Образование и дольмены
план-конспект занятия (11 класс) по теме

Волкова Евгения Витальевна

Конспект проведения лекции-концерта для старших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovaniye_dolm.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Дольмены и образование

(конспект открытого занятия)

  1. Мне будет помогать выступать сегодня музыкальный клуб "Обертон".

Тема выступления настолько обширна и глобальна, что за пару часов мы сможем лишь прикоснуться к ней, приоткрыть дверь, обзначить проблему, если она есть. И скорее всего, сегодняшнее выступление вызовет больше вопросов, чем даст ответов.

  1. Блиц-опрос: кто как понимает образование, для чего оно нужно человеку?

Образование – модель жизни, если стремиться уменьшить число ошибок в жизни. Способ заранее осознать места, где нужно подложить соломки.

 [I ступень – выявить свое слабое звено (например, барьер в обращении к незнакомым людям).

II – выделить соответствующую ситуацию (момент первого обращения)

III -  усилить ее (самому обращаться к большему количеству незнакомых людей: напр., здороваться с продавцами, спрашивать время у первых попавшихся людей).]

Или другое сравнение: современное образование – это то окно, сквозь которое человек постигает мир. Хорошо, если у этого окна чистые стекла, сквозь которые мир виден без особых искажений... А ведь можно и закрасить стекла, или нарисовать на них что-нибудь, да и рамы ограничивают обзор... И если не подкинуть человеку мысль, что окно можно открыть, он может сам не догадаться...

Свой взгляд на образование я основываю не только на свой многолетней педагогической практике, своих наблюдениях и суждениях, но и на опыте древних знающих людей (это уже мостик ко второй части нашей темы) – тех древних, которые сумели увидеть суть вещей. (По крайней мере, используя их принципы в своей практике, я достигла впечатляющих результатов.)

Древние пришли к мнению, что : "Ядром, или стержнем нашего существа является акт восприятия". Отсюда можно сделать вывод: качество нашей жизни зависит от способа восприятия: что мы видим на стекле (а именно к этому нас приводит современное образование), то и принимаем за настоящую жизнь, за норму.

Чтобы проиллюстрировать эту мысль, напомню вам так называемые "волшебные картинки" (где нужно перестроить глаза, чтобы увидеть объёмное изображение...).

Если применить эти выводы к образованию, то получится, что правильный подход – во-первых, усвоить базовые знания (т.е., те основополагающие принципы мироздания, не зависящие от внешних изменяющихся элементов, как то – социальный строй, политика, религиозные веяния, эпоха и т.д.); во-вторых, постараться определить для себя наиболее подходящую сферу деятельности (которая итересна и к которой больше всего способностей имеется).

Поскольку любая деятельность начинается и обуславливается человеком, то не все равно, в каком состоянии человек воспринимает знания или информацию. Б.Окуджава в свое время совершенно справедливо заметил:

   Каждый пишет, что он слышит,
   Каждый слышит, как он дышит.
   Как он дышит так и пишет...

Т.е., опять же, используя наблюдения древних, - чем в более спокойном состоянии находится человек, тем лучше происходит усвоение новой информации.

 Проведем небольшой эксперимент: сейчас в течение нескольких минут вам надо будет посидеть совершенно спокойно, ни о чем не думая... Теперь расскажите, насколько это вам удалось: не хотелось ли что-то сделать, подвигаться, какие мысли приходили? (Ответы.) Итак, мы убедились на собственном опыте, что балансировать в районе 0 не совсем элементарное и обычное дело – мы к такому не привыкли.

Если представить графически обычные состояния людей в обыденной жизни, то это может выглядеть так:

-____________________________0__________________________________+

Человек в своих обыденных состояниях, мыслях, действиях движется между двумя крайностями (то он работает, учится, что-то делает, суетится, напрягается, потом заболевает, выходит к 0, но не останавливаясь опять начинает суетиться. То он злится, раздражается, боится, то смеется безудержно, находится в состоянии эйфории, есть и промежуточное состояние – апатии, равнодушия. То он усиленно о чем-то думает, затем наступает отупение, выход из него и опять – напряженное думание, часто под воздействием других людей.) Оставим на время схему, отметим лишь такой момент: большую часть времени человек находится в какой-либо из крайностей, не задерживаясь посередине.

Дабы переварить эту мысль, сделаем reset (тем самым реализуя один из принципов идеального обучения – делай паузы, меняй вид деятельности). Народная мудрость гласит: "люди, которые поют, не могут плохо думать". Кроме того, пение помогает правильно дышать. Итак, песня В. Бутусова "Дыхание".

Более подробно я буду развивать тему образования в следующем году и приглашаю готовых жить и дать возможность своим детям жить по-новому на практические занятия.

  1. К отдыху в своей системе альтернативного образования мы относимся как к другой стороне образования: "кто не умеет отдыхать, тот не умеет и работать". И я несколько лет назад нашла уникальную форму такого отдыха, где включаются незадействованные стороны нашего существа.

Дольмены (показать книгу, альбом с фото) – это многомерное понятие. Внешне они представляют собой древние каменные сооружения многофункционального назначения (гробница, святилище, хранилище, в их строении прослеживается связь с календарем и астрономическими привязками). После многочисленных исследований бросается в глаза факт, что они строились на необычных местах – местах Силы. Это некие активные энергетические точки на Земле, где человеку легче всего приблизиться к тому состоянию, "как он был задуман своим создателем", или к 0-вой отметке на нашей схеме. Этот эффект, видимо, был хорошо знаком древним людям, иначе трудно объяснить затраты на возведение таких объектов. Воздействие этих мест можно почувствовать и сегодня. И использовать практически во всех сферах нашей жизни и даже больше.

Будучи педагогом и психологом, я выбрала сферу образования. В начале выступления я говорила, что не все равно, в каком состоянии человек получает знания.  Поэтому в наших поездках на дольмены в первую очередь обращается внимание на приведение людей к некоей константе, точке отсчета, к своему истинному Я.

На дольменах легче всего остановиться в промежуточном состоянии, но это не равнодушие, не апатичное бездействие.

Еще один маленький эксперимент. Представьте себе состояние между светом и тенью.., между сном и бодрствованием.., между небом и землей...

 (Упражнение "Баланс на качелях"... По вашим ощущениям – сколько времени прошло? Сравните с первым упражнением. Когда проще было?)

"Знание без уравновешенности бесполезно."

Итак, середина нашей схемы приобретает новые черты. Теперь это спокойное состояние готовности ко всему. Т.е., человек может заметно дольше находиться посередине (нашей схемы). И тут он начинает замечать интересные вещи, которые раньше от него ускользали. А именно: наша схема дополняется (как минимум) еще одной прямой (вертикальной). Что это значит, как вы думаете (в самом общем виде)?.. Правильно: появляются новые критерии отсчета, новые измерения – мы можем почувствовать на себе, что мир из плоского становится объемным, что в нем присутствуют не известные нам области за рамками окна нашего привычного восприятия, другими словами – что мир полон тайн. Одно это уже может послужить мощным стимулом к Движению (познанию, исследованию, творчеству и т.п.) И хочется спеть следующую песню Песковского "Солнце" . (Или объемные фото).

О таких вещах сложно говорить словами. Сейчас у вас будет возможность прикоснуться к атмосфере наших поездок. Сядьтье поудобнее, представьте себе, что вы  сейчас в лесу, у костра, вокруг – темнота, тишина... горы... какие-то неведомые и невидимые существа... И откуда-то издалека доносятся звуки: песня "За синие горы".

Прислушайтесь к себе: как изменилось ваше состояние, в каком направлении хочется двигаться сейчас мыслям?.. Согласитесь, что такая атмосфера навевает философское настроение, вызывает состояние нереальности происходящего. Именно в таком состоянии происходят прозрения, творческие озарения, приходят гениальные идеи, совершаются открытия, проявляются скрытые ранее внутренние возможности... Наступает, как говорят, некий "момент истины". Если в обычной жизни эти моменты случайны, редки, то в наших поездках это происходит достаточно часто. Обнаруживается, например, эффект "видения" руками.

А вот Гимн Шапсуге, который ребята сочинили сами, за 20 минут до приезда поезда в Москву...

(поётся на мотив песни «Орлёнок»)

Шапсуга, Шапсуга – страна аномалий,

Дольменами древних полна,

Где тайные тропы всех наших желаний

Исходятся нами сполна.

Здесь горные реки чисты и прозрачны,

И воздух покоем звенит.

И если ты в горы взберешься удачно,

Прозренье тебя посетит.

Шапсуга, Шапсуга, свети нам сквозь время,

Развей беспокойную мглу,

Сними с наших плеч лени ватное бремя

И мысли направь, как стрелу!

Шапсуга, Шапсуга – страна откровений

О наших барьерах внутри,

И семенем славных, чудесных творений

Ты нас на всю жизнь одари!

Эта песня органично подвела нас к еще одному принципу идеального обучения – к значению положительного во всем, оптимизму.

Притча (которая, кстати, подтверждает понятие о многомерности мира):

"Тэнгэр заметил, что неторопливые мудрые мысли отравлены глупой загадкой:  что находится перед лицом стоящего между добром и злом.  И  как ни гнал старик Тэнгэр этот вопрос, он не мог ни избавиться от него, ни дать ответ.

    А человек, оставшись один, (развернувшись в другую плоскость — Е.В.) просветлел лицом и воскликнул:

    - Я понял! Впереди будет жизнь, а за спиной - мёртвая вечность. Но у меня нет глаз на затылке, поэтому я буду смотреть вперёд."

 В завершение мы исполним еще одну очень оптимистичную, светлую песню, после которой вы можете задать возникшие вопросы.

Песня "Даром" А.Полевой

Как вы себя чувствуете сейчас? Не сильно ли утомились за время моего выступления?..

Это объясняется тем, что я строила свое выступление определенным образом, учитывая естественные законы восприятия, действие которых вы на себе ощутили: разнообразие препятствует утомлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация поисковой работы "Прекрасна древняя земля..." на тему: "Дольмены".

Мы живём в Краснодарском крае, месте, где находятся уникальные сооружения древности - дольмены. Об их предназначении до сих пор спорят учёные всего мира....

Дольмены - древняя загадка современности

Исследовательская работа...

Творческая работа. Дольмены

Творческая работа. Дольмены...

Проект "Дольмены"

Творческий проект учащихся 5 класса "Дольмены"...

Презентация "Дольмены на Кубани"

Используется при изучении нового материала на уроке...

Урок кубановедения по теме "Дольмены"

Технология личностно-ориентированного урока...