Урок кубановедения "Дольмены. Тайна тысячелетий"
методическая разработка по краеведению (5 класс) по теме

Интересный и живой урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_o_dolmenah.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Дольмены. Тайна тысячелетий.

Урок в 5 классе.

Цели урока:

Обучающая: познакомить учащихся с дольменами, гипотезами об их происхождении, видами дольменов и конструкцией дольменов;

Развивающая: развивать умение работать с картой, иллюстрациями, рисунками, историческими источниками, анализировать материал, сравнивать, делать выводы, развивать творческие способности учеников;

Воспитательная: воспитывать чувство любви и уважения к истории и культуре своей малой Родины, чувство прекрасного.

Тип урока – изучение нового материала.

Вид занятия – практический.

Оборудование: мультимедиа, презентация, видео ролик, карты «Распространение дольменов на Кубани», картины дольменов, макеты дольменов, исторические источники, пластилин, листы А 4, цветные карандаши, влажные салфетки, стирательная резинка, подстругалка. 

Ход урока.

I. Организационный момент.

Подготовка класса к работе на уроке.

Формулируется тема урока, учитель ставит цели и задачи. (Слайд 1)

II. Изучение нового материала.

Добрый день! Я пришёл к вам не с пустыми руками. Я пришёл вам передать привет. Но привет непростой, а привет из глубины веков. Привет вам передали загадочные люди, создавшие великолепные сооружения.

Итак, мы сегодня на уроке поговорим о дольменах! Но мы будем разговаривать не просто как ученики, а как исследователи. Представьте, что мы с вами находимся в исследовательской лаборатории и нам необходимо найти ответ на ряд вопросов: (Слайд 2) что такое дольмен?, откуда они произошли?, где расположены?, какие они бывают? И наконец, сложно ли их было делать?

Ну что приступим к нашим исследованиям?

И у меня к вам вопрос: а что же такое дольмен?

(Слайд 3)Учённые до сих пор  о них спорят. В переводе с английского  слово дольмен означает «каменный стол». В Прикубанье и Причерноморье насчитывается свыше 2300 дольменов. Дольмены являются довольно массивными сооружениями (работа с презентацией). (Слайд 4)

У меня к вам вопрос: Кто мог создать такие огромные сооружения? Для ответа на этот вопрос предлагаю поработать с историческим источником. (Слайд 5)

(Слайд 6)Работа с отрывками из книги В.И. Марковина «ИСПУН – дом карликов».

Отрывок №1. Многие ученые-кавказоведы пытались выяснить вопрос о происхождении местных дольменов. Однако среди древностей бассейна реки Кубани и Причерноморья, включая Абхазию, еще не найдены такие памятники, которые были бы им конструктивно близки и в то же время предшествовали. Речь может идти о крупных сооружениях типа каменных ящиков. Так археологи называют обкладки могильной ямы, когда все стороны ее замкнуты поставленным на ребро плитняком. Однако на очерченной территории подобные захоронения неизвестны для первой половины III тысячелетия до нашей эры, а ведь только из них могли бы путем трансформации — усложнения конструкций «ящика» — появиться дольменные постройки. Не сразу, но возникла мысль, что дольмены привнесены на Кавказ извне. Но откуда? Ясно, что не со стороны гор, так как уже давно замечено, что дольмены не только Кавказа, но и всего мира приурочены к приморским частям.

Отрывок №2. Мыслили и так, что дольмены Кавказа возникли из гротов, пещер, как подражания им. И это отпадает, хотя поддерживалась такими кавказоведами, как Д. Н. Анучин и М. М. Иващенко. Тогда зачем же у корытообразных построек, действительно близких по форме гротам, имеется портал (фасад) и на нем, выбитые из целого камня, имитируются выступающие боковые плиты, подпяточник или просто ниша перед лазом? Ведь это полнейшее подражание дольменам, сложенным из плит, когда вполне естественно длинные боковые стены и выступающие перекрытия образуют перед лазом портал. Нет, «пещерная теория» для западно-кавказских дольменов явно не годна, она ничего не объясняет. Вероятно, ученых еще долгие годы будут интересовать дольмены, порождая все новые мнения о культуре оставившего их населения, их быте и верованиях. Может быть, придет и такое время, когда ученые с чертежами в руках смогут воочию сравнить все мегалиты мира между собой, не считаясь с трудностями далеких путешествий и языковыми барьерами. Мечта... Любая мечта иногда становится явью.

Отрывок №3. Наиболее близкие черты западно-кавказским дольменам, мне кажется, можно найти в древних постройках Пиренейского полуострова (Португалия, Испания), на Корсике и на ближайших островах Средиземноморья, в Северной Африке, Палестине. Особенно похожи дольмены на территории доисторической Фракии (Лалапаша). Они имеют приставные портальные плиты и, пожалуй, те же пропорции. Невольно возникла теория, что постройки, близкие кавказским дольменам, расположены вдоль морских течений, а они в Средиземном море идут от Гибралтара вдоль северного побережья Африки и заворачивают в Черное море против часовой стрелки, омывая вначале Кавказское побережье, а затем его противоположную сторону. И везде, кроме Малой Азии, по линии течений имеются дольмены, в той или иной степени схожие с кавказскими. Морские течения сильны, и их токи могли бы помогать движению древних судов.

Задания для групп:

  1. Какие теории происхождения предлагает известный учённый?
  2. Какую теорию вы считаете более вероятной?
  3. Какой можно сделать из всего вышесказанного вывод?

Работа ребусом. (Слайд 7, 8)

На экране появляется изображение великана, карлика и зайца.

Вопросы к классу:

  1. Как вы считаете, для чего я вам показываю эти картинки?

Если возникли проблемы, работая с учебником, дети находят разгадку ребуса.

  1. Какие две теории о происхождении дольменов с ними связаны?
  2. Как вы считаете, эти теории имеют право на существование?

Давайте мы постараемся определить, где располагаются дольмены.

Работа с картой на партах и на экране. (Слайд 9)

Задания и вопросы:

  1. Как на карте обозначены дольмены?
  2. Определите, где располагаются в основном дольмены?
  3. Покажите на карте расположение дольменов на территории Краснодарского края.
  4. Какую особенность в расположении дольменов можно проследить?
  5. С чем связано расположение дольменов в горах?

Правильно! Дольмены расположены в горах по причине наличия строительного материала – камня.

Зная размеры дольменов, можно представить какой трудоёмкой работой было создание дольменов.  Но строители не просто строили дольмены, но и создавали их несколько типов. (Слайд 10)

Типы дольменов:

  1. Плиточный
  2. Составной
  3. Корытообразный
  4. Дольмен-монолит.

Работа с изображениями дольменов разных типов. (Слайд 11)

Задание: Давайте, сравним разные типы дольменов и ответим на поставленные вопросы.

Задания и вопросы для учеников:

  1. В чем особенность плиточного дольмена?
  2. В чём отличие составного дольмена?
  3. Какие особенности корытообразного дольмена?
  4. Что такое дольмен-монолит?
  5. Какой дольмен, на ваш взгляд был самый трудный в строительстве?
  6. Почему вы так считаете?
  7. Какой тип дольменов самый простой в строительстве и почему вы так считаете?
  8. Какой тип дольменов самый хрупкий и почему вы так считаете?
  9. Какой из дольменов самый простой в строительстве и почему вы так считаете?

Наше исследование подходит к концу, и мы должны ответить на поставленные вопросы: (Слайд 12)

  1. Что такое дольмен?
  2.  Откуда произошли дольмены?
  3.  Где расположены дольмены?
  4.  Какие типы дольменов существуют?

 

(Слайд 13)Физкультурная минутка «Строительство дольмена в лесу»:

Представьте что вы в лесу. Давай те вдохнём воздух полной грудью. Давайте выберем место под строительство дольмена (покрутили головой влево и вправо). Разминаем ручки для работы (руки в замке поднимаем вверх и тянемся). Берём первую плиту (наклоняемся, опускаем руки вниз), притопываем плиту ногами. Теперь берём плиту у соседа с лева и справа,  устанавливаем их (повороты туловища влево и право с вытянутыми руками).  Понравился дольмен? (Кивки головой). Молодцы. Присаживайтесь.

Мы с вами постарались выяснить, что такое дольмен, откуда они произошли, где расположены, какие бывают.

И у меня вопрос: Кто-нибудь из вас видел дольмен? Поделитесь своими впечатлениями с классом.

А, теперь обобщая все, что вы узнали на уроке, я хочу предложить вам выполнить маленькое творческое задание.

Творческая работа в парах с использованием заготовок из пластилина, картона. Раскрашивая их карандашами и фламастерами.

Задание: ученики, сидящие за одной партой, выполняют задания: один лепит дольмен из пластилина, а другой цветными карандашами выполняет основы для дольмена.  (Слайд 14)

Алгоритм работы в парах:

  1. Распределите обязанности: один – собирает, а другой – раскрашивает.
  2. Соберите дольмен из пластилина или картона.
  3. Раскрасьте основание дольмена по соответствующий фон (горы, лес, трава и т.д.)
  4. Установите дольмен на основании.
  5. Подпишите вашу работу.

III. Закрепление.

А теперь ребята давайте поведём итог нашему занятию.

Работа с «ИТОГом». (Слайд 15)

Беседа с классом:

  1. Что было интересного на уроке?
  2. Что было трудного на уроке?
  3. Чему вы обучились на уроке?
  4. Что было главное на уроке?

IV. Домашнее задание: составить рассказ о создании дольменов или поделиться своими впечатлениями о дольменах. (Слайд 16)



 

Комментарии

Алексей Сергеевич, спасибо за интересный урок по кубановедению в 5 классе.