Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: «Лексика и фразеология. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему».
    план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

    Гусева Анна Петровна

    Урок предназначен для эффективной подготовки учащихся к ОГЭ. Технология: творческая Мастерская (технология, основанная на создании учебной ситуации). 

    Методы: решение творческих задач, работа в парах, группах, работа со словарями, диалог с классом.

    Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, лингвистические справочники, словари фразеологизмов,  на столах  карточки с высказываниями о русском языке, задания для работы 3 группы, учебник русского языка под редакцией   М. М. Разумовской  (М.: Дрофа, 2014) 9 класс.

    Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся о лексике и фразеологии,  роли их языковых единиц в речи  в целях подготовки к написанию сочинения - рассуждения на лингвистическую тему.

    Задачи: - повторить, обобщить и систематизировать основные сведения по разделу «Лексика и фразеология»;  углубить представление о фразеологизмах, их роли в речи  и применить полученные знания при подготовке к написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему;

    -способствовать развитию умений у обучающихся обобщать и систематизировать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы; развитию навыков творческого подхода к решению практических задач,  работы со  словарями разных типов;

    -воспитывать устойчивый интерес к русскому языку, толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других.

    Прилагается технологическая карта, описание УУД.

       

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_9_klass.docx34.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по русскому языку в 9 классе

    на тему:

     «Лексика и фразеология.

     Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему».

    Выполнила:  учитель русского языка

        и литературы Гусева А. П.

    П. Ясная 2013 год

    Тема: «Лексика и фразеология. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему»

    Тип урока: творческая Мастерская (технология, основанная на создании учебной ситуации)

    Методы: решение творческих задач, работа в парах, группах, работа со словарями, диалог с классом.

    Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, лингвистические справочники, словари фразеологизмов,  на столах  карточки с высказываниями о русском языке, задания для работы 3 группы, учебник русского языка под редакцией   М. М. Разумовской  (М.: Дрофа, 2014) 9 класс.

    Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся о лексике и фразеологии,  роли их языковых единиц в речи  в целях подготовки к написанию сочинения - рассуждения на лингвистическую тему.

    Задачи:

    • повторить, обобщить и систематизировать основные сведения по разделу «Лексика и фразеология»;  углубить представление о фразеологизмах, их роли в речи  и применить полученные знания при подготовке к написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему
    • способствовать развитию умений у обучающихся обобщать и систематизировать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы; развитию навыков творческого подхода к решению практических задач,  работы со  словарями разных типов
    •  воспитывать устойчивый интерес к русскому языку, толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других.

       

    Сокращения: УУД:  П – познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные;

                            Результаты:  Л- личностные, П – предметные, М – метапредметные.

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

    Технологические

    этапы

    Действия учителя

    Действия учащихся

    «Индукция»

    Цель: создание эмоционального, интеллектуального настроя,  доброжелательной атмосферы,  ситуации успеха

    Задача: создать ситуацию успеха.                                                

    Учитель начинает урок с приветствия и чтения эпиграфа к уроку, его анализа:

    Итак, не будем бить баклуши:

    Вы засучите рукава,

    Заданья приготовьтесь слушать,

    Чтоб не кружилась голова.

    Далее предлагает учащимся обратить внимание на столы, на которых лежат различные лингвистические словари и высказывания о русском языке.

    1. “Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий” (В.Г. Белинский)
    2. «Русский язык имеет огромный лексический запас. Богатство русского словаря позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, но и выразить самые разнообразные оттенки значения»

    Затем просит записать учащихся ассоциации, связанные с прочитанной информацией

    ( фразеология, фразеологизм, словарь, лексика, лексическое значение слова) и сформулировать тему урока, его цель, сообщив, что тема урока двухчастная и содержит актуальную проблему для учащихся 9 класса в условиях ОГЭ.    

    Девиз мастерских таков: “Делай все по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам”  

    Задача: подготовиться к работе на уроке, выявить познавательный объект (тему урока и его цель) и обосновать свою точку зрения.

    Учащиеся слушают учителя, рассматривают названия словарей, читают высказывания о русском языке

    ( просмотровое чтение).

    Далее по заданию учителя записывают ассоциации, возникшие на основе услышанного, прочитанного, озвучивают их. Затем предлагают варианты темы урока, оформляют тетрадь, ставят цель и учебные задачи.

    Способ действия: извлечение необходимой информации.

    УУД: П. - извлечение необходимой информации из текста, приведение доказательств.

    Р. – самостоятельная постановка цели, задач урока.

    К. –  участие в коллективном обсуждении проблемы.

    Результаты (предполагаемые): Л. – умеют создавать ситуацию успеха.

    М. – умеют ставить цель, определять учебную задачу, анализировать текст, владеют диалогической речью.

    Вывод: на уроке будем работать с понятиями лексикологии, что позволит повторить данную тему и подготовиться к написанию сочинения - рассуждения  

    на лингвистическую тему.

    «Самоконструкция»

    Цель: индивидуальное создание  решения   проблемы урока

    Задача: дать алгоритм решения проблемы.

    Учитель предлагает провести словарную работу (по словарям) со следующими понятиями: лексикология, лексика, лексическое значение слова, фразеология, фразеологизм.

    Далее просит учащихся обратиться к упражнению 25 учебника (задания 2-7), мотивировав их на составление схемы, рисунка системы лексики русского языка.

    Задача: собрать воедино свои знания по теме, обобщить и систематизировать их.

    Учащиеся работают со словарями, записывают всё о лексике и фразеологии.

    Далее анализируют задания упр. 25.

    Способ действия: запись определений понятий в виде схем, рисунков, текста, работа с учебником.

    УУД: П.- поиск нужной информации в словаре, осуществление анализа и синтеза полученной информации.

    Р.- саморегуляция, работа по плану.

    Результаты (предполагаемые): Л.- осознают ценность русского языка.

    П.- закрепляют представление о лексике русского языка.

    М.- умеют систематизировать материал.

    Вывод: нужно знать понятия лексики и фразеологии, для того чтобы понимать значение их языковых единиц и определять их роль в речи.

    «Социо-

    конструкция»

    Цель: построение алгоритма ответа по заданной проблеме.

    Задача: организовать условия для коррекции записей учащихся, их проверки.

    Учитель организует работу в парах.

    Происходит обмен тетрадями, обсуждение записей, дополнение информации.

    Задача: проанализировать работу, дополнить её примерами, обсудить возникшие в результате работы вопросы.

    Учащиеся работают в парах по заданию учителя, используя в работе словари и справочники.

    Способ действия: совместная деятельность, составление опорной схемы.

    УУД: П.- умение видеть возможные способы решения поставленной задачи, умение сопоставлять.

    Р.- прогнозирование (сличение своих выводов со словарём, учебником, другой работой).

    К.- владение способами сотрудничества, диалогом.

    Результаты (предполагаемые): Л.- формируют  любознательность, интерес к русскому языку.

    П.- владеют научной терминологией в данном разделе языкознания.

    М.- умеют организовывать работу с материалом и сотрудничать с одноклассниками.

    Вывод: работа с разными лингвистическими словарями, работа в парах позволяет увидеть более полную картину лексики русского языка.

    «Социализация»

    Цель: обобщение и систематизация полученного опыта индивидуальной работы и работы в парах.

    Задача: организовать плодотворную работу для реализации целей и задач урока.

    Учитель организует работу в группах постоянного взаимодействия.

    В этот момент реализуется технология здоровьесбережения: происходит переключение физиологических ресурсов

    (зрение, посадка).

    Даёт задания группам и определяет их творческую направленность:

    1 группа (слабые учащиеся): понятийный аппарат раздела «Лексика и фразеология»

     (обобщение опыта словарной работы)

    2 группа  (средний уровень): словарная система русского языка (обобщение опыта работы с упр. 25)

    3 группа (высокий уровень): фразеологизмы и их роль в речи (обобщение опыта работы на уроке и индивидуальных знаний по теме)

    Дополнительные задания для 3 группы на карточках:

    • подобрать к глаголам - трудиться, бежать -  устойчивые сочетания, подходящие по смыслу и заменить их синонимами. Составить пару предложений (фразеологизм - синоним)

            Не покладая рук

            Что есть духу

    • соединить фразеологизмы и их лексическое значение. Составить предложение с одним фразеологизмом.

    Вкладывать душу

    Не ударить в грязь лицом

    Находить общий язык

    Ломать голову

    Думать, решать что-то трудное

    Достигать полного взаимопонимания

    Отдавать себя целиком

    Показать себя с лучшей стороны

    • составить мини-презентацию о роли фразеологизмов в речи (1-2 слайда).

    Задача: подготовить связное осмысленное высказывание по данной проблеме, углубить знания о лексике и фразеологии.

    Учащиеся работают в группах с ранее рассмотренным материалом, выполняют задания, иллюстрируют теоретические понятия примерами, делают выводы.

    Способ действия: работа в группе, составление алгоритма ответа.

    УУД: П.- умение структурировать знания, строить осознанное высказывание, устанавливать смысловые отношения между лексическими единицами, определять роль фразеологизмов в речи.

    Р.- коррекция материала, контроль и распределение времени на работу.

    К.- умение слушать и слышать, задавать вопросы, распределять роли.

    Результаты (предполагаемые): Л.- проявляют толерантность, доброжелательность, стремятся выполнять значимую деятельность.

    П.- осознают понятийный аппарат.

    М.- умеют исправлять ошибки, распределять роли при работе в группе, систематизировать знания, строить связное высказывание по теме, использовать ИКТ.

    Вывод: работа в группах позволяет более полно и точно дать ответ на поставленный вопрос и работать более продуктивно.

    «Афиширование»

    Цель: представление результатов совместной деятельности в группах.

    Задача: создать условия для реализации групповой работы.

    Учитель создаёт условия для выступления «исполнителей» каждой группы.

    Далее включается в обсуждение в качестве «мастера - консультанта» (даёт пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий).

    Задача: представить результаты работы группы по различным направлениям темы, осознать роль лексики  в речи.

    Учащиеся представляют результаты работы в группах.

    1 группа: дают определения понятиям, делая ссылку на авторов и название словарей.

    Учащиеся 2,3 групп задают возникшие вопросы, проверяют записи определений.

    2 группа: представляют схему, проиллюстрированную примерами.

    Словарная система русского языка

    Учащиеся 1,3 групп задают возникшие вопросы.

    3 группа: представляют информацию о фразеологизмах в виде связного текста, об их роли в речи с помощью ИКТ ( картинки с изображением фразеологизмов)

    РОЛЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

    Точность, яркость             Образность, выразительность

    Трудиться                          Вкладывать душу

    Не покладая рук                 Ломать голову

    Без царя в голове

    Способ действия: монолог, диалог, запись схем.

    УУД: П.- умение строить высказывание, рассуждать, моделировать, классифицировать полученные знания

    Р.- управление и организация групповой учебной деятельности.

    К.- умение строить продуктивное взаимодействие, умение диалогической и монологической речи,

    Результаты: Л.- проявляют способность к саморазвитию.

    П.- углубляют знания о лексике русского языка, осознают их значение в условиях ОГЭ.

    М.- умеют взаимодействовать, сотрудничать с коллективом, отстаивать свою точку зрения.

    Вывод: такая  работа позволяет самостоятельно решить поставленную на уроке проблему и подготовиться к написанию сочинения на лингвистическую тему.

    «Разрыв»

    Цель:  осознание несоответствия прежнего знания об объекте новому.

    Задача: помочь разрешить возникшие противоречия, организовать работу по одному из самых проблемных вопросов лексики.

    Учитель фиксирует внимание на возникших познавательных противоречиях, консультирует.

    Далее даёт задание. 1-2 группы: прочитать текст, выявить фразеологизмы и определить их роль в тексте.

    Я учу уроки, как придётся, и поэтому чувствую себя на уроках не в своей тарелке, как отрезанный ломоть.

    Когда на меня находит, я готов горы свернуть и учить с утра до вечера.

    Иногда у меня руки не доходят, я впадаю в депрессию или витаю в облаках,  могу часами смотреть в потолок.

    Тогда мне бывает трудно взять себя в руки, но когда сможешь перебороть свою лень, то обычно врабатываешься, входишь в колею, и всё опять идёт как по маслу.

    3 группа: отредактировать текст, заменив фразеологизмы стилистически нейтральными синонимами.

    Задача: применить полученные знания при анализе текста, сделать выводы о проделанной работе.

    Учащиеся задают возникшие вопросы. Далее закрепляют полученные знания и применяют их на практике.

    Затем делают вывод о работе на уроке, достижениях целей и задач урока.

    Способ действия: анализ текста.

    УУД: П.- умение смыслового чтения, анализа текста, построения рассуждения.

    Р.- работа по алгоритму, вырабатывание критериев оценки и определение успешности разных видов работ.

    К.- использование фразеологизмов в речи.

    Результаты (предполагаемые): Л.- умеют чувствовать красоту и выразительность речи, любовь и уважение к языку, личную ответственность за выполнение коллективной работы.

    П.- владеют навыками понимания текста и его лексического анализа .

    М.- умеют применять полученные знания в практике письма и говорения.

    Вывод: осознанная работа с объектом познания предвосхищает достижение поставленных целей.

    «Рефлексия»

    Цель: оценивание индивидуальной и совместной деятельности на уроке

    Задача: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, оценить собственную деятельность.

    Учитель подводит итог деятельности учащихся на уроке, инициирует рефлексию.

    Задача: проанализировать свою работу индивидуально и в группе, осознать свой успех на уроке.

    Учащиеся осуществляют рефлексию.

    Приём незаконченного предложения:

    Сегодня я узнал …

    Мне было трудно …

    Теперь я могу …

    Я приобрёл …

    Я научился

    Способ действия: оформление законченной мысли.

    УУД: Р.- умение оценивать свою работу.

    К.- умение выражать свои мысли и чувства.

    Результат (предполагаемый): Л.- умеют объективно оценивать свою работу, определять её значимость.

    П.- владеют ключевыми понятиями, приёмами для достижения поставленной цели.

    М.- умеют давать оценку своей познавательной деятельности.

    Вывод: цели и задачи урока достигнуты, благодаря слаженной работе коллектива и собственному  потенциалу учащихся.

    «Домашнее

    задание»

    Цель: закрепление полученных знаний.

    Учитель сообщает и разъясняет домашнее задание, применяя технологию дифференцированного подхода.

    1 уровень.  Составить предложения с использованием различных лексических единиц и определить их роль. (6-7 предложений).

    2 уровень. Составить небольшой текст с использованием фразеологизмов на любую тему и определить их роль.(6-7 предложений).

    3 уровень. Написать сочинение - рассуждение на данную лингвистическую тему: «Фразеологизмы - неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства» (из учебника русского языка)

    Учащиеся  записывают задание, задают возникшие вопросы.

    Задача: научиться  применять полученные знания при написании текста собственного сочинения.

    Способ действия: творческая работа.

    УУД: П.- умение обобщать и систематизировать знания о лексике и фразеологии, строить осознанное высказывание, определять роль фразеологизмов в речи.

    Р.- умение планировать написание сочинения, оценивать его по критериям.

     К.- умение точно выражать свои мысли в письменной речи.

    Результаты (планируемые): Л.- осознают смысл учения, познания русского языка, его ценности.

    П.- владеют  научной лингвистической терминологией, единицами языка.

    М.- владеют способами решения творческих задач.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Лексика. Синонимы".

    Конструкт урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

    Урок по русскому языку по теме: Повторение темы "Лексика" для 6 класса.

    Урок включает тексты по произведениям А.С. Пушкина, а также текст о самом поэте. Он учитывает возрастные особенности учащихся. В него включена ролевая игра. Инсценировка "В Лукоморье" - моя. У меня ес...

    Урок по русскому языку по теме: Повторение темы "Лексика" для 6 класса.

    Урок включает тексты по произведениям А.С. Пушкина, а также текст о самом поэте. Он учитывает возрастные особенности учащихся. В него включена ролевая игра. Инсценировка "В Лукоморье" - моя. У меня ес...

    Конспект урока по русскому языку с презентацией по теме "Лексика", 7 класс

    Конспект урока по русскому языку с презентацией на тему "Лексика" предназначен для учащихся 7 класса. Это урок-путешествие по местам декабриста В.Ф.Раевского...

    Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Лексика"

    Урок закрепления и систематизации знаний по теме "Лексика"....

    Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

    Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

    Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

    Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...