Статья "Анализ текста в формате подготовки к сочинению-рассуждению в 9 классе"
статья по русскому языку (9 класс) на тему

В материале изложены идеи автора относительно подготовки к написанию сочинения-рассуждения (в рамках подготовки к ОГЭ).

                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_razvitiya_rechi_v_9_klasse_moy_5.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока для родителей 9 «В» класса

Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (в рамках подготовки к ОГЭ).

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения-                                     рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) формирование культуры ведения беседы.                                      

Задачи:

Образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью.                                                                                                                                                

Развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме.                                                                                                                

Воспитательные: формирование нравственных качеств учащихся: воспитание патриотизма, исторической памяти.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации. Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся. Средства обучения: компьютер, презентация, памятки.                                                                    

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3.

Ход урока

  1. Организационный момент.

 Постановка цели урока.

 Запись даты, темы урока в тетрадь.

II. Орфографическая работа. Расширение словарного запаса учащихся.

 Задание: определить лексическое значение слов:

 Стойкость, упорство, самоотверженный.

Актуализация знаний.  

1.Повторение стилей речи.

Вопросы классу:

1.Какие существуют стили речи?

2.Какова сфера их употребления?

3. Допустимо ли смешение стилей речи?  

2. Повторение типов речи.

Вопросы классу:

1.Перечислите типы речи.

2. Каковы особенности каждого типа речи?

Описание – это такой тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов(явлений). Объект описания всегда определён и раскрывается через перечисление признаков. Предмет описания статичен, действия в описании практически нет. К тексту можно задать вопрос: какой?

Повествование – тип речи со значением сообщения о развивающихся событиях, действиях или состояниях. Основное его свойство – динамичность, ведущая часть речи –глагол или слова со значением движения. Последовательность действий подчёркивается интонацией. К тексту можно задать вопрос: что произошло?

Рассуждение – тип речи со значением сообщения, в котором наиболее важной частью является указание причины или следствий того или иного явления. Необходимым компонентом являются аргументы (доказательства). В ряде текстов – рассуждений нет ярко выраженного тезиса и доказательств, авторы обычно в них объясняют какое-либо явление.  К тексту можно задать вопрос: почему?

                                                                                 

3. Возможно ли смешение типов речи? Какие возможны варианты такого совмещения?

  (повествование с элементом описания, описание с элементом повествования, повествование с элементом рассуждения, рассуждение с элементом повествования, рассуждение с элементом описания).

  1. Работа над построением сочинения - рассуждения.

Слово учителя: Итак, мы продолжаем работать над алгоритмом написания сочинения-рассуждения.

1. Повторение схемы сочинения-рассуждения:

Вопросы классу:

Какова схема построения сочинения-рассуждения?

-Тезис.

-Аргументы (доказательства)

-Вывод.  

2. Что такое тезис?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

                                                                                   

Анализ текста.

Слово учителя: Итак, мы повторили основные понятия, необходимые нам для успешного выполнения нашей задачи.

Готовясь к сочинению – рассуждению, мы будем говорить сегодня о силе духа ленинградцев. Воспоминания о блокаде Ленинграда людей, переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину. На город обрушился страшный голод. Обесценились деньги и драгоценности. Эвакуация началась еще осенью 1941 года, но лишь в январе 1942 года появилась возможность вывести большое количество людей, в основном женщин и детей, через Дорогу Жизни. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди. Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до - 40 градусов. Закончилось топливо и замёрзли водопроводные трубы - город остался без света, и питьевой воды. Мы не имеем права забывать тех, кто жил в блокадном Ленинграде,  защищал наш город, ценой своей жизни отстоял право на жизнь будущих поколений.   Историческая память…Она уносит нас в прошлое, проходит через сознание каждого и рождает чувство гордости и патриотизма за наш великий народ и нашу Родину. Она становится нашей совестью и связывает поколения.

Для анализа мы возьмём рассказ современной российской писательницы Л. Овчинниковой «Фуэте на блокадной сцене».                                                                              

1. Подготовленный ученик выразительно читает текст.

2. Вопросы классу:

-Какова тема этого текста?                                                                                                                                                                   -Назовите стиль данного текста. (Художественный).

-Какой тип речи использован в тексте? (Повествование).

Вопросы классу:

-Как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: ««Принимаю третью награду Родины».

-Какова основная мысль текста?

Слово учителя:

В ваших ответах на поставленные вопросы прозвучало сочетание слов «сила духа». В сочинении - рассуждении нам предстоит работа именно над этим словосочетанием.

Посмотрим, каковы требования  задания 15.3:

Как вы понимаете значение словосочетания «сила духа» (твердость духа). Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сила духа?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй -  из вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1.Выдвижение тезиса.                                                                                              

Вопросы классу:

-Что значит дать определение слову? (Объяснить, что слово обозначает, т.е. его лексическое значение).

В данном случае тезисом будет являться лексическое значение словосочетания сила духа.

-Откуда мы можем узнать лексическое значение слова? (Из толкового словаря).

Обратимся к толковому словарю Сила духа (твердость духа) - высокая духовная, душевная стойкость.

Там, за далью непогоды,

Есть блаженная страна:

Не темнеют неба своды,

Не проходит тишина…

Но туда выносят волны

Только сильного душой!..

Смело, братья, бурей полный,

Прям и крепок парус мой! (Н. Языков)

-Подберём синонимы к словосочетанию сила духа- самовоспитание, сила воли, стойкость, упорство.

- Подберём антонимы к (трусость, малодушие).  

Комментарий к тезису.

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

В данном случае это могут быть размышления по поводу того, где и при каких обстоятельствах может быть проявлена человеком сила духа? Что может послужить причиной проявления силы духа?

Помните, что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

2. Аргументы + примеры.

1-й аргумент - из прочитанного текста (цитата или номер предложения).

2-й  аргумент– из вашего жизненного опыта.

(жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).

Слово учителя:

В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример из истории нашего родного города и его жителей, ветеранов Великой Отечественной войны.

Наш славный город Санкт-Петербург носит почётное звание города-героя, которое было присвоено за мужество и героизм, проявленную силу духа советскими солдатами и мирными жителями в тяжёлых боях за оборону города от фашистских захватчиков.

 

Задание: Напишите 2-й аргумент, используя приведённые примеры.

3.Вывод.

Слово учителя: вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

4. Абзацное членение.

Вопросы классу:

- Сколько частей можно выделить в данном сочинении? (4-5 частей).

IV. Памятка. Написание сочинения-рассуждения задания 15.3

План сочинения

Пример написания

Речевые клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

Вводные слова, уместные в каждой части сочинения

1.Тезис (объяснение лексического значения слова)

Комментарий к тезису

(2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом). Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

Сила духа– это…

«Высокая духовная, душевная стойкость».

Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды. Докажу свои слова конкретными примерами.

Я считаю, что…- это…        Я думаю, что…- это…                     Я уверен, что…- это…               Я убеждён, что…- это…                  Мне кажется, что- это… На мой взгляд, сила духа - это...(или) По моему мнению, сила духа - это... (или) Мне кажется, что - это... (или) Я думаю, что - это... (или) Что такое сила духа? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...

 

На мой взгляд,       по моему мнению,  по-моему,

Аргументы + примеры.

1-й - из прочитанного текста (цитата...)

2-й – из вашего жизненного опыта

(жизненные наблюдения; пример из истории  посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или ваших знакомых, из вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.)

Обратимся к тексту Л.Овчинниковой. Огромная сила духа помогла героиням этого текста во время войны пережить тяжёлые, страшные дни блокады. Сколько несчастий выпало на долю Нюры и Раи: »девочки похоронили мать и остались одни… в квартире с закопчеными стенами». Но девочки не пали духом, они нашли в себе силы не только жить, но и вместе с другими ребятами заниматься творчеством во Дворце пионеров, поддерживать своими выступлениями бойцов, уходящих в бой. И « моряки видели силу духа ленинградских школьников», чувствовали в них одухотворённую надежду.          

Необыкновенной силой духа обладает и легендарный лётчик, герой "Повести о настоящем человеке" Б. Полевого  Алексей Мересьев. Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны ему ампутировали обе ноги. Но Мересьев не пал духом. Благодаря регулярным тренировкам, превозмогая боль, Мересьев не только смог восстановиться физически, но и вернулся в небо. Сила духа этого человека вызывает искреннее восхищение!

Обратимся к тексту (автор). Предложение №.

Доказательства находим в тексте(автор). Так, предложение №…

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…

Это можно доказать, обратившись к предложению… текста. В нем… 1 Обратимся к текстуЛ. Овчинниковой , в котором говорится о... (или)

Доказательством также служит пример из…

Аналогичным подтверждением  вышесказанного служит история из моей жизни. Когда…

Подтверждение всему вышесказанному можно найти также в истории нашей страны. (приводится конкретный пример) Свое мнения я могу подтвердить примером из произведения… …(автора). В жизни мы часто наблюдаем... Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...

Во-первых, во-вторых, например, безусловно, без сомнения, несомненно, бесспорно

Вывод.

(общий итог, подтверждаю-щий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным)

Таким образом, человек, обладающий силой духа, справится с любыми трудностями (188 слов)

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... Таким образом, можно заключить, что... В заключение я хочу сказать, что...

Таким образом, итак,              действительно,

V. Рефлексия.

Прежде чем подводить итоги нашего сегодняшнего занятия, мне бы хотелось провести небольшой блиц-опрос.

- С какими проблемами в написании сочинения вы сталкиваетесь? Наметили ли вы какие-либо пути их преодоления: можете справиться сами  или необходима моя помощь?

- Назовите самую непреодолимую преграду на пути к пятерке, получению максимального балла на экзамене.

. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок.

Какие навыки вы приобрели сегодня на уроке? Какие из этапов работы над сочинением остались за рамками нашего разговора, что вам предстоит сделать дома?

  - Что нового и важного вы узнали на уроке?

  - Где вы  сможете применить полученные знания?

VI. Заключительное слово учителя.

                Память – бесценный человеческий дар.

Она ограждает нас от малодушия и жестокости. Вы должны знать историю своего города, своей страны, гордиться своим народом, его подвигом. И тогда Россия была, есть и будет великой страной со своим героическим прошлым.

               

                Ведь если факел памяти погаснет,

                Померкнет жизнь без этого огня,

                Окажется, что жертвы все напрасны,

                И ни тебя не будет, ни меня.

  1. Задание на дом: написать сочинение – рассуждение  на тему: «Что такое сила духа?», взяв в качестве тезиса данное вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: а второй -  из вашего жизненного опыта.

         

Текст:

(1)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы. (2)Впервые после долгой блокадной зимы oни отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3)Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4)3имой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5)Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6)Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки – бойцы отряда противовоздушной обороны. (7)Рая Иванова поступила в ремесленное училище. (8)На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р.А. Варшавская. (9)Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10)До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.

(11)Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!» (12)Об этой новости нельзя было узнать ни из газет, ни из сообщений по радио. (13)Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. (14)Как были помечены и Эрмитаж, и Русский музей.

(15)Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час...», и по улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров.

(16)Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17)Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18)Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных... (19)В каждом доме было горе. (20)Впереди было ещё почти два года блокады...

(21)А в мае 1942 года во Дворце пионеров работали многочисленные кружки: танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22)Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе.

(23)Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24)Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25)На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28)Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29)Прощаясь с детьми, команда построилась. (30)Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31)Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32)Моряки знали цену мужеству. 

(По Л. Овчинниковой)*

Л. Овчинникова – современная российская писательница. 

Сочинение

   Сила духа – одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды. Докажу свои слова конкретными примерами.

   Обратимся к тексту Л.Овчинниковой. Огромная сила духа помогла героиням этого текста во время войны пережить тяжёлые, страшные дни блокады. Сколько несчастий выпало на долю Нюры и Раи: «смерть матери, голод, холод»! Но девочки не пали духом, они нашли в себе силы не только жить, но и вместе с другими ребятами заниматься творчеством во Дворце пионеров, поддерживать своими выступлениями бойцов, уходящих в бой. И «моряки видели силу духа ленинградских школьников, чувствовали в них одухотворённую надежду».

   Необыкновенной силой духа обладает и легендарный лётчик, герой "Повести о настоящем человеке" Б.Полевого Алексей Мересьев. Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны ему ампутировали обе ноги. Но Мересьев не пал духом. Благодаря регулярным тренировкам, превозмогая боль, Мересьев не только смог восстановиться физически, но и вернулся в небо. Сила духа этого человека вызывает искреннее восхищение!

   Таким образом, человек, обладающий силой духа, справится с любыми трудностями. (188 слов)

   Сила духа - это внутренний стержень каждого из нас, и от того, какой он, этот стержень, прочный или нет, и дают характеристику человеку, наделяя его силой или слабостью. Я считаю, что личность, сильную духом, не сломят никакие невзгоды и никакие испытания.

   Так, в рассказе Л. Овчинниковой «Фуэте на блокадной сцене» повествуется о том, как дети-ленинградцы пережили блокадную зиму: у сестер Ивановых умерла мать, «Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных...». В каждой семье было горе. Но все эти ребята были крепки духом. Спустя некоторое время, в городе начал работу дворец пионеров, где действовали различные кружки. Искусство помогало детям выжить. Летом 1942 года ребят пригласили на военный крейсер, где они показывали свои таланты воинам, отправляющимся в бой. «По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы: они, знавшие цену мужеству, видели силу духа ленинградских школьников».

   Другим примером может стать рассказ Э.Ю.Шима «Черёмуха». Это дерево простояло всю ленинградскую зиму. Тогда в домах был такой сильный мороз, что застывала вода, а на стенах был иней. Но никто не тронул черемуху, хотя она росла не в саду, не в парке, а прямо посреди улицы, никем не охраняемая. Люди были настолько сильны духом, что даже на пороге смерти думали о красоте и о приближении весны.

   Таким образом, сила духа помогает человеку быть сильным в самых экстремальных ситуациях.                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад На МО учителей социально – гуманитарного цикла на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»

ДокладНа МО учителей социально – гуманитарного циклана тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки   к сочинению-рассуждению»...

Работа с текстом художественного стиля. Подготовка к сочинению - рассуждению.

Урок обучающего анализа текста и сочинения на этапе подготовки к ЕГЭ...

Презентация к уроку "Подготовка к сочинению - рассуждению в 6 классе"

Презентация к уроку представлена в гуманитарном направлении - урок русского языка  в 6 классе по теме «Подготовка к написанию сочинения - рассуждения». Данный урок разработан для общеобразователь...

Материалы для подготовки к сочинению - рассуждению в 11 классе

Материалы для подготовки к  сочинению - рассуждению в 11 классе...

«Анализ поэтического текста как средство подготовки к сочинению-рассуждению»

Конспект урока, основанный на анализе стихотворения Е.А.Баратынского "К чему невольнику мечтания свободы?"...

Поэтапная подготовка к сочинению-рассуждению выпускника 11 класса в формате электронной презентации

Задание 27 - сложная часть экзаменационной работы. Моя презентация поможет качественно подготовиться к его выполнению....

Урок развития речи по русскому языку в 8 классе: «Эффективная система работы с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ(ЕГЭ)».

Цель: Развитие способности использовать навыки чтения и письма в работе над текстом при подготовке к экзаменационному сочинению-рассуждения в выпускных классах.Задача: Формирование специальных читател...