Урок-конспект "Тайны поэтической звукописи"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Щипило Людмила ВАсильевна

Урок внеклассного чтения в 8 классе. Уро-исследование, на котором дети учатся постигать тайны поэтической речи. Наблюдения над звуковым оформлением текста помогает прийти к выводу, что звуки мы воспринимаем по-разному, что свидетельствует об индивидуальности каждого человека. Поэты тоже индивидуаль, поэтому звук в стихотворении - это своеобразный способ самовыражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayny_poeticheskoy_zvukopisi.rar492.26 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель:  Щипило Людмила Васильевна

Класс: 8

Предмет: литература

Тема урока: Тайны поэтической звукописи

Цели урока:

Обучающая цель: ученик должен научиться видеть смыслоразличительную функцию звука как один из художественных приёмов в поэтическом тексте;

Развивающая цель: развивать умение анализировать поэтический текст;

сравнивать тексты и делать выводы о смыслоразличительной функции звука в поэтических  текстах разных авторов; работать над развитием речи учащихся;

Воспитательная цель: Осознание определённой сферы своих интересов и возможностей;

Владение умениями совместной деятельности. Восприятие художественного текста как произведения искусства.

Единица содержания: понятие о звуке как смыслоразличительной единице языка и как одном из художественных  приёмов в создании поэтического текста

Тип урока: Урок комплексного применения знаний

Этапы урока: Подготовительный, применение знаний, итог на рефлексивной основе.

Оборудование: цветные кружки, цветные карандаши, листы бумаги,  тексты стихотворений, презентация к уроку.

1.Оргмомент.

Приветствие.

Начнём урок литературы. Для меня урок литературы – это…  А впрочем, гораздо интереснее узнать, что такое урок литературы для вас.

Закончите предложение:

Для меня урок литературы – это______________________________________

2. Подготовительный

Литература – это всегда творчество, встреча с прекрасным, с произведениями искусства, которые создаются по определённым законам. Сегодня откроем одну из тайн создания поэтического текста.

Послушайте стихотворение средневекового поэта.

О возлюбленной моей

День и ночь мечтаю,-

Всем красавицам её

Я предпочитаю.

Лишь о ней одной пишу,

Лишь о ней читаю.

Никогда рассудок мой

С ней не расстаётся;

Окрылённый ею дух

К небесам  взовьется.

1. О какой возлюбленной пишет безымянный поэт в своём стихотворении?

Филологией моя

Милая зовётся.

Я взираю на неё

Восхищённым взором.

Грамматическим мы с  ней

Заняты разбором.

И меж нами никогда

Места нет раздорам.

Смог я мудрости веков

С нею причаститься.

Дорога мне у неё каждая  вещица:

Суффикс, префикс ли, падеж,

Флексия, частица.

Молвит юноша: «Люблю!»-

Полон умиленья.

А для нас  «любить» глагол

Первого спряженья.

Ну, а эти «Я» и «ТЫ»-

Два местоименья.

Можно песни сочинять

О Прекрасной Даме,

Можно прозой говорить

Или же стихами,

И при этом надо быть

В дружбе с падежами!

2. Что такое филология?  (Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве).

3. Какие возможности для себя находит в филологии поэт?

Тема урока: О тайнах поэтической звукописи.

Поговорим о звуках.

 А О Ы У И А                  красный

                                          Чёрный

                                           Синий

                                           Жёлтый

                                          Зелёный

                                          Белый

4. В какие из цветов окрашен каждый звук?    

5. Каким звуком и цветом вы воспринимаете меня?

2. Основной этап.

Впервые о взаимосвязи смыслового единства речевого звука и цвета написал французский поэт Артур Рембо. Вот его стихотворение. Приготовьтесь прочитать вслух.

«А» черный, белый «Е», «И» красный, «У» зеленый,
«О» голубой — цвета причудливой загадки:
«А» — черный полог мух, которым в полдень сладки
Миазмы трупные и воздух воспаленный.

Заливы млечной мглы, «Е» — белые палатки,
Льды, белые цари, сад, небом окропленный;
«И» — пламень пурпура, вкус яростно соленый —
Вкус крови на губах, как после жаркой схватки.

«У» — трепетная гладь, божественное море,
Покой бескрайних нив, покой в усталом взоре
Алхимика, чей лоб морщины бороздят;

«О» — резкий горний горн, сигнал миров нетленных,
Молчанье ангелов, безмолвие вселенных:
«О» — лучезарнейшей Омеги вечный взгляд!

6.Какова поэтическая концепция Рембо?

7.Почему ваше представление не совпало с мнением Рембо?

8. О чём свидетельствуют разные ассоциации между звуком и цветом?

-связь «звук-цвет» - сугубо индивидуальный феномен;

-звук-гармония стиха, передаёт душевные потрясения.

Звуко-цветовую связь использовали русские поэты серебряного века. Так поэт Андрей Кручёных писал: «Прекрасен цветок лилия! Но слово, затрёпаное тысячами поэтов, ужасает. Я исправлю эту ошибку, я напишу__________________

9. Что написал А.Кручёных?

 И первоначальная красота восстановилась!

Перед вами стихотворение Велимира Хлебникова, поэта серебряного века. Человека творческого и талантливого, самобытного и неповторимого. А как же иначе, если литература – это способ самовыражения.

Велимир Хлебников - стихи

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй - пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.
 

Работа в группах.

Группа 1.

- Прочитайте стихотворение выразительно.  (Попробуйте почитать все!)

- Озаглавьте стихотворение. (Объясните смысл названия)

- Видите ли связь со стихотворением Рембо?

- Докажите, что у Хлебникова звуки несут в себе цветовой смысл.

- Нарисуйте то, о чём идёт речь в стихотворении. Используйте цвета, объясните выбор цветовой гаммы.

-Согласитесь ли вы с мнением поэта Валерия Брюсова, что стихи Хлебникова «бессмысленное сочетание звуков»?

Группа 2.

- Прочитайте стихотворение выразительно.  (Попробуйте почитать все!)

- Озаглавьте стихотворение. (Объясните смысл названия)

- Видите ли связь со стихотворением Рембо?

- Какова роль согласных в стихотворении?

- Нарисуйте то, о чём идёт речь в стихотворении. Используйте цвета, объясните выбор цветовой гаммы.

- Обоснуйте выбор названия, что изобразили, объясните выбор цветовой гаммы.

-Согласны ли вы с мнением поэта Дмитрия Кедрина, что Хлебников видел звуки окрашенными?

Стихотворение В. Хлебникова «Лицо» (1911) или «Бобэоби» (‹1908 — 1909›(?)) своим появлением засвидетельствовало существенный разрыв в русской поэтической традиции. Ведущий арбитр и активный участник литературного процесса этого времени В. Я. Брюсов оценил это как “бессмысленные сочетания звуков”, что подтвердило трудность интерпретации этого стихотворения и продолжения "диалога текстов" в возникшей ситуации 2.

Однако при первом же взгляде на это стихотворение можно узнать "лицо": “губы”, “взоры”, “брови”, “облик” — почти стандартные, "общие места" представления "лица". Особенностью этих "черт лица" является здесь прежде всего то, что все они имеют один и тот же предикат — все они “пелись”. Обращает на себя внимание форма залога этого глагола: это может быть активно-возвратное действие ("губы" как субъект "пели себе") и пассивное ("губы" как объект "пелись = воспевались кем-то" — неопределенно-личным субъектом). Стоит отметить, что эта ситуация — быть субъектом или объектом — для "лица" здесь в целом остается амбивалентной, переходя из ситуации "или-или" в ситуацию "и-и".

Картина Малевича.

10. Как вы думаете, как назвал свой приём Хлебников?

11. Аллитерация – повтор согласных

 Ассонанс – повтор гласных

3. Итоги урока. Рефлексия.

13. Сегодня на уроке я понял______________________

  ПРАВИЛА  РАБОТЫ  В  ГРУППЕ

  1. Внимательно выслушайте (прочитайте) задание.
  2. Обсудите мнение каждого.
  3. Умейте спокойно договориться и прийти к общему мнению.
  4. Выберите того, кто будет отвечать.
  5. Цените время ( у вас всего 5 минут!).
  6. Обсуждение проводите корректно, не мешая работе других групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИП "Поэтический синтаксис и интонационные фигуры"

Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...

Моё творчество. Поэтическая тетрадь

Творческая работа «Поэтическая тетрадь» представляет собой небольшой сборник стихов: «Всё начинается с любви», «Гимн семье»,  «Сыну своему я завещаю», «Тем, кто хоть раз обижал свою маму», «Молод...

Движение поэтической мысли в стихотворении А.С.Пушкина "На холмах Грузии..."

Анализ стихотворения А.С.Пушкина "На холмах Грузии..."...

конспект урока по теме Футуризм как литературное течение. Поиск новых поэтических форм русскими футуристами.

Урок углубляет  понятие о футуризме, обзорно познакомит с творчеством русских поэтов - футуристов; формирует навык самостоятельной   работы и совершенствует  умение пользовать...

Понимание поэтического текста учащимися 5 –11 классов гимназии, или Поэтические эксперименты

Как сделать так, чтобы каждый ученик не со слов учителя, а сам понял значимость литературы?Ученик должен стать ее исследователем, выявляя проблемы самостоятельно. Открывая для себя М. В. Ломоносова, А...

Поэтический эксперимент: анализ поэтического текста.

Серебряный век... Изучая художественный текст, интерпретируя (каждый на своём уровне), учиться понимать зашифрованный текст, разгадывать тайноптсь (скрытую за словесным образом). Каждый раз делать выб...