Урок-конспект "Тайны поэтической звукописи"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Урок внеклассного чтения в 8 классе. Уро-исследование, на котором дети учатся постигать тайны поэтической речи. Наблюдения над звуковым оформлением текста помогает прийти к выводу, что звуки мы воспринимаем по-разному, что свидетельствует об индивидуальности каждого человека. Поэты тоже индивидуаль, поэтому звук в стихотворении - это своеобразный способ самовыражения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 492.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Щипило Людмила Васильевна
Класс: 8
Предмет: литература
Тема урока: Тайны поэтической звукописи
Цели урока:
Обучающая цель: ученик должен научиться видеть смыслоразличительную функцию звука как один из художественных приёмов в поэтическом тексте;
Развивающая цель: развивать умение анализировать поэтический текст;
сравнивать тексты и делать выводы о смыслоразличительной функции звука в поэтических текстах разных авторов; работать над развитием речи учащихся;
Воспитательная цель: Осознание определённой сферы своих интересов и возможностей;
Владение умениями совместной деятельности. Восприятие художественного текста как произведения искусства.
Единица содержания: понятие о звуке как смыслоразличительной единице языка и как одном из художественных приёмов в создании поэтического текста
Тип урока: Урок комплексного применения знаний
Этапы урока: Подготовительный, применение знаний, итог на рефлексивной основе.
Оборудование: цветные кружки, цветные карандаши, листы бумаги, тексты стихотворений, презентация к уроку.
1.Оргмомент.
Приветствие.
Начнём урок литературы. Для меня урок литературы – это… А впрочем, гораздо интереснее узнать, что такое урок литературы для вас.
Закончите предложение:
Для меня урок литературы – это______________________________________
2. Подготовительный
Литература – это всегда творчество, встреча с прекрасным, с произведениями искусства, которые создаются по определённым законам. Сегодня откроем одну из тайн создания поэтического текста.
Послушайте стихотворение средневекового поэта.
О возлюбленной моей
День и ночь мечтаю,-
Всем красавицам её
Я предпочитаю.
Лишь о ней одной пишу,
Лишь о ней читаю.
Никогда рассудок мой
С ней не расстаётся;
Окрылённый ею дух
К небесам взовьется.
1. О какой возлюбленной пишет безымянный поэт в своём стихотворении?
Филологией моя
Милая зовётся.
Я взираю на неё
Восхищённым взором.
Грамматическим мы с ней
Заняты разбором.
И меж нами никогда
Места нет раздорам.
Смог я мудрости веков
С нею причаститься.
Дорога мне у неё каждая вещица:
Суффикс, префикс ли, падеж,
Флексия, частица.
Молвит юноша: «Люблю!»-
Полон умиленья.
А для нас «любить» глагол
Первого спряженья.
Ну, а эти «Я» и «ТЫ»-
Два местоименья.
Можно песни сочинять
О Прекрасной Даме,
Можно прозой говорить
Или же стихами,
И при этом надо быть
В дружбе с падежами!
2. Что такое филология? (Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве).
3. Какие возможности для себя находит в филологии поэт?
Тема урока: О тайнах поэтической звукописи.
Поговорим о звуках.
А О Ы У И А красный
Чёрный
Синий
Жёлтый
Зелёный
Белый
4. В какие из цветов окрашен каждый звук?
5. Каким звуком и цветом вы воспринимаете меня?
2. Основной этап.
Впервые о взаимосвязи смыслового единства речевого звука и цвета написал французский поэт Артур Рембо. Вот его стихотворение. Приготовьтесь прочитать вслух.
«А» черный, белый «Е», «И» красный, «У» зеленый,
«О» голубой — цвета причудливой загадки:
«А» — черный полог мух, которым в полдень сладки
Миазмы трупные и воздух воспаленный.
Заливы млечной мглы, «Е» — белые палатки,
Льды, белые цари, сад, небом окропленный;
«И» — пламень пурпура, вкус яростно соленый —
Вкус крови на губах, как после жаркой схватки.
«У» — трепетная гладь, божественное море,
Покой бескрайних нив, покой в усталом взоре
Алхимика, чей лоб морщины бороздят;
«О» — резкий горний горн, сигнал миров нетленных,
Молчанье ангелов, безмолвие вселенных:
«О» — лучезарнейшей Омеги вечный взгляд!
6.Какова поэтическая концепция Рембо?
7.Почему ваше представление не совпало с мнением Рембо?
8. О чём свидетельствуют разные ассоциации между звуком и цветом?
-связь «звук-цвет» - сугубо индивидуальный феномен;
-звук-гармония стиха, передаёт душевные потрясения.
Звуко-цветовую связь использовали русские поэты серебряного века. Так поэт Андрей Кручёных писал: «Прекрасен цветок лилия! Но слово, затрёпаное тысячами поэтов, ужасает. Я исправлю эту ошибку, я напишу__________________
9. Что написал А.Кручёных?
И первоначальная красота восстановилась!
Перед вами стихотворение Велимира Хлебникова, поэта серебряного века. Человека творческого и талантливого, самобытного и неповторимого. А как же иначе, если литература – это способ самовыражения.
Велимир Хлебников - стихи
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй - пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.
Работа в группах.
Группа 1.
- Прочитайте стихотворение выразительно. (Попробуйте почитать все!)
- Озаглавьте стихотворение. (Объясните смысл названия)
- Видите ли связь со стихотворением Рембо?
- Докажите, что у Хлебникова звуки несут в себе цветовой смысл.
- Нарисуйте то, о чём идёт речь в стихотворении. Используйте цвета, объясните выбор цветовой гаммы.
-Согласитесь ли вы с мнением поэта Валерия Брюсова, что стихи Хлебникова «бессмысленное сочетание звуков»?
Группа 2.
- Прочитайте стихотворение выразительно. (Попробуйте почитать все!)
- Озаглавьте стихотворение. (Объясните смысл названия)
- Видите ли связь со стихотворением Рембо?
- Какова роль согласных в стихотворении?
- Нарисуйте то, о чём идёт речь в стихотворении. Используйте цвета, объясните выбор цветовой гаммы.
- Обоснуйте выбор названия, что изобразили, объясните выбор цветовой гаммы.
-Согласны ли вы с мнением поэта Дмитрия Кедрина, что Хлебников видел звуки окрашенными?
Стихотворение В. Хлебникова «Лицо» (1911) или «Бобэоби» (‹1908 — 1909›(?)) своим появлением засвидетельствовало существенный разрыв в русской поэтической традиции. Ведущий арбитр и активный участник литературного процесса этого времени В. Я. Брюсов оценил это как “бессмысленные сочетания звуков”, что подтвердило трудность интерпретации этого стихотворения и продолжения "диалога текстов" в возникшей ситуации 2.
Однако при первом же взгляде на это стихотворение можно узнать "лицо": “губы”, “взоры”, “брови”, “облик” — почти стандартные, "общие места" представления "лица". Особенностью этих "черт лица" является здесь прежде всего то, что все они имеют один и тот же предикат — все они “пелись”. Обращает на себя внимание форма залога этого глагола: это может быть активно-возвратное действие ("губы" как субъект
"пели себе") и пассивное ("губы" как объект "пелись = воспевались кем-то" — неопределенно-личным субъектом). Стоит отметить, что эта ситуация — быть субъектом или объектом — для "лица" здесь в целом остается амбивалентной, переходя из ситуации "или-или" в ситуацию "и-и".
Картина Малевича.
10. Как вы думаете, как назвал свой приём Хлебников?
11. Аллитерация – повтор согласных
Ассонанс – повтор гласных
3. Итоги урока. Рефлексия.
13. Сегодня на уроке я понял______________________
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ
- Внимательно выслушайте (прочитайте) задание.
- Обсудите мнение каждого.
- Умейте спокойно договориться и прийти к общему мнению.
- Выберите того, кто будет отвечать.
- Цените время ( у вас всего 5 минут!).
- Обсуждение проводите корректно, не мешая работе других групп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/05/23/picture-11395.jpg)
ИП "Поэтический синтаксис и интонационные фигуры"
Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...
Моё творчество. Поэтическая тетрадь
Творческая работа «Поэтическая тетрадь» представляет собой небольшой сборник стихов: «Всё начинается с любви», «Гимн семье», «Сыну своему я завещаю», «Тем, кто хоть раз обижал свою маму», «Молод...
Движение поэтической мысли в стихотворении А.С.Пушкина "На холмах Грузии..."
Анализ стихотворения А.С.Пушкина "На холмах Грузии..."...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/11/picture-32079.jpg)
конспект урока по теме Футуризм как литературное течение. Поиск новых поэтических форм русскими футуристами.
Урок углубляет понятие о футуризме, обзорно познакомит с творчеством русских поэтов - футуристов; формирует навык самостоятельной работы и совершенствует умение пользовать...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/02/picture-54804.jpg)
Анализ поэтического текста как одна из успешных предпосылок самореализации творческих поэтических способностей одаренных детей
Описание опыта работы с поэтически одаренными детьми на уроках литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/11/picture-859346-1481475721.jpg)
Понимание поэтического текста учащимися 5 –11 классов гимназии, или Поэтические эксперименты
Как сделать так, чтобы каждый ученик не со слов учителя, а сам понял значимость литературы?Ученик должен стать ее исследователем, выявляя проблемы самостоятельно. Открывая для себя М. В. Ломоносова, А...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/19/picture-664949-1666157844.jpg)
Поэтический эксперимент: анализ поэтического текста.
Серебряный век... Изучая художественный текст, интерпретируя (каждый на своём уровне), учиться понимать зашифрованный текст, разгадывать тайноптсь (скрытую за словесным образом). Каждый раз делать выб...