«Анализ поэтического текста как средство подготовки к сочинению-рассуждению»
методическая разработка по литературе (7 класс)

Зябрикова Марина Евгеньевна

Конспект урока, основанный на анализе стихотворения Е.А.Баратынского "К чему невольнику мечтания свободы?"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_baratynsk.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок на тему

«Анализ поэтического текста как средство подготовки к сочинению-рассуждению»

Цели урока:

  1. обучение приёмам анализа поэтического текста;
  2. обучение сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ГИА;
  3. обучение связному устному высказыванию;
  4. обучение конструктивному диалогу при обсуждении литературоведческих и морально-нравственных проблем.

Задачи урока:

  1. познакомить учащихся с философским стихотворением Е.А.Баратынского;
  2. научить учащихся выделять структурные единицы рассуждения в поэтических текстах философского содержания;
  3. показать, на примере одного стихотворения, эстетически безупречное сочетание формы и содержания текста;
  4. подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.

КОНСПЕКТ   УРОКА

1. Зачитывается тема урока, ставятся цели и задачи урока (слайд 1: «Анализ поэтического текста. Подготовка к сочинению рассуждению»).

2. Что такое рассуждение? – Это смысловой тип текста, в котором формулируются различные закономерности, выражаются причинно-следственные, условные, целевые и другие логические отношения между явлениями.

      Какова структура текста-рассуждения?

      - тезис (то есть утверждение, которое нужно доказать);

      - аргументы, доказывающие его, и примеры-иллюстрации;

      - вывод.

Как строится рассуждение? Каковы его структурные элементы? (ИЛИ  какова его структура?)         (Слайд 2 «Рассуждение»).

3. В каком стиле речи рассуждение встречается чаще всего? – В научном. В публицистическом.

      Сегодня мы познакомимся с  рассуждением в художественном стиле речи. Дома вы прочитали и записали стихотворение Е.А.Баратынского «К чему невольнику мечтания свободы?»

      Е. А. Баратынский – поэт пушкинской эпохи, поэт первой половины 19 века. (Слайд 3 и 4).

     Он был другом А.А. Дельвига и В.Г.Кюхельбекера, одноклассников А.С.Пушкина. Сам Пушкин называл его певцом Финляндии: Баратынский, не имевший возможности сделать карьеру в светской службе, поступил на службу в армию и был отправлен в Финляндию. Человек военный, и в этом смысле подневольный, Баратынский на своём горьком опыте хорошо узнал, что такое несвобода, как внешняя, так и внутренняя. (Вышел в отставку в 1825 году, в апреле.) К тому же, не будучи декабристом, он тяжело переживал за своих друзей, принимавших участие в восстании 1825 года. Стихотворение 1833 года – одно из многих его стихов, затрагивающих тему свободы.

4. Посмотрите на стихотворение (лист для работы). Оно разделено на строфы? – Нет.

Но можно ли разделить его на части? Сделайте это во время моего чтения:

                          ТЕКСТ  ЧИТАЕТСЯ.

Сколько частей у вас получилось? 3 или 4.

Итак, 1 – первая строка (Слайд 5):

ТЕЗИС – даётся как проблемный вопрос. («Зачем невольнику мечтать о свободе» - современное звучание вопроса).  Какие ключевые слова в 1-й строчке? (ЗАПИСЬ   НА ЛИСТ)

                           Невольник                                      Свобода

                   Кто называется невольником, лишённым свободы?????

                                                                      - Любой живущий человек.

Можно ли его (вопросительное предложение) переделать в утвердительное предложение?

Попробуйте, запишите под цифрой 1.

(Невольнику не стоит мечтать о свободе.)

    1 часть – Тезис.  Почему вопрос: утвердительное предложение носит более категоричный характер, вопрос заставляет взглянуть на проблему с разных сторон.

5. 2 часть -  первый аргумент. Читают дети – и я ввожу слайд 5, часть 2. - Так ли у вас?

На что предлагается взглянуть?

Подчеркнуть  - предметы, о которых идёт речь(ПОДЛЕЖАЩИЕ  И СКАЗУЕМЫЕ?):

                                         ВОДЫ ТЕКУТ

                                         ЕЛЬ СТОИТ

                                         СИЛА ВЛЕЧЁТ  (Небесные светила)

                                         ВЕТР НЕ ВОЛЕН

                                         ЗАКОН  ПОЛОЖЁН

ВЗГЛЯНИ – говорит автор. Так давайте нарисуем эту картину:  (РИСУЕМ)

            НА ДОСКЕ – РИСУНКИ  + УСТНЫЙ КОММЕНТАРИЙ –

                     Нарисована цельная картина мироздания.

                         Взгляд: снизу – вверх – вниз (охвачено всё).

Почему они несвободны?

                  Выписать лексику (НЕВОЛЬНИК): безропотно, указанные, невластная, назначенным, неведомая сила, не волен, закон положён.

     Значит, кого можно назвать первым невольником?

-Природу: всё в мире подчинено законам природы.

ЗАПИСАТЬ   КАК ПОДПИСЬ   ПОД  РИСУНКОМ.

6. Каков второй аргумент? Кого он касается:

- человека!!!

 Слайд  6 и 7, запись в столбик  «Невольник»: удел, жребий, доля - синоним – судьба. Работа с корнем слове:

                    У-ДЕЛ    то, что выделено человеку, поделено и отдано

                    ДОЛ-Я   ----------------------------------------------------------доль-ка

                  ЖРЕБИЙ – то, что выпало - без участия воли человека!!!!

                  СУДЬ- Б-А (ходь-б-а, резь-б-а) – СУД – на что кем-то осуждён человек.

Безнадёжный взгляд? Да. СЛАЙД 7 – Условия счастья!!!

 Запись в столбике «СВОБОДА»: мятежные мечты, свои желания.

                        НО:

Как сам автор оценивает таких покорных, смирившихся людей?

РАБЫ  РАЗУМНЫЕ. (Слайд 8)

ПОЧЕМУ??????? – Разумные доводы заставляют человека смириться с Несвободой?!

Заканчивается ли стихотворение этим?

                                                                    -Нет! Даже на уровне рифмы: доля – воля.

7. КОНТРАРГУМЕНТ – Слайд 9. – БЕЗУМЕЦ!

Слайд 10: контраргумент + вывод.

В гласе страстей (= желаний, мечтаний)  - ГЛАС  БОГА!!! – Вышняя воля!!!

???

Что дано человеку от рождения, в отличие от всех живых существ?

- Желания, мечты, страсти… (записаны в столбик «Свобода»)

Почему это и есть наша свобода? К чему это приводит?

 - Строить свою жизнь, изменять её и себя.

- Самосовершенствоваться.

- Творить. Как бог, мы тоже творцы.

ЭТО И ЕСТЬ НАШАСВОБОДА.

Но она не безгранична!!!

8. Вывод.

    Прочесть слайд 10, 2-ю часть.

                                           ЗАПИСЬ:

Жизнь

             В грани узкие втеснённая судьбою              В сердце бьющая могучею волною

                                                                        Границы,

                                                             которые ставит судьба:

Задание: нарисовать портрет человека (в квадратике – в границах);

      Написать (вместе – на доске и на листе), что нас ограничивает:

               Пол, возраст, семья, национальность, родина

               Таланты, одарённость

               Профессия, хобби

               Войны, болезни, несчастные случаи…

                Слайд 11 – могила Баратынского: Смерть как граница жизни.

9.  Слайд 12:

   ЗАДАНИЕ: письменно ответить на вопрос (на обратной стороне листочка):

     Почему «тягостна для нас жизнь…»? Согласны ли вы с поэтом?

ЧТЕНИЕ   РАБОТ    УЧЕНИКОВ  (2-4 работы).

10. Домашнее задание:

Написать сочинение-рассуждение на тему

«Достижение свободы в нашем мире равносильно преодолению земного притяжения».

 – Строчка из сочинения ученика 9 класса 232 школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад На МО учителей социально – гуманитарного цикла на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»

ДокладНа МО учителей социально – гуманитарного циклана тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки   к сочинению-рассуждению»...

Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"

Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...

Комплексный анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению по части С ЕГЭ.

Урок предназначен для подготовки к сочинению - рассуждению по части С ЕГЭ в 11 классе....

Работа с текстом художественного стиля. Подготовка к сочинению - рассуждению.

Урок обучающего анализа текста и сочинения на этапе подготовки к ЕГЭ...

Статья "Анализ текста в формате подготовки к сочинению-рассуждению в 9 классе"

В материале изложены идеи автора относительно подготовки к написанию сочинения-рассуждения (в рамках подготовки к ОГЭ).                      ...

Методические рекомендации по теме: «Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста Ф.Д.Кривина»

Методические рекомендации по теме: «Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста Ф.Д.Кривина»...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК ОСНОВНОЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ ГИА И ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 2013г.

В настоящее время интерес к анализу лингвистического текста продиктован тем, что в 9 и 11 классах необходимо написание сочинения. В систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии...