Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок закрепления и систематизации знаний по теме "Лексика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_5_klass_russkiy.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе.

Тема: Закрепление и систематизация знаний учащихся по теме «Лексика»

Тип урока: урок – игра с элементами сказки

Цели урока:

обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Лексика», систематизировать знания учащихся, вырабатывать орфографическую зоркость; развивать речь, творческое мышление, внимание, память учащихся; формировать коммуникативную культуру, приобщать к компьютерным технологиям; воспитывать интерес к русскому языку, аккуратность, дисциплинированность, самостоятельность.  

Оборудование:

мультимедийная установка, предметные картинки, сказочный дом – теремок, рисунки, вырезанные из картона человечки, изображающие синонимы, антонимы…, почтальон Печкин, толковые словари.

Организационный момент.        

Поделить класс на группы:

  1. Однозначные и многозначные слова.
  2. Прямое и переносное значение слов
  3. Синонимы.
  4. Омонимы.
  5. Антонимы.
  6. Фразеологизмы.

(По одному человеку от группы выделить в Теремок.)

Вступительное слово учителя.

   Ребята, вы любите сказки?

   Все на свете любят сказки. И любовь эта начинается с детства. Волшебные, весёлые и даже страшные, сказки всегда интересны. Но не только интерес, не только развлечение есть в сказках. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», - писал Александр Сергеевич Пушкин. И действительно, в сказке всегда есть урок. Сказки обычно начинаются по – разному: «В некотором царстве – в некотором государстве…», «Жили- были…». А мы начнем нашу сказку так:

   - В чистом поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

- Правильно, сказочные персонажи.

Но не только они. Дети, может, мы найдем ответ на этот вопрос, если разгадаем загадку? Не мед, а ко всему липнут? (Ответ: слова)

А ну - ка, гости дорогие, выходите к нам.

- Какие же слова живут в теремке? (Это антонимы, синонимы…..) Из какого большого словесного царства – государства они прибыли? (Из лексики) Молодцы, правильно. Вот сегодня у нас урок повторения по теме «Лексика» в форме игры-сказки. (сообщается цель урока, записывается в тетради число и тема)

 Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

-Дети, как и в любой сказке, так и в нашем путешествии по царству-государству  «Лексика» встречаются разные преграды. Вот одна из них: в теремке находится сказочный гость, но до тех пор, пока мы не справимся с первым заданием, волшебная дверь не откроется.

 Закрепление знаний о правописании гласных в корне слова:

                                                                  Основная часть.

1) Устная работа (через мультимедиа на экране высвечивается текст):

В..зят в почту корабли,

Самолёты, поезда,

Мчат во все концы з..мли:

(В) степи, (в) горы, (в) города.

Поч..ту в дальние рай..ны

Д..ставляют поч..тальоны

Задание: вставьте пропущенные буквы и докажите их правописание; определите лексическое значение слов «почта» и «почтальоны»

(Молодцы правильно)

2)Работа с учебником: упр.     41 (работа у доски)                                                        

(чтобы правильно написать безударную гласную в корне, надо правильно определить лексическое значение слова)

Прож..вать в городе, прож..вать пищу, св..ла гнёздышко, св..ла  по ступенькам, сл..зать с крыши, сл..зать сметану, прим..рить врагов, прим..рять платье. (Ученику дополнительные вопросы задают учащиеся по теме «Лексика»)

Учитель: Дети, у нас в теремке живет сказочный герой. Угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне разносит почту? (Почтальон Печкин) Давайте поможем ему разнести и разобрать корреспонденцию. Систематизация знаний по теме «Лексика»

I)Первое письмо предназначается для вручения словам, близким по лексическому значению. Кто это? (синонимы). Выходит один человек из группы синонимов и говорит: нас 5 братьев, я – смелый, отгадайте имена других братьев? (Храбрый, мужественный, бесстрашный, отважный)

Задание: 

 Помогите отредактировать текст, используя синонимы (текст высвечивается на экране)

После гибели МуМу Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел лугами, Полями. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там примерно работать.

Учитель:

II) Жильцов квартиры №2

Застать сумели мы едва.

Они стояли у порога,

Уже готовые в дорогу.

Угадайте, кто они: Один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий…(антонимы, второй пакет вручается антонимам) и говорят:

-Вскрыли мы конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от нашего дедушки. Начали читать письмо - и чуть не заплакали от огорчения: половина письма - сплошное чернильное пятно.

Задание:

Помогите нам прочитать письмо.

Дорогие внучата я не люблю людей трусливых жадных ленивых слабых глупых лживых невежливых безвольных. Я хочу, чтобы вы выросли  людьми смелыми умными и честными.

III) Учитель:

Окна квартиры №3 распахнуты настежь. И оттуда слышатся звонкие голоса. О чем они говорят?  Мы слова из русской речи, из родного языка.

 Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.

Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.

Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.

- Кто здесь живет? (Омонимы). Омонимам почтальон Печкин принес их любимый журнал «Мир».

Пользуясь словарем, определите его лексические значения. А теперь давайте заглянем в журнал «Мир», там много интересного.

                                                             Юмореска.

Это было давно. Путник тащился по пустыне 6 суток. Ему очень хотелось пить. То и дело мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки  к небу, стал взывать  к всевышнему:

-О всемилостивый! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный.

Задание:

-Объясните, почему произошла ошибка.

IV) Учитель:

А в квартире №4 живет мальчик Петя. Попробуйте по его мимике, жестам определить, что это за слова?

Водить за нос

Сесть в голошу

Засучив рукава

Сердце разрывается

Конечно, это фразеологизмы! (Печкин вручает пакет с заданием)

Задание:

 Помогите Пете вспомнить фразеологизмы обороты со словом «рука»?:

Не работать-

Легко сделать-

Наказать-

Неустанно работать-

Передать непосредственно-

Очень плохо-

Слова для справок: из рук в руки, валится из рук, из рук вон плохо, взять голыми руками, не покладая рук, дать по рукам.

V) Учитель:

 Пять рабочих ставят дом.

Ставит опыт агроном,

он растит такую рожь-

с головой в нее уйдешь.

Ставит фильмы режиссер,

Снял он сказку «Колобок»,

Чтобы ты увидеть мог.

Мама ставит пироги

Подойди и помоги.

А диагноз ставит врач:

«Просто насморк. Спи, не плачь!»

А если кончился рассказ,

Ставить  точку в самый раз.

Кто живет в квартире №5 . (Однозначные и  многозначные слова) (Печкин вручает пакет с заданием)

Задание:

А теперь отгадайте загадки:

1.Они обычно для шитья;

И у ежа их видел я;

Бывают на сосне, на елке,

А называются - (Иголки)

2.В тетради я бываю

Косая и прямая;

В другом своем значении

Я планка для черчения.

И наконец, порою

В шеренгу вас построю.(Линейка)

3.Какой иглой не сошьешь рубахи?

4.Какой рукав нельзя пришить?

5.Из какого полотна нельзя сшить платья?

6.На каких полях не пашут и не сеют?

  VI) Учитель:

В теремке над самой крышей находится мансарда.(Найдите значение этого слова в толковом словаре). Там идет заседание Общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова: пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые вещие. Эти «слова» умеют плакать и смеяться, молить и заклинать, и, словно сердце кровью обливается, и равнодушно холодом дышать,- Я.Козловский. Что это за слова? (Слова в прямом и переносном значении) (Печкин вручает им пакет)

Задание:

Составьте словосочетания, используя слова в прямом и переносном значение: горький, холодный, дышит, злой, тяжелый.

Итог урока: подвожу в форме лексического диктанта:

  1. Все слова языка (лексика)
  2. Словарный запас одного человека (лексикон)
  3. Раздел лексики, лингвистики, изучающий лексику (лексикология)
  4. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию (омонимы)
  5. Слова одинаковые по лексическому значению, но разные по написанию и звучанию (синонимы)

Заключение и домашнее задание:

Опустел наш терем-теремок, загрустил почтальон Печкин, потому что опустела его сумка. Давайте ее снова наполним. Жители этого теремка, напишите сочинение-миниатюру на тему: «Пришла волшебница-зима». Это ваше домашнее задание. Используйте при выполнении ДЗ лексические средства  выразительности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...