Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: «Лексика и фразеология. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Гусева Анна Петровна

Урок предназначен для эффективной подготовки учащихся к ОГЭ. Технология: творческая Мастерская (технология, основанная на создании учебной ситуации). 

Методы: решение творческих задач, работа в парах, группах, работа со словарями, диалог с классом.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, лингвистические справочники, словари фразеологизмов,  на столах  карточки с высказываниями о русском языке, задания для работы 3 группы, учебник русского языка под редакцией   М. М. Разумовской  (М.: Дрофа, 2014) 9 класс.

Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся о лексике и фразеологии,  роли их языковых единиц в речи  в целях подготовки к написанию сочинения - рассуждения на лингвистическую тему.

Задачи: - повторить, обобщить и систематизировать основные сведения по разделу «Лексика и фразеология»;  углубить представление о фразеологизмах, их роли в речи  и применить полученные знания при подготовке к написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему;

-способствовать развитию умений у обучающихся обобщать и систематизировать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы; развитию навыков творческого подхода к решению практических задач,  работы со  словарями разных типов;

-воспитывать устойчивый интерес к русскому языку, толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других.

Прилагается технологическая карта, описание УУД.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_9_klass.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 9 классе

на тему:

 «Лексика и фразеология.

 Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему».

Выполнила:  учитель русского языка

    и литературы Гусева А. П.

П. Ясная 2013 год

Тема: «Лексика и фразеология. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему»

Тип урока: творческая Мастерская (технология, основанная на создании учебной ситуации)

Методы: решение творческих задач, работа в парах, группах, работа со словарями, диалог с классом.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, лингвистические справочники, словари фразеологизмов,  на столах  карточки с высказываниями о русском языке, задания для работы 3 группы, учебник русского языка под редакцией   М. М. Разумовской  (М.: Дрофа, 2014) 9 класс.

Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся о лексике и фразеологии,  роли их языковых единиц в речи  в целях подготовки к написанию сочинения - рассуждения на лингвистическую тему.

Задачи:

  • повторить, обобщить и систематизировать основные сведения по разделу «Лексика и фразеология»;  углубить представление о фразеологизмах, их роли в речи  и применить полученные знания при подготовке к написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему
  • способствовать развитию умений у обучающихся обобщать и систематизировать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы; развитию навыков творческого подхода к решению практических задач,  работы со  словарями разных типов
  •  воспитывать устойчивый интерес к русскому языку, толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других.

   

Сокращения: УУД:  П – познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные;

                        Результаты:  Л- личностные, П – предметные, М – метапредметные.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Технологические

этапы

Действия учителя

Действия учащихся

«Индукция»

Цель: создание эмоционального, интеллектуального настроя,  доброжелательной атмосферы,  ситуации успеха

Задача: создать ситуацию успеха.                                                

Учитель начинает урок с приветствия и чтения эпиграфа к уроку, его анализа:

Итак, не будем бить баклуши:

Вы засучите рукава,

Заданья приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

Далее предлагает учащимся обратить внимание на столы, на которых лежат различные лингвистические словари и высказывания о русском языке.

  1. “Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий” (В.Г. Белинский)
  2. «Русский язык имеет огромный лексический запас. Богатство русского словаря позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, но и выразить самые разнообразные оттенки значения»

Затем просит записать учащихся ассоциации, связанные с прочитанной информацией

( фразеология, фразеологизм, словарь, лексика, лексическое значение слова) и сформулировать тему урока, его цель, сообщив, что тема урока двухчастная и содержит актуальную проблему для учащихся 9 класса в условиях ОГЭ.    

Девиз мастерских таков: “Делай все по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам”  

Задача: подготовиться к работе на уроке, выявить познавательный объект (тему урока и его цель) и обосновать свою точку зрения.

Учащиеся слушают учителя, рассматривают названия словарей, читают высказывания о русском языке

( просмотровое чтение).

Далее по заданию учителя записывают ассоциации, возникшие на основе услышанного, прочитанного, озвучивают их. Затем предлагают варианты темы урока, оформляют тетрадь, ставят цель и учебные задачи.

Способ действия: извлечение необходимой информации.

УУД: П. - извлечение необходимой информации из текста, приведение доказательств.

Р. – самостоятельная постановка цели, задач урока.

К. –  участие в коллективном обсуждении проблемы.

Результаты (предполагаемые): Л. – умеют создавать ситуацию успеха.

М. – умеют ставить цель, определять учебную задачу, анализировать текст, владеют диалогической речью.

Вывод: на уроке будем работать с понятиями лексикологии, что позволит повторить данную тему и подготовиться к написанию сочинения - рассуждения  

на лингвистическую тему.

«Самоконструкция»

Цель: индивидуальное создание  решения   проблемы урока

Задача: дать алгоритм решения проблемы.

Учитель предлагает провести словарную работу (по словарям) со следующими понятиями: лексикология, лексика, лексическое значение слова, фразеология, фразеологизм.

Далее просит учащихся обратиться к упражнению 25 учебника (задания 2-7), мотивировав их на составление схемы, рисунка системы лексики русского языка.

Задача: собрать воедино свои знания по теме, обобщить и систематизировать их.

Учащиеся работают со словарями, записывают всё о лексике и фразеологии.

Далее анализируют задания упр. 25.

Способ действия: запись определений понятий в виде схем, рисунков, текста, работа с учебником.

УУД: П.- поиск нужной информации в словаре, осуществление анализа и синтеза полученной информации.

Р.- саморегуляция, работа по плану.

Результаты (предполагаемые): Л.- осознают ценность русского языка.

П.- закрепляют представление о лексике русского языка.

М.- умеют систематизировать материал.

Вывод: нужно знать понятия лексики и фразеологии, для того чтобы понимать значение их языковых единиц и определять их роль в речи.

«Социо-

конструкция»

Цель: построение алгоритма ответа по заданной проблеме.

Задача: организовать условия для коррекции записей учащихся, их проверки.

Учитель организует работу в парах.

Происходит обмен тетрадями, обсуждение записей, дополнение информации.

Задача: проанализировать работу, дополнить её примерами, обсудить возникшие в результате работы вопросы.

Учащиеся работают в парах по заданию учителя, используя в работе словари и справочники.

Способ действия: совместная деятельность, составление опорной схемы.

УУД: П.- умение видеть возможные способы решения поставленной задачи, умение сопоставлять.

Р.- прогнозирование (сличение своих выводов со словарём, учебником, другой работой).

К.- владение способами сотрудничества, диалогом.

Результаты (предполагаемые): Л.- формируют  любознательность, интерес к русскому языку.

П.- владеют научной терминологией в данном разделе языкознания.

М.- умеют организовывать работу с материалом и сотрудничать с одноклассниками.

Вывод: работа с разными лингвистическими словарями, работа в парах позволяет увидеть более полную картину лексики русского языка.

«Социализация»

Цель: обобщение и систематизация полученного опыта индивидуальной работы и работы в парах.

Задача: организовать плодотворную работу для реализации целей и задач урока.

Учитель организует работу в группах постоянного взаимодействия.

В этот момент реализуется технология здоровьесбережения: происходит переключение физиологических ресурсов

(зрение, посадка).

Даёт задания группам и определяет их творческую направленность:

1 группа (слабые учащиеся): понятийный аппарат раздела «Лексика и фразеология»

 (обобщение опыта словарной работы)

2 группа  (средний уровень): словарная система русского языка (обобщение опыта работы с упр. 25)

3 группа (высокий уровень): фразеологизмы и их роль в речи (обобщение опыта работы на уроке и индивидуальных знаний по теме)

Дополнительные задания для 3 группы на карточках:

  • подобрать к глаголам - трудиться, бежать -  устойчивые сочетания, подходящие по смыслу и заменить их синонимами. Составить пару предложений (фразеологизм - синоним)

        Не покладая рук

        Что есть духу

  • соединить фразеологизмы и их лексическое значение. Составить предложение с одним фразеологизмом.

Вкладывать душу

Не ударить в грязь лицом

Находить общий язык

Ломать голову

Думать, решать что-то трудное

Достигать полного взаимопонимания

Отдавать себя целиком

Показать себя с лучшей стороны

  • составить мини-презентацию о роли фразеологизмов в речи (1-2 слайда).

Задача: подготовить связное осмысленное высказывание по данной проблеме, углубить знания о лексике и фразеологии.

Учащиеся работают в группах с ранее рассмотренным материалом, выполняют задания, иллюстрируют теоретические понятия примерами, делают выводы.

Способ действия: работа в группе, составление алгоритма ответа.

УУД: П.- умение структурировать знания, строить осознанное высказывание, устанавливать смысловые отношения между лексическими единицами, определять роль фразеологизмов в речи.

Р.- коррекция материала, контроль и распределение времени на работу.

К.- умение слушать и слышать, задавать вопросы, распределять роли.

Результаты (предполагаемые): Л.- проявляют толерантность, доброжелательность, стремятся выполнять значимую деятельность.

П.- осознают понятийный аппарат.

М.- умеют исправлять ошибки, распределять роли при работе в группе, систематизировать знания, строить связное высказывание по теме, использовать ИКТ.

Вывод: работа в группах позволяет более полно и точно дать ответ на поставленный вопрос и работать более продуктивно.

«Афиширование»

Цель: представление результатов совместной деятельности в группах.

Задача: создать условия для реализации групповой работы.

Учитель создаёт условия для выступления «исполнителей» каждой группы.

Далее включается в обсуждение в качестве «мастера - консультанта» (даёт пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий).

Задача: представить результаты работы группы по различным направлениям темы, осознать роль лексики  в речи.

Учащиеся представляют результаты работы в группах.

1 группа: дают определения понятиям, делая ссылку на авторов и название словарей.

Учащиеся 2,3 групп задают возникшие вопросы, проверяют записи определений.

2 группа: представляют схему, проиллюстрированную примерами.

Словарная система русского языка

Учащиеся 1,3 групп задают возникшие вопросы.

3 группа: представляют информацию о фразеологизмах в виде связного текста, об их роли в речи с помощью ИКТ ( картинки с изображением фразеологизмов)

РОЛЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

Точность, яркость             Образность, выразительность

Трудиться                          Вкладывать душу

Не покладая рук                 Ломать голову

Без царя в голове

Способ действия: монолог, диалог, запись схем.

УУД: П.- умение строить высказывание, рассуждать, моделировать, классифицировать полученные знания

Р.- управление и организация групповой учебной деятельности.

К.- умение строить продуктивное взаимодействие, умение диалогической и монологической речи,

Результаты: Л.- проявляют способность к саморазвитию.

П.- углубляют знания о лексике русского языка, осознают их значение в условиях ОГЭ.

М.- умеют взаимодействовать, сотрудничать с коллективом, отстаивать свою точку зрения.

Вывод: такая  работа позволяет самостоятельно решить поставленную на уроке проблему и подготовиться к написанию сочинения на лингвистическую тему.

«Разрыв»

Цель:  осознание несоответствия прежнего знания об объекте новому.

Задача: помочь разрешить возникшие противоречия, организовать работу по одному из самых проблемных вопросов лексики.

Учитель фиксирует внимание на возникших познавательных противоречиях, консультирует.

Далее даёт задание. 1-2 группы: прочитать текст, выявить фразеологизмы и определить их роль в тексте.

Я учу уроки, как придётся, и поэтому чувствую себя на уроках не в своей тарелке, как отрезанный ломоть.

Когда на меня находит, я готов горы свернуть и учить с утра до вечера.

Иногда у меня руки не доходят, я впадаю в депрессию или витаю в облаках,  могу часами смотреть в потолок.

Тогда мне бывает трудно взять себя в руки, но когда сможешь перебороть свою лень, то обычно врабатываешься, входишь в колею, и всё опять идёт как по маслу.

3 группа: отредактировать текст, заменив фразеологизмы стилистически нейтральными синонимами.

Задача: применить полученные знания при анализе текста, сделать выводы о проделанной работе.

Учащиеся задают возникшие вопросы. Далее закрепляют полученные знания и применяют их на практике.

Затем делают вывод о работе на уроке, достижениях целей и задач урока.

Способ действия: анализ текста.

УУД: П.- умение смыслового чтения, анализа текста, построения рассуждения.

Р.- работа по алгоритму, вырабатывание критериев оценки и определение успешности разных видов работ.

К.- использование фразеологизмов в речи.

Результаты (предполагаемые): Л.- умеют чувствовать красоту и выразительность речи, любовь и уважение к языку, личную ответственность за выполнение коллективной работы.

П.- владеют навыками понимания текста и его лексического анализа .

М.- умеют применять полученные знания в практике письма и говорения.

Вывод: осознанная работа с объектом познания предвосхищает достижение поставленных целей.

«Рефлексия»

Цель: оценивание индивидуальной и совместной деятельности на уроке

Задача: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, оценить собственную деятельность.

Учитель подводит итог деятельности учащихся на уроке, инициирует рефлексию.

Задача: проанализировать свою работу индивидуально и в группе, осознать свой успех на уроке.

Учащиеся осуществляют рефлексию.

Приём незаконченного предложения:

Сегодня я узнал …

Мне было трудно …

Теперь я могу …

Я приобрёл …

Я научился

Способ действия: оформление законченной мысли.

УУД: Р.- умение оценивать свою работу.

К.- умение выражать свои мысли и чувства.

Результат (предполагаемый): Л.- умеют объективно оценивать свою работу, определять её значимость.

П.- владеют ключевыми понятиями, приёмами для достижения поставленной цели.

М.- умеют давать оценку своей познавательной деятельности.

Вывод: цели и задачи урока достигнуты, благодаря слаженной работе коллектива и собственному  потенциалу учащихся.

«Домашнее

задание»

Цель: закрепление полученных знаний.

Учитель сообщает и разъясняет домашнее задание, применяя технологию дифференцированного подхода.

1 уровень.  Составить предложения с использованием различных лексических единиц и определить их роль. (6-7 предложений).

2 уровень. Составить небольшой текст с использованием фразеологизмов на любую тему и определить их роль.(6-7 предложений).

3 уровень. Написать сочинение - рассуждение на данную лингвистическую тему: «Фразеологизмы - неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства» (из учебника русского языка)

Учащиеся  записывают задание, задают возникшие вопросы.

Задача: научиться  применять полученные знания при написании текста собственного сочинения.

Способ действия: творческая работа.

УУД: П.- умение обобщать и систематизировать знания о лексике и фразеологии, строить осознанное высказывание, определять роль фразеологизмов в речи.

Р.- умение планировать написание сочинения, оценивать его по критериям.

 К.- умение точно выражать свои мысли в письменной речи.

Результаты (планируемые): Л.- осознают смысл учения, познания русского языка, его ценности.

П.- владеют  научной лингвистической терминологией, единицами языка.

М.- владеют способами решения творческих задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Лексика. Синонимы".

Конструкт урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Урок по русскому языку по теме: Повторение темы "Лексика" для 6 класса.

Урок включает тексты по произведениям А.С. Пушкина, а также текст о самом поэте. Он учитывает возрастные особенности учащихся. В него включена ролевая игра. Инсценировка "В Лукоморье" - моя. У меня ес...

Урок по русскому языку по теме: Повторение темы "Лексика" для 6 класса.

Урок включает тексты по произведениям А.С. Пушкина, а также текст о самом поэте. Он учитывает возрастные особенности учащихся. В него включена ролевая игра. Инсценировка "В Лукоморье" - моя. У меня ес...

Конспект урока по русскому языку с презентацией по теме "Лексика", 7 класс

Конспект урока по русскому языку с презентацией на тему "Лексика" предназначен для учащихся 7 класса. Это урок-путешествие по местам декабриста В.Ф.Раевского...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Лексика"

Урок закрепления и систематизации знаний по теме "Лексика"....

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...