Факультативное занятие "Выразительные возможности словообразовательных средств и роль звукописи при создании экспрессии поэтических текстов М. Цветаевой»
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Особое место среди средств речевой выразительности занимают так называемые средства художественной изобразительности, основанные на использовании специальных приемов и способов сочетания звуков, слов, словосочетаний, предложений. Работа над изобразительно-выразительными средствами языка на материале текстов не только художественного, но публицистического стиля является эффективным средством формирования и совершенствования коммуникативной компетенции учащихся, так как текстовая основа позволяет осознать языковое явление в грамматическом, речевом и эстетическом единстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_dlya_11_klassa_tsvetaeva.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока для 11 класса по теме: «Выразительные возможности словообразовательных средств в поэтических текстах М. Цветаевой»

Цель урока:

Образовательные: рассмотреть особенности фонетической, морфологической и лексической организации звучащей речи, выявить их смысловую функцию в художественных текстах.

Развивающие: развивать образное мышление, творческие способности и познавательную активность учащихся;

Воспитательные: воспитывать духовно нравственную культуру учащихся;

формировать ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Оборудование: портрет М. Цветаевой; сборник стихотворений М. Цветаевой,

Методы обучения: исследовательский, эвристическая беседа, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала.

Планируемые результаты урока: выявить и описать на основании анализа поэзии М. Цветаевой особенности использования экспрессивных средств языка;

Ход урока

#1054;рганизационный момент

#1055;остановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

#1040;ктуализация темы.

#1056;абота в группах с элементами подготовки к ЕГЭ по русскому языку литературе.

Приветствие, цель, задачи, выявление подготовленности учащихся

Сегодня на уроке мы продолжим работу над изобразительно-выразительными средствами языка и их ролью в тексте.

Скажите, почему необходимо знать средства выразительности речи, уметь их различать, определять роль в тексте?

На какие группы делятся изобразительно-выразительные средства языка?

Какие мы с вами ставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ?

-Еще раз подчеркнем, насколько важно уметь анализировать текст с точки зрения его изобразительных средств для успешной сдачи экзамена. (Обсуждение сложностей, возникших в ходе работы с изобразительно-выразительными средствами.)

На прошлом уроке мы свами знакомились с творчеством представительницы Серебряного века поэзии – Марины Цветаевой.

Анализ поэтических ее произведений показывает, что она не только интуитивно лингвист, но и интуитивно историк языка. Ведь поэзия Цветаевой дает богатейший материал для изучения потенциальных свойств русского языка.

Давайте с вами прочтем ее стихотворение, а затем попытаемся провезти анализ на разных языковых уровнях. Стихотворение «Я - страница твоему перу», которое было написано 10 июля 1918 года и входит в сборник «Психея».

Прочитайте стихотворение Цветаевой «Родина». .Какова основная мысль стихотворения "Родина"?

  1. Какой прием звуковой организации текста использован в словах «родина», «боль», «тоска», «одиночество»?

Какова роль пунктуационных знаков в этом стихотворении?

Давайте с вами познакомимся с еще одним стихотворением Цветаевой, которое называется «Молодость».

Что отмечает первый взгляд на стихотворение?

Какова интонация стихотворения?

Как говорится о молодости в начале первого катрена?

Обратите внимание на третью строку третьего катрена «Щедростью давясь, как щебнем». Что она в себе совмещает?

Итак, на примере анализа стихотворений мы с вами убедились, какие языковые преобразования осуществляются Цветаевой на разных языковых уровнях: фонетическом, словообразовательном, морфологическом и т.д.

Запишите термины, соответствующие определениям в предлагаемом порядке.

Запишите задание на дом. Провести анализ стихотворения «Полюбил богатый – бедную» на различных языковых уровнях.

Средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию. Изобразительно-выразительные средства помогают понять коммуникативное намерение автора, все его мысли и чувства.

Тропы и стилистические фигуры

Повторить термины, скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности. Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.

Основной темой стихотворения является тема поэта и поэзии, в нём исследуется процесс творчества, это размышления и переживания поэта-художника.

На морфологическом уровне в стихотворении-13 существительных, 10 местоимений, 4 прилагательных, З глагола и всего одно наречие. Это наводит мысль о том, что в стихотворении мало движения, оно статично.

В первом четверостишии 27 звонких согласных, из них 15 сонорных и 19 глухих. Во втором - 30 звонких, из них 15 сонорных и только 9 глухих.

Можно сделать вывод, что голос, согласный звук преобладает, он заполняет всё фонетическое пространство.

В первом четверостишье повторяются звуки [с], [т], [р]. Они ассоциируются со струей, строкой. Звук [р] придает тексту силу, мощь.

Во втором катрене повторяются звуки [жд], [д], [т]. Старославянское сочетание [жд] придает торжественность. Повторяющиеся звуки в,з,в,р создают ощущение круговорота, закольцованности.

Как видим, фонетика стихотворения помогает также выразить главную мысль стихотворения. Синтаксический уровень стихотворения разнообразен: есть двусоставные, односоставные предложения. Большую роль в данном стихотворении играет тире, излюбленный знак Марины Ивановны. Оно создает особую эмоциональную напряженность, акцентирует внимание на главном.

В своем произведении Цветаева признается в любви к родине. Ее лирическая героиня

  1. тоскует по родине в разлуке. Чувство М. Цветаевой к родине сложно и неоднозначно.

В каждом слове повторяется гласный звук «О», этот прием называется ассонанс.

В стихотворении семь восклицательных знаков и семнадцать тире. Эти знаки выражают экспрессивность речи поэта. В конце стихотворения стоит многоточие, это создает
впечатление того, что у героини словно перехватывает дыхание, она не может продолжать, потому что рябина слишком живо напоминает ей об оставленной родине.

Очень много повторений – обращений: «Молодость моя!», много восклицательных знаков, тире. Само стихотворение разделено на 2 части по 4катрена.

Интонация стихотворения двойственная:

веселая и в тоже время трагичная, отчаянная.

В первом катрене используется определения молодости: «Молодость» «сапожок непарный». С одной стороны слово сапожок уменьшительно-ласкательное, оно создает трогательно-нежное отношение к молодости, а с другой стороны непарный напоминает, что молодость уже позади, т.е. непарный – ненужный. А также это трогательный образ детства – «лучшие сказки», эпитет «воспаленные» передает состояние героини: тревогу, бессонные ночи выплаканные глаза. С молодостью поступают как с календарным листком: не о чем жалеть, прошлое неизбежно должно уйти.

Совмещает в себе противоположные по смыслу, но близкие по звучанию понятия. Отсюда экспрессивность метафоры «щедростью… давясь». Ассонанс в словах «молодость моя» противопоставлен аллитерации неблагозвучных шипящих «щ-сь-сь-щ».

Это говорит о том, что Цветаева использует прием контраста не только на содержательном, но и фонетическом уровне, т.е. использует прием звукописи.

Образное определение –эпитет.

  1. Скрытое сравнение, основанное на переносном значении слова метафора.
  2. Образное сопоставление двух предметов, явлений- сравнение.
  3. Противопоставление предметов, явлений антитеза.
  4. Синтаксические конструкции, усиливающие эмоциональность поэтической речи риторические фигуры.
  5. Повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность аллитерация.
  6. Одинаковое начало фраз анафора
  7. Приём звуковой организации текста, повторение гласных звуков —ассонанс.

#1056;ефлексивно-оценочный этап.

Терминологический диктант с взаимопроверкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль синтаксических конструкций разных видов в поэтическом тексте.

Показать  роль синтаксических конструкций разных видов в поэтическом  тексте;повторение основных  видов  сложных предложений; проверка умений различать виды предложений....

Урок русского языка в 6 классе по теме "Роль глагола-инфинитива в поэтическом тексте"

Урок русского языка предназначен для проведения в классе с высокой или средней успеваемостью. Подобранный материал позволяет наглядно показать функции, выполняемые инфинитивом в художественном тексте ...

Статья "Семантика словообразовательных средств как смыслообразующий элемент текста".

Роль словообразовательной семантики смысловой организации текста....

Урок-исследование. Анализ поэтического текста М. Цветаевой «Луна - лунатику»

Класс: 11Цели и задачи урока: формирование осознанных умений и навыков работы с поэтическим текстом; развитие умений свободно аргументировать свои мысли, развитие коммуникативных способностей учащихся...

«Анализ поэтического текста как средство подготовки к сочинению-рассуждению»

Конспект урока, основанный на анализе стихотворения Е.А.Баратынского "К чему невольнику мечтания свободы?"...