.14 | Задачки с подвохом | Беседа | Словесный, практический. | Карточки | Опрос | |
2.15 | Игровая программа «Шляпа желаний» | Игра | Игровая. | Шляпа | Опрос | |
2.16 | Формирование коммуникативных навыков | Беседа, | Словесный, практический, игровая | Опрос | ||
2.17 | Формирование положительного отношения друг к другу | Беседа | Словесный, практический | Опрос | ||
2.18 | Развитие умений контролировать свои эмоции | Беседа, игра | Словесный, игровой | Презентации | компьютер, проектор | Опрос |
2.19 | Развитие навыков невербального взаимодействия | Беседа, игра | Словесный, игровой | Опрос | ||
2.20 | Игры на развитие умения работать в группе | Беседа, игра | Словесный, игровой | Опрос | ||
2.21 | Вместе мы сила | Беседа, игра | Словесный, игровой | Ручки, карандаши,альбом | Опрос | |
2.22 | Сильная сторона | Беседа, игра | Словесный, игровой | Опрос | ||
2.23 | Я и мое поведение | Беседа, игра | Словесный, игровой, наглядный | Фрагмент фильма | Компьютер, проектор | Опрос |
2.24 | Уважай других и себя | Беседа, игра | Словесный, игровой | Опрос | ||
2.25 | Я и моя самооценка | Беседа, игра | Словесный, игровой, наглядный | Пластилин, презента-ция | Компьютер, проектор | Опрос |
2.26 | Мой внутренний мир | Беседа, игра | Словесный, игровой | Карандаши, бумага, краски | Опрос | |
2.27 | Ролевая игра «Я – учитель». | Игра | Словесный, игровой | Опрос | ||
2.28 | Ошибки и неудачи | Беседа, игра | Словесный, игровой | Опрос | ||
2.29 | Сюжетно – ролевая игра «Школа» | Игра | Словесный, игровой, наглядный | Карточки, презентация | Компьютер, проектор | Опрос |
2.30 | Мой дом | Беседа, игра | Словесный, наглядный, игровой | Презентация, карандаши, бумага. | Компьютер, проектор | Опрос |
2.31 | Моя семья | Беседа, игра | Словесный, наглядный, игровой | Презентация, карандаши, бумага. | Компьютер, проектор | Опрос |
2.32 | Сюжетно – ролевая игра «Праздник в семье» | Беседа, игра | Словесный, наглядный, игровой | Презентация, карандаши, бумага, карточки | Компьютер, проектор | Опрос |
2.33 | Мои товарищи | Беседа, игра | Словесный, наглядный, игровой | Презентация, карандаши, бумага. | Компьютер, проектор | Опрос |
2.34 | Ситуации | Беседа, игра | Словесный, наглядный, игровой | Презентация, карандаши, бумага. | Компьютер, проектор | Опрос |
2.35 | Игровая программа «Друг за друга» | Игра | Игровой | Опрос | ||
2.36 | Игровая программа «День рождение» | Беседа, игра | Словесный, наглядный, игровой | Презентация, карандаши, бумага. | Компьютер, проектор | Опрос |
2.37 | Волшебные рисунки | Практическая деятельность | Словесный, практический | Альбом, краски, карандаши. | Выставка | |
2.38 | Сюжетно – ролевая игра «Идем в гости» | Беседа, игра | Словесный, наглядный, игровой | Презентация | Компьютер, проектор | Опрос |
2.39 | Быть здоровым - здорово | Беседа, игра | Словесный, наглядный, игровой, практический | Презентация, карандаши, бумага, краски | Компьютер, проектор | Опрос, выставка |
2.40 | Обобщение изученного | Беседа, игра | Словесный, игровой | Презентация | Компьютер, проектор | Опрос |
2.51 | Праздник достижений | Праздник | Игровой | Презентация | Компьютер, проектор | Опрос |
Тематическое планирование «Академия Наук»
II года обучения – 216 ч
№п\п | Название темы | Теория | Практика | Всего |
1.Наука осуществлять самоконтроль. | ||||
1.1 | Наука осуществлять самоконтроль. | 3 ч | 7 ч | 10 ч |
1.2 | Задания на осуществление пошагового самоконтроля | 4 ч | 8 ч | 12 ч |
1.3 | Задания на осуществление итогового самоконтроля | 4 ч | 6 ч | 10 ч |
1.4 | Составление алгоритма – памятки | 2 ч | 6 ч | 8 ч |
2. Наука оценивать результаты Умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. | ||||
2.1 | Наука оценивать результаты. | 3ч | 7 ч | 10 ч |
2.2 | За что ставится оценка | 2 ч | 6 ч | 8 ч |
2.3 | Тест «Умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. | 1 ч | 1 ч | 2 ч |
3. Наука применять знания на практике. | ||||
3.1 | Исследовательская деятельность Выбор темы. | 3 ч | 7 ч | 10 ч |
3.2 | Определение целей и задач исследовательской работы. | 4 ч | 8 ч | 12 ч |
3.3 | Определение гипотезы. | 3 ч | 5 ч | 8 ч |
3.4 | Эксперименты и опыты. | 3 ч | 7 ч | 10 ч |
3.5 | Оформление работы. | 4 ч | 8 ч | 12 ч |
3.6 | Подготовка к защите. | 3ч | 7 ч | 10 ч |
3.7 | Проектная деятельность Сбор и анализ информации. | 2 ч | 4 ч | 6 ч |
3.8 | Изучение нормативной базы. | 3ч | 5 ч | 8 ч |
3.9 | Социологические исследования. | 3 ч | 7 ч | 10 ч |
3.10 | Социальная переписка. Взаимодействие с властными структурами. | 2 ч | 4 ч | 6 ч |
3.11 | Прикладное творчество. | 3 ч | 5 ч | 8 ч |
3.12 | Выполнение практической части проекта. | 2 ч | 4 ч | 6 ч |
3.13 | Разработка эскиза изделия. | 2 ч | 4 ч | 6 ч |
3.14 | Декоративное оформление изделий. | 2 ч | 8 ч | 10 ч |
3.15 | Составление теоретической части проекта. | 1 ч | 3 | 4 ч |
3.16 | Подготовка стендового доклада. | 2 ч | 2 ч | 4 ч |
3.17 | Защита проекта. | 2 ч | 2 ч | |
3.18 | Участие в конкурсах Участие в районных конкурсах «Я исследователь» | 1 ч | 3 ч | 4 ч |
3.19 | Участие в региональных конкурсах «Я исследователь» г.Арзамас | 1 ч | 3 ч | 4 ч |
3.20 | Участие в областных конкурсах «Я гражданин России», «Овеянные славою флаг наш и герб», Фотоконкурсе «Дети. Творчество. Родина» | 1 ч | 3 ч | 4 ч |
3.21 | Участие во Всероссийских конкурсах « Первые шаги в науке», «Портфолио» | 1 ч | 3 ч | 4 ч |
3.22 | Участие в региональных этапах международных конкурсов «Детство без границ» | 1 ч | 3 ч | 4 ч |
3.23 | Праздник «Парад звёзд» | 1 ч | 3 ч | 4 ч |
Всего | 67 ч | 149 ч | 216 ч |
Содержание программы «Академия наук»
II года обучения
Раздел 1. Наука осуществлять самоконтроль
Тема 1.1. Наука осуществлять самоконтроль
Что такое контроль, самоконтроль. Виды контроля. Упражнение на развитие самоконтроля.
Тема 1.2. Задания на осуществление пошагового самоконтроля.
Тема 1.3. Задания на осуществление итогового самоконтроля
Тема 1.4. Составление алгоритма – памятки.
Составление памятки по самоконтролю обучающихся.
Раздел 2. Наука оценивать результаты.
Тема 2.1. Наука оценивать результаты.
Учить самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Тема 2.2. За что ставится оценка. Что такое оценка, отметка. Критерии.
Тема 2.3. Тест «Умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Раздел 3. Наука применять знания на практике.
Тема 3.1. Исследовательская деятельность. Выбор темы.
Выбор темы индивидуальной работы с каждым обучающимся.
Тема 3.2. Определение целей и задач исследовательской работы
Индивидуальная работа с каждым обучающимся.
Тема 3.3. Определение гипотезы.
Индивидуальная работа с каждым обучающимся.
Тема 3.4. Эксперименты и опыты.
Индивидуальная работа с каждым обучающимся.
Тема 3.5. Оформление работы.
Индивидуальная работа с каждым обучающимся.
Тема 3.6. Подготовка к защите.
Индивидуальная работа с каждым обучающимся.
Тема 3.7. Проектная деятельность. Сбор и анализ информации
Индивидуальная работа с каждым обучающимся.
Тема 3.8. Изучение нормативной базы.
Индивидуальная работа с каждым обучающимся.
Тема 3.9. Социологические исследования.
Проведение опроса по теме проекта, его обработка и анализ.
Тема 3.10. Социальная переписка. Взаимодействие с властными структурами.
Что такое соц.переписка. Виды соц.переписки. Встреча с представителем властных структур.
Тема 3.11. Прикладное творчество.
Индивидуальная работа с каждым обучающимся.
Тема 3.12. Выполнение практической части проекта.
Индивидуальная работа с каждым обучающимся.
Тема 3.13. Разработка эскиза изделия.
Индивидуальная работа с каждым обучающимся.
Тема 3.14. Декоративное оформление изделий.
Индивидуальная работа с каждым обучающимся.
Тема 3.15. Составление теоретической части проекта.
Индивидуальная работа с каждым обучающимся.
Тема 3.16. Подготовка стендового доклада.
Индивидуальная работа с каждым обучающимся.
Тема 3.17. Защита проекта.
Тема 3.18. Участие в конкурсах. Участие в районных конкурсах «Я исследователь»
Тема 3.19. Участие в региональных конкурсах «Я исследователь» г.Арзамас.
Тема 3.20. Участие в областных конкурсах «Я гражданин России», «Овеянные славою флаг наш и герб», Фотоконкурсе «Дети. творчество. Родина».
Тема 3.21. Участие во Всероссийских конкурсах « Первые шаги в науке», «Портфолио».
Тема 3.22. Участие в региональных этапах международных конкурсов «Детство без границ».
Тема 3.23. Праздник «Парад звезд».
Методическое обеспечение
образовательной программы «Академия наук»
второй год обучения
№ п/п | Раздел или тема программы | Формы занятий | Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидакти-ческий материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов | ||
Раздел1. Наука осу-щест влять само-конт роль | Наука осуществлять самоконтроль | Беседа | Словесный, практический | - | - | опрос | ||
1.2. | Задания на осуществление пошагового самоконтроля | Беседа, игра | Игровые, словесные | - | - | опрос | ||
1.3 | Задания на осуществление итогового самоконтроля | Беседа, игра | Игровые, словесные | - | - | опрос | ||
1.4 | Составление алгоритма – памятки. | Беседа | объяснительно-иллюстративный, наглядный, практический | Памятки, бумага, карандаши. | компьютер, проектор | Опрос | ||
2. Наука оценивать результаты. | Наука оценивать результаты. | Игра, беседа | Игровые, словесные | Презентация | Компьютер, проектор | викторина | ||
2.2 | За что ставится оценка | Беседа, игра | Словесный, игровой | Видеосюжет | Компьютер | Опрос | ||
2.3 | Тест «Умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. | Тестирование | Словесный, практический |
| Анализ тестирования | |||
3. Наука применять знания на практике. | ||||||||
3.1 | Исследовательская деятельность. Выбор темы. | Индивидуальная работа | Словесный, практический, объяснительно - иллюстративный |
| Опрос | |||
3.2 | Определение целей и задач исследовательской работы | Индивидуальная работа | Словесный, практический, объяснительно - иллюстративный |
| Опрос | |||
3.3 | Определение гипотезы. | Индивидуальная работа | Словесный, практический, объяснительно - иллюстративный |
| Опрос | |||
3.4 | Эксперименты и опыты. | Индивидуальная работа | Словесный, практический, объяснительно - иллюстративный |
| Опрос | |||
3.5 | Оформление работы. | Индивидуальная работа | Словесный, практический, объяснительно - иллюстративный |
| Опрос | |||
3.6 | Подготовка к защите. | Индивидуальная работа | Словесный, практический, объяснительно - иллюстративный |
| Опрос | |||
3.7 | Проектная деятельность. Сбор и анализ информации. | Индивидуальная работа | Словесный, практический, объяснительно - иллюстративный |
| Опрос | |||
3.8 | Изучение нормативной базы. | Индивидуальная работа | Словесный, практический, объяснительно - иллюстративный |
| Опрос | |||
3.9 | Социологические исследования. | Беседа | Словесные, объяснительно – иллюстративные | Презентация | Компьютер. | Опрос | ||
3.10 | Социальная переписка. Взаимодействие с властными структурами. | Беседа | Словесные |
|
| Опрос | ||
3.11 | Прикладное творчество. | Индивидуальная работа | Словесный, практический, объяснительно - иллюстративный |
| Опрос | |||
3.12 | Выполнение практической части проекта. | Индивидуальная работа | Словесный, практический, объяснительно - иллюстративный |
| Опрос | |||
3.13 | Разработка эскиза изделия. | Индивидуальная работа | Словесный, практический, объяснительно - иллюстративный |
| Опрос | |||
3.14 | Декоративное оформление изделий. | Индивидуальная работа | Словесный, практический, объяснительно - иллюстративный |
| Опрос | |||
3.15 | Составление теоретической части проекта. | Индивидуальная работа | Словесный, практический, объяснительно - иллюстративный |
| Опрос | |||
3.16 | Подготовка стендового доклада. | Индивидуальная работа | Словесный, практический, объяснительно - иллюстративный |
| Опрос | |||
3.17 | Защита проекта. | Индивидуальная работа | Словесный, практический, объяснительно - иллюстративный |
| Опрос | |||
3.18 | Участие в конкурсах. Участие в районных конкурсах «Я исследователь» | Индивидуальная работа | Словесный, практический, объяснительно - иллюстративный |
| Опрос | |||
3.19 | Участие в региональных конкурсах «Я исследователь» г.Арзамас | Индивидуальная работа | Словесный, практический, объяснительно - иллюстративный |
| Опрос | |||
3.20 | Участие в областных конкурсах «Я гражданин России», «Овеянные славою флаг наш и герб», Фотоконкурсе «Дети. ворчество. Родина» | Индивидуальная работа | Словесный, практический, объяснительно - иллюстративный |
| Опрос | |||
3.21 | Участие во Всероссийских конкурсах « Первые шаги в науке», «Портфолио» | Индивидуальная работа | Словесный, практический, объяснительно - иллюстративный |
| Опрос | |||
3.22 | Участие в региональных этапах международных конкурсов «Детство без границ» | Индивидуальная работа | Словесный, практический, объяснительно - иллюстративный |
| Опрос | |||
3.23 | Подготовка к итоговому мероприятию «Парад звёзд» | Праздник | Словесный, практический, игровой | Видеосюжет | Компьютер | Викторина |
Список литературы, использованной при разработке программы.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.
- Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999 г.
3.Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г.
4.Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 г.
5.Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.
6.Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.
7.Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.
8.Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М., 1999 г.
9.Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников - М., 1988
10.Залесская О.В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения.- М., 2005 г.
11.Овчарова Р.В. - Справочная книга школьного психолога - М., 1996 г.
12.Практическая психология в тестах - М., 2001 г.
13.Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.
14.Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. , 2002.
15.Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. – М., 2003 г.
16.Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. – М., 2007 г.
17.Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 г.
18.Рыскова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. – М., 2004 г.
19.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), М., 2002 г.
20.Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.
21.Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003.
22.Школьный психолог - М., 2003 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлекательно-познавательная программа: «Дорожная наука»
Внеклассная работа с учащимися по ПДД Цель: Обобщение знаний учащихся по Правилам дорожного движения через игровую деятельность. 999275334.jpgЗадачи:1. Выявить знания учащихся по Правилам дорожно...
Дополнительная образовательная программа «Занимательная наука»
Дополнительная образовательная программа «Занимательная наука» основана на интеграции физики и химии и биологии, объяснения наблюдаемых природных явлений на их основе. Предназначена для детей 5-6 кла...
Дополнительная общеобразовательная программа составлена на основе авторской программы Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, утвержденной Министерством образования науки РФ, которая вошла в сборник: Программа для общеобразовател
Дополнительная общеобразовательная программа составлена на основе авторской программы Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, утвержденной Министерством образовани...
Урок истории в 10 классе по теме «Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук. Этапы развития исторической науки. Периодизация истории»
Урок истории в 10 классе...
Развлекательная программа :"Дорожная наука"
Разработала: учитель начальных классовГБОУ ООШ с. Верхнее СанчелеевоОтводенкова Лариса Михайловна 1 категория.Цели: Обобщение знаний учащихся по Правилам дорожного движения через игровую дея...
Авторская программа "Краевед" (рецензенты: кандидат наук РГУПС, М.Г. Иманова, кандидат наук РГУПС А.А. Скоморощенко)
Программа имеет положительные результаты в обучении практическим навыкам научно-исследовательской работы, в знакомстве с актуальными проблемами Краснодарского края, дает возможность учащимся осознать ...
Развлекательная программа :"Дорожная наука"
Разработала: учитель начальных классовГБОУ ООШ с. Верхнее СанчелеевоОтводенкова Лариса Михайловна 1 категория.Цели: Обобщение знаний учащихся по Правилам дорожного движения через игровую дея...