Урок развития речи по русскому языку в 8 классе: «Эффективная система работы с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ(ЕГЭ)».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Скрипникова Татьяна Владимировна

Цель: Развитие способности использовать навыки чтения и письма в работе над текстом при подготовке к экзаменационному сочинению-рассуждения в выпускных классах.

Задача: Формирование специальных читательских умений, которые необходимы для полноценной работы с текстом:

1)поиск и извлечение информации;

2)интерпретация и преобразование;

3)оценка и критическое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА (8 «А» класс)

Ф.И._____________________________________________дата____________________________

Тема урока:_________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

“Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться”. 

Вас.Алекс.Сухомлинский.

Цель урока 1)_____________________________________________________________________________________

2)_____________________________________________________________________________________

«Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело», - говорил русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский.

1.Приём «Маркировка».

Почему я должен прочесть этот текст?

Читаем, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы.

Далее нужно пересказать по маркированному.

2.Приём"Чтение с остановками".

 Управление процессом осмысления текста во время чтения.

3.Приём «Плюс-минус».

Поиск нужной информации. Отмечаем на полях.

Вопросы к тексту:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Работа с приложение.

Приложение №1(историческая справка). Самостоятельно читаем, выделяя главную информацию, чтобы уметь быстро пересказать (приём маркировки).

1. Помогла ли мне новая информация?

_______________________________________________________________________________________

2. Знал(а) ли я, что_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Проблемный вопрос________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Словарная работа: 1) объяснить значение словосочетания «непробудным сном».

_______________________________________________________________________________________

2)Подобрать синоним к слову «разбередила» (предл29) _______________________________________________________________________________________

 «Письмо с пробелами»

Магическая сила музыки может заставить человека мечтать, вспоминать прошлое, задуматься о себе и пересмотреть свою жизнь, исправить ошибки и действовать, как подскажет сердце.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Передо мной фрагмент повести В. Астафьева «Последний поклон», в котором автор размышляет над вопросом _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Но звучание этой проблемы в тексте В. Астафьева удивляет нас новизной и сокровенностью высказанных мыслей.  

Писатель повествует о мальчике, который ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

любовь к родине – вот гамма чувств и эмоций, пережитых мальчиком.

Эту же музыку из детства рассказчик слышит___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

полонез Огинского оказывает совершенно другое влияние на слушателя: «она звала куда-то», «заставляла что-нибудь делать…». Таким образом, в повествовании вырисовывается авторская позиция____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Невозможно не согласиться с автором текста. Есть много музыкальных произведений, песен, которые обладают уникальной способностью вести за собой людей, призывают их совершать поступки, идти к своей заветной цели. Например___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________В заключение хотелось бы сказать, что прочитанный текст ещё раз заставил задуматься о великой силе искусства, о роли музыки, которая сопровождает нас в жизни.

Синтаксическая зоркость.

1. укажите № предложения из 2 абзаца с однородными членами и обобщающим словом при них.___________________________________________________________________________________

2.укажите № предложения из 3 абзаца, осложнённого обособленными определениями, выраженными ПО____________________________________________________________________________________

Домашнее задание:

ЭТАПЫ УРОКА

МОИ УСПЕХИ

ЧТО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ

  1. Чтение и анализ текста

  1. Историческая справка

  1. Письмо с пробелами

  1. Словарная работа

  1. Синтаксическая зоркость

  1. Активность на уроке



Предварительный просмотр:

(1) На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2) Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. (3) На ней играл Вася-поляк. (4) О чём же рассказывала мне музыка? (5) О чём-то очень большом. (6) На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7) Тревожно и горько мне. (8) Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(9) Вася, не переставая играть, говорил: «(10) Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11) Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12) Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13) Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14) Написал на границе, прощаясь с родиной. (15) Он посылал ей последний привет. (16) Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».

(17) «Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18) «3а что, мальчик?» (19) «3а то, что я не сирота». (20) Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21) В эти минуты не было для меня зла. (22) Мир был добр и одинок так же, как я. (23) Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (24) А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла, — это и была моя родина.

(25) ...Прошло много лет. (26) И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27) Кругом пахло гарью, пылью. (28) И вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29) Эта музыка разбередила воспоминания. (30) Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (31) Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32) Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33) Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34) Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.

(По В. Астафьеву)

Информация о тексте

Проблемы

Позиция автора

Проблема роли искусства в жизни человека (на что способно истинное произведение искусства?)

Произведением искусства можно не только наслаждаться, оно заставляет людей думать, пробуждает чувства, зовёт к действию.

Что такое чувство родины?

Чувство родины всегда с человеком, оно заставляет в особых случаях делать всё, чтобы её защитить.



Предварительный просмотр:

Приложение №1.

Историческая справка.

Полное наименование полонеза Огинского, именно так, как назвал его сам композитор в сборнике своих музыкальных произведений, изданном во Флоренции в 1831 году, таково: Полонез № 13 ля минор "Прощание с Родиной".

Самое знаменитое и наиболее популярное в мире произведение польской классической музыки - это полонез "Прощание с Родиной", более известный как "Полонез Огинского"

Австрия, Пруссия и Российская империя с 1772 года начали делить Речь Посполитую между собой, и этот процесс, получивший в литературе название "разделы Польши", представлял собой обычную военную оккупацию, когда три великие державы, заранее договорившись, просто одновременно вводили войска на понравившиеся территории, а Речь Посполитая в то время не обладала достаточными силами, чтобы оказывать эффективное сопротивление сразу троим мощнейшим противникам.

1793 году на территории нынешних Польши и Западной Белоруссии, начинается восстание под руководством генерала Тадеуша Костюшко .
Михал Клеофас Огинский принял участие в восстании Костюшко, и на все свои личные деньги  снарядил вооружённый отряд численностью в 2500 человек.

Огинский не только командовал боевым отрядом, но и написал для повстанцев несколько патриотических песен и маршей. Он отказался от княжеского титула, и стал называть себя просто гражданином. Девизом повстанческого отряда Михала Клеофаса Огинского были слова "Свобода. Стойкость. Независимость".

В октябре 1794 года восстание Костюшко было подавлено.Сам генерал Костюшко был тяжело ранен и взят в плен российскими войсками, а Михалу Клеофасу Огинскому, после разгрома его отряда, удалось бежать - по чужим документам, под видом лакея, он пробрался на австрийскую территорию, а оттуда - в Италию, и поселился в Венеции.
Именно там, в Венеции, Михал Клеофас Огинский написал полонез "Прощание с Родиной" .

 И вот что особенно важно - написанный Михалом Клеофасом Огинским полонез "Прощание с Родиной" стал той музыкой, которая примирила победителей с побеждёнными.



Предварительный просмотр:

Урок развития речи по русскому языку

в 8 «А» классе

Тема: «Эффективная система работы с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ(ЕГЭ)».

Учитель первой квалификационной категории Скрипникова Татьяна Владимировна.

Цель: Развитие способности использовать навыки чтения и письма в работе над текстом при подготовке к экзаменационному сочинению-рассуждения в выпускных классах.

Задача: Формирование специальных читательских умений, которые необходимы для полноценной работы с текстом:

1)поиск и извлечение информации;

2)интерпретация и преобразование;

3)оценка и критическое мышление.

Оборудование:

 1) Текст В.Астафьева (фрагмент повести «Последний поклон») КИМ ЕГЭ-2023;

 2)презентация к уроку (12слайдов);

 3) Приложение № 1(историческая справка)

 4)маршрутный лист учащегося;

 5)приложение №2 (приём работы с текстом «письмо с пробелами»).

Читать-это ещё ничего не значит:

что читать и как понимать читаемое –вот в чём главное дело.

Константин Дмитриевич Ушинский.

1. Орг. момент. Доброе утро! Располагаемся удобно за партами, чтобы наш урок был интересным и полезным! Рада приветствовать гостей на нашем уроке! Для вашего удобства на столах имеются экземпляры приложений к уроку. В добрый путь по волнам знаний!

2.Итак, обратите внимание на первый слайд презентации (эпиграф к уроку читает ученик).

Учитель: Чем же мы сегодня будем заниматься на уроке русского языка?

Ответ: урок развития речи: работа с текстом.

Учитель: 1) Попробуйте сформулировать тему урока (слайд1).

                  2)Исходя из темы урока, попробуйте определить цели и задачи (слайд2).

                  3)Какие приёмы работы с текстом вам уже знакомы? (слайд4)

1.Приём «Маркировка» или «Выделение существенных признаков».

Почему я должен прочесть этот текст?

Читаем, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы. Позволяет научиться отвлекаться от второстепенной информации, выделяя главное.

2."Чтение с остановками".

Управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка".  

         3.Приём «Плюс-минус».

Ориентация в тексте, поиск нужной информации, формирование выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте.

         4. Приём «Письмо с пробелами».

Формирование читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста, т.е. составляем рассказ или сочинение.

Учитель обращает внимание ребят на распечатки, которые лежат на партах.

Заполняем Маршрутную карту по ходу работы с текстом, старайтесь успеть записать ответы. В конце урока я соберу их и выставлю оценки за урок. Обратите внимание на последнюю страницу, где есть таблица самооценки. Заполняем Ф.И. класс.

Работа с текстом.

Приём "Чтение с остановками", не забываем выделять нужное, т.е. маркировка текста.

1 абзац (чтение вслух).

Учитель: Какое чувство испытывает рассказчик?

Ответ: Чувство жалости к себе и к тем, кто спит «непробудным сном».

Словарная работа: объяснить значение словосочетания «непробудным сном» (кто уже никогда не проснётся, т.е. мёртвые) Метонимия.

Итак, в музыке чувствуется гнев на кого-то, она «жаловалась».

2абзац (чтение вслух).

Выделяем пр13. Что узнаём об авторе музыки? (Поляк, прощание с Родиной, любовь к родной земле).

Приложение №1(историческая справка). Самостоятельно читаем, выделяя главную информацию, чтобы уметь быстро пересказать. Приём маркировки).

Ученик пересказывает (слайд 5-6).

Учитель выделяет важные для урока факты из жизни композитора:

1. 1772г. «Раздел Польши» великими державами: Австрия, Пруссия и Россиийская империя.

2.1793г. Народное восстание под руководством генерала Тадеуша Костюшко и Михала Клеофоса Огинского, который отказался от княжеского титула и на свои личные деньги снарядил вооружённый отряд численностью в 2500 человек.

Девиз отряда М.К.Огинского: «Свобода. Стойкость. Независимость».

3.1794г.Восстание подавлено. М.К.Огинский бежал в Венецию, где и был написан полонез «Прощание с Родиной».1. https://youtu.be/y9bUe-D79BE)

Звучит полонез №13 ля минор «Прощание с Родиной».(слайд7)

Учитель: Какие чувства вы испытали при звучании этого бессмертного произведения? (слайд 6)

3 абзац (чтение вслух).

Учитель:1) Какую информацию узнаём из предложения 17-18? Возраст рассказчика на момент воспоминаний? Мальчик.

2) Какое предложение 3 абзаца передаёт чувства его, т.е. мальчика, испытанные после услышанной музыки? «Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине» (пр23). На полях ставим + (Приём «плюс-минус»).

4 абзац(последний).

Учитель: Предложение 25 даёт новую информацию. Какую? С тех пор прошло много лет, и мальчик вырос. Перед нами взрослый мужчина. Какой принцип передачи информации использует автор? (т.е. средство выразительности –антитеза). Предложение 26- военное время, конец войны, польский городок. Принцип антитезы звучит и в последующих предложениях. Назовите в каких? 32-33. Музыка, услышанная в детстве, уже не вызывала жалость, «хватала за горло», но «не выжимала слёз». К чему она призывала?). На полях ставим + (Приём «плюс-минус»).

Учитель: Какую проблему выдвигает автор в данном тексте?

Ответ:  1) Что такое родина? (слайд 8)

              2)Роль музыки в жизни человека.

              3) Влияние искусства на человека.

Учитель: Хорошо! Это и будет главной проблемой нашего сочинения. Какие аргументы из текста нам пригодятся? Где мы поставили + (пр 23,33,34. )

Какова позиция автора данного текста? Его сокровенные мысли? Человек музыкой не только наслаждается. Музыка (искусство) человека заставляет думать, чувствовать, призывает к действию. При этом любовь к родине всегда с человеком, где бы он не был! Это же чувство заставляет защищать Родину! (слайд 9)

 1.Задание: Заполнить письмо с пробелами;

2.Задание: Синтаксическая зоркость (маршрутный лист).

3. Оценить свою работу.

Учитель собирает Маршрутные листы.

План сочинения – рассуждения (слайд 10).

Оценка урока (слайд11).

3.  Домашнее задание упр 103(конспект),104(пример).

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: «Лексика и фразеология. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему».

Урок предназначен для эффективной подготовки учащихся к ОГЭ. Технология: творческая Мастерская (технология, основанная на создании учебной ситуации). Методы: решение творческих задач, работа...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 7-ом классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению «Книга – наш друг и советчик» на основе анализа рассказа Л.Андреева «Кусака»»

Интеграция тем по русскому языку и литературе выбрана с целью помочь учащимся осознать роль книги в жизни человека. Интегративный подход позволяет усилить мотивацию изучения материала; повысить читате...

Работа с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ

Конспект урока "Работа с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ"...

разработка открытого урока развития речи по русскому языку "Подготовка к сочинению - рассуждению на экологическую тему" (9 класс)

Урок развития речи в 9 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению на экологическую тему". Этот урок был приурочен к Году экологии. Хороший материал для подготоки к ОГЭ, задание 15.3...

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Все профессии хороши» (подготовка к сочинению-рассуждению)

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Все профессии хороши»  (подготовка к сочинению-рассуждению)...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Моя будущая профессия» (подготовка к сочинению-рассуждению)

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Моя будущая профессия»  (подготовка к сочинению-рассуждению)...

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе с элементами смыслового чтения " Учимся понимать текст"

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе с элементами смыслового чтения " Учимся понимать текст" Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знанийЦель урока...